Интеллектуальная игра для обучающихся 3 класса «Цветик – семицветик»
план-конспект урока по теме

Медведева Фаина Алексеевна

Цель занятия : Формирование  умения применять знания в нестандартной ситуации.

Задачи:  Работать в группе. Способствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса

Развивать мыслительную деятельность, внимание, интеллектуальные умения, корригировать речь, переключаемость, побуждать к развитию познавательных интересов. Интеллектуальному развитию

Воспитывать культуру общения на занятии, чувство дружбы и  ответственности, взаимопомощи, экологическую культуру, любовь к родному краю, желание беречь природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc363 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра.

«Цветик – семицветик»

Цель:

            Формирование  умения применять знания в нестандартной ситуации.

Задачи:  Работать в группе. Способствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса.

           Развивать мыслительную деятельность, внимание, интеллектуальные умения, корригировать речь, переключаемость, побуждать к развитию познавательных интересов. Интеллектуальному развитию

           Воспитывать культуру общения на занятии, чувство дружбы и  ответственности, взаимопомощи, экологическую культуру, любовь к родному краю, желание беречь природу.

Оборудование:

1.Рамашка – семицветик для на каждой команды, выполненная из бумаги. Лепестки воткнуты в жёлтую сердцевину. На обратную сторону сердцевины приклеены по одному цветному  снимку: у 1 команды -  дрофа, 2 команды - венерин башмачок.

2.  Косынки  для одной команды - жёлтые, для другой - зелёные.

     Команда  - «Жёлтых», команда -  «Зелёных».

3. На доске жёлтый круг, на обратной стороне приклеена  цветная картинка снежного барса.

4. Музыкальные 2 физминутки.

5.Материал для интеллектуальной игры из русского языка,  окружающего мира..

6.Из красного картона – жетоны-костерочки.

7.Листочки, карандаши для каждого участника..

8.Музыка «Лошадка».

9.Презентация.

                                                               Ход игры.

Играет тихо музыка

 Организационный момент.

Ученики заходят под музыку и выбирают по очереди для себя галстук жёлтый или зелёный. Рассаживаются по командам: «Жёлтых», «Зелёных». На столах лежит  цветик-семицветик.

 Учитель:

Добрый день, ребята. У нас с вами гости. Посмотрите вокруг, поздоровайтесь. Возьмите галстуки и разделитесь на группы по цвету галстуков. Пожалуйста, рассаживайтесь по группам. Узнайте, из какой сказки слова. : «Лети, лети, липесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я, что ты исполнишь все желания мои! (В.Катаев. «Цветик - семицветик »

           Именно так и называется наша игра «Цветик – семицветик » Вы  помните, что там был волшебный цветок, который  исполняет все желания. Вот и у вас на столе такой же цветик  - семицветик, который поможет открыть  сердце заколдованного цветка на зелёном лугу.

-----  Для тог, чтобы решать умные заданья

  Всем командам надо дать весенние названья.

Предлагаю выбрать название для своих команд и определить капитанов.    ( Дети выбирают отличительный знак – галстук, повязывают выбранные галстуки. 1 минута дается для выбора названия и  капитана)

    Сегодня    у вас  будет возможность посоревноваться в эрудиции, показать свои знания в разных науках,  поболеть   и порадоваться за тех  ребят, кто будет впереди, поддержать тех, кто немного отстанет, растеряется, но самое главное пожелание - получить от игры радость. 

Музыкальная заставка.

Учитель:

Кто победит, кто проиграет,

Нас эта тайна донимает.   Подготовьте взаимное приветствие. За приветствие получите маленький костерок  - символ доброго отношения и  теплоты.

Команда «Зелёных»:    Пусть трудности вам  не помеха,

                                          Мы вам желаем всем успеха.

 Команда «Жёлтых»: Цветик -  семицветик   подарит

                                     Победу игрокам.

                                    А дружба и удача

                                    Пусть  в игре помогут вам.

                           

 

1.Разминка.  (Вопросы задаю по очереди)  

1.Трава от 99 болезней. (Зверобой).

 2.Слепыми или зрячими родятся зайцы (зрячими).

3.Кто может пить ногой (Лягушка).

4.Кто собирает яблоки спиной (Еж).

5.Пингвин – птица или нет (Птица).

6.Разноцветные грибы (Сыроежки).

7.Какая ягода бывает черной, красной, белой (Смородина)

8.У кого каждый день растут зубы (Бобер, заяц).

9.У какого дерева ствол белый (Береза).

     10.Кто спит вниз головой (Летучая мышь).

11.Когда чаще всего бывает первая гроза (В мае).

12.Что случается с пчелой после того, как она ужалит (Умирает)

13.Какое дерево весной дятла поит (Береза

14.Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда (Кукушка).

15.Название, какого растения говорит, где оно живет (Подорожник)

 16.Перед какой погодой птицы перестают петь (Перед дождливой).

17.Какая птица в мире самая большая (Страус).

18.Что теряет лось каждую зиму (Рога)

 19.Сколько ног у паука (8)

20.Какими грибами лечатся лоси (Мухомором)

21.Кровожадный хищник наших лесов (Волк)

22.Дерево- символ нашей Родины ( Берёза)

(Получают костерки)

 Музыкальная заставка.

          Начинается игра! На зелёном лугу заколдованный цветок.  На столах  волшебный семицветик. Он исполнит желания – раскрыть сердце  заколдованного цветка. Оно откроется, если в  работе будет между вами царить  дружба,  взаимопомощь и уважение друг к  другу.  В игре задания из разных наук.

 

 

 Из науки русского языка

2. ( Выполняют по кадру в  презентации)

   Найдите  четвёртое лишнее слово:

«Зелёным»:

Работать – быстро, издалека, плохо, много.

Писать -  аккуратно, чисто, громко, разборчиво.

Играть – весело, пешком, долго, дружно.

«Жёлтым»:

Сказать – вежливо, ощупью, громко, правильно.

Читать – Быстро, вслух, вручную, выразительно.

Спать – крепко, скоро, долго, спокойно.

(Прикрепляют липесток, получают костерок)

Все: Лети, лети, липесток через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я что ты исполнишь все желания мои!

3.     (На доске  двум командам приготовлены на полосках цветной бумаги  незаконченные предложения  и  отдельные слова. Дети выходят к доске и выбирают  подходящие слова, вставляя в предложения.)

       Графическая эстафета: вставить подходящее подлежащее (команда выполняет по «цепочке», проверяют вместе). Кто выполнит правильно и быстро – имеет право выложить липесток и взять костерок.

«Зелёным»

1.Дует холодный северный …………………….  .  

           

2.Белые ………………………. падают на землю.

3. В лесу  прыгает с ветки на ветку  пушистая …………………….  .

4.Под сосной в сугробе спрятался трусливый …………………….   .

5. Его ищет по всему лесу хитрая ………………………  .

6.Ночью раздаётся протяжный волчий …………………..   .

7.Наступила настоящая ………………………..   .

(Ветер, снежинки, белка, заяц, лиса, вой, зима.)

«Жёлтым»

1. Начинает пригревать землю весеннее …………………………    .

2. Даже в садах и парках быстро тает …………………………  .

3.На проталинах зазеленела  зелёная ……………………. .

4.На деревьях начинают набухать  ……………………….   .

5.Звонко чирикают неугомонные …………………………   .

6.Разбрызгивая лужи, мчатся ………………………….  .

7.Наконец и в наш город пришла долгожданная ……………………. .

(Солнышко, снег, травка,  почки,  воробьи, машины,  весна)

(Прикрепляют липесток, получают костерок)

Все: Лети, лети, липесток через запад на восток, через север , через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я что ты исполнишь все желания мои!

4.         (Выполняют на карточках)

   Найди и докажи!   Среди  четырёх групп найдите предложения и докажите.

«Зелёным»

1.   Однажды поздним осенним вечером.

     2.    Расцвела под моим окном душистая сирень.

     3.В, бушевала, день, лесу, целый гроза.

     4.Грачи слетелись на вспаханное поле.

«Жёлтым»

  1.  В нашей реке водятся ленки и таймени.

  1. Из, высоко, дым, небо, трубы,  в,  поднимается.

     3.  Завтра мы рано утром   вчетвером.

4.Ребята читали интересный рассказ

(Прикрепляют липесток, получают костерок)

Все: Лети, лети, липесток через запад на восток, через север , через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я что ты исполнишь все желания мои!

---------ФИЗМИНУТКА.   Пришло время отдохнуть. Глядя на экран, повторяйте под музыку движения.

«Зелёным»:

        Лягушка, лошадь, грач, утка, кукушка, пила, автомобиль.

      «Жёлтым»:

       Осёл, корова, свинья, ворона , петух, молоток, ружьё.

5.         (Работают по кадру и по карточкам) 

Ответь на поставленный вопрос правильно.

  - Когда данный вам  результат сложения будет  считаться правильным?

         - Когда данный результат сложения будет считаться не правильным?

   

 «Зелёным» и «Жёлтым»

                                                                                                           

 Сто   сорок   и   сто   сорок    будет   двести     сорок.

                                                                                                   

Сто   сорок   и   сто   сорок    будет   двести     сорок.

(Прикрепляют липесток, получают костерок)

Все: Лети, лети, липесток через запад на восток, через север , через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я что ты исполнишь все желания мои!

6.   (Работают по карточкам)

 Оживите  гласные, вставь согласные так, чтобы    получилось слово.  

 «Зелёным»                                         

 -----О -----А

     

 -----Е------О

     

 -----И-----О          

-----Е------А            

---- О------О----А  

-----О-----О----О    

     

-----А----А-----А            

«Жёлтым»

 

 -----О -----А      

 -----Е------О    

                                             

 -----И-----О          

-----Е------А  

---- О------О----А  

-----О-----О----О    

-----А----А-----А      

(Прикрепляют липесток, получают костерок)

Все: Лети, лети, липесток через запад на восток, через север , через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я что ты исполнишь все желания мои!

Из науки биологии

(У каждого ребёнка на столе текст. Читает учитель. Слушают, следят по тексту и  отмечают ошибки)

------Узнаем, кто самый внимательный из вас. Я читаю текст, вы следите за мной по тексту и подчёркиваете ошибки , в поведении школьников.

7. Прочитайте  рассказ, и   подчеркни ошибки, совершённые школьниками.

      За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Наталья Ивановна. Но мы решили всё же ехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, не забыли и магнитофон.

          Весёлой музыкой  мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась.  Знакомая дорога привела нас к берёзовой  роще.  По дороге  нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, сыроежки. Вот это урожай!  Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

          Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи, Петя  повыбрасывал банки и полиэтиленовые  мешки, сказав, «Микробы всё равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали в руках тёплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце всё выше поднималось над горизонтом. Становилось всё жарче.  На лесной опушке мы нашли маленького ёжика.  Решив, что мать его бросила,  взяли его с собой в школьный живой уголок. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Максим решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал  ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы с удовольствием  обсасывали муравьиные палочки.

                     Постепенно начали набегать тучи, стало темно, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл сильный дождь. Но нам было уже не страшно -  мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под  ним.

           Оживлённые мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперёк поползла змея.  «Это гадюка!» - закричала Маша и ударила её палкой. Мы подошли ближе и увидели на затылке два жёлтых пятнышка.  «Это уж», - тихо сказала Маша.

         С охапкой луговых цветов мы пошли к станции. Через час уже  поезд подходил к   окраинам города.  Весело прошёл день! 

 

1. Решили всё же ехать в лес сами.

2. Весёлой музыкой  мы оповестили лес

3. срезал,  вырывал,  сбивали палками.

4. наломали веток

    5. повыбрасывал банки и полиэтиленовые  мешки.

    6. Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье.

    7. Подержали в руках тёплые  яички птицы.

     8. Ёжика взяли домой.

     9. Протыкать весь муравейник палочками.

   10.У  одиноко стоящего дерева и прятаться.

   11. Ударила палкой змею.

   12 охапкой луговых цветов  пошли.

(Прикрепляют липесток, получают костерок)

Все: Лети, лети, липесток через запад на восток, через север , через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я что ты исполнишь все желания мои!

Из науки математики.

8.     «Зелёным»        

           Переложи три палочки так, чтобы получилось 5 квадратов.  (костерочек)

 1.Летят утки в ряд. Пятая утка по середине. Сколько всего уток?

2.Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф играли в шашки. Всего было сыграно три партии.  Сколько партий сыграл каждый?

3. На заборе сидело 8 птиц. Две сороки, воробей, да шмель улетели. Сколько птиц осталось?

«Жёлтым»

Снять три палочки так, чтобы получилось три равных квадрата.

1.Летят утки в ряд. Пятая утка по середине. Сколько всего уток?

2.Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф играли в шашки. Всего было сыграно три партии.  Сколько партий сыграл каждый?

3. На заборе сидело 8 птиц. Две сороки, воробей, да шмель улетели. Сколько птиц осталось?

(Прикрепляют липесток, получают костерок)

Все: Лети, лети, липесток через запад на восток, через север , через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я что ты исполнишь все желания мои!

Из науки  литературы.

9.     Соотнести цифры и буквы. Расшифруете  очень полезный совет.

   

9

20

13

2

17

5

16

20

10

8

12

1

3

23

18

22

7

15

6

19

4

21

11

24

14

Е

Д

Д

И

Й

Г

А

У

П

Н

Е

Н

К

Й

Д

Е

А

В

Д

Р

О

З

Р

Е

А

(Прикрепляют липесток, получают костерок)

Все: Лети, лети, липесток через запад на восток, через север , через юг, возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли, быть по- моему вели. Знаю я что ты исполнишь все желания мои!


Задания выполнили и цветок откроет нам своё сердце.

Снежный барс (ИРБИС)


          С   кошками барса роднит  узор  на  голове,  манера  держать хвост, когда животное спокойно.
  Умеет мурлыкать.   Самцы   обычно крупнее, массивнее, крепче самок,

   весят от 65 до  75 кг.  

            Длина тела  - до 2,1 м.  хвост  толстый,  покрытый  густой  шерстью. Туловище  тоже покрыто  длинной шерстью,  на вид  она грязновато-дымчатая.  Чтобы  не  замерзнуть  среди  своих снегов барсу пришлось  обзавестись густым  длинным подшерстком.

        Голова   же  барса    кажется небольшой  и  довольно  изящной.  Ее украшают маленькие, целиком черные  пятна.  Пятна  на  туловище    черно-серые.  Нижняя сторона  туловища,  а  также  внутренняя  часть  ног  белые.

           Зрачок круглый.  Зрение  острое,  хорошо  развитое,  да  и  другие  органы чувств отменно служат  барсу. Когда  на душе  у этой  «кошечки» хорошо, она,  как  и  домашние  любимцы,  мурлычет. Рычать он тоже может, только рычит хозяин снегов негромко.

        Встречается  ирбис   в  горах    Памира,   Тянь-Шаня,  Алтая, Саянских гор.
  В теплую  погоду забирается  даже под  «крышу мира» -  на 6000  метров. Живет  и в  густых зарослях кустарника (рододендрон), и  на горных  равнинах, где  растительности почти нет.

           На человека  не нападают,  но, если  доведется, смело отбивается от него. Впрочем,  это мало помогает.  
    В погоне за  ценным мехом люди могут истребить этого прекрасного  зверя, хотя его давно охраняет закон.
Снежный барс обитает в горах . Встречается редко.  Охотится на копытных, ловит зайцев, сурков. Логово устраивает в пещерах либо труднодоступных ущельях. За добычей выходит в сумерки и ночью.    

  Это крупный, сильный зверь. Снежный барс выделяется длинной, густой и мягкой шерстью, но, несмотря на пышность меха, выглядит стройным, изящным зверем

Ирбис - высокогорный зверь. Летом он населяет  луга в горах Казахстана, Киргизии, Таджикистана, в России - Алтая и доходит до границы вечных снегов. Его следы неоднократно отмечали на высоте 5000 м над уровнем моря. Он обитает в скалистых местах, среди каменистых россыпей, обрывистых ущелий. На высокогорных высокогорных лугах ирбис летом охотится на  сибирских горных козлов. Изредка охотится на горных баранов, косуль, молодых кабанов. Зимой ирбис охотится  и  за другими копытными.

Для устройства логова ирбисы выбирают пещеры, расщелины, нагромождения скал. В логовах проводят большую часть светлого времени суток. Охотятся они в вечерних сумерках и утром на рассвете. Занесён в красную книгу.

        В настоящее время снежный барс - пределах России встречается в Алтайском и Красноярском краях и в Туве. Обитает в Саяношушенсвком заповеднике.

        Заходы барса в Восточный Саян объясняют обилием в этом районе северных оленей и маралов . В верховья Абакана , в Западных Саянах.

         У снежного барса рождается в среднем – два котёнка. Родители слабо защищают потомство. Половая зрелость наступает на втором-третьем году жизни, самка щенится не каждый год. Кроме того, барс плохо приспособлен к передвижению по высокому, рыхлому снежному покрову. Снежный барс - зверь малоосторожный, доверчивый; заметив преследование, не спешит укрыться или уйти от собак. Все это затрудняет восстановление популяции снежных барсов и их охрану.



Дрофа – редкая птица, которая своей внешностью напоминает некрупного страуса. Распространены дрофы главным образом  степных районах.  Нередко селится на пашнях, пастбищах и других территориях, используемых в сельском хозяйстве.  Дрофа стала крайне редким видом, исчезающим в дикой природе. По причине этого в настоящий момент дрофа внесена в состав Красной книги, созданной Международным Союзом охраны природы, а также в Красные книги всех стран, где обитает дрофа.

Ранней весной и поздней осенью, когда идут дожди, а вечерами в это время  заморозки, для этих птиц приходит самое тяжёлое время. Они сильно намокают, становятся малоподвижными ,а для людей становятся лёгкой добычей.

Описание.

Дрофа – очень крупная птица, телосложение ее массивное, грудная клетка широкая, а шея толстая. Самцы по размеру сходны с домашним индюком, при этом они почти в два раза тяжелее самок. Вес их составляет около 16 кг, а длина до 105 см.  У птицы довольно длинные крылья, они очень широкие и имеют размах 200-260 см. Также достаточно.  Птица обычно молчаливая. Сезонной линьки не бывает.


 

Венерин башмачок настоящий  - красивейший цветок. Эти оригинальный и редкий цветок и прозвища имеет не менее интересные — «Венерины башмачки», «туфельки Венеры», «башмачки леди», «цветки-мокасины», «барышня в шляпке», «зозулька» и, как ни странно, «Адамова головка». Наименования эти связаны с необычной формой цветка — один из лепестков имеет форму туфельки.

Мифология связывает этот внешний вид с такой историей. Во время грозы крестьянин нашёл в грязи башмачок богини Венеры. Как только он взял его в руки, тот сразу же превратился в цветок, у которого один из лепестков сохранил форму туфельки, а прочие остались немного запятнанными.

     Несмотря на редкость, венерин башмачок, при большой доле удачи, можно найти по всей Европе — в том числе и в России, у нас в окрестностях Саяногорска. Однако красота цветка сделала его желанной добычей при сборе в  букетов. Из семени во взрослое растение  вырастает только на 18 год. Поэтому в густонаселённых районах он практически не встречается. В связи с этим он занесён в Красную книгу.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра в 6 классе "Цветик-семицветик".

Занятие направлено на закрепление знаний учащихся по темам «Семья», «Еда», «Дом» и др....

Разработка урока для 2 класса ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК

Урок-обобщение  проводится в виде соревнования между командами...

"Школа фиксиков" интеллектуальная игра для обучающихся 3-ьих классов (финал)

"Школа фиксиков" - финальная игра позволяет в игровой форме выявить самую эрудированную команду горада Балашова и Балашовского района. Команде присваивается почетное звание "Всезнайки-2015"....

Интеллектуальная игра с обучающимися 5-6 классов "Что? Где? Когда?"

Конспект интегрированного мероприятия  (закрепление и обощение учебной программы с общей осведомленностью детей) для проведения интеллектуальной игры с воспитанниками школы-интерната....

Мастер-класс "Цветик-семицветик"

Данный мастер-класс доступен для детей с 6 лет и старше....

Брейн – ринг «Знаем ли мы Правила Дорожного движения?» (Интеллектуальная игра для обучающихся 2- 4 классов)

Цель:- популяризация знаний и привлечение внимания детей к изучению Правил дорожного движения.Задачи:- закрепление навыков безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах;- развитие речевой и мысли...

конспект мастер-класса "Цветик - семицветик"

план-конспект занятия для педагого дополнительного образования, воспитателей ДОУ, родителей...