доклад Оптимизация образовательного процесса через формирование ключевых компетенций в воспитании
статья по теме

Шарифуллина Надежда Ивановна

 

Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А.Коменского состоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «Я». Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными компетенциями:

·         познавательная компетенция

·         морально-нравстенная компетенция

·         творческая компетенция

·         коммуникативная компетенция

·         эстетическая компетенция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_optimizaciya_obrazovatelnogo_processa.rar687.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Красноярская основная школа» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Сообщение на тему:

«Оптимизация образовательного процесса через формирование ключевых компетенций в воспитании».

                                               Подготовила: учитель            

английского языка

 Н. И. Шарифуллина

2013 год.

     Обучение и воспитание… Эти понятия еще со времен Я.А.Коменского состоят в одном ряду неразлучной парой: учебно-воспитательный процесс, их связывают сотни, тысячи, а может быть, и больше зависимостей, причем достаточно сложных и неоднозначных. Чаще на педагогических советах обращаются к процессу обучения школьников, рассматривая закономерности этого процесса, принципы организации. Сегодня я предлагаю рассмотреть вопрос, связанный с воспитанием школьников.

     За последнее время процесс воспитания претерпел существенные изменения. В период социально-экономической перестройки общества школа вынуждена противопоставлять истинные ценности – ложным, гуманистические идеи – варварским, доброе – жестокому. 

     Основным объектом воспитательного процесса в школе является личность школьника как носителя социально ценностных отношений, как индивидуальность с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно проявляющее свое личностное «Я». Поворот школы к личности ребенка вынуждает искать методические решения, особенно в воспитательной работе.

     В обыденной речи мы часто употребляем такое понятие, как личность: личность учителя, личность ученика, творческая личность, личность ученика и т.п. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций, воображения, морально-этических ценностей).

     Термин «личность» (персон) взят из греческого языка, где обозначал маску, а позже роль артиста. Само происхождение понятия уже вкладывает в него особое содержание – взгляд на человека со стороны, его включенность в систему общечеловеческих отношений. Какой личностью станет ребенок, зависит от общества его культуры, системы воспитания и обучения.

     Личность определяется тем, (слайд 2)

  1. что она знает;
  2. что она ценит;
  3. что и как она созидает;
  4. с кем и как она общается;
  5. каковы ее эстетические потребности и как она их удовлетворяет.


     Личность ученика можно охарактеризовать пятью основными компетенциями(именно они играют основную роль и задают направление процессу воспитания личности): (слайд 3)

  1. познавательная компетенция
  2. морально-нравстенная компетенция
  3. творческая компетенция
  4. коммуникативная компетенция
  5. эстетическая компетенция

* Морально-нравственная компетенция (слайд 4) – определяется приобретенными нравственно-этическими нормами, жизненными целями, убеждениями, устремлениями. Реализуется в мировоззрении, мироустремлениях, мироощущении.

     Находясь, порой ближе всех к ребенку, нуждающемуся во внимании и участии взрослых, классный руководитель существенно влияет на отношение его воспитанника к Миру, к Человеку, к Себе. Формирование системы реальных отношений к этим главным ценностям жизни составляет суть нравственного воспитания, которое составляет значимую часть деятельности классного  руководителя.

     Я стараюсь проводить уроки нравственности, используя личностно-ориентированные технологии, нетрадиционные формы. Проведены классные часы, посвященные Дню интернационалистов,  Дню матери. Это самые настоящие уроки нравственности, где были поиски главных слов, обращенных к жителям нашего села, которые выполняли интернациональный долг в Афганистане и Чечне, Мамам, короткие письма мамам, замечательные стихи о маме. Эти классные часы не могли оставить спокойными ни одного участника этих мероприятий, не могли не всколыхнуть самые нежные, самые чистые чувства ребят, самое искреннее их желание стать заботливыми сыном и дочерью. (слайд 5)

     Позитивное отношение к ценности Семьи, одной из главных в жизни человека, формируется в каждом контакте школы с родителями. Укрепление этого взаимодействия, желание педагогов стать союзниками семьи и приобрести в лице родителей школьников единомышленников в формировании нравственных качеств ребенка. Это проведение лекториев для родителей, родительские собрания, индивидуальные беседы, посещение семей, проведение общешкольных и классных праздников чтобы родители были в курсе всех событий школьной жизни. Чем чаще они соприкасаются со школой, тем возрастает доверие к школе.

     Т.О. нравственное воспитание становится для школы поводом для размышления о целях и путях образования, а также средством для объединения всего коллектива в устремлении к развитию школы.

*Творческая компетенция (слайд 6)– определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении. 

     Задача школы – дать учащимся знания, развить их умения, организовать разнообразную деятельность, в том числе познавательную, сформировать у них творческое отношение к жизни, дать почувствовать радость самосовершенствования, понять, что человек – существо созидательное, наделенное способностью творить, наполняя пространство вокруг себя полезной деятельностью. Класс – это особая команда, в которой есть сильное ядро, включающее инициативных детей. Они обладают авторитетом, поэтому вокруг них создается «творческая зона», в которую попадают другие ученики. Класс принимает активное участие в различных мероприятиях: с ним легко организовать и общественные, и общешкольные творческие дела. Одним из таких творческих дел является подготовка к празднику.

     Праздники бывают разными: традиционными и неожиданными, общенародными и семейными, взрослыми и детскими. Праздник – это состояние души, единица счастья. Но ведь это состояние не возникает из ничего, оно всегда связано с нашей или чьей-то творческой деятельностью. Детский праздник в школе дает детям возможность проявить свои творческие способности, а учителю – лучше узнать воспитанников, ненавязчиво влиять на них в нужном направлении. В рассуждении о празднике ключевым является слово «радость». Состояние «ожидания успеха, радости»- явление уникальное, важное условие успешности праздника. Дети любят праздники за то, что они вызывают яркие эмоциональные переживания. Подготовка праздника – это большое и важное дело, коллективное и непременно творческое, требующее труда, выдумки и изобретательности взрослых и детей, - тогда он интересен всем. Вовлекая детей в подготовку праздника, мы учим их серьезно относиться к событиям общественной и коллективной жизни. А, кроме того, это помогает избежать огорчения и разочарования, если что-то не получится или пойдет не так, как было задумано. (слайд 7, 8)


     Очень важно, чтобы каждому ребенку нашлось место для проявления своих талантов, способностей. Если одни дети постоянно выступают в роли главных участников, а другие – только в роли зрителей, то это проводит незримую границу между ними. Дети любят быть в центре внимания. На празднике каждый ребенок должен почувствовать свою значимость и нужность. Что же дают нам эти радостные моменты нашей жизни? 

     Для детей – это развитие интереса к познанию, формирование социально-активной личности, реализация потребностей, талантов, интересов, скрытых возможностей, развитие творчества учащихся, самоутверждение. Для классного руководителя такие мероприятия позволяют лучше узнать своих воспитанников, расширять сферу неформального общения с детьми и их родителями.


Т.О., творческая компетенция  учащихсяся реализуется в деятельности и общении.

*Коммуникативная компетенция (слайд 9) – определяется общительностью, характером и прочностью контактов с другими людьми. Система правил «Десять заповедей успешного воспитания» (слайд 10):

  1. умей выслушать – ибо в идеях детей есть рациональное зерно. Найди его.
  2. не кричи. Не подавляй голосом – ибо твои авторитетные слова, сказанные тихо, будут быстрее услышаны.
  3. будь справедлива – ибо обиды больно ранят детскую душу.
  4. найди, за что похвалить – ибо доброе слово и кошке приятно.
  5. умей видеть положительные качества ученика – ибо хорошего в детях больше, чем плохого.
  6. зарази собственным примером – ибо кто-то должен быть паровозом.
  7. защищай своего ученика даже перед педагогами – ибо в негативных моментах есть свои причины.
  8. не ябедничай родителям по пустякам - ибо в собственном бессилии расписывается только слабак.
  9. поощряй инициативу учеников – ибо сделать все само невозможно.
  10. употребляй во время общения много ласковых слов – ибо педагог – мать от завтрака и до обеда.


     Т.О. коммуникативная компетенция  выражается в разнообразии социальных ролей, которые играет личность.


*Эстетическая компетенция (слайд 11) – определяется содержанием и интенсивностью потребностей в прекрасном. Реализуется в творчестве и в потреблении произведений искусств. Реализуется через посещение кружков по интересам в системе дополнительного образования, занятия в школе искусств, посещение музеев, театров (слайд 12). Проведение классных часов по эстетическому развитию. Участие учащихся в различных школьных, районных, региональных и всероссийских конкурсах (слайд13). Все это развивает в ребенке эстетичность, чувство к прекрасному.

     Хочется закончить мое выступление  о воспитании личности словами (слайд 14) В.А.Сухомлинского: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добром и веселым звоном».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках а...

План самообразования "Формирование ключевых компетенций обучающихся через применение ИКТ в образовательном процессе"

Цель: через систему работы по самообразованию учителя - создать условия для самореализации личности ученика с учётом возможностей, склонностей, способностей и интересов для раскрытия её нравственного ...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...

Роль современных образовательных технологий в формирования ключевых компетенций

Представлены возможности проектного метода как ведущей технологии в целях  формировании ключевых компетенций...

Открытое внеурочное занятие в рамках стажёрской практики по теме «Оптимизация образовательного процесса через интегрированную модель учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования» "Шаг в профессию"

laquo;Влияние культурно-исторического наследия на воспитание подрастающего поколения – как основа информационно-насыщенной социокультурной образовательной среды школы»...