Главные вкладки

    Человек. Личность. Гражданин.
    классный час (9 класс) на тему

    Собянина Галина Александровна

    Уважение к себе и окружающим, расширение понятий "Человек, личность, гражданин". Об этом кл.час в 9 классе, на котором можно поработать в группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chelovek.lichnost.rar505.92 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         Собянина Г.А.

    Классный час

    «ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН»

    9 класс

    Цели: воспитывать уважение к себе, к другим людям, формировать гражданскую позицию.

    Оборудование: листы ватмана для работы групп , листы для мозгового штурма на тему «Социальные роли человека», раздаточный материал к кроссворду , ручки.

    Ход классного часа

    I. Организационный  момент.         (слайд 1)

           

     Все ученики рассаживаются группами. На экране проектора – тема классного часа.

            Классный руководитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и т. д.. Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же волнуют нас. Известно: сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию в этом вопросе.

    Живя в двадцатом  первом веке

    В отечестве своем,

    Хочу о человеке

    Поговорить простом.

    Раскрыв листы газеты,

    Раздумываю зло:

    Определенье это

    Откудова пришло?

            Человек уже рождается человеком! Банальная истина?!

    II. Работа с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность», «я».

            

     Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?

    Ну, во-первых…(схема – слайд 2)

            Все эти понятия относятся к каждому человеку. Попробуем разобраться сначала с понятиями «индивид», «организм», «индивидуальность» и «я». На столе у каждой группы находятся: лист ватмана с одним из этих понятий и карточки  в конверте. За 5 минут каждой группе необходимо выбрать и приклеить на ватман карточки, которые подходят к данному понятию. После окончания работы каждой группе необходимо вывесить на доску свой ватман по соответствующим названием и объяснить, почему взяты именно эти карточки.

            1-я группа. Человек-индивид.

    Homo sapiens, единичное, природное существо, принадлежность к роду человеческому.

            2-я группа. Человек-организм.

    Голова, руки, ноги, сердце, система кровообращения.

            3-я группа. Человек-индивидуальность.

    Рост, вес, голос, почерк, походка, внешность.

            4-я группа. Человек – «я»

    Реальное представление о себе самом, самоуважение. Себялюбие, завоевание симпатий, каким хочет быть, каким хочет казаться окружающим.

            (Командиры групп объясняют, почему они выбрали именно эти понятия).

    - Спасибо всем группам. Переходим к следующей части нашего классного часа.

    III. Выяснение социальных ролей человека.

             

    Продолжим работу по углублению и расширению наших представлений о человеке. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества. Общество – это все человечество в его истории и перспективе. В обществе между людьми складываются отношения. В разных жизненных ситуациях один и то же человек играет в обществе разные социальные роли.

            Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас мы предпримем «мозговой штурм» Предлагаю вам в течение 1 минуты, не совещаясь, написать, в какой социальной роли вы выступаете в разных жизненных обстоятельствах.

    Что такое  «социальная роль»?  — это совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции (например, позиции семьянина, собственника квартиры, потребителя электроэнергии, избирателя на выборах представительского органа власти и т. п.). Что представляют собой упомянутые в определении требования? Это могут быть предписания, пожелания, ожидания соответствующего поведения. Иными словами: что нужно делать человеку в определенной роли («социальные функции»), как он в этой роли должен себя вести («образцы поведения»), чего от него ждут?

    Обычно называют роли ученика,  сына (дочери), брата (сестры), но не всегда — роли покупателя, пациента поликлиники и т. п. К числу типичных ролей личности учитель может отнести роли труженика,  собственника, потребителя, гражданина, семьянина.

            Опишите свое социальное «я»

            «Мозговой штурм» (1мин.). Обсуждение ответов.

    Классный руководитель. Мы назвали далеко не все социальные роли. Большинство из нас выступают в одинаковых социальных ролях. Но каждый выделяется из группы людей своей неповторимостью, своими индивидуальными качествами.

    Рождаясь, ребёнок становится индивидом, имеющим большие возможности. Немного положительных эмоций. Какой он маленький индивид?  (Слайд 3-9)

    Итак, обладая рядом возможностей, ребёнок хочет их реализовать, стать личностью.

    IV. Работа над понятием «личность».

    - …Будь с людьми.

    И сказать тут вправе я:

    Радость – в складчину,

    Горе – в складчину.

    Чтоб не съело душу тщеславие,

    Как съедает железо ржавчина.

    Чтоб не вымерзли твои помыслы,

    Будто лужи при первом заморозке,

    Будь с людьми.

    Так с нивой цвесть колосу,

    Так с волнами волне плыть взаплески.

    Никого бедой не испытывай,

    Рядом с горем не празднуй оргий,

    На чужой урожай не рассчитывай,

    Сам паши, сам и сей,

    Сорняки сам выдергивай.

    И ни облачка опасения,

    И любая напасть развеется,

    Как листва на ветру осенняя…

                                                                                                                        (слайд 10)

    Что же такое личность? В обыденной речи мы часто употребляем это понятие: личность ученика, творческая личность и т.д. Говоря о личности вообще, мы подразумеваем некоторое своеобразие поведения, оригинальность мышления, богатство внутреннего мира (чувств, эмоций),  что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли твердо держать свое слово, самостоятелен или податлив чужой воле.  Человек и личность – это не синонимы. Человек может быть еще не личностью (например, новорожденный), но личность – это всегда человек, и личностью не может быть никто, кроме человека. Личность неповторима так же, как и внешние параметры каждого человека. Личность – это человек как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся.

            В зависимости от многих жизненных обстоятельств человек может стать цельной, уважаемой в обществе личностью, а может ею и не стать. Какими же качествами должен обладать человек, которого можно назвать цельной, гармоничной личностью? На этот вопрос вам поможет ответить литературный кроссворд.

            Возьмите, пожалуйста, кроссворды и заполните их в течении 5 минут.

     (Группы заполняют).                                                                        (слайд 11-12)

            

    Вопросы к кроссворду:

    1. «Ум легкомыслен и упорен.

    В сужденьях скор и слишком смел.

    Нет, человек не так-то бел,

    Да и опять, не так-то черен…»

    1. «Если люди тебя уважают,

    Часто просят дать им совет,

    И тебя очень многие знают,

    Значит, завоевал…»

    1. «Цель творчества – самоотдача,

    А не шумиха, не успех.

    Позорно, ничего не знача,

    Быть притчей на устах у всех…»

    1. «Владеет тот собой среди толпы смятенной,

    Ответственность несет всегда за тех,

    Кто верит вновь, наперекор Вселенной,

    В себя и в свой в делах успех…»

    1. «Сравнима любовь твоя

    С чем в настоящем?

    Сравнима с огнем она,

    Вечно горящим…»

    1. «Можно жить безмятежно, условясь

    Зло считать для удобства добром.

    Но что делать тому, чья совесть

    Все нежданно поставит ребром?...»

    1. «Оттенков множество для глаз:

    Нет в людях краски безусловной,

    Добра не чужд иной виновный,

    И праведник грешит сто раз…»

    1. «Всегда бывает счастлив тот человек,

    Кто цель благородную в жизни поставит.

    Кто живет для людей свой недолгий век,

    Тот след глубокий на земле оставит…»

            1

                                     

    2

    3

            5

    6

    7

            8

    (После заполнения кроссворда)

    Согласны ли вы, что именно эти черты присущи цельной, гармоничной личности? Особым авторитетом пользуются люди, которые отказываются от своих интересов ради общества, ради других людей, проявляют целеустремленность и силу духа. Таких людей называют сильными людьми, сильными личностями. Именно благодаря им происходит развитие общества. И не всегда сильными личностями являются люди известные.

    В одном из рассказов писателя Василия Шукшина выведен образ деревенского парня Пашки. Все знали о его несерьезном характере. Иначе как “балаболкой” и не называли. Но вот на автостоянке загорелся бензовоз. Минута - и рванет. Все кинулись врассыпную. А Пашка - за руль полыхающего чудовища и к реке. Едва успел прыгнуть с подножки. А бензовоз прямо с обрыва. В больнице, с головы до ног закованный в гипс, Павел опять балагурит: мол, в космос запускали, пришлось прыгать, а парашют не раскрылся… Незатейливая история, рассказанная писателем - выдающимся Гражданином. Она повествует о людях, в чьих сердцах живет любовь к человеку, к своему дому, краю, Родине.

    Также в Сталинские времена были личности, которых не сломили тюрьмы и лагеря, которые выдержали все испытания, не придали своих товарищей, оставались верными своим идеалам, ценностям, принципам, не открещивались от своих поступков, не изменили себе.

            Каждый из нас – личность, каждому присущи свои положительные качества, и если бы каждый смог применить их в полной мере, то наше общество усовершенствовалось бы в нравственном отношении.

    V. Работа над понятием «гражданин».

    - Молодость! Возьми с собой в дорогу

    Самую заветную мечту,

    За людей душевную тревогу,

    Сердца жар и мыслей красоту,

    Мудрость чувства,

    Стойкость в бурях жизни,

    Мужество во всем и до конца,

    Верность другу,

    Преданность отчизне,

    Имя гражданина и борца.                                                            (слайд 13)

    Понятия личность и гражданин неразрывно связаны.

    Гражданин – это человек, обладающий гражданскими правами и обязанностями. Слово «гражданин» употребляется в различных смыслах: во-первых, это житель какой-то страны, имеющий право гражданства. Во-вторых, начиная с античных времен и до наших дней, оно имеет и более глубокий смысл, связанный с правами человека, его свободой и ответственностью. В Древней Греции быть гражданами могли немногие, это было почетно. Гражданином называли не всякого свободного человека, не говоря уже о рабах. Гражданин обладал важными правами как в личной, так и в политической жизни. Но у него были и серьезные обязанности: прежде всего соблюдать законы и защищать отечество.

            Кто же такой гражданин сегодня в нашей стране?

    Из сочинения одного из учащихся:

    Гражданин – это тот, кто готов разделить ответственность за страну и готов на жертвы ради общих интересов. Это…

    Г – горячо любит свою Родину;

    Р – радуется её успехам;

    Ж – желает сохранить мир;

    Д – дорожит именем «россиянин»;

    А – адаптируется в социальной среде, принимает её законы и осознанно отстаивает свои взгляды;

    Н – нуждается в поддержке и защите государства;

    И – использует свои силы для процветания страны;

    Н – находит пути собственного становления как личности.

            Это человек, имеющий права и обязанности, соблюдающий закон и отвечающий за свои поступки. Каждый человек нашего общества должен иметь свою гражданскую позицию. А гражданская позиция невозможна без политической, нравственной и правовой культуры. Я хочу предложить вам несколько ситуаций, которые нужно убедить с точки зрения гражданской позиции всех действующих лиц и вас.

            Ситуация 1. Учитель обсуждает с учеником вопрос о его курении за пределами школы.

    Вопросы:

    1. Личное ли это дело каждого? Почему?

    2. Имеет ли человек право курить в общественном месте? Почему?

    3. Наносит ли вред окружающим и себе? Почему?

    4. Какую гражданскую позицию такой человек занимает? Какие законы, права нарушает?

    5. Какой вред он наносит государству?

    6. Какой должна быть гражданская позиция в этом вопросе?

    Ситуация 2. Двое учеников во время перемены о чем-то беседуют. Один раскачивается на учительском стуле и ломает его. Друзья договариваются никому об этом не говорить. Учитель замечает, что стул сломан, начинает расспрашивать о случившемся. Не добившись ответа от класса, собирает деньги на новый стул.

    Вопросы:

    1. Имел ли ученик право брать стул учителя? Почему?

    2. Какое право здесь нарушено (Право неприкосновенности чужой собственности)

    3. Должен ли человек, ели он добропорядочный гражданин, сознаться в содеянном? Если должен, то как и с какими последствиями?

            - Как мы видим, на этом простом примере, наказывается не один человек, а весь класс. Получается наказание невиновных. Способно ли оно побудить совесть в том, кто сломал стул?

            Какое отношение будет к этому человеку в классе, если одноклассники потом все-таки узнают, кто истинный виновник?

            Что должен сделать данный школьник, чтобы исправить сложившееся положение?

    VI. Заключение.

            Заканчивая эту часть классного часа, я надеюсь, что наш разговор о гражданской позиции каждого школьника не окончен и вы еще не раз задумаетесь над этим, оказавшись в других, скорее всего более сложных ситуациях. И пусть каждый из вас выберет правильное решение. Пусть задает себе такие вопросы:

            Зачем любить и ненавидеть?

            Растить цветы и звезды видеть?

            Зачем терять, зачем искать,

            Зачем былое вспоминать?

    <…>

            В чем смысл жизни заключен?

            В чем заключен ее закон?

            И не дает покоя мне,

            Моей недетской голове,

            Один-единственный вопрос:

            Зачем родился я и рос?                                            (слайд 14)

    Подведение итогов.        

    Задумайтесь и сделайте правильный вывод. Хотелось, чтобы вы выросли людьми достойными,  достойными личностями гражданами своей Родины.

    Прошу дописать незаконченные фразы:

    « Я понял, …»

    « Показалось спорным, …»

    « Было интересно, …»

    « Было трудно …»

    ГРАЖДАНИН

    ЛИЧНОСТЬ

    «Я»

    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ

    ОРГАНИЗМ

    ИНДИВИД

    ЧЕЛОВЕК


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Человек.Личность.Гражданин."

    Классный час для учащихся 7-8 классов....

    Классный час для учащихся 10-11 классов «Человек. Личность. Гражданин»

    Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете земля. И вначале 21 века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так же ...

    Презентация Человек личность гражданин

    Презентация Человек личность гражданин...

    Классный час "Человек. Личность. Гражданин,"

    Классный час патриотической направленности....

    Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН".

    Внеклассное мероприятие для уч-ся 6-9 класса, раскрывает понятия "человек", "личность", "гражданин.групповой метод работы....

    Классный час на тему "ЧЕЛОВЕК. ЛИЧНОСТЬ. ГРАЖДАНИН"

    Сегодня наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале XXI века, как и всю предшествующую историю человечества, эти философские вопросы все так ж...

    Классные часы 5 класс «Я - Человек, Личность, Гражданин»

    Воспитательная работа классного руководителя в 5 классе важна для формирования и развития  духовно-нравственной личности, разумно сочетающей личные интересы собщественными....