Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Победы "Воинское детство"
методическая разработка по теме

Золотова Светлана Евгеньевна

 Данный ресурс содержит разработку мероприятия и презентацию. К сожалению, музыка не уместилась. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_posvyashchennoe_9_maya.rar1.14 МБ

Предварительный просмотр:

вНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ ДНЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


 «Воинское детство»


Цели и задачи:

  1. совершенствование патриотического воспитания учащихся; 
  2. воспитание чувства сопереживания, сострадания за тех, кто пережил годы войны;
  3. создание условий для воспитания любви, чувства гордости, уважения к историческому прошлому;
  4. привитие чувства ответственности за будущее нашей страны;
  5. развивать  творческие способности учащихся, навыки  устной речи, выразительного чтения.

Форма: литературно-музыкальная композиция.

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ

 Звучит мелодия «Рио-Рита». На площадке играют дети.  На лицах — выражение безмятежной радости, в глазах — счастливый блеск. Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов. Дети  в ужасе закрывают головы руками. Мальчишки  пытаются заслонить девочек  от страшных ударов. Все разбегаются.

Ведущий 1


С чего начинается память – с берез?
С речного песка? С дождя на дороге?
А если - с убийства!
А если – со слез!
А если – с воздушной тревоги!
А если с визжащей пилы в облаках,
Со взрослых в пыли распростертых!
А если с недетского знания – как
Живое становится мертвым!
И в пять,
И в пятнадцать,
И в двадцать пять лет
Войной начинается память.
Здесь в этой стране,
Где не помнящих – нет,
Попробуем это представить…

Ведущий 2

    Мы с интересом слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Как взрослые говорят о войне? Размышляют о причинах, приводят статистические данные, а дети войны… Они живут, не раздумывая о причинах того, почему им так не сладко, воспринимают то, что происходит, страдая вместе со всей страной. Их не награждали за это медалями и орденами в Великую Отечественную войну. Они просто выжили и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Они не любят вспоминать войну. Ведь надо иметь мужество и волю, чтобы разбередить затянувшиеся раны. Но эти люди могут многое нам рассказать. Их тогда еще детская память отметила, наверное, не самое важное, возможно, просто мелочи, пустяки.  Но это – память сердца.

Ведущий1.


Победа!
Славный сорок пятый!
Друзья, оглянемся назад!
Из сорок первого ребята
Сегодня с нами говорят.
Мы слышим их.
Они нам близки
Своим наследием прямым.
Они для нас — не обелиски,
Они — сегодняшние мы.


Группа ребят (7 человек) сбились в кучку, прислушиваются, «следят» за небом.


1девочка .
   Что теперь будем делать? Как жить?
2-й мальчик.   Раньше я хотел быть путешественником, а теперь решил стать моряком. Пойду в морскую школу, выучусь и буду гнать фашистов.
1-й мальчик .
  Моряком, конечно, хорошо, особенно если капитаном. Но лучше быть танкистом. Сяду в танк, как развернусь — и полка нет!
2-й мальчик.
   Так уж сразу и полка?
1-й мальчик.
   Ну, может быть и не полка, но многих бы гадов уничтожил.
3- мальчик.   А я буду сержантом, как мой отец.
2-я девочка.
   А на каком он фронте?
3-й ученик.    Погиб под Смоленском. (Пауза).

Музыкальный проигрыш на гитаре.

1 девочка.

  Когда началась война, мне было 5 лет. Наша семья немаленькая: мама, папа и трое детей. Сначала мы не сознавали всего ужаса того, что случилось. Но потом…

    Самым страшным воспоминанием о тех годах был голод. Продукты выдавали по продовольственным  карточкам. Карточки… В маленьком листочке размером с ладошку, разделенном на квадратики с числами была заключена вся жизнь человека. Выдавали 400 граммов хлеба  на человека и больше никаких продуктов.  Этот кусочек мы делили на три части: на завтрак, обед и ужин. Мама варила жидкую-жидкую манную кашу и кормила ею маленького Гешу, а нам, чтобы было сытнее, намазывала ее на хлеб. Это самые вкусные бутерброды в моей жизни.  У маленького братишки от голода не держалась голова.

  Но все-таки мы оставались детьми. Нам хотелось бегать, играть, веселиться, хоть на какое-то время, забывая о войне, голоде, страданиях. У многих ребят игрушек не было, а мне мама однажды принесла откуда-то куклу. Эта кукла стала для меня всем. Я не расставалась с ней ни на минуту, спала с ней. На всю жизнь она осталась для меня единственной и самой любимой игрушкой.

1 мальчик.

Я видел,  как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зеленой травы, расстреливали…

Я видел, как запрягали в брички людей с желтыми кругами на шее вместо хомутов и катались на них. Как их расстреливали и кричали: «Юде!..»

Я видел, как у матерей штыками выбивали из рук детей и бросали в огонь…

Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожженного дома, и только хвост у нее остался белый, а вся она была черная. Она хотела  умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустит, как сухой лист…

Забуду это всё – живу как все. А иногда проснешься ночью – и кричать хочется…

Музыкальный проигрыш на гитаре.

2 девочка.

… Вот если спросить: что такое детство? Каждый бы сказал что-то своё. А для меня детство – это мама с папой и конфеты. Все детство я хотела маму с папой и конфет. За войну ни одной конфеты не то, что попробовала на вкус – какая она. Даже не видела. Первую конфету я съела через несколько лет после войны, когда мне было 12 лет.

  А маму с папой я не нашла. Даже фамилии своей настоящей не знаю. Подобрали меня в Москве, на Северном вокзале.

- Как зовут? – спросили в детдоме.

- Мариночка.

 - А фамилия?

- Фамилии не знаю.

Записали: Марина Северная.

  Как хотелось, чтобы кто-то обнял, приласкал. А ласки было мало, кругом война, у всех – горе.

  Иду по улице… Впереди мать детей своих ведет. Одного возьмет на руки, пронесет, этого поставит – другого берет. Сели они на скамеечку; она посадила меньшего к себе на колени. Я стояла, стояла… Смотрела, смотрела… Подхожу к ним: «Тетенька, возьмите меня на колени».

2 мальчик.

За год до войны умер отец. У мамы нашей осталось семеро детей на руках. Было трудно. Но потом, в войну, она казалась счастьем, эта мирная жизнь.

   Сказали взрослые, что война, но мы не испугались. Мы часто играли «в войну». И это слово нам было хорошо знакомо. И мы удивились, почему громко, навзрыд плачет мать. Только позже поняли, какая беда пришла к нам. Помню, как вскакивали среди ночи, бежали по лестнице, прятались от бомб. От голода брат съел угол печки. Мать брала последние вещи, ездила и меняла на картошку, на кукурузу. Сварит мамалыги и разделит, а мы на кастрюлю поглядываем, просим: «Можно облизать?» А после нас еще кошка лижет, она тоже ходила голодная. Не знаю, что ей оставалось после нас в кастрюле.  


3 девочка.

Мама с папой думали, что мы спим, а я лежала рядом с сестричкой и притворялась, что сплю. Видела: папа долго целовал маму, целовал лицо, руки, а я удивлялась, что никогда раньше он так ее не целовал. Они вышли во двор, я подскочила к окну: мама повисла у папы на шее и не отпускает его. Он оторвал ее от себя и побежал, она догнала и снова не пускает и что-то кричит. Тогда я закричала: «Папа!»

  Проснулись сестричка и братик Вася, сестричка смотрит, что плачу, и тоже закричала «Папа!». Выскочили мы все на крыльцо: «Папа!». Отец увидел нас и, как сейчас помню, закрыл голову руками и пошел, даже побежал. Он оглянуться боялся…

  Солнце светило мне в лицо так тепло, что и теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, я чувствовала, что вижу его в последний раз. Так и осталось у меня в памяти, что война – это когда нет папы.

  А потом помню, как лежала возле шоссе наша мама с раскинутыми руками. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили на том же месте. Мы кричали и просили, чтобы нашу маму не закапывали…

4 девочка.

   Помнится отрывками, иногда – очень ярко.

Помню, как они приехали на мотоциклах… Мы с двумя братишками спрятались под кроватью и весь день просидели там… А  один фашист с денщиком у нас поселился жить.

Забрали у нас все. Мы голодали. На кухню нас не пускали, варили они только себе. Брат маленький, он слышит запах, пополз по полу на этот запах. А они каждый день варили гороховый суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Через пять минут раздался крик моего брата, страшный визг. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он попросил есть. А он был такой голодный, что подойдет к маме: «Давай сварим моего утенка…». Утенок у него был самой любимой игрушкой, он никому его в руки не давал, а тут говорит: «Сварим утенка, и все будем сытые…»

Отступая, они в последний день подожгли наш дом. Мама стояла, смотрела на огонь, и у нее ни слезинки не было. А мы втроем бегали и кричали: «Домик,  не гори! Домик, не гори!». Вынести из дома ничего не успели, я только схватила свой букварь. Всю войну я спасала его от смерти, спала с ним под подушкой. Потом, когда в сорок четвертом году мы пошли в первый класс, мой букварь был на тридцать человек.

Папа наш с войны не вернулся, маме прислали бумажку, что он пропал без вести. До войны любила, когда папа рассказывал сказки, он знал много сказок и умел их рассказывать. После войны сказки я уже не хотела читать…

1девочка .   Что же теперь будем делать? Как жить?

Ведущий.

Да война обрушилась не только на взрослых, но и на детей – теми же бомбежками, голодом, холодом, разлуками. Война бесцеремонно вторглась в их детство. И у каждой своя история, своя судьба. Но пройдут  годы, и они  залечат военные раны. Ведь им поднимать Россию, им вести ее дальше.

Ведущий. 
Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Ребята (хором). Никогда! Никогда! Никогда!
Ведущий.  Пусть солнце утопит всю землю в лучах!
Ребята
 (хором). Пусть!
Ведущий. Пусть мирные звёзды сияют над ней!
Ребята
 (хором). Пусть!
Ведущий. Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Ребята (хором). Пусть! Пусть! Пусть!

Звучит песня  «Взмахни крылами, Русь» исп. Татьяна Гмырина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"

Методическая разработка внеклассного мероприятия,посвященного Году российской космонавтики "Человек открывает Вселенную"сопровождается презентацией о космосе. Предназначена для учащихся среднего звена...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...

Внеклассное мероприятие "День рождения - праздник детства"

Праздник предназначен для учащихся классов "Особый ребенок" 4, 2 и 1 годов обучения.Цель: сформировать у учащихся представление о празднике День рождения и поздравить друг друга с прошедшими и наступа...

Внеклассное мероприятие "Мир начинается с детства" для учащихся 5-6 классов

Возраст участников: 12 - 13 летЦель:1. Формирование правовой культуры учащихся. Ознакомление с Конвенцией о правах ребенка.2. Отработка умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою...

«Детство, опалённое войной». Внеклассное мероприятие, посвященное Дню памяти и скорби.

Всем, кто видел эту войну…Всем, кому тогда не было  и 16.. Всем, чьё детство чёрной краской опалила война… Посвящаем! ...

Методическая разработка Внеклассного мероприятия, посвященного Году театра в РФ для обучающихся 7, 10 классов на тему: литературно-музыкальная композиция, посвященная творчеству У. Шекспира “Shakespeare lives.”

ГБОУ школа № 1 Московского района Санкт-Петербурга является школой с углубленным изучением английского языка, в связи с чем в программе обучения английскому языку уделяется большое внимание не только ...