управление воспитательной работой в школе
статья по теме

Ходак Оксана Владимировна

материал для заместителей директоров по ВР и классных руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_k_konferentsii.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Автор  Злыднева Валентина Егоровна  - учитель математики

                    Ходак Оксана Владимировна –

                                                     заместитель директора по ВР

                                       ДОКЛАД

             «Управление воспитательной  работой  в школе»

Важнейшим фактором целенаправленного воспитания, который приводит к ожидаемым результатам, несомненно, является наличие воспитательной системы.

В основе воспитательной системы нашей школы лежат педагогические принципы  Н.Е.Щурковой. 

   Время, в которое мы живем, - это новый более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественного повышения духовно – нравственного потенциала общества, требующий  от нового поколения решения нелегких задач, стоящих перед обществом. 

   Помочь учащимся нашей школы справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться   с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана разработанная в школе программа воспитания.

   Процесс становления и функционирования воспитательной системы не протекает спонтанно, а происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по её развитию. Управление развитием воспитательной системы включает в себя четыре основных направления: моделирование строящейся воспитательной системы, организацию коллективной творческой деятельности членов школьного сообщества и ориентирование детей и взрослых в процессе такой деятельности на общечеловеческие ценности, корректировку возникающих отношений в этом процессе, рациональное использование воспитательного потенциала среды. 

А теперь более подробно раскрою этапы управления воспитательной работой в школе

  1. Планирование воспитательной деятельности

                                 слайд с фотографиями

Процесс воспитания в МКОУ «Плотниковская основная общеобразовательная школа» начинается с планирования воспитательной деятельности, которое состоит из следующих этапов:

 

Этап

Время осуществления этапа

Мониторинг и диагностика

1. Январь

2. Апрель-май

Анкетирование обучающиеся, родителей и педагогов (пожелания о будущих планах)

Май-июнь

Анализ состояния

воспитания в школе

Июнь

Целеполагание

Июнь-июль

Подбор источников (психологическая и педагогическая литература)

Август

Составление плана воспитательной работы школы

Август

Составление планов работы классных руководителей

Август - сентябрь

Корректирование планов в соответствии с районными, областными планами воспитательной работы, запросами и потребностями

Сентябрь-октябрь

Рефлексия, подведение итогов

  1. Январь
  2. Май

При планировании учитываем принцип преемственности между начальным и средним звеном  (на слайде)

Ступень обучения

Начальная (1 ступень обучения)

Основная (2 ступень обучения)

Воспитательные задачи

Воспитание ответственного поведения

Формирование позитивной позиции «Я концепции»

Направления решения воспитательных задач

  • Нравственное просвещение
  • Разработка развивающих ситуаций
  • Включение ребёнка в активную деятельность
  • Конструктивный характер активности детей
  • Признание универсальности общечеловеческих начал

Формы и методы

  • Дидактическая игра
  • Организация разумной жизни
  • Интеллектуальная деятельность и другие виды деятельности
  • Интеграция учебной и внеучебной деятельности

Результат

  • Формирование ответственного отношения к себе и окружающим
  • Желание прийти на помощь, взять на себя ответственность
  • Укрепление самоуважения подростка
  • Нравственный фундамент личности

2. Структура управления школы

Важная роль в управлении воспитательной системой принадлежит администрации школы, Совет Учреждения, детскому самоуправлению,  классным коллективам.

В процессе такого управления связующим звеном между личностью и школой в целом становится класс. Включение класса в жизнь школы, делает жизнь детей интересной, разнообразной и более социально значимой.

Большую роль в этом процессе управления играют педагоги школы. В школе работают 11 учителей. Педагогическое  влияние на формирование школьных традиций особенно заметна. Педагог включается в  жизнь школы  как лидер,  как друг, и как критик.

Управление воспитательным процессом строится по следующим направлениям:

  1. Совместная работа с РОО, и  общественными организациями , комиссией по делам несовершеннолетних, инспекторами  ГИБДД,  Центральной районной больницей.
  2. Административная работа:
  • повышение квалификации классных руководителей,
  • наставничество, МО классных руководителей.

3.Сбор информации (диагностика).

4.Планирование: разработка программ и планов реализации воспитательной работы, подбор форм и методов работы с обучающимися.

5.Контроль и коррекция воспитательной работы

6.Создание условий для развития обучающиеся.    Школьное управление осуществляется на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Структура школьного управления и самоуправления дана в следующей схеме: вы ее видите на слайде

Особая роль принадлежит детскому самоуправлению, дающему возможность  ориентировать детей на самих себя, на саморазвитие и успешную социализацию.

           

   3. Ученическое самоуправление в школе

Детское самоуправление - это демократическая форма организации коллектива детей. Она обеспечивает развитие их самостоятельности. Задача педагогов - помочь детям в решении их проблем, в желании реализовать свои потенциалы.

Самоуправление в ней представлено Советом лучистых делегатов, куда входят представители всех классов,  и где дети сообща с помощью педагога-организатора учатся планировать, принимать решения и анализировать свою деятельность.

 От каждого класса по 1 обучающемуся  (начиная с 5  класса) выбираются представители в  Совет школьной республики и с 7 класса по 1 представителю в Совет Учреждения

Каждый школьник имеет возможность исполнять разные социальные роли, что позволяет формировать опыт лидера у большинства детей. Это подталкивает к самообразованию и самоутверждению.

              (своими словами про Таню Фищенко с фотографиями на слайде)

4. Методическое обеспечение воспитательной работы в школе.

МО классных руководителей

Основное назначение МО классных руководителей  в школе связано с созданием условий для  развития и саморазвития  педагогических работников.

                                         Структура заседаний МО. 

1.Выступление по теме.

2.Обмен опытом работы кл. руководителей.

3.Практические занятия.

4.Обзор методической работы по теме.

5.Текущие вопросы. Рекомендации.

                                                 Тематика занятий. (  на слайд )

                                Заседание №1. (август)

  1. Организационное заседание

- утверждение тем по самообразованию;

- корректировка плана работы;

- утверждение семей, требующих особого внимания;

- детское самоуправление.

-постановка детей на ВШУ

2. Текущие вопросы..

3. Формы работы классного руководителя с классом  Борисова А.Л

 ( сообщение с вебинара)

                        Заседание №2  (ноябрь)

  1. Качество планирование воспитательной работы в классе ( справка по итогам проверки планов воспитательной работы)

2 Создание оптимальных условий для развития личности ребенка и его индивидуальности и самостоятельности в принятии  и реализации решений для достижения общественно значимых целей Ходак О.В

 3.   Адаптация пятого класса  (справка ) Анкеты для детей и родителей прилагаются  

       4 О нравственном воспитании школьников– соц. педагог

                                                                                        Григорьева С.А.

 5. Текущие вопросы

                        Заседание №3  (март)

 1. Воспитание индивидуальности ребенка  Потрошилина С.Н

 2. «Роль семьи в развитии моральных качеств ребёнка». – Ходак О.В

  3. Состояние индивидуальной работы с обучающимися , нуждающимися в педагогической поддержке. ( справка)

                        Заседание №4  (май)

1. Подведение итогов работы за год.

2.Диагностика и планирование на новый учебный год.

3. Организация и состояние работы с органами ученического самоуправления.

4.  Трудовая практика на пришкольном участке

5. Летний отдых(летний оздоровительный лагерь) Ходак О.В, сообщение с вебинара Григорьева С.А.

Сроки

        Мероприятия

Ответственный

                                 Консультации для классных руководителей

Сентябрь

Назначение и функции классного руководителя в современной школе

Зам. директора по ВР

Октябрь

Декабрь

Содержание деятельности классных руководителей

Зам. директора по ВР

Январь

Методика проведения интеллектуально – творческих дел

Март

Анализ воспитательного мероприятия

Зам. директора по ВР

Апрель

Создание воспитательной системы в классе

Май

Диагностика воспитанности классного коллектива

Документация классного руководителя

Зам. директора по ВР

                                              Методическая помощь

В течение учебного года

  • Создание банка данных интересных педагогических идей
  • Создание банка по изучению уровня воспитанности обучающиеся
  • Помощь в подготовке открытых мероприятий

Зам. директора по ВР, классные руководители

Каждый классный   руководитель кроме работы в  МО классных руководителей  проходит курсы повышения квалификации

                                             ( таблица на слайд)

№ п/п

Ф.И.О. классного руководителя

Класс

Курсы повышения квалификации

1

Афанасьева Анита Михайловна

1

ИРОСТ  г.Курган  модульные курсы по теме: «Гражданское становление и патриотическое воспитание школьников» с 25.01.2010г. по 29.01.2010г. (36 ч.)

2

Потрошилина Светлана Николаевна

2

Курсы ИПК и ПРО с 08.02.2010. по 14.10.2010г. по проблеме: «Организация работы со способными и одаренными детьми как обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников» (72ч)

3

Подкорытова Ольга Петровна

3

Курсы ИПК и ПРО с 08.02.2010. по 14.10.2010г. по проблеме: «Организация работы со способными и одаренными детьми как обеспечение условий для самореализации способностей младших школьников» (72ч)

4

Язовских Галина Семёновна

4

Курсы ИПК И ПРО с 23 .04.2009г по 24.06.2009г по теме: «Воспитательные технологии в деятельности классного руководителя» (36ч)

5

Терентьева Анастасия Петровна

5

-

6

Григорьева Светлана Александровна

6

Семинар 30.09.2008г, тема «Сотрудничество ОУ и социума по созданию условий для духовно-нравственного воспитания» (4ч), Дубровинская СОШ.

Курсы ИПКиПРО, 26.01.2009 г – 06.02.2009 г, по теме «Социально-педагогические технологии в воспитании», (72 ч)

7

Ваганова Ирина Юрьевна

7

Курсы ИПКиПРО с 25.01.2010 г по 29.01.2010 г, по теме «Гражданское становление и патриотическое воспитание школьников», 36 (ч)

8

Ходак Оксана Владимировна

8

Курсы ИПКиПРО с 23.04.2009г по 24.06.2009 г по проблеме «Воспитательные технологии в деятельности классного руководителя» (36 ч)

9

Борисова Анна Леонидовна

9

Семинар ИРОСТ  11.09.2012г. по теме: «Основные направления работы классного  руководителя в условиях введения ФГОС» (4ч)

         

  5. Традиционные школьные дела  (на слайде)+ фото с детьми

Не малую роль в управлении школьного процесса  играют традиционные дела

              Общешкольные традиционные дела

1. День знаний                                отв. Ходак О.В.- зам. по ВР

                                                Афанасьева А.М.– 1кл.

2. День пожилых людей                1октября

                                                Терентьева А.П. – 5кл.

3. День учителя                        5 октября

                                                – 6кл. Григорьева С.А

4. День матери                                ноябрь

Язовских А.В., Ходак О.В, классные  руководители

                                                                             

5. Новый год                                28-29 декабря

                                                Ходак О.В. – 8кл.

                                                Язовских Г.С. – 4кл.

6. День защитника

                Отечества                        23 февраля

                                                Ушакова О.П. – 3кл.

7. Международный

        женский день                        8 марта

                                                Ваганова И.Ю. –7кл.

8. День Победы                        9 мая

                                                Потрошилина С.Н. – 2кл.

9. Последний звонок                25 мая

                                                Борисова А.Л. – 9кл.

10. День защиты детей                1 июня

                                                Воспитатели  ЛДП,

                                                      Афанасьева А.М.

6. Контроль процесса воспитания

Контроль процесса воспитания в школе осуществляется следующими способами:

  1. Административный контроль (посещение классных часов, родительских собраний членами администрации школы)
  2. Взаимопосещение (открытые воспитательные мероприятия, интегрированные классные часы)
  3. Творческие отчеты органов детского самоуправления
  4. Творческие отчеты и выставки детских объединений
  5. Проверка планов воспитательной работы классных руководителей
  6. Проверка документации классного руководителя, социального педагога по работе с семьями и учащимися, состоящими на внутришкольном учете, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних (дети не стоят).
  7. Мониторинг и диагностика
  8. Освещение воспитательной деятельности школы перед общественностью через школьный сайт и на общешкольном родительском собрании .

                         ПЛАН ВШК - СЛАЙД

7. Мониторинг и диагностика

Мониторинг воспитательной деятельности школы осуществляется:

- администрацией школы;

- классными руководителями;

- социальным педагогом

Исследуются такие аспекты, как:

  1. уровень воспитанности
  2. отношение к здоровому образу жизни
  3. профориентация в 9 классе
  4. отношения в семье
  5. психологический климат в школе

на слайде  приведена Диаграмма уровня воспитанности                  

                обучающихся 5 класса

в заключении мы хотим подвести итог , что критериями управления эффективности работы в школе являются  : на слайде

Создание единого воспитательного пространства и организация его в систему

Вовлечение обучающиеся «группы риска»в систему дополнительного образования, внеурочную деятельность

Поддержание благоприятного климата в школьном сообществе

Повышение уровня воспитанности обучающиеся

а внутренняя воспитательная среда включает в себя  на слайде

Источники и литература:

Вестник образования: Справочно-информационное издание Министерства. — М., 1991
Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред Т.И.Шамовой. - М., 1991.
Закон Российской Федерации "Об образовании". — М., 1992

Внутришкольный менеджмент. — М., 1993

 Кондаков М.И.. Теоретические основы школоведения. — М., 1982

 Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. — М., 1992

Орлов А.Л. Управление учебно-воспитательной работой в школе. — М   1990 — 1991
Сантурнова С.М.  Менеджмент в образовании: теория и практика. — М., 1993

Сунцов Н.С.  Управление общеобразовательной школой: Вопросы теории и практики. — М., 1982

 Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М.Поташника. — М., 1992

Совет по профилактике

Учителя

Классные родительские

 собрания

Школьное

родительское

собрание

МО классных руководителей

МО учителей

Методический совет

Педсовет

Совет

Учреждения

Директор школы

               

Работники школы, обучающиеся и их родители

Зам.директора по УВР

Зам.директора по ВР

Малый педсовет

Социальный

 педагог

  1. Органы ученического

Дежурный класс

  1. ДО «ШОрганы ученического
  2. еские объединения

»

Органы ученического самоуправления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательная работа в школе как неотъемлемая часть формирования духовно - нравственного сознания ребенка (из опыта работы)

Данная работа представляет собой фрагмент из представления  опыта работы классного руководителя по формированию духовно-нравственного сознания школьников....

Анализ воспитательной работы в школе-интернат «Развитие творческого потенциала личности школьника через систему воспитательной работы»

Воспитание детей – рискованное дело,   ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе, несравнимо ни с каким другим.Демокрит...

Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»

Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...

Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Особенности управления воспитательным процессом в школе" (№3-4, 2016)

В статье рассматриваются вопросы управления воспитательным процессом в школе. Авторы рассказывают о внеаудиторной деятельности в школе как сознательно организованном и управляемом процессе, делятся оп...

Управление воспитательной работой в условиях малокомплектной школы (на примере МКОУ СОШ №25 с. Большой Нимныр)

Сегодня обществом уже признается, что воспитательный компонент дея­тельности школы должен являться неотъемлемой составляющей общего социо­культурного пространства Российской Федерации. Под вос...

Выступление на педсовете. Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»  

Состояние воспитательной работы в школе по духовно-нравственному воспитанию в МБОУ «Открытая (сменная) школа»   ...