"Музыкальная мозаика"
план-конспект занятия на тему

Блинова Жанна Юрьевна

Дидактические задания творческого характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnaya_mozayka.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыкальная мозаика»

ЗАДАЧИ  ЗАНЯТИЯ:

Совершенствовать  и закреплять  знания  воспитанников полученные на музыкальных   занятиях.

Развивать мыслительную деятельность, творческую активность, музыкальный кругозор, коммуникативные навыки.

Способствовать духовному обогащению воспитанников через музыку.

 Воспитывать внимательного,  уважительного слушателя и активного собеседника.

 Корректировать поведение и эмоциональное состояние воспитанников в процессе  музыкального  занятия.

ОБОРУДОВАНИЕ: аккордеон, музыкальный центр, диски

                                     музыкальных произведений, карточки с

                                     заданиями, высказывания о музыки вы –

                                     дающихся людей, нотные сборники, эмо –

                                     циональные термины.  

ФОРМЫ РАБОТЫ: слушание музыкальных произведений,

                                      исполнение музыкальных произведений,

                                      выполнение творческих заданий, игра,

                                      индивидуальная работа, работа в парах.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:  словесные, наглядные, практические,

                                          метод эмоционального воздействия,

                                          создание ситуации успеха, создание

                                          проблемно – поисковой ситуации,  

                                          метод сравнений, музыкальное обоб –

                                          щение, метод перспективы и ретрос-

                                          пективы.  

                                                                        Печальна и чиста,

                                                                        Как жизнь, людьми любима,

                                                                        Как жизнь ты непроста,

                                                                        Как жизнь непостижима.

                                                                        Музыка!

                                                                                              К. Кулиев

       

- Дорогие, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии. Я вижу улыбки на ваших лицах,  и это очень радует меня.  Мне  очень хочется вам пожелать такого настроения на всё время нашего занятия.

  -  Тема нашего занятия закрыта у меня на стенде. Посмотрите на неё и скажите, на что она похожа.

- Музыка живёт везде, она собирается как мозаика  из отдельных звуков, нот а их всего  (7) и превращается в волшебную силу воздействия на всё живое, особенно на человека. Есть замечательные слова В. А. Сухомлинского «Как гимнаст выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу».

 -В теме нашего занятия 2 слова, второе слово мы узнали (мозаика). Мозаика – это техника создания целого из кусочков или элементов. 

 -  Какое же  слово первое?   Разговор пойдёт о музыке, а это значит (музыкальная).

 - Давайте вместе прочитаем тему занятия. (Музыкальная мозаика) 

- Сегодня на занятии мы с вами будем закреплять,   и совершенствовать знания,  полученные на занятиях в кружке «Музыкальный мир».

- Развивать мыслительную деятельность, творческую активность, музыкальный кругозор, коммуникативные навыки.

  -  У нас сегодня занятие – игра, а это значит, вы будите соревноваться  в командах.  

- Я желаю вам здорового духа соперничества, командной сплочённости и взаимного уважения.

- Вы уже сидите по командам, ваша первая задача выбрать капитана команды, придумать музыкальное название, и музыкальный девиз.

- Чтобы вам было легче придумать девиз,  я раздам вам карточки с высказываниями о музыке.

- Это надо сделать быстро и организованно.

- Перед нашей игрой мы проведём разминку. Вам будут предложены музыкальные загадки. Та команда, которая даст больше правильных ответов начнёт нашу игру первой.   Желаю вам всем удачи!

                                                Музыкальные загадки.

Эти чёрные значки  –                                

Не случайные крючки.

На линеечке стоят

И мелодию хранят.

Музыкальный алфавит

Не привычен нам на вид.

(Ноты.)

 Проверяют звук и тон

 Инструментом ...

(Камертон.)

  Шаляпин всем на зависть пел,

 Талант огромный он имел,

 Всё потому, что изучал

 Искусство, что зовут...

(Вокал.)

   Слово книжное «вокал»

 Как бы проще ты назвал?

(Пение.)

   Он на сцене выступает,

 В хоре песню начинает.

 Исполняет весь куплет,

 Хор припев поёт в ответ.

(Солист.)

   На концерте, без сомнения,

 Это возглас восхищения.

(Браво.)

   Чтоб ещё артист сплясал,

 Отгадай, что зал кричал?

(Бис.)

  В нём четыре музыканта,

 Виртуоза и таланта,

 Пропоют любой мотив.

 Как зовётся коллектив.

(Квартет.)

  Как монолог музыкальный зовётся,

 Когда он на сцене артистом поётся?

(Ария.)

  Он руками машет плавно,

 Слышит каждый инструмент.

 Он в оркестре самый главный,

 Он в оркестре  – президент!

(Дирижёр.)

  Струны гитары, терпенье, талант

 Плюс вдохновенье равно ...

(Музыкант.)

   Сон и отдых позабыты:

 Песню пишет ...

(Композитор.)

   Композитор и поэт  –

 Это творческий ...

(Дуэт.)

В нём так много голосов  –

Баритонов и басов.

Восемь теноров, сопрано

Вместе слаженно поют.

Путешествуют по странам

И гастроли там дают.

(Хор.)

 Голос мальчишки и женщины тоже

 И инструмент, так на скрипку похожий,  –

 Всё называется, словом одним.

 Ты догадался, конечно, каким?

(Альт.)

  Он с музыкантом выступает,

 Но сам в оркестре не играет.

 Он молча должен лишь стоять,

 Тетрадку с нотами держать.

(Пюпитр.)

   Под музыку эту проводят парад,

 Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.

(Марш.)

  Он может быть мажорным и минорным. (Лад)

 Новогодний бал в разгаре,

 Я кружусь по залу в паре.

 Этот танец нас пленил,

 Его Штраус сочинил.

(Вальс.)

   Три струны, а звук какой!

 С переливами, живой.

 Узнаю его в момент  –

 Самый русский инструмент.

(Балалайка.)

   Из материи с картоном

 У красавицы меха –

 Но вприсядку и с поклоном

 В пляс пускает жениха.

(Гармошка.)

Я стою на трёх ногах,

 Ноги в чёрных сапогах.

 Зубы белые, педаль.

 Как зовут меня? ...

(Рояль.)

   Рояль с баяном подружились

 И навсегда объединились.

 А ты названье угадаешь

 Содружества мехов и клавиш?

(Аккордеон.)

 Инструмент тот с давних пор

 Украшал собой собор.

 Украшает и играет,

 Весь оркестр заменяет.

(Орган.)

   Этот струнный инструмент

 Зазвенит в любой момент  –

 И на сцене в лучшем зале,

 И в походе на привале.

(Гитара.)

  Он для скрипки старший брат,

Ей помочь в оркестре рад.

Он и альту верный друг,

У него басовый звук.

Он смычковый исполин,

Крупный важный господин.

(Контрабас.)

- Давайте посмотрим, кто дал больше правильных ответов в разминке.

- Эта команда имеет право отвечать первой в нашей игре.

В нашей игре будет 7 туров.  За победу в туре жюри будет присуждать жетон. При  выполнении заданий каждого тура,  будет открываться слово  из музыкального  высказывания, иными словами мы соберём музыкальную мозаику.

1 тур Музыкальный кроссворд.

Вопросы кроссворда.

1. Вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с музыкой вокальной и оркестровой. (Опера)

2. Большой коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах и совместно исполняющих написанные для данного состава произведения. (Оркестр)

3. Одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство. (Аккорд)

4. Немецкий композитор, сочинивший "Лунную сонату ". (Бетховен)

5. Вид концертно-эстрадного коллектива. (Ансамбль)

6. Скорость движения музыки.  (Темп)

7. Степень громкости звучания музыки при исполнении. (Динамика)

8. Произведение для симфонического оркестра. (Симфония)

9. Часть звукового диапазона певческого голоса или музыкального инструмента. (Регистр)

10. Австрийский композитор, сочинивший «Турецкий  марш», «Маленькую ночную серенаду». (Моцарт)

11. Осмысленно – выразительная одноголосная последовательность звуков, объединённых по средствам ритма и лада. (Мелодия)

12. Музыкальное произведение для одного или двух инструментов. (Соната)

13. Специфическая «окраска» звука.     (Тембр)

 (Вопросы спрятаны в воздушных шарах)

- Если все слова будут вписаны правильно, то буквы в выделенной горизонтальной строке образуют слово, которое означает "музыкальное сопровождение". (Аккомпанемент)

- Ребята, скажите, пожалуйста, что особенного вы заметили  в 1 туре?  (повторение музыкальной терминологии)

- Совершенно верно. Она понадобится нам на протяжении всей игры.

 (Открываем 1 слово  из высказывания)

Слово жюри для подведения итогов 1 тура.  Выдают жетон команде победительнице.

 2 тур. Назови композитора.

Вам необходимо  назвать композитора из первых букв следующих слов, которые я вам назову. Пример  гладиолус, роза, ирис, георгин. (Григ)

 Такие задания мы выполняли, когда изучали музыкальные инструменты.

Задание оценивается по быстроте, кто быстрее  даст правильный ответ.

1) Река, авокадо, водопад, ехидна, листопад, ь. (Равель) Назовите известное вам музыкальное произведение этого композитора  («Болеро»)

2)  Перчатка, резинка, ободок, кофта, орнамент, фата, ь,  ель, вуаль (Прокофьев).   Назовите любое музыкальное произведение этого композитора.

3) Банан, апельсин, хурма (Бах). Какое  его музыкальное произведение вы можете назвать?

4) Чай, алыча, йод, кофе, океан, вода, сок, конфета, ирис, Йошкарла (Чайковский) Назовите известные музыкальные произведения Петра Ильича.

5) Назовите средства музыкальной выразительности, определение которого я вам сейчас скажу, по такому же принципу. (чередование сильных и слабых долей – РИТМ)

(Открываем  второе слово из высказывания)

3 тур. Мозговой штурм.

Составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе литературного произведения);

Задание 1 команде:    музыка, жизнь, Бах.   (Вариант: Жизнь Баха – это музыка).

Задание 2 команде:  Чайковский, чувства, музыка. (Вариант:  Музыка Чайковского выражает его чувства).

(Открываем третье слово из высказывания)

4 тур.  Музыкальные ребусы  и  Загадочный инструмент.

       Этот тур состоит из частей и выполняется командами по очереди.

1 команда отгадывает 6 предложенных ей ребусов, а другая команда играет в игру Загаданный инструмент. Затем они меняются играми.

Загадочный инструмент.

Играющие выбирают водящего из каждой команды. Он выходит за дверь. А все остальные загадывают какой-нибудь музыкальный инструмент (например: скрипка)

Водящий возвращается  на занятие и подходит по очереди к каждому игроку. Каждый участник говорит какой-нибудь признак загадочного инструмента.

деревянная основа

имеет струны

средних размеров

играть с помощью смычка.

имеет певучие звучание.

Скрипка.

Для 1 команды загадать  музыкальный инструмент АККОРДЕОН, для 2 команды   музыкальный инструмент СВИРЕЛЬ.

Оценивается в 1 игре – правильность, а во 2 игре точность и быстрота.

(Открываем четвёртое  слово из высказывания)

5 тур.   Распредели профессии.

   Обеим командам предлагаются профессии связанные с музыкой и театром.

  1 команда должна отобрать профессии связанные с музыкой.

  2 команда отбирает профессии связанные с театром.

(Дирижёр, композитор, поэт – песенник, вокалист, барабанщик, гитарист, музыкальный менеджер, актёр, гримёр, режиссёр, сценарист, осветитель, звукорежиссёр, художник – декоратор).

  Обоснуйте выбор команд.

-   Ребята, посмотрите какое большое количество профессий связаны с искус- ством  и это только часть профессий.

(Открываем  пятое  слово из высказывания)

6 тур  Синквейн.

Давайте освежим в памяти это интересное понятие.

  СИНКВЕЙН – это в переводе с французского – стихотворение, состоящее из 5 строк, которое пишется по определённым правилам.

 СИНКВЕЙН – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; суждение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Детям дается слово,  к которому нужно подобрать два прилагательных, три глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны повторяться.   Предоставляется  алгоритм написания синквейна.

Например:

1 - Моцарт

2 - солнечный, праздничный  

3 -сочиняет, творит, вдохновляет

4 - мы любим его музыку

5 - классик;

1 команде даётся слово МУЗЫКА

2 команде даётся слово ЖИЗНЬ

Оценивается оригинальность и точность.

Тимофей и Илюша получают отдельные задания.

  Ребятам необходимо построить  звуковое соотношение. Им выдаются карточки с названием нот и карточки с изображением звуковысотности, необходимо соотнести каждую карточку ноты с карточкой звуковысотности   и выложить ритмический рисунок к звуковысотным карточкам.

(Открываем   шестое  слово из высказывания)

А сейчас последний  7 тур. Составь модель музыкального произведения.

   Ребята, вам необходимо составить модель музыкального произведения.

Каждой команде выдаётся заготовленный бланк,  в который необходимо записать средства музыкальной выразительности предложенного музыкального произведения.

   Модель музыкального произведения.

     1. Название  --------------------------------------------

     2. Композитор------------------------------------------

     3. Лад-----------------------------------------------------

     4. Темп ---------------------------------------------------

     5. Тембр--------------------------------------------------

     6. Регистр------------------------------------------------

     7. Динамика---------------------------------------------

     8. Мелодия-----------------------------------------------

Тимофей и Илюша получают следующее задание – прочитать стихотворение зашифрованное в нотном ребусе.

 Обезьянка шла             мой,

С ветки скок на ветку.

Увидал барсук хромой

             звую соседку.

«Эх, -           шил тогда барсук,-

Трусость пе

Ухвачусь – ка я за сук –

Зря меня учили?!»

 Проверка заданий, подсчёт  выигранных баллов. Открыть последнее слово и прочитать высказывание.  

 «Музыка во всём живёт - мир её волшебен».

Как вы понимаете эти слова? (рассуждения ребят)

А что музыка делает с нами? Какое влияние оказывает на нас? ( музыка нас преображает, наделяет добром, положительными качествами, корректирует наше поведение..)

- Какие задания вызвали наибольший интерес?

- Что было трудно выполнять?

 Мы сегодня очередной раз убедились в том, что мир музыки очень богат и разнообразен.  Как мозаика он собирается из частиц и превращается в огромную силу влияния  и преобразования всего живого.

В завершении нашего занятия я желаю вам быть не равнодушными к музыке, быть человечными в отношениях друг с другом и всегда шагать дорогой добра.

Илюша и Тимофей исполняют песню  «Дорога добра» муз. М. Минкова, сл. Ю. Энтина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Сценарий музыкальной программы на английском языке для разновозрастной группы детей 4-11 класса "Рождественская мозаика"

Сценарий расчитан на разновозрастную группу детей 4-11 класса.  Используя данный сценарий можно возможно продуктивно организовать подготовительную работу и сам праздник "Рождество". Сценарий осно...

Музыкальная мозаика

Внеклассное мероприятие...

Музыкальная мозаика

Музыкальная игра-викторина...

Интерактивная игра "Музыкальная мозаика"

Интерактивная игра "Музыкальная мозаикаЦели: -формировать развитие  познавательных способностей  у детей;-развитие умений работать в группе, взаимодействовать с  товарищами;-ф...

Тестовое задание для учеников 6 класса. "Музыкальная мозаика".

Творческие задания направлены на повышение мотивации к обучению, развитию любознательности, внимания, образного мышления....

Внеклассное мероприятие "Музыкальная мозаика"

Внеклассное мероприятие "Музыкальная мозаика"...