МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230401 Информационные системы (по отраслям) Для заочного обучения
методическая разработка по теме

 

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе являются неотъемлемой частью учебно – методического комплекса и представляют собой дополнение к учебникам и учебным пособиям в рамках изучения дисциплины"Элементы математической логики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mu_mat_logika_zaochniki.docx202.6 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭЛЕМЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

230401 Информационные системы (по отраслям)

Для заочного обучения

                                                                                                                                                                               

                                                                                   

                                                                             

1.ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина "Элементы математической логики" входит в математического и общего естественнонаучного цикла основной  профессиональной образовательной программы по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям).

Программа внеаудиторной самостоятельной работы  предполагает осмысление и освоение таких разделов и тем как " Логика высказываний ", " Булевы функции. Нормальные формы ", " Предикаты, кванторы ", "Модели. Интерпретации", " Аксиоматический метод в математике. Исчисление высказываний ", "Теории первого порядка".

Данная дисциплина предназначена для подготовки специалистов среднего технического звена.

Знания, полученные при изучении данной дисциплины, являются необходимыми при работе с компьютером, что в современном мире является неотъемлемой частью при получении профессионального образования и дальнейшей работы выпускников колледжа.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • формулировать задачи логического характера и применять средства математической логики для их решения;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные принципы математической логики, теории множеств и теории алгоритмов;
  • формулы алгебры высказываний;
  • методы минимизации алгебраических преобразований;
  • основы языка и алгебры предикатов

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе являются неотъемлемой частью учебно – методического комплекса и представляют собой дополнение к учебникам и учебным пособиям в рамках изучения дисциплины"Элементы математической логики".

2.ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ темы

     Наименование тем

        Вид и название работы студента

Количество часов на выполнение работы

1.1.

Логика высказываний.

Написание реферата на тему: «Логика высказывания»

12

1.2.

Применение логики высказываний к переключательным схемам.

Решение задач по теме: Применение логики высказываний к переключательным схемам

12

2.1.

Приведение формул  алгебры высказываний

Решение задач на тему: Приведение формул логики высказываний к виду ДНФ, КНФ,  СДНФ, СКНФ

12

3.1.

N-местный предикат

Решение задач на тему: Предикаты, кванторы

12

3.2.

Применение логики предикатов к анализу рассуждений.

Подготовка сообщения по теме: Применение логики предикатов к анализу рассуждений.

12

4.1.

Интерпретация формулы в модели.

Решение задач по теме: Модель данной сигнатуры

11

4.2.

Применение языка логики предикатов для записи математических предложений.

Написание Расчетно-графической работы на тему: Интерпретация формулы в модели.

11

5.1.

Исчисление высказываний.

Решение задач по теме: Аксиоматический метод в математике.

11

6.1.

Модели теории первого порядка

Написание плана конспекта на тему: Теории первого порядка

11

Итого

104

3. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1

1.Тема: Написание реферата на тему: «Логика высказывания».

2.Количество часов: 12

   3.Цель работы: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.

4.Общие указания  к выполнению работы:  написать реферата на тему: «Логика высказывания».

5. Форма отчетности и контроля: реферат, защита, оценка.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2

1.Тема: Решение задач по теме: Применение логики высказываний к переключательным схемам.

   2.Количество часов: 12

   3.Цель работы: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.

4. Общие указания  к выполнению работы: решить задачи по теме «Применение логики высказываний к переключательным схемам»

Задана функция f от нечетких переменных. Упростить эту нечеткую функцию.

1.  f(a,b) = a (ab),

2.  f(a,b) =( ab)( ab)(b).

3.  f(a,b) = (ab) (ab) (aab),

4.   f(a,b,c) =( ab)( ac)(c) b,

5.  f(a,b,c) =( [ab)(ac]) (bc)) b,

6.   f(a,b) =(ab)(ac) (bc) b,

7.  f(a,b,c) =( ab) (ac) (a)b,

8.  f(a,b) =( ab) (a b)(ab),

9.  f(a,b,c) =( ab) (ab) (b

10.   f(a,b) =a(ab)( b).

5. Форма отчетности и контроля: задача с решением, защита, оценка.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3

   1.Тема: Решение задач на тему: Приведение формул логики высказываний к виду ДНФ, КНФ,  СДНФ, СКНФ.

   2.Количество часов: 12

   3.Цель работы: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.

4. Общие указания  к выполнению работы: решить задачи по теме «Приведение формул логики высказываний к виду ДНФ, КНФ,  СДНФ, СКНФ».

Задана формула . От формулы  перейти к эквивалентной ей формуле  так, чтобы формула    не содержала связок  «→»  и  «↔». Исходя из истинностных таблиц доказать, что форулы  и   равносильны (логически эквивалентны). Для формулы   найти СКНФ и СДНФ.

  1.  =                            6.  
  2.  =                            7.  
  3.  =                     8.  
  4.  =                   9.  
  5.  =                   10.

   5. Форма отчетности и контроля: задача с решение, защита, оценка.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4

   1.Тема: Решение задач на тему: Предикаты, кванторы

   2.Количество часов: 12

   3.Цель работы: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.

4. Общие указания  к выполнению работы: Решить задачи на тему: Предикаты, кванторы

Предикат  задан своей называющей формой. Найти область истинности предиката.

1.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

2.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

3.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

4.  = ),

      где А = {1,2,3,4}.

5.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

6.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

7.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

8.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

9.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

10.  = ,

      где А = {1,2,3,4}.

   5. Форма отчетности и контроля: задача с решение, защита, оценка.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5

   1.Тема: Подготовка сообщения по теме: Применение логики предикатов к анализу рассуждений.  

2.Количество часов:12

   3.Цель работы: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.

4. Общие указания  к выполнению работы: Подготовить сообщения по теме: Применение логики предикатов к анализу рассуждений.

 5. Форма отчетности и контроля:сообщение, защита, оценка.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6

   1.Тема: Решение задач по теме: Модель данной сигнатуры

   2.Количество часов: 11

   3.Цель работы: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.

4. Общие указания  к выполнению работы: Решить задачи по теме: Модель данной сигнатуры

Пользуясь определением примитивно рекурсивной функции,

показать, что числовая функция f  примитивно рекурсивной.

 1.                     2.

 3.                         4.        

 5.                         6.

 7.                          8.

 9.                         10.

   5. Форма отчетности и контроля: задача с решение, защита, оценка.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7

   1.Тема: Написание Расчетно-графической работы на тему: Интерпретация формулы в модели.

2.Количество часов:11

   3.Цель работы: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.

4. Общие указания  к выполнению работы: Написать Расчетно-графической работы на тему: Интерпретация формулы в модели.

 5. Форма отчетности и контроля: расчетно-графическая работа, защита, оценка.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №8

   1.Тема: Решение задач по теме: Аксиоматический метод в математике

   2.Количество часов: 11

   3.Цель работы: научиться решать задачи на указанную тему, осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал; углубить знания, умения, студентов по изучаемой теме.

4. Общие указания  к выполнению работы: Решить задачу  по теме: Аксиоматический метод в математике

Решите логическую графическую задачу, записав логическое выражение для всех точек в заштрихованных областях:
А – истинно для точек, принадлежащих кругу,
B - истинно для точек, принадлежащих треугольнику,
C - истинно для точек, принадлежащих прямоугольнику.



   5. Форма отчетности и контроля: задача с решение, защита, оценка.

ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №9

   1.Тема: Написание плана конспекта на тему: Теории первого порядка

   2.Количество часов:11

   3.Цель работы: научиться осуществлять подбор необходимой литературы, вычленять из нее главное, систематизировать имеющийся материал.

   4. Общие указания  к выполнению работы: Написать план конспект на тему: Теории первого порядка.

 5. Форма отчетности и контроля: план конспекта, защита, оценка.

4. Перечень литературы

Основные источники:

  1. Канцедал С.А. Дискретная математика: учебное пособие. – М.:ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 224 с. – (Профессиональное образование).
  2. Игошин В.И. задачник-практикум по математической логике: учеб. пособие для студентов-заочников физ.-мат. фак. пед. ин-тов. Подольск: Академия, 2005. – 156 с.
  3. Ильиных А.П. Математическая  логика, учебное пособие. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2002. – 76 c.
  4. Лавров Н.Я., , Л.Л. Максимова. Задачи по теории множеств, математической логике и теории алгоритмов,  5-е изд. – М.: Физмалит, 2004. – 256 с.
  5. Ершов Ю.Л., Е.А. Палютин. Математическая логика: учеб. пособие для вузов. – 4-е изд. стер. СПб.: Лань, 2005. – 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Гладкий А.В. Математическая логика, М.: Рос. гос. гумм. ун-т.1998. – 479 с.
  2. Лихтарников Л.М. Математическая логика: курс лекций, задачник-практикум и решения  –  Спб.: Лань, 1998.  288с.

5. ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ТРЕБОВАНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

 (РЕФЕРАТ, СООБЩЕНИЕ).

Реферат- это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где раскрывается суть исследуемой студентом проблемы, изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а так же собственные взгляды.

Структура и оформление.

  1. Титульный лист;
  2. План-оглавление;
  3. Введение (дается постановка вопроса, объясняется выбор темы, ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
  4. Основная часть (каждый раздел основной части раскрывает отдельную проблему.)
  5. Заключение (подводятся итоги, и дается обобщенный вывод по теме реферата, даются рекомендации);
  6. Библиография. При разработке реферата используется 8-10 различных источников. Допускается включение таблиц, схем, графиков.

Критерии оценки реферата.

  1. Соответствие теме;
  2. Глубина проработки материала;
  3. Правильность и полнота использования источников;
  4. Оформление реферата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ «МОЯ РОДОСЛОВНАЯ»

Вы изучили принципы составления и анализа родословных, что необходимо для выявления, лечения, прогнозирования и профилактики наследственных болезней. Особое место генеалогический метод занимает при ме...

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы студентов 2 курса

Методические указания составлены в соответствии с пограммой и предназначены для выполнения внеаудиторных самостоятельных работ по дисциплине "Английский язык". Характерная черта внеаудиторных самостоя...

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 "Организация обслуживания в общественном питании"

В методических указаниях дан перечень внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплите ОУД "Физическая культура", подробно рассмотрены темы, цели работы, даны общие указания к выполнению работы....

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе по ОУД «Физическая культура» по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания

В методических указаниях дан перечень внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплите ОУД "Физическая культура", подробно рассмотрены темы, цели работы, даны общие указания к выполнению работы....

Методические указания по внеаудиторной самостоятельной работе по учебной дисциплине ФК.00 Физическая культура

Данные методические указания предназначены для студентов программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих. Методические указания обеспечивают организационно-методическое сопровождение внеаудито...

Методические указания для внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина: УД 19 АСТРОНОМИЯ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир

Методические указания для внеаудиторной  самостоятельной работы  Учебная дисциплина: УД 19 АСТРОНОМИЯ  для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир...