Исследовательская работа "Прозвища школьников"
творческая работа учащихся по теме

Цветенберг Светлана Семёновна

Придумывая прозвище, произнося его, надо помнить, «как слово наше отзовется».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_prozvishcha_shkolnikov.rar546.44 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа»

Учебно-исследовательская работа

   

 

                                                                                                         

                                                             Авторы:

                                                 ученицы 10 класса                            

                                               Макраслоева Евгения

Цветенберг Анжелика

Руководитель:

Цветенберг Светлана

Семеновна

с. Верх-Бехтемир

2010 г.

Содержание

1. Введение ………………………………………………………………... 3

2. Методика исследования ……………………………………………….. 3

3. Результаты исследования …………………………………………....... 8

4. Выводы …………………………………………………………………. 9

5. Заключение …………………………………………………………….. 9

6. Список использованной литературы …………………………………10

Введение

Тема исследования – прозвища школьников.

Цель исследования  изучить значение, происхождение и структуру школьных прозвищ.

Задачи:

1. Определить причины, по которым даются прозвища.

2. Установить, каково происхождение и структура школьных прозвищ.

3. Выяснить путем опроса среди подростков 5-11 классов их индивидуальные

прозвища.

4. Выявить, все ли представители детского сообщества имеют прозвища.

Актуальность: прозвища наших школьников до сих пор не изучены, не выявлены типы прозвищ.

Источник исследования: анкетирование, интервью.  

Предмет исследования: прозвища учащихся 3 – 11 классов МОУ «Верх-Бехтемирская средняя общеобразовательная школа» в 2009/10 уч.г. 

Объект исследования – школьная языковая среда.

Методы исследования: получение и сбор информации, метод обработки ответов, анализ и синтез.

Методика исследования

Что такое прозвище? Мы попытались найти значение этого слова в разных словарях.

Владимир Даль «Толковый словарь»                                                        

«Прозывать – давать название, кличку или переименовывать, давать кличку добавочную к имени. Одну лошадь прозвали Спотыкой, а другую Губаном. Он по фамилии Кузнецов, а еще прозывается Медведевым, за то, что дед медведь был – на себе возы возил. Прозвища народ дает».

Словарь синонимов русского языка под ред. А.П.Евгеньевой. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.

Прозвище, кличка, прозвание                                                    

Название, данное кому-либо в шутку, в насмешку и т. п. и указывающее обычно на какую-либо его характерную черту, особенность.

Имя, название, кличка

Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении (или личное название человека с его отчеством и фамилией), а также собственное название, даваемое животным; слово название употребляется редко, особенно по отношению к имени человека; кличка имеет более узкое значение: собственное имя животного.

Название, наименование, имя

а) Нарицательное словесное обозначение людей, живых существ, предметов, явлений, понятий.
б) Словесное обозначение какого-либо одного предмета, явления и т. п., выделяющее его из ряда однородных.

Назвать, наименовать, окрестить (разг.), наречь, прозвать.
Дать имя кому-либо, обозначить каким-либо именем, названием что-либо.
Назвать употребляется по отношению к именам людей, к кличкам животных, к названиям самых разнообразных неодушевленных предметов.

И «прозвище», и «кличка», и «имя» определяются через «название», при этом «название» - «словесное обозначение», «назвать» - значит «дать имя».

У человека издавна было два имени: одно – настоящее, которое никогда не говорилось вслух, чтобы не сглазили, и другое, которое употреблялось в речи. Человека вторым именем не называли, а прозывали. До христианства личные имена были очень похожи на современные прозвища. Поэтому впоследствии из имен образовывались фамилии, а из них – опять прозвища: Сухой - Сухов – Сухой, Крик – Криков – Крик.

Можно утверждать, правда с некоторой долей уверенности, что у человека по фамилии Волков с кличкой Волк, пра- пра- дедушку звали Волком. Прозвище в древние времена (IX век) было почти тем же самым, что и фамилия. И даже сейчас по-украински фамилия называется «прiзвiщем».

Изучением прозвищ занимались Е. Данилина, З. Никулина, Г. Симина, А. Веселовский и др. А. Суперанская в статье «Ваша фамилия – откуда она?» проанализировала прозвища людей, живших в начале XX века. Происхождение более поздних прозвищ (конец XX начало XXI века) – вопрос тоже достаточно интересный.

С уверенностью утверждаем, что в современном мире прозвища появляется не потому, что человек, как раньше, боясь, чтобы злой колдун не сумел «взять» имя и использовать его для наведения порчи, предпочитал хранить имя в тайне, а по другим причинам.

 «Почему появляются прозвища?» - такой вопрос мы задали учащимся 6 и 8 классов.

В качестве причин они называли следующие:    

  • сократить имя или фамилию;
  • различить чем-то похожих людей;        
  • пошутить по-дружески, поприкалываться;
  • поиздеваться, унизить.

Вот некоторые высказывания ребят 6 класса: «Те, кто даёт прозвища – делать им нечего. Особенно кто старше, думают, что им всё можно, что они самые умные».

«Через прозвище выражается неприязнь к человеку».

У учащихся 8 класса мнение другое: «Когда человек сделает что-то прикольное, ему сразу хочется дать прозвище».

 «Прозвища даются из-за поведения человека, его настроения». 

«Иметь прозвище – это прикольно».

Можно утверждать, что чем старше школьник, тем он более спокойно относится к прозвищам.

Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Прозвища изобретаются детьми для детей и становятся образцом тонкой и изощренной системы.

Давайте посмотрим историю возникновения некоторых школьных прозвищ. Вот что говорят пятиклассники:

 «У меня прозвище – Ромашка. Я точно знаю, что его мне дали по имени – Рома. И конечно же, по внешности, я блондинчик». 

 «У меня было прозвище – Пенопласт. Мне его дали ещё в детском садике. А получил я его на речке, потому что когда нырял под воду, всегда всплывал. Сейчас мне оно не нравится, потому что я уже научился плавать».

«Меня называют Дэн – по имени Денис, мне нравится».

 Уверены, что первые в нашей жизни прозвища мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленький ребенок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его официальным именем. Учёные считают, что пока ничего не известно о том, как младенец разбирается во всем этом многообразии, как начинает принимать имя как свое собственное.  

Девочки-пятиклассницы откровенничают с нами: «Дома меня называют – Котёнок, потому что очень любят, мне оно нравится».

«Дома я Будильник, потому что раньше всех встаю. Получила это прозвище, когда пошла в первый класс». 

Опросив учащихся 6 класса, мы выяснили, что из 9 человек – 6 имеют прозвища дома.

  • Алиса (ещё Грязнуля),
  • Линёк,
  • Чокнутый  профессор,
  • Чижик,
  • Подлиза,
  • Балбес.

Проанализировав прозвища, мы пришли к выводу, что родители своим любимым чадам дают не только добрые, милые прозвища (Линёк, Чижик), но и обидные (Грязнуля, Подлиза, Балбес). Хочется думать, что в дальнейшем подобные прозвища забудутся  или сменятся новыми (как только ребёнок исправится, он будет Чистюлей и Умником).

Учёные считают, что прозвища, как правило, обычно появляются у  учеников в начальной школе.  Дети в это время  редко обременены  особым чувством терпимости или такта, поэтому могут  с легкостью наградить иного одноклассника или одноклассницу  малоприятными прозвищами, такими как Хомяк,  Пышка или Юля – кастрюля.

Но исследования, проведенные нами среди учащихся начальных классов, показали обратное. Из 10 опрошенных учащихся 3 класса только 3 имеют прозвище в школе.

  • Травка, 
  • Щука,
  • Ксения Собчак

Из 9 учащихся 4 класса 3 имеют прозвище, и только одному оно не нравится и вызывает обиду. 

  • Пельмень,
  • Руся,
  • Серый.

Таким образом, из 19 опрошенных учащихся начальных классов только 6 человек имеют прозвища, что составляет 31,5%.

Лидирует по школьным прозвищам 6 класс. В анкетах они ответили, что все имеют прозвища, некоторые по нескольку, и они часто меняются.

  • Лебедуха, Косая Левша,
  • Кис-кис, Стальная блоха,
  • Карандаш, Мент, 
  • Холестерин, Цоца,
  • Хомяк,
  • Бармен,
  • Чесночок,
  • Цыпа,
  • Ржавый.

Обрабатывая анкеты старшеклассников, мы пришли к выводу, что в 9-11 классах  прозвища в нашей школе появляются реже. Видимо,  учащиеся становятся серьезнее и более терпимо настроены по отношению к одноклассникам.

Из 6 учащихся 8 класса только один имеет прозвище. «Меня называют Мелкий, потому что я маленький. Мне не обидно».

У учащихся 9 класса только трое имеют прозвища (Кот, Анчута, Вискас).

Интересны прозвища наших одноклассников. Когда мы проанализировали анкеты, то выяснили, что  наши юноши написали, что у них нет прозвищ. Но это неправда! Возникает вопрос: «Почему они не откровенны с нами?» Скорее всего, их прозвища им неприятны.

 А все наши девушки имеют прозвища, но они особые, используем их только в узком кругу, и никто другой нас так не называет.

  • Халид-эль-Бей,
  • Саид Алебастра,
  • Мухаммед Али,
  • Сифон,
  • Людовик,
  • Марыся.

Одноклассницы пишут в анкетах:

 «Мне дали прозвище Халид-эль-Бей после прочтения романа «Скай О Майли». 

«Мы назвали друг друга Саид и Мухаммед после просмотра фильма «Клон».

«Меня прозвали Сифон после просмотра фильма «Наша Russia», потому что я всегда сижу у батареи, как бомж.

Очевидно, что для появления прозвища нужна  какая-то   отличительная черта. Сначала мы думали, что обычно это внешность, фамилия, манера поведения или  увлечение. Но, оказалось, что причин для возникновения прозвищ  может быть намного больше и  все проследить просто невозможно. Какие-то прозвища вообще трудно поддать логическому анализу, а некоторые появляются  после какого-нибудь всем запомнившегося случая.

Результаты исследования

Исследования, проведенные нами, показали, что все прозвища наших школьников можно разделить на следующие группы:

Прозвища, описывающие качества ребёнка: физические, интеллектуальные или свойства характера

Грязнуля, Подлиза, Балбес, Чокнутый Профессор, Пельмень.  Огурец, Чесночок, Мелкий, Хомяк, Ромашка, Кис-кис.

Краткий или упрощенный вариант своего имени

Дэн (Денис), Марыся (Марина), Людовик (Люда), Руся (Руслан), Серый (Серёжа), Анчута (Аня).

Видоизмененный или упрощенный вариант фамилии

Карандаш, Ржавый, Цыпа, Щука, Кот, Лебедуха.

Прозвища, данные по  роду занятий родителей

Мент, Бармен.

Влияние на подростков  СМИ. Прозвище могут дать после просмотра фильма, рекламы, прочтения какой-либо книги

Саид, Мухаммед, Сифон,

Вискас, 

Халид-эль-Бей, Стальная блоха, Косая Левша.

Прозвища, смысл которых остается тайной даже для владельцев

Цоца, Холестерин, Травка

В ходе данного исследования был проведён анализ анкет учащихся нашей школы. Выявлено, что из 62 опрошенных учеников прозвища имеют 34, что составляет 54,8%, определено – 17 школьникам их прозвища нравятся (50%), 8 – нет, они их раздражают (23,5%), и 9 школьникам их прозвища безразличны (26,5%). Также было установлено, что не все школьники имеют прозвища, и  постоянных прозвищ, относящихся к ненормативной лексике, у наших ребят нет, как нет и вульгарных.

Вывод

Подводя итоги проделанной работы, хотим отметить следующее, что наряду с традиционными источниками образования прозвищ появились новые, прежде всего связанные с СМИ и широким кругозором старшеклассников. Последний является пусть слабым, но «барьером» на пути проникновения в прозвища брани и мата. Кроме того, количество «рекламных» прозвищ, как нам кажется, будет увеличиваться в связи с массовым психологическим воздействием рекламы на подростков как наиболее восприимчивых и внушаемых. Прозвища не обязательно выражают негативное отношение к человеку, к его привычкам. Могут выражать и позитивное, если в человеке нравятся какие-либо привычки, манеры, черты характера, особенности речи. То есть все прозвища эмоционально окрашены, так как даются в зависимости от отношения к носителю прозвища. Некоторые прозвища становятся общеупотребительными, другие остаются не для всеобщего пользования, используются только в узком кругу. Есть прозвища и обидные. От этого никуда не уйти. Прозвище может возникнуть как  в результате наблюдения над  человеком, так и мгновенно, по воле случая, когда метко сказанное слово подхватывается остальными. В прозвищах обнаружились проблемы психологического и социального порядка, проблемы культуры речи, характерные для сегодняшней школы. Существование прозвищ говорит о силе народного слова. В них  народный взгляд.  В прозвищах заключен  наблюдательный, зоркий,  весёлый характер детей.  Мы несколько недооцениваем роль прозвищ. Их надо активно изучать. Ведь прозвища – это народное богатство.

Засоряют ли прозвища язык? Однозначно ответить на этот вопрос сложно. Одно бесспорно: словесное воздействие способно разрушать, искажать генетику живого организма. Любое существо, и человек не исключение, представляет собой принимающую и излучающую антенну. Каждое слово, в том числе и прозвище, слышат не только наши уши, видят не только наши глаза, но и вся наша личность несет в себе (хотим мы этого или не хотим) отпечаток услышанного и увиденного. Придумывая прозвище, произнося его, надо помнить, «как слово наше отзовется». 

Заключение

Проведённое исследование показывает, насколько интересна и актуальна данная тема. Выводы, сделанные в работе, привлекут внимание как взрослых, так и детей.

Считаем, что работа над этой темой может быть продолжена. Нам бы хотелось предложить учащимся перечислить все известные им прозвища их друзей, одноклассников, указав имя носителя прозвища. Составить картотеку прозвищ и памятку «Если тебя дразнят в школе, ты…»

Список литературы

  1.  Веселовский А. «Ономастикон», М., «Просвещение», 1984
  2. Даль В. «Толковый словарь русского языка. Современная версия, ЭКСМО-ПРЕСС, Москва, 2002
  3. Семенова М. «Мы – славяне», С-П, «Азбука», книжный клуб «Терра», 1997
  4. Суперанская  А.«Ваша фамилия – откуда она?» - ж. «Наука и жизнь»,1993, №6
  5. Шанский И.М., Тихонов А.Н. «Современный русский язык», ч.2 – М., «Просвещение», 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская деятельность школьников на стыке наук (история, филология, искусствоведение)

Этот доклад был подготовлен для международного семинара "Россия - Эстония. Организация работы с одареными детьми". Он проходил в Санкт-Петербурге на базе лицея № 344 ...

Мастер-класс "Исследовательская работа школьников"

Социально - экономические и политические преобразования, происходящие в российском обществе на протяжении последнего десятилетия, выявили потребность в людях с активной гражданской позицией, критическ...

Учебно-исследовательская деятельность школьников

Методические материалы по теме "Управление созданием системы для реализации творческого потенциала учащихся ГООУ «Созвездие» через учебно - исследовательскую деятельность"...

Элементы экологии в исследовательской деятельности школьников

Применение элементов экологического образования в исследовательской деятельности является позитивным моментом обучения. Данный материал может быть интересен как педагогам,так и учащимся....

Организация научно- исследовательской деятельности школьников как способ формирования ключевых компетенций

Данная статья описывает один из вариантов организации научно- исследовательской деятельности школьников через элективный курс....

Использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников

Статья представляет собой анализ опыта применения компьютерных технологий для проектно - исследовательской деятельности в школе....

Исследование утомляемости и работоспособности школьников. Исследовательская работа школьников

Исследование работоспособности и утомляемости школьников Лезарев А.Г. МБОУ СОШ с.Хрущевка Липецкого района   Научный руководитель: Потапова И.А. Цель исследования: изучить работоспособность ...