Программа занятия по интересам по математике «Уравнения и неравенства с параметрами»
материал (11 класс) по теме

Насырова Венера Габдирауфовна

Программа занятия по интересам   «Уравнения и неравенства с параметрами» предназначена  для учащихся 10-11 классов и рассчитана  на расширение базового уровня  знаний по математике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА АЗНАКАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

МУНИЦАПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г. АЗНАКАЕВО»

РЕЦЕНЗЕНТ: кандидат педагогических наук,

заведующий  кафедры  математики и методики  преподавания ФГБОУ  ВПО НИСПТР  Э.Х.Галлямова

         

Утверждаю

директор МБОУ  «СОШ №6 г.Азнакаево»

_____            Н.Х.Габдуллин

Приказ №

от «___» __________2013г.

Программа

занятия по интересам по математике

«Уравнения и неравенства с параметрами»

        (возраст обучающихся 16-18 лет, 72 часа)

Заведующая информационно-методическим

центром Азнакаевского  муниципального района _________Л.М.Ахмадишина

 «__» ___2013г.

Руководитель методического объединения учителей предметов естественно-математического цикла  МБОУ «СОШ№ 6 г. Азнакаево»

_____________ Х.Р.Калимуллина

                                                                          Протокол заседания МО

№  от «     »                  2013г.

Автор программы учитель математики I квалификационной категории    МБОУ «СОШ №6 г. Азнакаево»  В.Г.Насырова

Оглавление.

Пояснительная записка……………………………………………………….3

Содержание……………………………………………………………………5

Учебно-тематический план…………………………………………………..6

Литература…………………………………………………………………….8

Результаты  апробации,  обобщенные  выводы…………………………….8

Пояснительная записка.

Занятие по интересам “Уравнения и неравенства с параметрами ” предназначено  для учащихся 10-11 классов. Содержание программы отвечает требованиям учебного процесса.

Раздел «Задачи с параметрами»- один из самых трудных в школьной математике. При решении задач с параметрами требуется не только уверенное владение стандартными методами решений уравнений и неравенств, но и умение проводить довольно разветвленные логические построения, аккуратность и внимательность, для того чтобы не потерять решений и не приобрести лишних. Учащиеся ,владеющие методами их решения ,как показывает опыт ,успешно справляются и с другими задачами.

Теоретическое изучение физических процессов, решение экономических задач часто приводит к различным уравнениям и неравенствам, содержащим параметры, и необходимой частью их решения является исследование характера процесса в зависимости от значений параметров. Таким образом, задачи с параметрами представляют собой небольшие исследовательские задачи. Однако часто оказывается, что выпускник школы либо вообще не имеет представления о решении задач с параметром, либо теряется даже в случае самого простого вида подобных задач.

В последние годы задачи с параметрами стали постоянной составляющей вариантов  итоговой аттестации за курс средней школы (ЕГЭ). Подобные задания встречаются только во второй части этих экзаменационных  работ  и имеют высокий уровень сложности. Единый государственный экзамен и Государственная итоговая аттестация в целом опираются на школьную программу. Но, к сожалению, в программах по математике для общеобразовательных классов задачам с параметрами практически не отводится места.

Поэтому возникла необходимость разработать программу занятия по интересам.

Программа соответствует образовательным технологиям, которые отражены в активных формах, методах и принципах построения занятий. Принципы построения занятий: доступность, индивидуальность, преемственность, результативность.

Эффективности организации курса способствует использование различных форм проведения занятий: комбинированный урок, эвристическая беседа, интеллектуальная игра, дискуссия, творческая и проектная работа, практическая работа, математические вечера.

Домашнее задание учащиеся выполняют по желанию.

Актуальность программы состоит в том, что она поддерживает и расширяет содержание учебника, не повторяя его, является трамплином к успешной сдаче ЕГЭ.

Программа строится в объеме 2 часа в неделю , 72 часа в год.

Цели и задачи

Цели – познакомить школьников с основными типами задач с параметрами (уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств) ; познакомить с новыми, методами решений уравнений, неравенств (аналитический, графический); способствовать умению переводить словесное условие задачи в аналитическую форму - сводить ее к решению уравнений, неравенств и систем совокупностей уравнений и неравенств; способствовать развитию логического мышления, творчества  , углублению  знаний, расширению  кругозора, успешной сдаче ЕГЭ.

Задачи

  • сформировать устойчивый интерес к предмету
  • развивать математические способности
  • развивать логику и умение нестандартно мыслить
  • развивать творческие способности и прививать практические умения
  • показать связь математики с другими науками
  • воспитывать трудолюбие, терпение, настойчивость, инициативу.

Цели, достигаемые при обучении.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

  • знать основные подходы к решению уравнений и неравенств с параметрами, уметь применять их на практике
  • знать основные методы решения уравнений и неравенств с параметрами
  • уметь производить расчеты по формулам
  • понимать двойственную природу параметра
  • уметь применять теоретические знания при решении прикладных задач,
  • знать основные свойства функций
  • знать факты из истории математики, встречающиеся в курсе 10-11 класса,
  • уметь самостоятельно работать со справочной и учебной литературой, различными источниками информации.

                                                Содержание

       В мире уравнений                 (32часа)

Линейные уравнения с параметром.

Квадратные уравнения с параметрами.

Тригонометрические  уравнения с параметрами.

Показательные уравнения с параметрами.

Логарифмические уравнения с параметрами.

Иррациональные  уравнения с параметрами.

     Комбинированные уравнения.

          В мире неравенств             (24часа)

      Линейные неравенства с параметрам

      Квадратные неравенства с параметрами.

      Графическое решение неравенств.

      Тригонометрические  неравенства  с параметрами

      Показательные неравенства с параметрами.

      Логарифмические неравенства с параметрами.  

      Иррациональные  неравенства с параметрами.

         В мире функций                     (16часов)

      Такие известные неизвестные функции.

      Исследование сложных функций.

      Преобразования графиков сложных функций.

      Функционально-графические методы решения  уравнений и неравенств с параметром.

      Координатные плоскости аОх или  хОа.

      Инвариантность и задачи с параметрами

      Геометрические  методы решения систем уравнений и неравенств.

Тематическое планирование.

Название тем

Количество часов.

1.

В мире уравнений

32

2.

В мире неравенств

24

3.

В мире функций

16

Итого

72

Календарно-тематическое планирование.

Тема занятия

Всего часов

Количество часов

Дата

теория

практика

план

факт

В мире уравнений                                                         32

1

Сведения из истории уравнений.  Знакомство с понятием «параметр».

1

1

2

Линейные уравнения с параметром.

1

1

3

Решение линейных уравнений с параметром.

1

1

4

Уравнения с параметром, приводимые к линейным.

1

1

5

Квадратные уравнения с параметрами.

1

1

6

Решение квадратных уравнений с параметрами.

1

1

7

Тригонометрические  уравнения с параметрам.

1

1

8

Решение тригонометрических уравнений с параметрами.

1

1

9

 Показательные уравнения с параметрами.

1

1

10

Решение показательных уравнений с параметрами.

1

1

11

Логарифмические уравнения с параметрами.

1

1

12

Решение логарифмических уравнений с параметрами.

1

1

13

Иррациональные  уравнения с параметрами.

1

1

14

Решение иррациональных уравнений с параметрами.

1

1

15

Комбинированные уравнения.

1

1

16

Решение комбинированных уравнений с параметрами.

1

1

В мире неравенств                                                        24

17

Линейные  неравенства с модулем.

1

1

18

Квадратные неравенства с модулем.

1

1

19

Линейные неравенства с параметрами.

1

1

20

 Квадратные неравенства с параметрами.

1

1

21

Графическое решение неравенств.

1

1

22

Тригонометрические  неравенства  с параметрами.

1

1

23

Решение тригонометрических неравенств с параметрами.

1

1

24

 Показательные неравенства с параметрами.

1

1

25

Логарифмические неравенства с параметрами.

1

1

26

Иррациональные  неравенства с параметрами.

1

1

27

Решение неравенств с параметрами. Комбинированные неравенства

1

1

28

Защита проектов.

2

В мире функций                                                             14

29

Такие известные неизвестные функции.

1

1

30

Исследование сложных функций.

1

1

31

Преобразования графиков сложных функций.

1

1

32

Функционально-графические методы решения  уравнений и неравенств с параметром.

1

1

33

Координатные плоскости аОх или  хОа

34

Инвариантность и задачи с параметрами

1

1

35

Геометрические  методы решения систем уравнений и неравенств .

1

1

36

Вечер «Математический калейдоскоп»

2

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

        Дидактический материал: таблицы, схемы, плакаты, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал,  мультимедийные материалы, компьютерные программные средств  (продукция компаний  «Кирилл и Мефодий», "Просвещение - МЕДИА", «Физикон», «Новый Диск», «1С»)  по мере необходимости.

 Для обеспечения реализации образовательной программы необходимо помещение для занятий - кабинет математики, в котором имеется следующее материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор с экраном, таблицы по алгебре для 10-11 классов, справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т.п.)

Информационные ресурсы.

  1. Репетитор по Математике Кирилла и  Мефодия 2007«Кирилл и Мефодий»
  2. Живая математика «Институт новых технологий»
  3. Открытая математика (функции и графики) «Физикон»
  4. Уроки алгебры (10-11 класс) «Новый Диск»
  5. Уроки алгебры (9 класс) «Новый Диск»
  6. 1С: Образовательная коллекция. Алгебра, 7-11 кл. ЗАО  «1С»
  7. 1С: Репетитор. Сдаем ЕГЭ по математике (2007) ЗАО  «1С»
  8. Алгебра 10-11класс (DVD-box)
  9. Решаем задачи из учебника. Алгебра. 11 класс (Jewel)  "Просвещение-МЕДИА"
  10. Открытая математика (алгебра) «Физикон»
  11. http://reshuege.ru/
  12.  http://alexlarin.net/

Список литературы

  1. Колесникова Т.В., Минаева С.С. Типовые тестовые задания  11 класс. - М.: «Экзамен», 2011.
  2. Кочагина М.Н., Кочагин В.В.  Математика. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ -  М.: «Эксмо», 2007.
  3. Лаппо Л.Д., Попов М.А. Практикум 11 класс.  - М.: «Экзамен», 2012.
  4. Жигулев Л.А., Зорина Н.А. Алгебра. Итоговая аттестация. Учебно-методическое пособие. - СПб.:  «СМИО Пресс», 2013
  5. Шахмейстер А.Х. Уравнения и неравенства с параметрами. – СПб: ЧеРо-на-Неве, 2004
  6. Шахмейстер А.Х. Построение графиков функций элементарными методами. – СПбЧеРо-на-Неве, 2004
  7. Прокофьев.А.А. Задачи с параметрами. Подготовка к ГИА  и ЕГЭ. М.БИНОМ. Лаборатория знаний .2012

Данные об апробации программы

“Уравнения и неравенства с параметрами”

Программа апробирована в МБОУ «СОШ №6г.Азнакаево»

 Апробация проводилась с 2010года. Необходимость создания программы возникла в связи с  желанием учащихся углубить знания по предмету.

В таблице приведены результаты сдачи ЕГЭ учащихся, посещавших занятие по интересам ( минимальный и максимальный баллы в соответствующей группе)

Учебный год

Количество обучаемых

Минимальный балл (ЕГЭ)

Максимальный балл (ЕГЭ)

1

2010-2011

15

56

89

2

2011-2012

24

56

84

3

2012-2013

28

58

90


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по теме "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Элективный курс по теме " Решение  уравнений и неравенств с параметрами" позволяет познакомится с методами решения уравнений и неравенств содержащих параметр, способствует повышению уровня логиче...

Программа элективных курсов "Уравнения и неравенства с параметрами", 9 класс

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, обладают высокой диагностической и прогностической ценностью, существенно повышают ...

Программа элективного курса по математике « Методы решения уравнений и неравенств с параметром» 10 класс

Программа элективного курса по математике« Методы решения уравнений и неравенств с параметром»...

Элективный курс по математике "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

    Предлагаемый элективный курс является предметно-ориентированным и предназначен для реализации в 11 классах общеобразовательной школы для расширения теоретических и практических зн...

Рабочая программа курса дополнительного образования по математике "Решение уравнений и неравенств с параметрами"

Задачи с параметрами играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры учащихся, но их решение вызывает у них значительные затруднения. Это связано с тем, что каждое ура...

Использование систем компьютерной математики в обучении решению линейных и дробно-линейных уравнений и неравенств с параметрами в основной школе

Представим и проанализируем три типовые задачи с параметром, на основе которых можно сформировать представление о дидактических и инструментальных возможностях WolframAlpha....