Конспекты уроков: « Путешествие в мир транспорта», «Учимся сопереживать».
методическая разработка (5 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 7

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

Тема: « Путешествие в мир транспорта»

Подготовила и провела: Кремнева Л.А.

2012 г.

Задачи:

Обучающие: Расширить знания детей об особенностях сухопутного пассажирского транспорта.

Развивающие: Развивать воображение детей, память, обогащать словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать хорошее отношение к транспорту как к полезному, но несущему в себе опасность явлений.

Основные термины и понятия:       Транспорт, троллейбус, трамвай, автобус, рельсы, усы, дуга, наземный, депо, пассажир.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Педагог: «Дети, хотели бы отправиться в мир транспорта?»

Ответы детей:

  1. Тема занятия: Хотите мы с вами сегодня отправимся в путешествие на разных видах транспорта? Ответы детей:

Садитесь и слушайте загадку:

Незнакомец краснокожий с ярко-желтой полосой,

На автобус чуть похожий-

Дети, кто же он такой? (трамвай).

Показ картинки с изображением транспорта. (Уточнить, что трамвай движется по рельсам и ведет его вагоновожатый).

  •  Он объявляет остановки и смотрит, чтобы все пассажиры успели войти в вагон. Ребята, знаете, что трамвай - это электрический транспорт? На крыше его имеется дуга, которая движется по электрическому проводу, находящемуся вверху. Безопасность движения трамвая обеспечивают путевые рабочие. Они осматривают и чистят рельсы.

Ночуют трамваи в депо. Здесь их чистят и моют. А утром:

Спозаранку за окошком Стук и звон и кутерьма:

По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

  •  Ребята, давайте мы с вами поиграем в трамвайчики. Я буду показывать, а вы будете за мной повторять.

Дети скользящим шагом идут след в след друг за другом по рельсам, обозначенным на ковре, руки над головой образуют треугольник, обозначающий дугу трамвая.

По рельсам движется трамвай,

Ты рельсы не перебегай!

Ток пробежал по проводам,

        От них к трамваю по усам.

        «Дзынь-дзынь» трамвай звенит,

         По рельсам весело бежит.

Педагог: «Вот мы и доехали до первой остановки. Сейчас вы тихонько сядьте, отдохните и послушайте ещё одну загадку.

На каком же транспорте мы сейчас поедем в путешествие?

                      Что такое, отгадай?

                      Не автобус, не трамвай,

Не нуждается в бензин,     Хоть колёса на резине.

Удивительный вагон,

Посудите сам

Рельсы в воздухе, а он  Держит их руками. (Троллейбус)

- Молодцы! Ведёт его водитель троллейбуса. Он, так же как и вагоновожатый трамвая, объявляет остановки, открывает двери, смотрит, чтобы вошли все пассажиры.

У троллейбуса есть «усы», они крепятся к проводам. Через провода поступает ток, и троллейбус продолжает свой путь.

У троллейбуса есть колёса, останавливается троллейбус на остановках (также как трамвай).

Троллейбус может ходить только там, где есть электропровода.

Вопрос к детям:

  •  Скажите, пожалуйста, что общего между водителем троллейбуса и вагоновожатым трамвая?

Ответы детей: объявляют остановки, открывают и закрывают двери для пассажиров.

  •  Они обязаны соблюдать правила дорожного движения, двигаться только с закрытыми дверями.
  •  Ребята, мы с вами поиграли в трамвайчики, а сейчас давайте поиграем в "троллейбус". Я вам буду показывать движения, а вы опять будете повторять за мной.

Дети друг за другом, держа над головой верёвку, изображающую провода, идут друг за другом простым шагом, изображая транспорт.

Удивительный вагон,

Посмотрите сами:

Рельсы в воздухе, а он              

Держит их руками.

  •  Остановились трамвайчики опять на остановке.
  •  Сейчас я вам загадаю ещё одну загадку. О каком виде транспорта эта загадка?

         Что за чудо этот дом-

         Окна светлые кругом,

                               Носит обувь на резине,

                               А питается бензином. (Автобус).

  •  Молодцы! Ребята, вы наверное знаете, что автобус ходит на колёсах? Что он не имеет усов? (как называется такой транспорт?)

Он не ходит по рельсам (как называется такой транспорт?)

Но, так же как троллейбус и трамвай, останавливается на остановках.

Автобус может пройти там, где не могут пройти троллейбус и трамвай.

Почему?

Ответы детей.. .(У него нет усов, и он не ходит по рельсам)

  •  Молодцы! Дети, в троллейбусы и трамвайчики мы играли, а сейчас

давайте поиграем в шоферов автобуса. Сядьте поудобнее на стульчики, это у нас будут машины. А мы будем шофёрами.

(я буду показывать движения, а вы будете за мной выполнять).

Едем, едем на машине,

Нажимаем на педаль.(1-нога)

Газ включаем, выключаем(2-нога)

Смотрим пристально мы вдаль.

Дворники счищают капли (движения ладошками)

Вправо, влево, чистота!

Руль мы крутим вправо, влево (имитация движений)

Мы шофёры хоть куда!

  •  Хорошие получились из вас шофёры!
  •  Скажите, пожалуйста, зачем в больших городах нужны троллейбусы, трамваи, автобусы?

Ответы детей: (ездить в цирк, на работу).

  •  Как можно назвать одним общим словом троллейбус, трамвай, автобус?

Ответы детей: транспорт.

  •  Сейчас мы с вами сложим картинки городского транспорта.
  •  Ребята, вам понравилось путешествие?

 Итог занятия. В следующий раз мы с вами поговорим о правилах поведения в транспорте, о безопасном пользовании транспортом.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида № 7

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим

Тема: «Учимся сопереживать»

Подготовила и провела: Кремнева Л.А.

2011 г.

Задачи: 

Образовательная: Обобщать представление детей о добрых отношениях в группе.

Коррекционно-развивающая: Развивать        коммуникативные навыки, нравственные качества детей. Создать условия для развития речи, памяти, внимания, мышления.

Воспитательная: Воспитывать        умение правильно вести себя по отношению к окружающим людям.

Основные знания:

Основные термины и понятия:      Ласковый, справедливый, дружелюбный, порядочный, отзывчивый.

Оборудование: карточки с загадками, доска, маркеры, магнитофон

Тип урока: комбинированный

Организационный момент

Добрый день! Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости.

Послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения В.Суслова:

Где красота - там доброта

Их разлучить никто не сможет.

Любая светлая мечта

На двух подруг всегда похожа.

И нам без них не обойтись

Ни светлым днем, ни днем дождливым.

И если хочешь быть красивым

То добротою поделись.

Введение в тему

Детям раздаются карточки с психологическими загадками. По описанию качества, детям нужно догадаться, какое качество загадано:

«Человек, умеющий сказать ласковые, добрые слова» (Ласковый)

«Человек, который всегда действует честно, по правилам» (Справедливый)

«Как называется человек, который по-дружески относится к окружающим (как к друзьям)» (Дружелюбный)

«человек неспособный к низким, плохим поступкам человек» (Порядочный)

«Человек, всегда готовый помочь» (Отзывчивый)

Если ответы на загадки у детей вызовут затруднения, то можно предложить варианты ответов на выбор, которые будут расположены на столе.

  • Как вы думаете, данные человеческие качества относятся к положительным или отрицательным? В каких ситуациях человек больше всего нуждается, чтобы рядом оказались люди с такими положительными качествами? (Всегда, но особенно, когда человек оказывается в трудной ситуации)
  • Поэтому каждому хочется, чтобы его окружали добрые люди, которые его бы понимали, помогали, поддерживали...

Итак, тема сегодняшнего занятия «Добрые отношения»

Основная часть

Работа со сказкой «Цветок по имени Незабудка»

Недалеко от большого города в лесу, на поляне, росли разные цветы, в хорошую погоду на поляну прилетали бабочки, в траве заводили свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетал над лесом, раскачивая цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы умели разговаривать и иногда они играли друг с другом в мячик из капельки росы. Весело им было жить на поляне.

Однажды утром на поляне появился новый цветок. У него был тонкий стебелек с маленькими листиками и крошечными зелеными бутонами.

- Ты похож на обыкновенную траву, - сказал большой красный Мак - ты весь зеленый.

  • Нет, - ответил новичок. – Я – цветок. Меня зовут Незабудка.
  • Да какой же ты цветок, если твои бутоны не раскрываются! - сказали Ромашки.
  • Таких цветов не бывает! - зазвенел Колокольчик. - Нас здесь много и некто не знает цветов по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали: - Нет такого цветка! Ты не наш! Мы не будем дружить с тобой.

Маленькая тоненькая Незабудка оглядела на себя: «Да... Я и вправду вся зеленая, и бутоны мои не раскрыты... Конечно, никто и говорить со мной не захочет, а дружить - тем более». От этой мысли она почувствовала себя одиноко. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать. Незабудка уже совсем было завяла, как вдруг один красивый цветок по имени Роза обратилась к другим цветкам:

  • Ой, ее надо напоить спасительной влагой!

Тут засуетились все цветы, а ромашки побежали к речке, которая протекала недалеко от поляны, принесли воду и напоили Незабудку...

... Наутро из бутонов у нее появились цветочки - очень красивые, голубого цвета и  с белым отливом. Прилетели птицы и защебетали:

  • Мы летали по всему лесу, но нигде не встречали такого необычного и прекрасного цветка!

Незабудка была горда: ведь она сумела не отчаяться и расцвести. И счастлива от того, что в этом ей помогли все цветочки. Теперь все увидели, что она и вправду Незабудка - прекрасный цветок, который нельзя забыть. Цветы устроили бал в честь голубой Незабудки.

Вопросы к обсуждению сказки:

  •   О чем эта сказка?
  • От чего Незабудка была счастлива?
  • Почему все цветы захотели помочь Незабудке?
  • Происходит ли такая ситуация с людьми?
  • Происходит ли такая ситуация в группе нашего детского дома?

Каждый из нас может быть на месте Незабудки. И в такой ситуации, каждому хочется, чтобы его поддержали хорошие и добрые люди. Хочется тепла и заботы. Если вы встретите такую «Незабудку», мне бы очень хотелось, чтобы вы помогли ей, были с ней ласковыми, добрыми, внимательными...

Задание «Исповедь»

Выслушайте исповедь и дайте совет.

«В группе у меня не было друзей. Мне было очень трудно. Иногда я не могла сдерживаться и плакала. У них много своих общих интересов. Я им не нужна. Я не могу подойти к ним. Вдруг подумают, что я навязываюсь?»

Задание «Рисуем вместе!» (Физкультминутка)

Если есть доска с маркерами и фломастерами, то дается задание нарисовать животное. «Сейчас мы с вами будем рисовать какое-нибудь доброе животное. Сначала выходит один человек и рисует какую-нибудь одну деталь (может это быть голова, уши, хвост, лапа и т.д.) Важно нарисовать что-нибудь одно, а не все целиком. Потом выходит другой человек и нарисует еще одну деталь, дополняя рисунок. И так рисуете по цепочке, пока не получится животное».

Незаконченные предложения

Предложить детям закончить следующие предложения:

  • Я люблю, когда девочки в нашей группе...
  • Мне бывает грустно в группе, когда...
  • Я чувствую себя хорошо в группе, когда...
  • Когда в группе все ссорятся, я...
  • Я чувствую себя одиноко в группе, когда...
  • Когда все вместе делают одно общее дело - это...

Итог

«Живая скульптура»

«Давайте мы с вами построим живую скульптуру. Представьте себя пластилином или глиной, из которого можно слепить что угодно. Сначала мы слепим скульптуру, которая будет показывать плохие отношения между людьми. Подумайте, как можно построить такую скульптуру.

А теперь постоим скульптуру, которая будет показывать хорошие отношения между людьми».

Обязательно спросить у детей, всем ли комфортно. Если по какой-либо причине кому-то будет неудобно, то дать возможность занять комфортную позицию. Предложить детям запомнить это состояние и можно сфотографировать на память.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе "Учимся писать письма"

Цели: 1. Познакомить школьников с историей возникновения письма, с его структурой, с основными правилами и вежливыми формами переписки.2. Развивать коммуникативные умения учащихся, связную речь, ...

план-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма"

План-конспект урока и презентация по теме "Учимся писать письма" для 3 класса к учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English"...

Презентация и конспект урока по теме "Удивительный транспорт"

Для детей младшего школьного возраста является открытием  связь между природой и техникой. Научиться смотреть и видеть связь между природой и техникой - цель нашего урока.Задачи урока: Обучить ра...

Конспект урока "Поведение в общественном транспорте"

Урок развития речи и окружающего мира для обучающихся с умеренной умственной отсталостью...

План-конспект урока по обществознанию на тему "Учимся выбирать" (комбинированный урок с элементами исследования и проведения деловой игры "Выборы")

Формирование целостного представления о выборах как к одному из институтов демократического государства...

Урок "Путешествия и виды транспорта"

Цели урока:Образовательные:-обобщить и закрепить лексические и страноведческие знания по темам « Путешествие», «Виды транспорта в речевых ситуациях с опорой на зрительную наглядность...