Главные вкладки

    Математический вечер:"Малые олимпийские игры"
    методическая разработка (5 класс) по теме

    Минаева Лариса Анатольевна

    Особое место среди математических вечеров занимают вечера-соревнования, одним из видов которых являются малые олимпийские игры.

    Данная разработка предназначена для того, чтобы не только привить любовь к математике, но и пробудить интерес у школьников к правилам проведения спортивных Олимпийских игр, провести параллели между математикой и Олимпиадой, развить любознательность у учащихся, создать максимум хорошего настроения школьников и преподавателей.

    Кроме того, каждые два года в мире проводится спортивная Олимпиада, и беда в том, что большинство современных школьников совсем не интересуются достижениями российских спортсменов. Важно привить интерес к российскому спорту, гордость за успехи наших спортсменов. Немаловажное значение имеет и формирование интереса к математике посредством облачения ее в нестандартные и привлекательные формы внеклассной работы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл olimp.igry_.docx62.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка по внеклассной работе (5-6 классы) по теме:
    Математический вечер

    "Малые олимпийские игры"

    Особое место среди математических вечеров занимают вечера-соревнования, одним из видов которых являются малые олимпийские игры.

    Данная разработка предназначена для того, чтобы не только привить любовь к математике, но и пробудить интерес у школьников к правилам проведения спортивных Олимпийских игр, провести параллели между математикой и Олимпиадой, развить любознательность у учащихся, создать максимум хорошего настроения школьников и преподавателей.

    Кроме того, каждые два года в мире проводится спортивная Олимпиада, и беда в том, что большинство современных школьников совсем не интересуются достижениями российских спортсменов. Важно привить интерес к российскому спорту, гордость за успехи наших спортсменов. Немаловажное значение имеет и формирование интереса к математике посредством облачения ее в нестандартные и привлекательные формы внеклассной работы.

    Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлеченные игрой, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, развивают творческое воображение. Даже самые пассивные учащиеся включаются в игру с огромным желанием.

    Математические игры объединяют учение и игру, труд и отдых. Они развивают математические способности, сообразительность, логическое мышление, укрепляют память.

    ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

    1. Подготовительная работа.

    1)Игра проводится для учащихся 5-6 классов в «неделю математики». Заранее вывешивается объявление: « Внимание! Внимание!

                             Только у нас, только один раз,

                             Вы можете стать участником

                             Малых олимпийских игр.

                             Спешите! Спешите!

                             Священный олимпийский огонь зажигается

                              ………марта в  …… часов  в актовом зале школы.»

                       

                      2)Оформление зала:

    • вывешиваются лозунги: «Математика – гимнастика ума!», «Бороться, искать, найти и не сдаваться!», «Привет участникам малых олимпийских игр!».
    • на стене установлена чаша для «Олимпийского огня», в которую положены кусочки сухого спирта.
    • на стене висит табло для оценок

         3)Приготовить для награждения комплекты медалей ( золотая, серебряная и бронзовая)  и    дипломы 1, 2 и 3 степеней.  

                                 

    1. 1-Й ДЕНЬ: представление команд, открытие Олимпиады, зажжение олимпийского огня, знакомство с эстафетами Олимпиады

    Вед.  Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня наши телекамеры  установлены на высоком горном стадионе «математика». Через несколько минут здесь произойдет большое событие. Этот прекрасно построенный комплекс из стекла и бетона сегодня принимает гостей, посланцев из различных разделов математики. Сейчас мы станем участниками открытия «Первых малых Олимпийских игр по математике». Это большое событие в жизни  не только математиков, но и энтузиастов, своего рода остряков, весельчаков и вообще всех остроумных и находчивых.

    Звучит музыка. Входят команды

    Вед. Дорогие участники! Дорогие зрители! Разрешите выразить надежду, что вы приложите максимум усилий и старания, чтобы наша олимпиада прошла успешно. Итак! Внимание! Мы начинаем! Разрешите представить вам судейскую коллегию:

    • ….. – Международный гроссмейстер по решению геометрических задач, неоднократный победитель олимпиад города Цифрограда, изобретатель универсальных шпаргалок
    • …. -  Судья республиканской категории, неоднократно занимавший призовые места в соревновании «тише едешь – лучше соображаешь», большой мастер подсказок на расстоянии.
    • …. – Профессор математических наук, председатель общества по прыжкам от двойки к тройке.
    • …. – Зам.председателя математической федерации по скоростному сбегу с уроков.
    • …. – Судья международного класса, мэр города «Пропорций и процентов», любитель легких задач, создатель теории относительного списывания у соседа.

    Вед.  А теперь слово командам.

    Команды  по очереди показывают приветствие. Представляют те разделы математики, из которых они «прибыли».

     Вед.  Мы познакомились с участниками олимпийских игр. Все готово к открытию олимпиады! Мы можем зажечь  священный олимпийский огонь. Кто же будет этот счастливчик?

    Командам предлагается посоревноваться друг с другом за право зажечь олимпийский огонь. Для этого команды должны пройти ряд испытаний, в которых необходимо показать свои знания по математике. За каждый успешно пройденный этап команда получает ключи. Чем больше ключей заработает команда, тем больше букв она сможет открыть в записанных здесь словах, и отгадать само слово.

    1. 1-й этап: математическая эстафета. Для каждой команды приготовлен свой плакат. Кто-то один указывает все числа от 1 до 25. Кто быстрее справиться, тот зарабатывает ключ при этом испытании.


    6


    20


    3


    12


    9



    25


    2


    20


    13


    22


    15


    1


    21


    11


    22


    14


    18


    6


    3


    1


    18


    24


    5


    8


    2


    5


    9


    15


    24


    12


    23


    14


    17


    19


    25


    10


    23


    4


    17


    7


    16


    7


    13


    4


    10


    19


    11


    21


    8


    16


    1.  2-й этап: лабиринт. Каждой команде надо как можно быстрее составить высказывание на математическую тему. Кто первый составит, дает знать об этом жюри.
      Карточки: ЦА, НАУ, А, ЕМ, К, А, МАТ, -, АТИК, РИЦ.
      Высказывание: «Математика – царица наук».


    Команде-победителю вручается ключ.

    1. 3-й этап: в тире. Нужно метнуть дротик, попасть в один из секторов и получить задачу (круг с секторами можно использовать тот же, что приготовлен для математической стрельбы). Время на решение задач – 5 минут. Ключ получит та команда, которая правильно решит задачу.

      Задачи для команд:

    • Однажды на привале после удачной охоты ирландский ученый Алкуин в шутку предложил Карлу Великому задачу. Ответ короля показал, что он был не только искусный охотник, но и знал толк в арифметике. «За сколько прыжков гончая догонит зайца, если первоначально их разделяет 150 футов; заяц с каждым прыжком удаляется от собаки на 7 футов, а собака бежит быстрее зайца и с каждым прыжком приближается к нему на 9 футов?» (75)

    • Пять братьев делили наследство – три дома. Чтобы все получили поровну в денежном выражении, братья поступили так: три старших брата взяли себе по дому, а младшим они заплатили деньги. Каждый из трех братьев заплатил 800р. Много ли стоил один дом? (200 р.)

    • Летела стая гусей, а навстречу им летит еще один гусь и говорит:

    • Здравствуйте, сто гусей!

    • Нас не сто гусей, - отвечает ему вожак стаи, - если бы нас было столько, сколько теперь, да еще столько, да еще полстолька, да еще четверть столько, да еще ты, гусь, с нами, тогда нас было бы сто гусей.
      Сколько гусей было в стае? (36)
    1. 4-й этап: самый внимательный. На этом этапе ключ получает та команда, чей представитель будет более внимательным. Участникам показывают плакат, на котором написаны 12 двузначных чисел смешанно. Представители команд внимательно смотрят на плакат в течение 30 секунд и стараются запомнить написанные числа. Затем выносят другой плакат, на котором написаны те же самые числа, но не хватает какого-то одного. Задача команд – как можно быстрее найти недостающее число и назвать его жюри.


    1-й плакат: 34 45 78 37 95 23 57 61 83 99 16 72

    2-й плакат: 78 57 61 45 34 72 16 83 37 99 23 (78)

    1. 5-й этап: рыбалка. По одному человеку от команды выступят в роли рыбаков. На рыбках написаны шарады, которые будет разгадывать вся команда. Ключ получает та команда, которая выловит и отгадает больше шарад.




    Шарады:


    • Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля.)

    • Какие ноты при соединении обозначают только часть чего-либо? (Доля.)

    • Какая ягода образуется при попадании твердых атмосферных осадков в праздничный напиток для взрослых? (Виноград.)

    • Что может вырасти на лице, если в сосновом лесу читать хвалебное стихотворение? (Борода.)

    • Какое получится ядовитое вещество, если длиннохвостая грызунья встретит длинношерстного быка? (Мышьяк.)

    • Какое появится кусачее насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100 м
      2? (Комар.)

    • Какая собачка получится из 16,38 кг и хвойного дерева? (Пудель.)

    • Какой струнный инструмент получится, если на участке в 100 м
      2 звучит одна и та же нота? (Арфа.)

    • И 100 рия. (История.)

    • Ро 100 к. (Росток.)

    • О 3 цание. (Отрицание.)

    • Ин 3 га. (Интрига.)
    1. 6-й этап: Последний, шестой ключ получают все команды за хорошую игру.

    Вед.  А сейчас, когда команды заработали свои ключи, они этими ключами будут открывать буквы в зашифрованных здесь словах. Сначала открывает буквы та команда, у которой больше ключей.


    Зашифрованное слово – фамилия великого ученого (Паскаль), которому принадлежат слова:

    Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать  случая сделать его немного занимательным».

    Побеждает та команда, которая первой откроет свое слово. Ей и предоставляется право зажечь олимпийский огонь.
    Вед.   Итак! Внимание! К зажжению священного олимпийского огня приготовиться! Право зажечь олимпийский огонь предоставляется команде  … .  Зажечь огонь!

     Вносится знамя Олимпийских игр под торжественную музыку, зажигается олимпийский огонь.


    Вед.  Очередные олимпийские математические игры объявляются открытыми! Послушайте, пожалуйста, порядок проведения игр.

    Олимпиада откроется проведением  математической эстафеты 2х5.

    Затем наш стадион покинут марафонцы, которым предстоит долгий, трудный  многокилометровый путь.

    После этого на ринг вызываются боксеры, вольная борьба продолжит нашу программу.

    Стрельба завершит олимпийскую программу.

    Кроме того, болельщики – это огромная поддержка для участников. А главное – помощь реальная и ощутимая. Конкурсы с болельщиками должны принести дополнительные очки в копилку команд.

    А сегодня мы говорим вам: « До свидания!» Увидимся завтра.

        3.   2-Й ДЕНЬ:  проведение игр, награждение олимпийских чемпионов, закрытие Олимпиады.

    Вед.   Добрый вечер, дорогие друзья! И вновь наши телекамеры  установлены на высоком горном стадионе «математика». Сегодня 2-ой день наших олимпийских игр.  Самый  важный и самый ответственный  для наших команд. Сегодня им придется показать свою находчивость, смекалку, сноровку и проявить свою волю к победе.

    Местная легкоатлетическая федерация и совет общества «Поспешишь – людей насмешишь!» учредила специальные призы за находчивость и смекалку. Их получит самый результативный участник сегодняшней встречи. Итак, олимпийские игры разрешите считать открытыми.

    КОНКУРСЫ

    1. Математическая эстафета 2х5 или 3х5.

    Заранее для каждой команды на магнитных досках готовятся по 10 примеров. По сигналу участники бегут, открывают по первому примеру, решают и маркеры, как эстафетную палочку, передают другому. Каждый из пяти участников команды должен решить по два примера. Подводят итог, какая команда быстрее и качественнее. Каждый правильно решенный пример  «+1 очко», не верно решенный « -1 очко». За скорость добавляется 1 очко.

    1. Математический кросс.(выездной конкурс)

    По 2 человека от команды отправляются из зала с заданием. Каждой команде дается карточка с набором слов: школа, молодец, плюс, биссектриса, жюри, пять, победа, ура, чемпион, один, умножить, путь, скорость.

    В течение 10-15 минут составить рассказ в прозе или в стихах из данных слов. Придя к финишу, отметить время у судей и продемонстрировать свое задание.

    1. Математическая тяжелая атлетика.

    Штанга с дисками в 2, 3, 4  кг,  карточки с задачами,  столы, расставленные  полукругом.

    Участники занимают места за приготовленными для них столами. Начинаем с поднятия

    2-х кг: сначала команды поочередно берут соответствующие карточки и садятся за свой стол решать задачу. Время для решения – 3 минуты. После этого сообщают свои ответы. Если ответ правильный, команда продолжает соревнования, подняв прежде штангу. Если же ответ оказался неправильным, команда  выбывает из игры. Побеждает тот, кто поднимет больший груз. Если возникнет ситуация спора за 2-е и 3-е места, можно сделать переигровку между спорщиками, т.е. начать с ними игру заново. В конце соревнований проходит награждение победителей.

    2кг:

    1.У Бетти есть две куклы, три яблока, одна шоколадка, два апельсина, пять персиков и один велосипед. Сколько фруктов у Бетти?

                        (А) 4 (В) 5 (С) 10 (Д) 18 (Е) 21

    2.В бублике одна дырка, а в крендельке дырок в 2 раза больше. На сколько дырок больше в 9 крендельках, чем в 7 бубликах?

                        (А) 1 (В) 2 (С) 11 (Д) 17 (Е) 18

    3.Вместо того чтобы прибавить 27, твой друг Вася вычел 27. На сколько его результат отличается от правильного?

                        (А) 100 (В) 54 (С) 27 (Д) 3 (Е) 0

    4.У моей мамы в этом году день рождения в воскресенье. В какой день недели будет в этом году папин день рождения, если папа на 55 дней младше мамы?

                       (А) воскресенье (В) среда (С) суббота (Д) понедельник (Е) пятница

    5.Кенгуру вычисляет: 2 x 0 + 0 x 1 = … Подскажите правильный ответ.

                       (А) 2001 (В) 3 (С) 2 (Д) 1 (Е) 0

    3 кг:

    1. Какое наименьшее число детей может быть в семье, если у каждого ребенка есть хотя бы 1 сестра и хотя бы 1 брат?

                 (А) 1 (В) 2 (С) 3 (Д) 4 (Е) 5

    2. Жучка тяжелее кошки в 6 раз, мышка легче кошки в 20 раз, репка тяжелее мышки в 720 раз. Во сколько раз репка тяжелее Жучки?

               (А) 300 (В) 30 (С) 9 (Д) 6 (Е) Жучка тяжелее репки

    3.  Красная Шапочка несла бабушке пироги: 7 – с капустой, 6 – с яблоками, 3 – с мясом. По дороге она съела 2 пирога. Что могло при этом получиться?

                     (А) Бабушке не досталось пирогов с мясом.
                    (В)
     Пирогов с яблоками стало меньше, чем с мясом.
                    (С) Пирогов всех видов стало поровну.
                    (Д)
     Пирогов двух видов стало поровну.
                    (Е) Пирогов с капустой стало больше, чем всех остальных вместе.

    4. Старому дедушке надо перенести с огорода в амбар 108 мешков с орехами. Он позвал на помощь внуков. Внуки разбились на пары, и каждой паре досталось по три мешка. Сколько внуков у старого дедушки?

                  (А) 72 (В) 96 (С) 108 (Д) 36 (Е) 27

    5.Какое из этих чисел чаще других встречается в таблице умножения?

                      ( А) 36 (В) 42 (С) 56 (Д) 64 (Е) 27

    4кг:


    1. Рост Буратино 1 м, а длина его носа раньше была 9 см. Каждый раз, когда Буратино врал, длина его носа увеличивалась в 2 раза и когда она стала больше его роста, Буратино перестал врать. Сколько раз он соврал?

                   (А) 1 (В) 2 (С) 4 (Д) 5 (Е) 3

    1. Рассказывая о своем дедушке, Катя каждый раз старалась назвать его по-новому: «отец брата отца», «брат отца брата», «отец отца брата», «брат отца отца». Сколько раз Катя ошиблась?

                 (А) 2 (В) 3 (С) 4 (Д) 2 (Е) 0

    1. Во сколько раз минутная стрелка часов движется быстрее, чем часовая?

                 (А) 3 (В) 4 (С) 6 (Д) 9 (Е) 12

    1. Когда идет дождь, кошка сидит в комнате или подвале. Когда кошка в комнате, мышка сидит в норке, а сыр лежит в холодильнике. Если сыр на столе, а кошка – в подвале, то мышка – в комнате. Сейчас идет дождь, а сыр лежит на столе. Тогда обязательно

                   (А) кошка в комнате         (В) мышка в норке

                        (С) кошка в подвале, а мышка в комнате

       (Д) кошка в комнате или мышка в норке       (Е) такая ситуация невозможна.

    1. У Саши есть 4 карточки с цифрами 1, 2, 3 и 4. Он составляет из них трехзначные числа. Сколько различных чисел, делящихся на 6, он может получить?

                (А) 2 (В) 4 (С) 6 (Д) 8 (Е) 10

    1. Математические барьеры (бег с барьерами)

    В игре участвуют по 5 человек. У всех игроков на груди табличка с номерами от 1 до 5. В нескольких шагах перед командой ставят по два стула. Ведущий предлагает, например, «19+34». Играющие каждой команды должны быстро сосчитать пример, и двое из тех, у кого таблички с цифрами (в данном случае «5» и «3», сумма слагаемых равна 53) бегут и садятся рядом на стулья. Команда, быстрее выполнившая задание, получает 1 очко. После этого показывают следующий пример и т.д. Игра длится до тех пор, пока команды не наберут по несколько очков.

    1. Математическая борьба.

    Участвуют по 1 человеку от команды. Судья на «ринге» укрепляет на спине каждого участника по табличке с примером. Участники держат руки за спиной и должны ухитриться заглянуть за спину противника, увидеть пример и решить его. Судья следят, чтобы не были нарушены правила « вольной борьбы»

     

    1. .Математическая стрельба.

    Принимают участие по 3 человека от команды. Вывешиваются две одинаковые мишени(от 1 до 10 очков). Можно в них кидать теннисными шариками или стрелять из детского пистолета с присосками. Кто наберет больше очков, тот и побеждает.

     

    Конкурсы с  болельщиками.

    1. Угадайте мелодию и скажите фразу, в которой будет математический термин.
      Мелодии:

    • «Учат в школе» - «к четырем прибавить два…»

    • «Вместе весело шагать по просторам» - «раз дощечка, два дощечка…»

    • «Крокодил Гена» - «… и подарит 500 эскимо»

    • «В траве сидел кузнечик» - «он ел одну лишь травку»

    • «Дважды два четыре»

    1. Назовите математические слова на букву «п», «о», «р», «к» и «м».
    2. Придумать остроумную телеграмму в адрес олимпийцев.
    1. Назвать поговорки с числительными.
    2. Составьте самое длинное слово из букв: К Л Е С П И Ч О В. (песок, число.)
    1. Известно, что один бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина грузоподъемностью 5 т?   (2 бегемота)

    7.Считаем до 30. Число, кратное пяти, встречаем аплодисментами.

    8. Считаем хором, но учесть два условия:

    1).числа, кратные двум, называть нельзя;

    2).если ведущий поднимает руку, то считать нельзя, если опускает, то счет продолжается.

    Звучит музыка, построение, общее подведение итогов, награждение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Малые олимпийские игры!

    Малые олимпийские игры в детском саду в летний период....

    Проект "Малые Олимпийские игры"

    Определение актуальности             Физическое воспитание и спорт тесно взаимосвязано с другими сторонами воспитания: умственным, нра...

    Малые олимпийские игры в школе

    Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо обратить внимание на такие важные компоненты своей деятельности, как физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся п...

    Малые Олимпийские Игры

    Школьные олимпийские игры проводятся с целью приобщения к увлекательной философии – олимпизму, понятия размаха и величия Олимпийского движения. Вовлечение в систематические занятия спортом и укреплени...

    Сценарий выпускного вечера в 9 классе «Закрытие Малых олимпийских игр «Выпуск - 2014»

    Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, аудиооборудование.Торжественно украшен зал.  В зале – родители, педагоги....

    Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

    Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

    Спортивно – интеллектуальная игра «МАЛЫЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ» 6-7 классы

    Аннотация: Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов в форме спортивно – интеллектуальной игры – соревнования.Возможности игры: стимулирует общение детей; способствует созданию друж...