Внеклассное мероприятие "Государственная символика России"
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Почуева Ольга Николаевна

Внеклассное мероприятие предназначено для 5 класса. Знакомит учащихся с историей создания гимна, герба, флага России. Направлено на  формирование высоких гражданских качеств у учащихся, привитию любви и уважения к государственным символам Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mer-e.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  мероприятия: Государственная символика России

Цель: изучение учащимися истории государственной символики.

Задачи:

образовательные:

  • познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России;
  • формировать высокие гражданские качества у учащихся;
  • прививать любовь и уважение к государственным символам Российской Федерации. 

воспитательные:

  • способствовать формированию у учащихся чувства  патриотизма, интереса к истории и символике своей страны;
  • воспитание культурослушания.

развивающие:

  • установление межпредметных связей, развитие памяти, умение вести дискуссию;
  • развивать творческие способности учащихся.

Форма  проведения:  устный журнал

Место проведения: конференц-зал

Используемое оборудование: 

Техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютерная презентация, видеофильм «Государственная символика», стенд «Государственная символика РФ».  

Музыкальное оформление: Государственный гимн Российской Федерации.

Участники и  исполнители: учащиеся 5А класса, ведущий (уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса).

Ход мероприятия:

Ведущий: Сегодня мы поговорим о символике России. Ребята, а что мы относим к символике? (слайд1)

Предполагаемые ответы учащихся: гимн, герб, флаг.

Ведущий: Хорошо. Сейчас  на интерактивной доске вы увидите флаги разных стран, ваша задача - определить страну, чей флаг появится на доске. (слайды 2-8). 

Предполагаемые ответы учащихся: Франция, Германия, Россия, Великобритания, США, Япония.

Ведущий: Подводит итоги и сообщает следующую информацию:

5 ноября 1990 года правительство РСФСР постановило создать новую российскую символику.                                                          Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР 21 августа 1991 года постановила считать исторический флаг России - полотнище из разновеликих горизонтальных полос: верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя - красного цвета, официальным флагом Российской Федерации.                                 31 октября 1991 года флаг был утвержден Съездом народных депутатов. Бело-сине-красный флаг стал снова государственным.        Трехцветный флаг - символ свободы и независимости, гражданского равенства всех народов, населяющих Российскую республику.

Ученик 1:

Был побежден народный враг
Народную рукой,
И сто народов этот флаг
Взвивают над собой -
На самой высшей высоте,
На самой дальней широте,
Среди полей и городов,
Меж волн бесчисленных рядов.

Ученик 2: Пристрастие русского народа к красному цвету известно давно. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обвешивались изнутри царские суда и кареты. Под красным балдахином появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и русской монархии до XIX века. Мы знаем, что до 1991 года флаг России был весь красного цвета.

Ученик 3 :

В нем - человечеству привет, -
И проще в мире флага нет;
В нем - нашей славы жаркий цвет,-
И жарче в мире флага нет;
В нем - нашей силы грозный свет,-
Сильнее флага в мире нет;
В нем - правда, наших красных лет, -
Правдивей флага нет!

Так писал поэт Н.Тихонов о флаге красного цвета.

Ученик 4:

Сейчас наш флаг трехцветный. Голубой цвет считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви, голубые балдахины патриархов во время крестных походов указывали на их причастность к служению ей.                                                                                         Белый цвет был символом свободы и величия, отсюда фольклорный "Белый царь", то есть независимый.                                                 Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминает о свободе и православии того государства, кому принадлежит флаг.                                                                                 Флаг вывешивается на государственных учреждениях.                         Символика любого государства является неотъемлемой и очень важной частью. Кто может себе представить государственное учреждение без флага? Флаг- необходимый атрибут.

Ученик 5: Но ведь, кроме флага, у каждой страны есть свой герб.

Учитель: Верно. (Рассказывает об истории герба других стран из романа "Айвенго" В.Скотта)                                                                        ...Айвенго выехал на арену рыцарского турнира со щитом, на котором был нарисован дуб, вырванный с корнем. Под щитом стояла надпись: «Лишенный наследства». Современники Айвенго сразу же понимали главное: отец рыцаря проклял сына и лишил его наследства. Раньше у каждого рыцаря был свой герб.                                                                                У противника Айвенго ~ Бриана де Буагильбера, рыцаря ордена Храма, - на щите изображались два рыцаря, едущие на одной лошади. Девизом ордена Храма была бедность.                                                         Действие романа «Айвенго» происходит в конце XII века. Но еще в те далекие времена древние народы любили знаки - символы. У готов это был полумесяц, у франков - крест над кругом, датчане избрали для своего знака - символа мудрого ворона, а саксы - сильного льва.                                                   В XI веке начались первые крестовые походы на Восток. С криками «Бог того хочет!» рыцари, собирая отряды верующих во Христа, шли освобождать святой город Иерусалим. Закованным в железо с ног до головы рыцарям порой трудно было отличить в бою, кто есть кто. И тогда каждый стал себе придумывать какой-либо знак, который мог нести в себе самую главную информацию о его владельце. Именно крестовые походы положили начало созданию гербовой символики.                                                                   Вначале гербы были простыми, но с течением времени они становились сложнее, затейливее. Нужен был особый талант, чтобы составить толковый, красивый и умный герб. Появились специальные люди - герольды, которые этим занимались. Короли, герцоги поручали им изготовление родовых гербов, чтобы даровать их своим подданным. Эти гербы переходили от отца к сыну из рода в род.                                                 Гербами стали обзаводиться города и целые государства. Хороший герб мог о многом рассказать.                                                                 Вот, например, как выглядел герб Парижа (слайд 9).

Обращает внимание учащихся на доску.

 В нем каменные башни, окаймленные зубцами, соседствуют с нежными лилиями - символом французских королей. А чуть ниже - качающийся на волнах корабль с гордой надписью: «Его качает, а он не тонет».                                                                                                А теперь перейдем к истории государственного герба России. Первый герб появился в конце XIX века.  (Слайд 10) На нем изображался всадник с копьем, поражающий змея. Наступление царствования Ивана III с византийской царевной Софьей - Зоей Палеолог принесло на Русь герб - двуглавого орла (слайд 11), а падение Византии сделало Москву единственным оплотом православия. До этого герба на Руси просто не существовало, а византийский герб с двуглавым орлом, который символично смотрит и на запад и на восток, понравился Ивану III. Когда пала Византия, Русь осталась единственной, которая владела гербом.                                         Двуглавый орел - это один из древнейших в истории человечества символ власти, верховенства, силы и мудрости.

Ведущий: (слайд 12) Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, на красном щите - серебряный всадник, в синем плаще, на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем, дракона.

 Теперь подскажите мне, пожалуйста, где может изображаться герб?

Предполагаемые ответы учащихся: герб может изображаться на печатях, паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, дипломе, правительственных наградах.

Верно. Государственный Герб Российской Федерации - отличительный знак, официальный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах). Уже не одно столетие на гербе Российского государства красуется двуглавый орел. Есть у каждого государства и гимн.                                                                                 Гимн - это официально принятая торжественная песнь в честь государства.                                                                                         Мы слышим его множество раз за свою жизнь, во всех торжественных случаях государства. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными редакцией и текстом. Кто-нибудь из вас, ребята, знает гимн наизусть?

(Если кто-то знает наизусть, его просят рассказать, если нет, учитель предлагает вслушаться внимательно и читает гимн сам.)

Государственный гимн Российской Федерации

1. Россия - священная наша держава,

Россия - любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твое достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

2.  От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Припев:

3.  Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу дает наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

                              Припев:

Затем звучит официальная запись гимна с сайта Правительства Российской Федерации в  исполнении Президентского оркестра РФ. Прочувствуйте всю гордость за свою любимую страну!

Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкальное произведение, которое исполняется в случаях, предусмотренных законом. Гимн, который мы с вами слушаем сейчас, имеет авторов, которых мы должны знать. Может, кто-то из вас назовет их имена?

Ученик 5: Гимн Российской Федерации написали два человека. С.Михалков написал слова, а музыку - А. Александров.

Ведущий: Правильно. А теперь давайте проведем небольшую викторину.

Викторина.

  1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (Ответы учащихся: на паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаков). 
  2. В каком веке появился герб нашего государства? (в конце XIV века). 
  3. Двуглавый орел на гербе появился во время царствования, какого царя? (Ивана III).
  4. Что такое герб? (Символ государства, города, рода).
  5. Когда исполняется гимн России? (В случаях торжественных, предусмотренных законом).
  6. Авторы гимна России? (С.Михалков, А.Александров).
  7. Первая строка припева гимна? (Славься, Отечество наше свободное). 
  8. Откуда пришел к нам двуглавый орел? (Из Византии). 

Ведущий: Спасибо, ребята. Вы внимательно слушали и теперь сами можете рассказать и про гимн России, и про флаг нашего государства.                 Ответьте мне, пожалуйста, на один вопрос: "Зачем государству нужна символика? Ведь можно и без нее обходиться".

Ученик 6: Прежде всего, они вызывают чувство патриотизма. Когда мы болеем за наших спортсменов и перед началом состязаний слушаем гимн, это большое чувство гордости за свою страну.

Ученик 7: Думаю, что в этом есть и преемственность поколений, ведь герб уже сколько столетий на Руси и несет тот же смысл.

Ученик 8: Символы говорят и о величии нашей страны. Каждый русский человек гордится, что в его стране есть такая интересная символика.

Ведущий: Наша символика дорога каждому русскому человеку. Россия гордится своей историей, своим гербом, гимном и флагом.                         Ну, а теперь, ребята,  я предлагаю вам поработать над проектом герба и флага нашего класса, но для этого я разделю класс на 4 команды.

Учитель благодарит учащихся за игру и отмечает лучшие работы.

Заключительное слово ведущего: Для того чтобы вы больше узнали о государственных символах нашей страны, их истории, когда и где они используются, я хочу  познакомить вас с книгой Т.А. Кудрявцевой, которая называется «Я живу в России!». Прочитав ее,  вы узнаете много интересного о нашей родине. А начинается она вот такими словами: «Эта книжка про великую и прекрасную  страну, и называется страна Россия. Россия – страна большая, добрая и сильная. И очень красивая. Люди сложили  о ней много песен и сказок. Русские  сказки начинаются  так: «В некотором царстве,  в некотором государстве…». Ведь страна – это не просто поле или лес, города и села, где живут люди. Это – государство. А каждое государство обязательно имеет гимн – главную песню страны, а еще флаг и герб.

Ведущий обращается к детям и советует прочитать эту книгу, которая находится в школьной библиотеке.

Литература:  

  1. Кудрявцева Т.А. «Я живу в России!» М: «Просвещение», 2003.
  2. Классному руководителю о классном часе/ под. ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М: 2003.
  3. Классные классные дела: методические разработки воспитательных дел в классе/ под.ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М: ТЦ Сфера, 2004г.
  4. Соболева Н.А., Артамонов В.А. Символы России. М: 1993

Министерство образования Московской области

Московский государственный областной гуманитарный институт

Кафедра педагогики

Конспект воспитательного мероприятия

по теме «Курение и здоровье»

подготовила и провела

студентка 5 курса

исторического факультета заочного отделения

Смирнова

Ольга  Николаевна

Дата: 13.03.2010г.

Оценка: _________

Подпись методиста: __________

Орехово – Зуево

 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Государственная символика России"

Цели: изучение истории государственных символов Российской Федерации, их исторической преемственности, сущности и значения в различные периоды истории; воспитание патриотизма и гражданственности у...

Символика России

Предлагаю разработку классного часа о государственных символах для  среднего звена. Классный час является логическим продолжением решения задач работы школы:воспитание у учащихся патриотизм...

Проект на тему: "Ознакомление младших школьников с государственной символикой России и Чувашии"

Целью данного проекта является рассмотрение и систематизирование методических приемов по ознакомлению младших школьников с государственными символами РФ и ЧР, способствующие формированию умения осозна...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по популяризации государственных символов для 5-6 классов «Государственная символика России».

Данная работа может быть использована на уроках истории с 5 по 8 класс, на внеклассных мероприятиях, посвященных популяризации государственных символов, нравственно- патриотическому воспитанию, ...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Презентация на тему:"Россия-Родина моя. Символика России и Краснодарского края"

В этой презентации вы можете ознакомиться с символикой России и Краснодарского края....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ТЕМЕ: "Государственная символика России и Тульской области: история и современность"

Цель проведения:  проследить историю формирования государственной символики России и Тульской области, воспитание патриотических чувств школьников.Задачи:ØРасширить и закрепить знания учащихся об...