Здоровьесберегающие технологии
методическая разработка (5 класс) по теме

Минина Светлана Николаевна

Внеклассное мероприятие " Путь в страну Долголетия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:  Минина Светлана Николаевна-

 учитель  биологии и химии высшей кв. категории МБОУ СОШ №1 г. Азова.

Внеклассное  мероприятие.  Тема:  «Путь в страну Долголетия » (5-6 класс)

Цель  мероприятия:

организация  продуктивной  деятельности  школьников, направленной  на  достижение    здоровьсберегающих  компетенций,  выработка  стратегии  воспитания личности, способной через познание себя и окружающего мира защититься от любых потрясений, трагедий, кризисов, умеющей  сохранить здоровье  и  жизнь.

Задачи  мероприятия:

  1. создать активную образовательную среду,  которая   способствует
  • повышению  уровня  информированности  по  проблеме   укрепления здоровья  и  увеличения  продолжительности  жизни  человека;
  • осмыслению    понятий:    здоровье, здоровый  образ  жизни,  долголетие,  вредные привычки,  никотин,   гиподинамия,   стрессы, психотропные вещества;
  • пониманию   последствий  употребления  психотропных  веществ;
  • формированию   личной  ответственности  за  состояние  своего    здоровья  и   продолжительность жизни;
  1. предоставить  возможность развить  внутренний  потенциал школьника

по  формирование  устойчивой  мотивации  на  здоровый  образ жизни,

через освоение   продуктивных способов познавательной  деятельности

  • исследование  практических ситуаций;
  • выдвижение предположений, поиск  решений;
  • умение  сравнивать, обобщать, формулировать выводы ;
  • анализ информации о пагубном влиянии курения, алкоголя, наркотиков и других факторов  риска на продолжительность жизни  человека;
  • перевод  информации из одной формы в другую ;
  • решение   нестандартных  задач  с  социальным  содержанием;
  1. сформировать  конструктивные  навыки  взаимодействия  и  умения
  • безопасно  и  эффективно  общаться;
  • понимать  и  выражать  свои  чувства;
  • противостоять  давлению  социальной среды;
  • принимать и понимать  точку зрения собеседника;
  1. способствовать выработке защитных личностных   качеств:
  • уверенности в себе, открытости;
  • умения  принимать решение, преодолевать  кризисные  ситуации;
  • применять  полученные  знания и навыки   в решении  проблем.

Оборудование: раздаточный  материал  

задания  для групп, буклет ЗОЖ для каждого ученика, путеводитель  мероприятия

Технические  средства  обучения   Компьютер и  мульти -медиа  проектор

Художественное  оформление    плакаты и таблицы указанной тематики.

 стенд «Страна   Долголетия» из рисунков детей, модель из картона  «Поезд Здоровье»

Девиз:

Эпиграф

Я имею право быть здоровым.

Я имею право  долго жить».

Мы рождены, чтоб жить на свете долго,

грустить и петь, смеяться и любить.

Но, чтобы стали все мечты возможны

Должны мы все здоровье сохранить

Словарь.

Психотропные  вещества – вещества, которые изменяют психическое и   физиологическое состояние человека: табак, алкоголь, наркотики, лекарственные  препараты.

Последствия -  результат каких-то действий.

Никотин -  ядовитое вещество в составе табачного дыма.

Гиподинамия – недостаток подвижности.

Стрессовые состояния – мрачное, надломленное настроение, страх, обида, зависть.     Методы,  способствующие  активизации  учащихся:

использование  ТСО -  для привлечения внимания, организации обсуждения; эмоциональные разрядки (музыкальные минутки,  исполнение веселых  песен,  динамическая пауза с элементами  самомассажа),  соревновательный акцент организации работы в группах смена видов деятельности  и позы учащегося по мере утомляемости, осуществление различных способов воздействия на учащегося через анализаторы  зрительный, слуховой,  кожно - мышечной  чувствительности, вовлечение  в индивидуальную, групповую самостоятельную   работу, дружелюбные отношения  учитель- ученик,  ученик- ученик.

Содержание.  Обсуждаемые вопросы: Что такое здоровье? Что  его разрушает? Что сокращает жизнь человека? Как сохранить и приумножить здоровье, продлить жизнь?  Перед кем несёт ответственность человек за свою жизнь?

Разрушители здоровья,

похитители долголетия

Составляющие здоровья, путь к долголетию

табак, алкоголь, наркотики

отказ от вредных привычек и психотропных веществ

 (алкоголя, никотина,   наркотиков)

гиподинамия

Активный двигательный режим, личная гигиена, закаливание,

стрессовые состояния

положительные эмоции.

загрязнение окружающей среды

охрана окружающей среды

неправильное питание

рациональное питание

компьютерная зависимость

Режим дня, полноценный отдых

Структура занятия

Этап  и его основное содержание

Используемые средства и приёмы

Целевое  назначение

1.Введение.

Вступительное слово учителя.

Музыкальная  минутка (прослушивание 1 куплета и припева песни «Точка, точка, запятая…».

Слайды №1, 2

Отгадывание загадки  о  здоровье

Постановка проблемы, активизация учащихся.

2.Анализ диаграммы  и результатов анкетирования учащихся ( анкета «Жизненные ценности»)

Слайды №3,4, 5

Результаты анкетирования

Привлечение внимания учащихся к проблеме продолжительности жизни в мире природы

3.Работа  с  основными понятиями  и  информацией  по  теме

Слайды 6,7

Использование художественной наглядности ( модель  « Поезд Здоровье», стенд из рисунков детей

« Страна Долголетия»)

Осмысление  взаимосвязи

 понятий ЗОЖ, долголетие;

развитие  художественного

мышления через формирование  цветовых ассоциаций

4.Изучение проблемы

«Опасности Бермудского треугольника»

Слайд № 8

  Использование методического приёма проведения аналогии между негативными явлениями  в социальной жизни и природными катаклизмами

Развитие  абстрактного мышления,  обучение поиска

оригинальных решений

5.Антиникотиновая реклама.

Музыкальная минутка

( исполнение школьниками  песн     «Нет  ядам сигаретным»)

Слайд № 9

Музыкальное сопровождение

( фонограмма песни о «Коте Леопольде»)

Утверждение  ЗОЖ, формирование активности учащихся,  умения противостоять опасным социальным явлениям - курению, алкоголю, наркотикам

6.Решение

арифметической задачи

«Алкоголь и цыплята»,

            перевод математической информации в

антиалкогольную.

Задание  в путеводителе

Развитие  умения анализировать  числовые данные, переводить информацию из одной формы  в  другую; устанавливать  причинно- следственные  связи между  состоянием здоровья  и привычкой  употребления алкогольных напитков

7. Игра « Хорошо» и « Плохо»

Работа в группах. Формулирование выводов по проблемам:

«Разрушители  здоровья –похитители долголетия», «Составляющие здоровья».

Слайды №10,11

Раздаточный материал, задания для  групп  с различными ситуациями практической жизни

Организация исследования несложных практических ситуаций,

стимуляция способностей иметь собственное мнение, безопасно  и  эффективно  общаться, высказываться, открыто излагать свои мысли

8. Динамическая пауза  «Скульптор».

Выполняются элементы  зарядки   и  массажа

Снятие утомления, смена  рабочей позы, формирование физического и психологического благополучия, воспитание  душевной теплоты

9. Притча «Всё в твоих руках».

Слайд №12

Формирование  личной  ответственности каждого за свою жизнь.

10. «Счастливый билетик в страну Долголетия». Индивидуальная работа представителей групп  по  отбору составляющих здоровья и долголетия, прикрепление  «билетиков»  к «вагончикам поезда» на доске

Модель «Поезд Здоровья»

Осуществление свободного  выбора  учащихся, формирование убежденности в необходимости  ЗОЖ  для  увеличения продолжительности жизни

11 Музыкальная минутка

Осмысление  третьего куплета  песни  «Точка, точка, запятая…»

Слайд №13

Формирование ответственности  каждого  за  свою  жизнь.

12 «Здорово  быть здоровым»  Исполнение песни под фонограмму  «Жизнь и долголетие».

Слайд №14

Рефлексия.  Развитие  умения  понимать  и  выражать   свои  чувства,

оценивать  значимость  полученных знаний, выражать  отношение  к  проведенному  мероприятию

13 Заключение.

Получение  буклетиков ЗОЖ  с  выводами мероприятия.

Подведение итога мероприятия, выражение  внешней мотивации,  одобрение деятельности  учащихся

Ход мероприятия. Здравствуйте, ребята! Я приглашаю Вас в страну Долголетия

 (Слайд 1)У нас сегодня  состоится разговор о человеке, во имя человека, ведь  каждый из нас достоин самого пристального внимания.

(Слайд 2) Звучит песня  с изображением  человечка  и детей   к сюжету песни

«Точка, точка. Запятая,

Минус, рожица кривая

Палка, палка, огуречик

Ножки-

Вот и вышел человечек.

Как он будет жить на свете,

Мы за это не в ответе

Мы его нарисовали

Только и всего»

Как вы поняли фразу «Мы за это не в ответе. Мы его нарисовали, только и всего». Сам человек  несёт ответственность за свою жизнь  и эту ответственность нужно осознавать с детства.

(Слайд3) Разговор пойдет о человеке. А перед нами? Что? Кто?

Растение называется секвойя, или  мамонтово   дерево. Секвойя -свидетельница динозавров юрского периода  А что есть общего между ними? Сколько лет они живут?

Черепаха живёт более 300 лет, возраст секвойи составляет более 3500лет. Это - долгожители

А люди? Сколько лет живёт человек? В 16-17 веках средняя продолжительность жизни составляла 30 лет. Это очень мало. Сегодняшние долгожители живут немногим больше 100 лет, но их единицы.

(Слайд4)  Проанализируйте диаграмму «Продолжительность жизни» (Япония-87,Канада-76,США-75,Европа-73,Россия- 57)  Человек живёт не так много. Средняя продолжительность жизни менее 100 лет. Причины  во многом определяются  образом жизни. Тревожная ситуация  с продолжительностью жизни в нашей стране. Мы - россияне, нам, всерьёз нужно задуматься об этих цифрах, позаботиться о самих себе и о будущих поколениях. Посмотрим в наш путеводитель  и отгадаем загадку. Отгадайте загадку:  «Каким богатством должен обладать молодой, чтобы дожить до старости»  (здоровьем)

(Слайд5) «Жизненные ценности »

По результатам анкетирования  я узнала о вас много интересного. У нас есть дети, которые хотят: стать отличником, получать знания, закончить  школу с золотой медалью, завести семью, получить самую лучшую профессию, найти престижную работу, вырасти хорошими и умными людьми и даже  стать  супергероями.  

Когда всё это выполнимо? Когда человек сможет выполнить задуманное и стать успешным?  Когда мы здоровы, всё может доставлять удовольствие, приносить удовлетворение, а без здоровья ничего не мило.

(Слайд 6) «Здоровье» . А что такое здоровье? (Здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия…), т.е. когда  и тело, и душа человека, отношения на работе и в семье – в порядке.

(Слайд 7) «Здоровье - шаг  к долголетию»

Здоровье определяет Долголетие. Долго живут здоровые люди.(открываются  «крылья доски»с моделью Поезда Здоровья. Вот мы и вышли на наш сегодняшний маршрут. Я хочу, чтобы КАЖДЫЙ из вас открыл свой. ПУТЬ в страну ДОЛГОЛЕТИЯ. Удивительный ПОЕЗД ЗДОРОВЬЕ приведёт нас к поставленной цели.

Девизом нашей встречи  предлагаю слова:

Я имею право быть здоровым. Я имею право долго жить.

Какие  цветовые ассоциации у вас возникают со словом ЗДОРОВЬЕ? Какие бы цвета  вы бы  предпочли? Объясните (Стенд «Страна Долголетия» с рисунками детей). Вы выбрали   все праздничные цвета, которые соответствуют  хорошему настроению.  Хорошее настроение  - важная составляющая здоровья.

(Слайд 8) «Бермудский треугольник». Посмотрите на экран. Что за чёрный  треугольник изображён? Почему- то он называется «Бермудским».Вы уже слышали такое выражение? У современного человека тоже есть опасность попадания в «бермудский треугольник». А кто уже догадался, что ужасное, вредное, страшное угрожает жизни человека, не даёт ему ни счастья, ни здоровья, ни долголетия  ( высказывания  детей  по  проблемам курения,  употребления алкоголя, наркотиков)  Наркотики, алкоголь, никотин сигарет, другие  вещества табачного дыма- очень опасны для здоровья, особенно детей и подростков. Нет такого органа, на который бы они не действовали разрушающе. Этим ядам дружно СКАЖЕМ  - НЕТ

( Слайд9)Я предлагаю поучаствовать в АНТИНИКОТИНОВОЙ рекламе. В табаке, табачном дыме много ядовитых веществ, среди которых - НИКОТИН.  Посмотрите в путеводитель. В нём вы найдёте слова песни. Прошу вас всех подпевать и поддержать цыплёнка (слайд), который предпочёл сигаретной пачке, труд на дачке и вырастил  самые  вкусные  и полезные вишенки.

 Песенка.

В небесах высоко ярко солнце светит.

До чего ж хорошо жить на белом свете!

Голова не болит, дышится свободно.

Ведь здоровьем модно нынче дорожить.

Вокруг нас чудеса, в космосе ракеты.

Для чего ж нам нужны, эти сигареты?

Дружно "НЕТ" пропоем ядам сигаретным.

Мы без дряни  этой лучше проживем!

Решим задачу. На чердаке сарая, где тайком получали спирт, лежали 160 куриных яиц для инкубации, т.е. для выведения цыплят. Каково же было удивление хозяев, когда из них вывелись только 80 цыплят, да  и  то  40 вскоре погибли, а 20 оказались больными. Сколько   здоровых   цыплят  появились на свет? Какую часть это составляет от общего числа яиц. (Ответ20,  1\8)  Как  бы вы смогли объяснить данное явление? Какое влияние оказывает  алкоголь на  живые организмы? Зародыши были отравлены парами спирта, который является основой для алкогольных напитков. Алкоголь влияет на потомство, поэтому в пьющих семьях дети часто рождаются  больными.  Обсуждается влияние алкоголя, содержащегося в пиве, коктейлях,  энергонапитках, популярных в молодёжной среде.

Игра  «ХОРОШО» и «ПЛОХО» Работа в группах по проблеме «Разрушители здоровья- похитители долголетия», «Здоровье- долголетие. Составляющие здоровья».Выполнение  практических  заданий. Многие из вас помнят знаменитый стих Маршака «Что такое хорошо, и что такое плохо?» А сейчас мы проверим, как вы понимаете, что ХОРОШО для ЗДОРОВЬЯ, а что ПЛОХО. Найдите красный листики и  обсудите в своей группе предложенные ситуации, распределив их  на ХОРОШО и ПЛОХО

1 группа-кола, кефир, турпоход, засиживаюсь за компьютерными играми, завидую роликам друга, мою руки перед едой,

2 группа-рыба, гамбургер, лёгкая атлетика, телемания, тщательно пережёвываю пищу, прошу деньги на сигареты

3 группа-апельсин, торт, массаж, бегаю с острыми предметами в руках, сижу за столом прямо, волнуюсь о невыученном стихотворении

4группа –гречка,   печенье, гимнастика, ем только мытые овощи и фрукты чтение лёжа, пробую алкогольные коктейли

5группа –чипсы, геркулес, танцы, всем разрешаю пользоваться своей зубной щеткой, не высыпаюсь  и постоянно опаздываю в школу

(Слайд 10) Разрушители здоровья. Работа с терминами Обработка результатов, формулирование выводов. Психотропные вещества. Стрессы. Гиподинамия. Неправильное питание, отсутствие витаминов. Несоблюдение режима дня, правил личной гигиены. Компьютерная зависимость. Загрязнение окружающей среды

(Слайд11)Какие же составляющие ЗОЖ мы открыли? Обработка результатов, формулирование выводов. Отказ от вредных привычек Активный двигательный режим.

Правильное питание. Положительные эмоции. Режим дня Личная гигиена и закаливание Благополучная окружающая обстановка

Динамическая пауза. Игра «Скульптор»  Каждый человек сам создаёт себя.  Каждый ЧЕЛОВЕК-СКУЛЬПТОР.   Давайте попробуем вылепить себя.

Лепим пальчики- аккуратными движениями массируем, не повреждая суставчиков;

Лепим руки -поглаживаем предплечье, растираем, улучшаем кровоток;

Лепим ноги- вытягиваем вперёд носок, делаем вращательные движения стопой,

Лепим голову -проводим руками от лба до затылка, легко ударяем, как по клавиатуре

Лепим ушки-поглаживаем ушные раковины, разминаем хрящики

А теперь полюбуемся своим отражением в воображаемом зеркале.

Какие вы  все  красивые. Вдохнём жизнь в нашу СКУЛЬПТУРУ.

Сделаем глубокий вдох, и подуем на ручки. Вы чувствуете свое тепло.

А теперь передайте это тепло своему товарищу, сказав ему 2-3 приятных слова, улыбнитесь .У всех получилось? СПАСИБО ЗА ТЕПЛО.

(Слайд 12) «Всё в твоих руках.» Недавно мы с вами посетили Старочеркасск и я наблюдала, как многие из вас в соборе ставили свечи «за здравие». Люди прежде всего  просят у Бога здоровья. Но что можем мы сами?А это зависит от нас самих- от нашего ума, культуры, силы воли  и, наверное, жажды жизни. Я расскажу вам притчу.

Притча. Жил-был Мудрец. К нему все шли за советом. Все его уважали. Но появился завистник, который стал направо и налево говорить, что не такой уж мудрец умный, не такой знающий и он легко сможет это доказать. Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу- что у меня в руках: живое или неживое. Если Мудрец скажет   неживое, я выпущу её. Если скажет живое, я её задавлю   и мудрец будет неправ. Завистник на глазах у толпы подошёл к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «отгадай, что в моих руках   живое или неживое?»

«Всё в твоих руках», - ответил мудрец. Всё в ваших руках, дорогие наши дети. Берегите себя, любите жизнь, заботьтесь о своем здоровье и страна Долголетия обязательно откроется перед вами.

Итог занятия. Игра «Счастливый  билетик » по выбору составляющих ЗОЖ.    

Я  предлагаю каждой группе  вытянуть   счастливый билет  на поезд  ЗДОРОВЬЕ, который   приведёт вас в СТРАНУ ДОЛГОЛЕТИЯ.  Представитель группы выходит к доске, отбирает из предложенных вариантов составляющие ЗОЖ  и прикрепляет карточку к вагончику ПОЕЗДА ЗДОРОВЬЯ.  Вперёд за счастливым билетом!

Заключение.  (Слайд13)Осмысление последнего куплета   из песни  «Точка, точка, запятая…»(«Как всё просто на словах и на бумаге…»)

Путь в страну Долголетия нелегкий, он полон трудностей, испытаний и  побед, прежде всего побед над собой,  своей ленью и  неорганизованностью. Каждый в ответе за свое Здоровье перед собой, своими близкими  и родными, перед страной.

(Слайд 14) Здорово быть здоровым. Живите  долго. На память о нашем разговоре   я дарю вам буклет  «Страничку –ЗОЖ».  Пусть здоровый образ жизни станет нормой нашей  жизни.  ЗДОРОВО  быть ЗДОРОВЫМ.

Рефлексия. Если вы считаете, что нам удался разговор, похлопайте в ладоши вместе со мной.  Это будет массаж ваших ладоней, мышечная радость. Посмотрите в наш путеводитель и  поддержите мою песенку.

Песня (на мотив «Плакала девчонка, слёзы не унять…).

Разгорелся пламенем костерок у нас,

обсуждали важную тему мы сейчас

Жизнь и долголетие, здоровье и успех,

Словно звёзды-искорки  хватит их на всех.

Жизнь дана на добрые, светлые дела

Говори с улыбкою приятные слова

Слово к слову тянется, счастьем жизнь полна.

Словно звёзды-искорки одного костра.

Литература:

1.Сигареты – опасность подтверждена//Студенческий меридиан.-1997№4

2.Почему это опасно .Л.Л. Генкова,  Н.Б.Славков. -М.,Просвещение - 1989

3.Школьнику о вреде никотина и алкоголя. В.Н. Ягодинский-М., Просвещение,1996

4.Здоровый образ жизни. Г.М.Соловьёв.-Ставрополь,СГУ,2001.

5.Здоровье человека и окружающая среда.  С.В.Мансурова .-Москва , ООО «Виктория плюс»2009

6.Модульный курс профилактики курения. А.Н.Сизанов, В.А .Хриптович. Москва, «ВАКО»-2006

7.Мой выбор. Ахметова И.Ф. Москва,ООО  фирма  «Вариант»,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...