Литературная гостиная Н. Рубцов
методическая разработка по теме

Семыкина Ирина Анатольевна
Внеклассное мероприятие Литературная гостиная Н. Рубцов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_n._rubtsov.rar2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная,

посвящённая 75-летию со дня рождения

Николая Рубцова

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Михайловича Рубцова

Задачи:

1. Расширить читательский кругозор учащихся.

2. Развить эстетический вкус школьников.

3. Активизировать умственную и творческую деятельность учащихся.

Слайд 1

(звучит песня «В горнице моей светло…» в исполнении Пелагеи)

Слайд 2

Чтец 1:

Вот так поэзия, она

Звенит – её не остановишь!

А замолчит – напрасно стонешь!

Она незрима и вольна.

Прославит нас или унизит,

Но всё равно возьмёт своё!

И не от нас она зависит,

А мы зависим от неё…

Ведущий 1:

Мы посвящаем сегодняшнюю встречу памяти поэта Николая Рубцова, которому в этом году исполнилось бы 75 лет.

Слайд 3

Ведущий 2:

Николай Михайлович Рубцов родился 3(5) января 1936 года в посёлке Емецк на Северной Двине, в ста пятидесяти километрах от Архангельска. Николай стал четвёртым ребёнком в семье.

О родителях известно очень мало. Отец, Михаил Андриянович, был политработником, начальником ОРСа леспромхоза, в начале ВОВ ушёл на фронт. Мать, Александра Михайловна, домохозяйка, умерла  в 1941 году.

Слайд 4

Чтец 2:

Домик моих родителей

Часто лишал я сна.

- Где он опять, не видели?

Мать без того больна. -

В зарослях сада нашего

Прятался я как мог.

Там я тайком выращивал

Аленький свой цветок.

Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, - вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, некстати ли,

Вырастить всё же смог…

Нёс я за гробом матери

Аленький свой цветок.

Слайд 5

Ведущий 3:

После смерти матери Николая Рубцова помещают в сельский детский дом в  селе Никольском, стоящем на берегу реки Толошмы, среди диких лесов и болот.  «До слез теперь любимые места!» — вот чем стала для него Никола. Ибо там, в полевой и лесной глуши, в отдаленнейшем уголке России, слово «сирота» для всех ребят звучало «как-то незнакомо»...  

Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, — там, с героями стихотворения».

Позднее, после долгих скитаний по миру, Николай часто сюда возвращался и подолгу жил. Во множестве стихов поэта возникает образ этого глухого уголка.

(звучит стихотворение «Тихая моя родина», читает автор)

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи…

Тина теперь и болотина

Там, где купаться любил…

Тихая моя родина,

Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,

Тот же зелёный простор.

Словно ворона веселая,

Сяду опять на забор!

Школа моя деревянная!

Время придёт уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Ведущий 4:

Окончание войны для детдомовцев явилось великим праздником,— у кого не таилась надежда на возвращение с фронта отца или старшего брата, кто не мечтал начать новую жизнь?! Действительно, «когда раздался праведный салют — жизнь распахнулась вольно и широко».

В 1950 году Николай  окончил семилетнюю школу, поступил в лесотехнический техникум. Получив паспорт, отправляется странствовать,  начинает самостоятельную жизнь, уезжает в Архангельск. Дважды пытается поступить в мореходное училище, но обе попытки заканчиваются неудачно.

Слайд 6

Ведущий 1:

Поступает на Тралфлот — подручным кочегара на тральщике РТ-20 «Архангельск». Об этих годах сообщит скупо: «Учился в нескольких техникумах, ни одного не закончил. Работал на нескольких заводах и в Архангельском траловом флоте. Все это в разной мере отозвалось в стихах».

Чтец 3:

Я весь в мазуте,

                            весь в тавоте,

зато работаю в тралфлоте! ...

Я, юный сын морских факторий,

Хочу, чтоб вечно шторм звучал.

Чтоб для отважных вечно – море,

А для уставших – свой причал.

Слайд 7

Ведущий 2:

Более двух лет провёл в море, а затем его потянуло в большой город. В 1955 году, приехав в Ленинград, устроился рабочим на заводе, но через полгода был призван на службу в армию. Четыре следующих года прослужил на эсминце Северного флота.

Я труду научился на флоте,

И теперь на любом берегу

Без большого размаха

                                          в работе

Я, наверное, жить не смогу…

Ведущий 3:

Годы службы на эсминце прошли под знаком поэзии Сергея Есенина, которого именно в это время Россия открывала заново. Рязанский прозаик Валентин Сафонов, служивший с Николаем Рубцовым, рассказывает: «Коля прочитал все, что было у меня о Есенине... Брат прислал мне двухтомник Есенина, вышедший в 56-м в Госиздате. Светло-сиреневый переплет, зеленое пятно неприхотливого пейзажа на обложке. Вот это был праздник! Мне и теперь они дороже многих нарядных изданий... Тогда, в машинном отделении, мы не читали друг другу собственных стихов. Даже, кажется, и в голову не пришло такое — читать себя. Говорили только о Есенине». Поэзия Сергея Есенин для Рубцова становится образцом для подражания.

Слайд 8

Чтец 4:

Вёрсты все потрясённой земли,

Все земные святыни и узы

Словно б нервной системой вошли

В своенравность есенинской музы!

(звучит песня «Зорька алая» в исполнении братьев Радченко)

Ведущий 4:

Начиная с 1957 года, стихи Николая Рубцова печатаются в газете «На страже Заполярья» и в альманахе «Полярное сияние».

Чтец 1:

Проснись с утра

                             со свежестью во взоре

Навстречу морю окна отвори!

Взгляни туда, где в ветреном просторе

Играют волны в отблесках зари.

Пусть не заметишь в море перемены,

Но ты поймешь, как празднично оно.

Бурлит прибой под шапкой белой пены,

Как дорогое красное вино!

Слайд 9

Ведущий 1:

 

Осенью 1959 года возвращается в Ленинград. Николай знакомится с молодыми поэтами, выступает на  литературных вечерах, изучает русскую поэзию. Страстно и самозабвенно читает Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Некрасова. Поступает в Литературный институт. Стихи становятся его судьбой.

Слайд 10

Чтец 2:

О чём писать?

На то не наша воля!

Тобой одним

Не будет мир воспет!

Ты тему моря взял

И тему поля,

А тему гор

Другой возьмёт поэт!

Но если нет

Ни радости, ни горя,

Тогда не мни,

Что звонко запоёшь,

Любая тема –

Поля или моря,

И тема гор –

Всё это будет ложь!

Ведущий 2:

О годах учебы в Литинституте бытует немало легенд, связанных в основном с «недостойным поведением Рубцова Н.М.» в ЦДЛ и «нарушением общественного порядка» в общежитии. Очевидцы рассказывают, как однажды он устроил «застолье» с классиками — Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Блоком, сняв их портреты со всех этажей и собрав у себя в комнате. Сокурсники застали его «чокающимся»: «Ваше здоровье, Александр Сергеевич!.. Ваше, Михаил Юрьевич!..» Утром, под надзором коменданта общежития, он послушно разнес и развесил портреты, но продолжал бурчать: «Не дали раз в жизни в хорошей компании посидеть...»

Не менее ощутимой была и такая административная мера, как «снятие со стипендии», которая тоже не единожды применялась к Николаю Рубцову, оставляя без средств к существованию.

Слайд 11

Ведущий 3:

Лето проводил в селе Никольское, где легко дышалось и хорошо писалось. «Люблю я деревню Николу, где кончил начальную школу…». Любил ходить пешком, налегке, без поклажи, любил облака над головой, кусты по обочинам, любил старые деревенские проселки, овеянные «сказками и былью прошедших здесь крестьянских поколений». Лучшие строфы его стихотворений рождались в пути, вбирали в себя встречи с жителями окрестных деревень, разговоры на случайном ночлеге, сельские виды, а главное — ощущение внутренней раскованности, вольной воли, которой, как и Блок, Рубцов дорожил больше всего.

Чтец 3:

С моста идёт дорога в гору.

А на горе – какая грусть! –

Лежат развалины собора,

Как будто спит былая Русь.

Ведущий 4:

Изображение родной природы в рубцовской лирике всегда полно экспрессии, внутренней выразительности, силы, оно всегда соотнесено с его душевным, состоянием, миром его переживаний и чувств.

Слайд 12

(звучит песня «Улетели листья с тополей…», исполнитель неизвестен)

Чтец 4:

Брал человек

Холодный мёртвый камень,

По искре высекал

Из камня пламень.

Твоя судьба

Не менее сурова –

Вот так же высекать

Огонь из слова!...

В своей руке

Сверкающее слово

Вдруг ощутить

Как молнию ручную!

Ведущий 1:

«Стихи не пишу, а складываю в голове. Вообще я никогда не использую ручку и чернила и не имею их. Даже не все чистовики отпечатываю на машинке — так что умру, наверное, с целым сборником, да и большим, стихов, «напечатанных» или «записанных» только в моей беспорядочной голове».

Ведущий 2: 

1966—1967  Николай Рубцов  проводит в странствиях: Вологда — Барнаул — Москва — Харовск — Волго-Балтийский канал — Вологда. Принимает участие в обычных для того времени писательских поездках, выступлениях в сельских клубах, Домах культуры, библиотеках. Вологодский поэт Александр Романов так описывает публичные выступления Николая Рубцова: «Николай Рубцов стихи читал прекрасно. Встанет перед людьми прямо, прищурится зорко и начнет вздымать слово за слово: «Взбегу на холм и упаду в траву...» Не раз слышал я из уст автора эти великие «Видения на холме», и всегда охватывала дрожь восторга от силы слов и боль от мучений и невзгод Родины. А потом — «Меж болотных стволов красовался восток огнеликий», — и воображение мое уносилось вместе с журавлиным клином в щемящую синеву родного горизонта. А затем — «Я уеду из этой деревни», — и мне приходилось прикрываться ладонью, чтобы люди, сидевшие в зале, не заметили моих невольных слез... Вот какими были выступления Николая Рубцова!»

Слайд 13

Ведущий 3:

Лирический герой Николая Рубцова — человек, который всю неистраченную нежность, трепетность, возвышенность сыновней любви перенес на образ Родины. С исступленностью, свойственной сердцу, которое испытало муки сиротства и одиночества, отчуждения и душевной замкнутости, поэт восклицал: «Россия, Русь! Храни себя, храни!» И хотя вроде бы странна эта мольба: «Храни себя, храни!», обращенная к России, однако какая сила гражданского чувства таится в этих словах!

Чтец 1:

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз…

Чтец  2:

О, Русь – великий звездочёт!

Как звёзд не свергнуть с высоты,

Так век неслышно протечёт,

Не тронув этой красоты,

Как будто древний этот вид

Раз навсегда запечатлён

В душе, которая хранит

Всю красоту былых времён…

Слайд 14

Ведущий 4:

В минуты воодушевления, особенно при чтении стихов, он преображался, светлел лицом, становился лучшим собеседником и другом. Он знал о своем таланте, вот почему в иные минуты бывал и едко-ироничным, и несдержанным, и резким в отношениях с окружающими людьми. Николай Рубцов был далеко не простым человеком. В нём уживались несовместимые черты: кротость, доброта и острая тревога, угрюмость, гнев.

Чтец 3:

Он был поэт.

Как критики твердят,

Его стихи лучились добрым светом,

Но тот, кто проникал в тяжёлый взгляд,

Тот мог по праву усомниться в этом…

В его прищуре открывалось мне

Печаль по бесконечному раздолью,

По бесконечно брошенной земле,

Ну, словом, всё,

Что мы зовём любовью.

Станислав Куняев «Памяти поэта»

Любовью к Родине, природе, окружающему миру, женщине…

Слайд 15

(звучит песня «Я буду долго гнать велосипед…»

в исполнении А. Барыкина)

Ведущий 1:

С 1967 года одна за другой выход в свет его книги.

1967 год – «Звезда полей»

1969 год – «Душа хранит»

1970 год – «Сосен шум»

1971 год -  «Зелёные цветы» (после гибели поэта)

Он занял достойное место в ряду русских поэтов.

Слайд 16

Ведущий 2:

 

Он ушел из жизни рано, на взлёте, трагично… В ночь на 19 января 1971 года Николай Рубцов был убит  во время ссоры женщиной, на которой собирался жениться. Строки одного из стихотворений стали пророческими…

Я умру в крещенские морозы.

Я умру, когда трещат берёзы.

Слайд 17

Чтец 4:

Если умру – по мне

Не зажигай огня!

Весть передай родне

И посети меня.

Где я зарыт, спроси

Жителей дальних мест,

Каждому на Руси

Памятник – добрый крест!                

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Список литературы

1. «Душа хранит». Жизнь и поэзия Николая Рубцова http://rubtsov.id.ru

2. Рубцов, Николай Михайлович – Википедия ru.wikipedia.org/wiki

3. Николай Михайлович Рубцов. Библиография www.booksite.ru/rubsov/bibliography.htm

4. Николай Рубцов www.liveliиb.rulauthor/123517

5. Коняев Н.М.: Николай Рубцов. Ангел Родины.: М.-Алгоритм, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

конспект литературной гостиной "Судьба поэта в судьбе народа. Н.М.Рубцов"

Литературная гостиная посвящена жизни и творчеству русского поэта второй половины XX века Н.М. Рубцову. Цель мероприятия познакомить ребят с жизнью и творчеством поэта, сформировать интерес и любовь к...