Хиросима и Нагасаки: взгляд в прошлое
материал по теме

Кудимова Екатерина Владимировна

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного ядерной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khin.docx25.99 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:

Земля… из космоса она смотрится как прекрасная голубая жемчужина. Но как страдает она от деяний своих же детей – людей!

(Гаснет свет, выходит девочка, босиком, в парусиновой ткани, со следами грязи на руках и лице, с глобусом в руках)

Девочка:  СТОН ЗЕМЛИ (стихотворение)

Ведущий 1:

Сегодня мы с вами будем говорить о важнейшем факте в рамках защиты окружающей среды – загрязнении. Загрязнение — это принесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических, информационных или биологических агентов или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям. Насчитывается 5 видов загрязнений:

Биологическое, микробиологическое, механическое, химическое, физическое, которое, в свою очередь, подразделяется на:

а) Тепловое 

б) Световое 

в) Шумовое

г) Электромагнитное 

И, наконец, самое страшное в истории человечества:

д) Радиоактивное. Именно о нем мы сегодня поговорим более подробно.

Радиоактивное загрязнение или заражение происходит при техногенных авариях (утечках из ядерных реакторов, утечках при перевозке и хранении радиоактивных отходов, случайных утерях промышленных и медицинских радиоисточников). Тут мы можем вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС в 1986 г., аварию на АЭС «Фукусима» в 2011 г.

А второй вариант радиоактивного заражения - при ядерном взрыве в результате выпадения радиоактивных веществ из облака ядерного взрыва и наведённой радиации. Тут , конечно, в голову приходят сразу два слова: Хиросима и Нагасаки. И сегодня, когда мир стоит на грани экологической катастрофы, когда со всех экранов доносятся сведения о попытке уничтожения ядерного оружия в Сирии, необходимо вспомнить, как все начиналось, чтобы не совершить больше ошибки, унесшей жизни 237 тысяч 62 человек

(Демонстрируется видео, сопровождающееся чтение стихотворения Р. Рождественского «Город прославился так»).

Ученики по очереди выходят, оставляя журавликов на сцене у кровати больной девочки.

Ученик 1:

Уничтоженная 6 августа 1945 года Хиросима стала вечным символом борьбы против ядерного оружия. Этот день стал отмечаться международным сообществом как Всемирный день борьбы за запрещение ядерного оружия.

Ученик 2:

Японские города Хиросима и Нагасаки - символы не только атомной трагедии, но и борьбы против ядерной опасности. Под лозунгом «Нет войне и ядерному оружию!» ежегодно в Японии организуется «Марш мира». По 13 маршрутам, связывающим все 47 префектур страны, участники марша проделывают пешком более 10 тыс. км и заканчивают свое шествие в хиросимском Парке мира. Под звуки набата и печальный вой сирен на заводах и фабриках в небо взлетают привезенные сюда сотни тысяч голубей. А поздно вечером по реке, на которой расположен город, плывут к океану тысячи бумажных фонариков с зажженными свечами

Ученик 3:

На братской могиле горит вечный огонь и начертаны слова: «Спите спокойно, ошибка не повторится».

Ученик 4:

Как постоянное напоминание о страшной трагедии в центре города оставлен нетронутым кусочек земли. Здесь все так же, как и десятки лет назад - развалины, тени на стенах - призраки атомной смерти.

Ученик 5:

Нагасаки - деловой, красивый город, но 9 августа 1945 года здесь все было расщеплено на атомы. Сейчас в центре города стоит черный, устремленный ввысь трехгранный мраморный обелиск. Колокол в храме, построенном в форме черепахи, звонит ежедневно в  11.02 утра - время взрыва.

Ученик 6:

Каждый год 9 августа в Мемориальный Парк Мира Нагасаки приходят тысячи людей. Это те, кто выжил в августе 45-го, родственники погибших, политики. Уходя из парка, каждый ударит в колокол. Его звон напомнит миру о страшной угрозе атомной войны.

Ученик 7:

В Японии существует легенда, что тысяча бумажных журавликов приносит счастье. Поверив в это, пораженная лучевой болезнью в результате бомбардировки Хиросимы, девочка Садако начала складывать сказочных птиц, но успела сделать только 644 фигурки. Остальные сложили ее одноклассники - могила девочки была усыпана бумажными журавликами.

(Учащиеся уходят за ширму. Перед стендом, изображающим выставку работ детей, замирает девочка. Не поворачиваясь, читает стихотворение «Рисуют дети Хиросимы». Уходит. За столом посреди сцены сидит мальчик. На столе лежат причудливой формы предметы. Беря по очереди эти предметы, ученик читает стихотворение «Если встречусь я вам среди экспонатов».

К лежащей на кровати девочке подходят две ее подруги, подсаживаются рядом. Читают стихотворение «Умирает девочка Сакайя»)

Ведущий 2:

Атомное оружие — это не просто оружие массового уничтожения или огромная бомба. Это оружие, уничтожающее всё живое! Опыт Хиросимы и Нагасаки показал, что они прошли не только через войну и лишения. Это был первый шаг к уничтожению всего живого на Земле.

Согласно сведениям ООН, в 1980 году на Земле общая численность зарядов была около 40 000 — 50 000, что эквивалентно 1 миллиону бомб, сброшенных на Хиросиму.

Это говорит о том, что количества бомб хватило бы, чтобы уничтожить всё живое на Земле за короткие сроки. Это ядерное оружие обладает силой, которой хватит для решения судьбы всего человечества. Для выбора между жизнью и полным уничтожением.

Мы живём в страшном ядерном мире, нравится нам это или нет. Поэтому, если мы хотим защитить себя и всё человечество, мы должны запретить ядерное оружие. Именно сейчас на саммитах решается вопрос об уничтожении ядерного оружия. Неделя с 24 ноября по 1 декабря ежегодно считается «неделей разоружения в рамках защиты окружающей среды».

(Инсценировка стихотворения «Баллада об атомном вьюнке»)

Выходят 6 человек:

Ученик 1:

Будущее нашей планеты – в наших руках. Давайте же сделаем свой выбор.

Ученик 2:

Скажем «нет» войне!

Ученик 3:

Скажем «нет» ядерному оружию!

Ученик 4:

Скажем «нет» радиации!

Ученик 5:

Скажем «нет» загрязнению окружающей среды!

Ученик 6:

Помните, на неживой планете не растут живые цветы!

Рефлексия (работа с залом): учащиеся прикрепляют к стенду заранее приготовленных журавликов с записями о том, что мы должны делать, чтобы остановить загрязнение Земли.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

РИСУЮТ ДЕТИ ХИРОСИМЫ

Рисуют дети Хиросимы,

Рисуют грифелем и мелом.

Как много точности и силы

В рисунке этом неумелом.

О, этот страх невыносимый,

Подобный смертному удушью.

Рисуют дети Хиросимы

Японской кисточкой и тушью.

Дома без глаз, людей без кожи,

Детей и женщин некрасивых, -

Который год одно и то же

Рисуют дети Хиросимы.

Рисуют, не жалея черных

И не щадя багровых красок.

Рисуют так ожесточенно,

Как Гернику писал Пикассо.

Сестра к груди прижала братца,

Слепят глаза им хлопья сажи.

О, только бы не разрыдаться

На этом грустном вернисаже.

Страшней, чем боль от подноготной,

Чем гвоздь под пятками босыми, -

Свои недетские полотна

Рисуют дети Хиросимы.

Окантовать их невозможно

И застеклить не так-то просто.

Вы их берите осторожно,

В них тоже - стронций-девяносто.

Одно изведав потрясенье,

Одним виденьем одержимы, -

Как пишут строки обвиненья,

Рисуют дети Хиросимы.

Если встречусь я вам среди экспонатов, самых уродливых и печальных,

Вы даже не сможете догадаться, что перед вами обычный чайник.

Не один я здесь, здесь со мною рядом миллионы вещей, потерявших лица:

Вот часы, не показывающие время, вот стакан, из которого не напиться.

Вот обломок металла, скрученный трижды, словно кто-то пробовал на нем свою силу.

Вот лопата, которою трудно вырыть даже самую маленькую могилу.

Вот приемник, в котором не слышно ни звука, хотя последний концерт давно уже начат.

Вот бумажник с запекшейся в нем монетой, вот булыжник, который все время плачет.

Это самые будничные предметы, вдруг утратившие свое назначенье,

Это все, что откапывали по крохам, подвергаясь опасности излученья,

Это все, что собрали на пепелищах, черный пепел своими руками просеяв.

Посетители Лувров и Эрмитажей, дай вам Бог не увидеть таких музеев!

Летний день, в окне ее сверкая,

На осколки мелкие дробится.

Умирает девочка Сакая,

Умирает в атомной больнице.

Устремлен куда-то взгляд раскосый,

Словно видит свет иного края.

И чернеют на подушке косы,

С девочкою рядом умирая.

Многое знавала Хиросима,

И такое здесь тогда случилось:

Мать под сердцем девочку носила,

Девочка под сердцем облучилась.

Глаз над ней бессонных не смыкая,

Все плывут, плывут сиделок лица.

Умирает девочка Сакая,

Умирает в атомной больнице.

Умирает, зубы сжав до боли,

Не ища у взрослых состраданья,

Не сумев диктант закончить в школе,

Не назначив никому свиданья.

С летним небом не успев проститься,

Умирает так же незаметно,

Как в полете срезанная птица,

Как свеча, погашенная ветром.

Все слышней сапог армейских топот.

Кто-то в цель "поларисы" наводит.

Где-то Оппенгеймер, кончив опыт,

Из лаборатории выходит.

С каждою минутою бледнея,

Девочка не в силах приподняться.

И уже беспомощно над нею

Бедные журавлики кружатся.

Кем-то ей подаренные рыбки

В банке суетятся бестолково.

На нее с портрета без улыбки

Смотрит Валентина Терешкова...

Вот ведь у меня беда какая,

С ней ничто, наверно, не сравнится.

Умирает девочка Сакая,

Умирает в атомной больнице.

Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала…Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело

И яды травят воды чистых рек,

Все то, что я имела и имею

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды

А ведь на них идет моя руда!

А что мне стоит только штат Невады

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой Земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю

И не случайно грозные вулканы

Выплескивают с лавой боль Земли…

Очнитесь, люди! Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасли!

Город прославился так:

Вышел

  военный чудак,

старец

  с лицом молодым.

"Парни,-

сказал он,-

летим!

Мальчики,

  время пришло,

Дьявольски нам повезло!.."

В семь сорок девять утра

все было так, как вчера.

"Точка...-

вздохнул офицер,-

чистенько

 вышли

  на цель..."

В восемь двенадцать утра

сказано было:

  "Пора!.."

В восемь пятнадцать,

  над миром взлетев,

взвыл торжествующе

дымный клубок!

Солнце зажмурилось,

похолодев.

Вздрогнули оба:

и "боинг",

и бог!..

Штурман воскликнул:

  "Ой, как красиво!.."

В эту секунду

  в расплавленной мгле

рухнули

все представленья о зле.

Люди узнали,

  что на Земле

есть Хиросима.

И нет Хиросимы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....

Веб-квест "Современный взгляд:прошлое, настоящее и будущее метана"

Веб-квест в педагогике - проблемное задание  с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета....

Системы счисления. Взгляд из прошлого в будущее (учебно-методическое пособие)

Цель: научить работе со специальным набором учебно-методических материалов по решению задач на системы счисления с использованием электронных таблиц и максимально активизировать каждого обучающегося д...

Исследовательский проект Взгляд из прошлого

Исследуется деятельность  революционера Кибальчича по созданию реактивнонго двигателя...

Классный час «Хиросима и Нагасаки».

Материал классного часа "Хиросима и Нагасаки" помогает расширить знания об атомной бомбардировке японских городов в августе 1945 года....

Статья "Взгляд из прошлого..."

Биологическое образование предполагает использование различных средств и методов обучения. Нет необходимости говорить, что в связи со спецификой данной области часто необходимо выделить и обобщить сущ...