Внеклассное мероприятие "Дни воинской славы России"для 8класса
материал (8 класс) по теме

Шпак Ольга Михайловна

Мероприятие  проходит в форме проблемно-познавательной игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Ковылкинская средняя  общеобразовательная школа №3»

        

План-конспект

внеклассного занятия в 8 классе

«Дни воинской славы России»

(форма проведения - интеллектуально-познавательная

игра с элементами КМД, по технологии проблемного обучения)

                                            Провела: учитель истории О.М. Шпак

                               

Ковылкино 2014

Тема: «Дни воинской славы России»

Задачи:

Образовательная:

  1. Познакомить уч-ся с ФЗ «О днях воинской славы ( победных днях) России»
  2.  Расширить и углубить знания о военной истории России, славных победах русского народа в разные  исторические периоды

Развивающая:

  1. Развивать умение работать с печатным текстом, с историческим источником, картой
  2. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями
  3.  Развивать монологическую речь, умение вести диалог, работать в группе (команде)

Воспитательная:

  1. Формирование гражданской позиции.
  2. Формирование понятия «патриот».
  3. Воспитание нравственной позиции.

Методы:  иллюстрация, демонстрация, метод «мозгового штурма», частично-поисковый, анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки с текстом документа, датами.

Учитель:    Победы русского оружия над врагами Отечества всегда отмечались в России, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков Русской  Православной Церковью были установлены специальные «викторианские дни» ( от  Виктория – в римской мифологии богиня Победы). Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.      

         Возрождая одну из лучших российских традиций , 10 февраля 1995г. Государственная Дума  Российской Федерации приняла закон «О днях воинской славы». В федеральном законе «О днях воинской славы ( победных днях) России» указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь  и слава русского оружия были неотъемлемой  частью величия Российского государства. Далее в законе указано, что  днями воинской славы  России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков. Законом установлено 15 дней воинской славы России.  В канун славного праздника Дня защитника Отечества коротко вспомним о   них, мысленно заглянем в глубину истории России  в установленной законом хронологии, чтобы получить целостное представление о воинской славе России.

         

1й учащийся (после учителя  Тулаев Дмитрий)

                   18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

  Ледовое побоище – это сражение на льду Чудского озера, которое состоялось 5 апреля по старому стилю 1242г. между русскими воинами и  немецкими рыцарями – крестоносцами, завершившееся блестящей победой русичей. Ледовое побоище  - одно из выдающихся сражений средневековья. Русское войско превзошло противника в воинской организации и тактике боя, проявило высокую доблесть и мужество. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев и на многие годы обезопасила западные границы Руси.

  2 –й учащийся ( после Тулаева Д.   читает Попова Татьяна )

    21 сентября – День победы русских полков во главе с Дмитрием Донским над монголо – татарскими войсками в Куликовской битве.

    Эта битва произошла по старому стилю 8 сентября 1380г. Она завершилась разгромом монголо – татарского войска. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

3 –й учащийся (после Поповой Т.  читает Жиличкина Ирина )

    10 июля -  День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении.

  Это сражение состоялось в ходе Северной войны 1700 – 1721гг. 10 июля 1709года

        Швед, русский – колет, рубит, режет.

        Гром пушек, топот, ржанье, стон,

        И смерть и ад со всех сторон…  

        Но близок, близок миг победы.

        Ура! Мы ломим;  гнутся шведы.

         О славный час! О славный вид!

         Еще напор – и враг бежит…

В результате этого сражения могущество Швеции было подорвано, слава непобедимости Карла XII была развеяна, в ходе северной войны наступил перелом. Победа же в сражении под Полтавой поставила Россию в ряд великих европейских держав.

 

4 –й учащийся (после  Жиличкиной  И читает  Павлова Оксана)

 9 августа – день первой в  российской истории  морской победы русского флота под командованием ПетраI над шведами у мыса Гангут (1714г.)

  В этот славный день авангард русского  галерного флота под командованием самого Петра Великого разгромил шведскую экскадру  контр – адмирала Эреншельда и захватил 10 вражеских кораблей. Так была одержана первая в истории  русского флота крупная морская победа. Эту победу Петр I назвал «второй Полтавой».

5 –й учащийся ( после Павловой читает Зильберман Дмитрий)

 

 24 декабря – день взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием Александра Васильевича Суворова.(1790 г.)

  Измаил – турецкая крепость на Дунае, построенная французскими инженерами. Она имела стены 25 - метровой высоты и считалась непреступной. Комендант крепости самоуверенно заявлял, что «скорее небо упадет на землю и Дунай потечет в обратную сторону», чем противник сможет взять ее. Однако он просчитался, русские солдаты под командованием Александра Васильевича Суворова смогли  штурмом  овладеть ею  за 10 часов боя. Причем потери со стороны русских составляли 2 тысячи человек, турки же потеряли 26 тысяч своих солдат. Это памятное событие произошло 24 декабря 1790года.

6-й учащийся ( после Зильбермана читает Печнова Татьяна)

8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием Михаила Илларионовича Кутузова с французской армией, оно произошло в ходе Отечественной войны 1812года.

   Вот как эту великую битву оценил прославленный полководец Михаил Илларионович Кутузов в донесении императору Александру I: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости  российских воинов, жертвовавших жизнью за свое Отечество».

     Наполеон, оценивая Бородинское сражение, писал: «из всех моих сражений самое ужасное то, которое дал я под Москвою. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».

7 –й учащийся ( после Печновой читает Кафлина Алефтина)

  1 декабря – День победы русской экскадры под командованием Павла Степановича Нахимова над турецкой экскадрой у мыса Синоп.

    Синопское сражение произошло по старому стилю 18 ноября 1853г. в ходе Крымской (восточной) войны. В то пасмурное утро шел дождь. Ветер и низкие тучи предвещали на море шторм. Турки не ожидали нападения на хорошо защищенную бухту. Русские корабли стремительно ворвались в бухту, береговая артиллерия их не смогла задержать. В результате в ходе четырехчасового боя турки потеряли 15 кораблей из 16 и свыше 3 тысяч человек. Все береговые укрепления были разрушены.

    Потери экскадры Нахимова составляли 37 человек убитыми и 216 ранеными, ни один корабль не был потоплен.  Это сражение золотыми буквами вписано в историю не только российского флота, но и всемирную историю,  так как оно стало последним  крупным сражением в истории парусного флота.

8 – й учащийся (после Кафлиной читает Андреев Денис)

 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой.

В ночь с 5 на 6 декабря 1941г. части Красной Армии начали мощное контрнаступление под Москвой, которое завершилось в начале января 1942 г. В результате него фашисты были отброшены от стен нашей столицы на 100 – 250 км. В ходе боев было уничтожено 38 вражеских дивизий, в том числе 15 танковых. За время контрнаступления было освобождено свыше 11 тысяч населенных пунктов. Победа под Москвой имела крупное международное значение и способствовала укреплению антигитлеровской коалиции.

9 –й учащийся (после Андреева Д. читает Громова Екатерина)

2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Сталинградской битве.

 Сталинградское сражение – самое крупное сражение  второй мировой войны. Оно длилось 200 дней и ночей. Бои в самом городе Сталинграде продолжались  более двух месяцев. Каждый дом превратился в крепость, и бой шел за каждый этаж, за каждый сантиметр русской земли. Иногда при взятии одного дома фашисты теряли столько солдат, сколько при взятии целого города в Западной Европе. По воспоминаниям нашего земляка Александра Григорьевича Котова – Героя СССР, прославленного летчика - истребителя, участника  этой битвы: «Бои были на столько ожесточенными, что горела земля, вода и небо». А вот каким было  признание немецкого генерала – фельдмаршала Паулюса:   «Советская стратегия оказалась выше нашей…Лучшее доказательство – исход битвы  на Волге, в результате которой я оказался в плену».

10 –й учащийся ( после Громовой читает Рогаленкова Алена )

23 августа – День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в Курской Битве.

 Курская битва длилась 50 дней с 5июля по 23 августа 1943г. Если битва под Сталинградом предвещала закат фашисткой армии, то битва под Курском поставила ее перед катастрофой, стратегическая инициатива полностью перешла к Советской Армии.

11 –й учащийся (после Рогаленковой читает Кругляков Александр)

9 мая  - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.

Это великий и незабываемый день, он будет жить вечно в памяти благодарных потомков.

учитель:

Вот, мы кратко вспомнили о главных событиях из военной истории нашего славного Отечества, великих битвах в установленной  федеральным законом «О днях воинской славы»  хронологической последовательности.

         Далее проводится  интеллектуальная игра   «Что? Кто? Где? Когда?» на  военно – патриотическую тематику.

Домашнее задание командам:

  1. Придумать название, девиз команды;
  2. Подготовить музыкальный номер  на военно –патриотическую тему

Список команды № 1.:        Список команды № 2

   1. Зильберман Д.                                                 1. Андреев Дмитр

         Ход  интеллектуально – познавательной игры

         

          Представление команд, в нем отразить какой род войск представляет каждая команда.

  1. Первый конкурс нашей игры - Блиц турнир. Командам даются вопросы, на которые следует отвечать быстро, иначе вопрос переходит к команде – сопернице.

                                   

                                                      Вопросы:

  1. Какой вид  Вооруженных  Сил России является самым старым?

 ( сухопутные войска) Прообразом сухопутных войск была княжеская  дружина Киевской Руси.

  1. Какие два рода войск изначально входили в сухопутные войска? (пехота и конница).

  1. Какой  вид  Вооруженных сил России является самым молодым? ( Ракетные войска стратегического назначения). Этот вид ВС был создан в 1959г.

  1. Кому из русских военачальников принадлежат слова: «Кто к нам с мечом придет – тот от меча погибнет?» ( А. Невскому)
  2. В каких битвах  прославился А. Невский?   Когда?

  1. Что такое регулярная армия? Когда она была создана, при каком русском царе?

  1. Когда в России была введена всеобщая воинская повинность? При каком русском императоре? (1874при Александре II)

  1. Когда был создан российский ВМФ? (1696г.)

II  конкурс «Русская  военная история в лицах».

1 команде. Определить о ком из военачальников идет  речь в тексте:

« Родился он 13 ноября 1730г. По преданию , его предки будто бы еще в XIVв. приехали в Москву из Швеции. Дед его при Петре I служил  генеральным писарем. Отец , крестник самого царя, был при нем вначале денщиком, затем переводчиком, а при Елизавете Петровне был уже генералом. Будущий  военачальник рос болезненным, хилым ребенком, но умным, способным к наукам. Быстро изучил  французский, немецкий и итальянский языки, уже в зрелые годы овладел польским, арабским, турецким и финским. Знал семь языков. Он дал более 60 сражений  из которых ни одно не проиграл.  За военные заслуги  получил высшее военное звание генералиссимуса, титул князя Италийского , графа Рымникского, графа Священной Римской империи. Является автором военно – теоретических работ  «Полковое учреждение»  и «Наука побеждать»

2 команде. Определить , о ком из военачальников идет  речь в тексте:

«Родился он 2 декабря 1896г. в д. Стрелковка Калужской губернии в семье крестьянина – бедняка. Окончил церковно – приходскую школу с похвальным листом. Затем работал скорняжской  мастерской в Москве.  Свою военную карьеру начал во время Первой мировой войны в кавалерийских войсках. За доблесть и отвагу был удостоен двух Георгиевских крестов. Во время ВОв его бросали на самые трудные участки фронта. Рядовые солдаты и высший офицерский состав с уверенностью утверждали, что там, где этот военачальник – там победа.  За  боевые заслуги первым был  награжден высшем военным  орденом «Победы», учрежденном в 1943г. Летом 1945г. принимал парад Победы на Красной площади».

III .конкурс  нашей игры «В  картинной галерее»  Ребята, как называют художника , изображающего военные события? Верно, баталист, от слова баталия – сражение.

В галерее военной славы представлены две  репродукции  известных картин, посвященных военной истории нашего славного Отечества.

  1. й команде вопросы к репродукция картины «Апофеоз войны».
  1. Кто является ее автором?
  2.  Когда  было принято собирать пирамиды из черепов погибших врагов?
  3. Почему картина так называется?

 Подсказка - краткая информация о художнике:

 «Этот художник был обличителем жестокости войн, работал в батальном жанре. Погиб в 1904 во время русско – японской войны на броненосце «Петропавловск». Броненосец подорвался на вражеской мине близ Порт – Артура, вместе со знаменитым художником погибло 29 офицеров, среди которых вице – адмирал Макаров и 652 матроса. Картина «Апофеоз войны » находится в Третьяковской галереи» На ее раме художник сделал надпись: «Посвящается всем великим завоевателям прошедшим, настоящим и будующим

                 2 –й команде вопросы к репродукции   картины «Поединок Челубея и Пересвета»  Рассмотреть ее внимательно и ответить на вопросы:

1) Кто является автором?

2) Какому историческому событию посвящается картина?

3) Когда произошли изображенные события?

IV конкурс:  К какой войне относятся перечисленные события?  

          1- й команде:                                 А.) Бой на реке Березине;

                                                                    Б.)  Тарутинский маневр;

                                                                     В) Совет в Филях;

                                                                    Г)  Соединение  1-й и 2 –й  р./ армий.

2-й команде: К какой войне относятся перечисленные события?  

    А) Берлинская операция;

    Б) контрнаступление советских войск под Москвой;

    В) Курская битва;

    Г)  блокада  Ленинграда

Вопросы для болельщиков:

 - Как называлось первое огнестрельное оружие на Руси? (пищали)

 - В какой стране был изобретен порох? (Китае)

-  Кто из  русских полководцев не проиграл ни одного сражения?

-  Кого из русских флотоводцев называют  «морским Суворовым» ? А почему?

- Когда началась Вов? А когда она закончилась?

- Какая битва является самой длительной  в период Вов? Сколько дней она шла?

- Сколько длилась Блокада Ленинграда?

- Чем прославились бойцы   150 –й  стрелковой дивизии русский Егоров и грузин Кантария во время ВОв ?

V.   Задание для капитанов по карте: Определить,  какая военная операция  запечатлена  на данном фрагменте  исторической карты.  Указать ее хронологические рамки, под чьим руководством она проходила.

VI.  конкурс нашей  интеллектуально – познавательной игры называется «Русские  боевые награды»

Воинские награды появились еще в античную эпоху. Так, римских воинов, отличившихся в битве, награждали знаете каким почетным знаком? Верно, почетным знаком в виде венка или короны. Когда же появился орден как почетная награда за воинские заслуги в бою? Конечно в средние века.

Вопросы командам:

  1. В  виде  чего были первые русские  ордена? ( виде креста или звезды)
  2. Когда появился первый орден в России? (1696) При каком русском царе?
  3. Как назывался первый русский орден? (орден Андрея первозванного , крест в виде буквы «х» и первым его обладателем стал генерал – адмирал Федор Алексеевич Головин)
  4. Как вы думаете был ли награжден орденом Андрея Первозванного с девизом «За веру и верность» сам Петр I? Если был , то каким по счету? (третьим)

5. Как называлась высшая награда в годы ВОВ? (Медаль «Медаль золотая звезда Героя  Советского Союза»)

 6. Вопрос с подсказками для 2-й команды. Как называется высший орден времен ВОв,  учрежденный в ноябре 1943г.? Всего этой наградой были отмечены 12 человек. Первым был награжден Г.К. Жуков.

  Еще одна подсказка он является самым дорогим по номинальной стоимости на сегодня в мире .

   Описании: Он представляет собой платиновую звезду с рубиновыми лучами, окаймленными бриллиантами. Диаметр звезды – 72 мм., вес бриллиантов – 16 каратов.

VII  последний конкурс интеллектуально-познавательной игры - какая команда назовет больше имен русских военачальников разных исторических периодов.

Слово жюри, подведение итогов, поздравление с Днем защитника Отечества

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный педагогический проект «Города воинской славы России» на уроках географии и во внеклассной работе

В условиях модернизации российского образования большое внимание необходимо уделять процессу воспитания. Имея большой стаж педагогической работы, считаю, что учителю любого предмета необходимо это дел...

Внеклассное воспитательное мероприятие, посвященное памятной дате ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ: «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра».

Воспитательное   мероприятие «День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра». Цель мероприятия: воспитать чувство патриотизма...

Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Дню воинской славы России

Внеклассное мероприятие "Русская воинская доблесть"....

Урок Мужества « Мы этой памяти верны», посвященный Памятным датам России и Дням воинской славы России «Славься, Отечество!».

Урок Мужества нацелен на воспитание патриотизма. Наиболее действенным средством воспитания детей в духе любви к Родине, к народу России являются уроки мужества. Эти уроки позволяют сформировать пред...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню воинской славы России

Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом...

Сценарий внеклассного мероприятия «День воинской славы России — День народного единства».

Внеклассное мероприятие посвященное периоду Смутного времени и освобождению Москвы...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....