творческая мастерская
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Дроздова Наталья Анатольевна

Занятие на Л/О "Тропинка" в форме мастерской "Проба пера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_tvorcheskoy_masterskoy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА МАСТЕРСКОЙ

Название мастерской: «Проба пера…»

Краткая аннотация мастерской:

Работая в мастерской, учащиеся будут иметь возможность совершенствовать ЗУНы в области русского языка и литературы; креативность и любознательность и межличностные взаимодействия и сотрудничество. Смогут развивать регулятивные и познавательные УУД по широкому спектру аспектов. Мастерская направлена на освоение метапредметных компетенций, в частности, коммуникативной, аксиологической, когнитивной. Участие в мастерской поможет учащимся сформировать следующие предметные компетенции: умение работать со словом, анализировать текст, определять авторскую позицию. В ходе работы участники мастерской получат возможность выразить свою нравственную позицию.

Предметы: русский язык и литература

Классы: 6-7  класс

Продолжительность мастерской: 3 академических часа

Ожидаемые результаты:

В ходе мастерской учащиеся смогут глубже оценить идейно-эстетическую значимость произведений современных авторов,  формировать представление о мировом литературном процессе, о единстве духовного развития человечества. Учащиеся смогут находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать информацию в разных формах, приобретут опыт работы в команде, опыт решения проблем, уважения различных мнений. Смогут соотносить собственное поведение и поступки других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, смогут реализовать основные социальные роли в пределах особенностей возраста, смогут сформулировать свою точку зрения на основе синтеза и анализа литературы; аргументировать свою позицию, вести дискуссию по проблеме, объективно оценивать себя и оппонента.

Стратегическая цель мастерской: создание условий для осознания и осмысления идейного содержания своих собственных сочинений через деятельностный подход    современной образовательной технологии педагогическая мастерская.

 Цели образовательные и воспитательные:

       

  • познакомить учащихся с историей стихосложения, миниатюрами поэтического творчества поэтов 19-20 вв.;
  • вовлечение учащихся в активный познавательный процесс;
  • воспитание интереса к  литературному творчеству;
  • развитие творческого мышления в устной и письменной речи учащихся;
  • формирование умение анализировать текст и создавать собственные тексты;
  • формирование умения давать оценку полученным результатам.

Задачи учебно – педагогические:

  • развитие творческой активности;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • формирование навыков исследовательской деятельности.

Оборудование и наглядность  занятия: 

  1.  Выставка книг поэтов и писателей, их портреты.
  2. Рисунки учащихся, иллюстрирующие творчество детей.
  3. Альбомы из школьного архива «Фото на память»
  4. Сборник «Обережный круг» со стихами местных авторов.
  5. Рукописные книжки кружковцев «Тропинки».
  6. Словарь литературоведческих терминов.
  7. Мультимедийный проектор, слайды о творчестве поэтов и писателец.
  8. Чистые листы бумаги, письменные принадлежности.

Форма проведения: литературная гостиная

Участники: члены литературного объединения «Тропинка» (6-7 кл.)

                                         Ход мастерской

I. - Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру  творчества, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить.

Разминка "Погружение в творческую атмосферу"

  1. Закончите стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя…

2.Докажите, что Н. С. Гумилев посвятил эти строки А. Ахматовой:

Аддис-Абеба - город грез

На берегу ручьев прозрачных.

Небесный див тебя принес

Алмазный, средь ущелий мрачных. (Это акростих) 

3.Кто автор этого стихотворения:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром…

4. Закончите простое детское стихотворение:

Говорит барану волк:

"Ну какой от дружбы толк?

Если мы с тобой друзья,

Значит … … …. (съесть тебя нельзя) 

5.  Восстановите первую строку.

,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

Воздух усталые силы бодрит.

Определение авторства текста

Из каких произведений взяты отрывки? Назовите авторов и жанровую принадлежность. Аргументируйте свою точку зрения.

1."Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе".

("Песнь о вещем Олеге", А. С. Пушкин, баллада) 

 

2.В огне, под градом раскалённым,

Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй

Штыки смыкает. Тяжкой тучей

Отряды конницы летучей,

Браздами, саблями звуча,

Сшибаясь, рубятся с плеча.

Бросая груды тел на груду,

Шары чугунные повсюду

Меж ними прыгают, разят,

Прах роют и в крови шипят.

Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

("Полтава", А. С. Пушкин, поэма) 

3. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдёт на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

Он лучше дело всё погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

("Щука и Кот", И. С. Крылов, басня) 

 

4.Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

("Тучи", М. Ю. Лермонтов, стихотворение) 

 

5. Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого что тот старый клён

Головой на меня похож.

("Я покинул родимый дом…", С. А. Есенин, стихотворение) 

6. Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

Раз царица на лугу,

На зелёном берегу

Ручейка была одна;

Горько плакала она.

Вдруг, глядит, ползёт к ней рак;

Он сказал царице так:

"Мне тебя, царица, жаль;

Но забудь твою печаль;

Понесёшь ты в эту ночь:

У тебя родится дочь".

("Спящая царевна", В. А. Жуковский, сказка) 

 

7. Ко мне, мой младенец; в дуброве моей

Узнаешь прекрасных моих дочерей:

При месяце будут играть и летать,

Играя, летая, тебя усыплять.

("Лесной царь", В. А. Жуковский, баллада) 

- Сейчас повторим основные теоретико-литературные понятия, касающиеся лирики.

Ответим на вопросы по стихосложению:

  • 1.Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).
  • 2.Способ рифмовки (перекрёстная, парная (смежная), кольцевая (опоясывающая)).
  • 3.Изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола).
  • 4.Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).
  • 5.Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

- Знать правила и законы стихосложения, конечно, важно для поэта, но ещё необходимо вдохновение, поэтический настрой. Дайте интерпретацию стихотворению русского поэта XX века Д. С. Самойлова "Слова".

Красиво падала листва,

Красиво плыли пароходы.

Стояли ясные погоды,

И праздничные торжества

Справлял сентябрь первоначальный,

Задумчивый, но не печальный.

И понял я, что в мире нет

Затертых слов или явлений.

Их существо до самых недр

Взрывает потрясенный гений.

И ветер необыкновенней,

Когда он ветер, а не ветр.

Люблю обычные слова,

Как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва,

Потом значенья их туманны.

Их протирают, как стекло,

И в этом наше ремесло.

Старый стих на новый лад

1.Повторяющаяся рифма.

Однажды один не очень известный поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

Шёл мальчишка с бородой.

Помидор ел голубой.

С ним старик шёл молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - "…ой".

Попробуйте сочинить такое же стихотворение, но чтобы все строчки оканчивались рифмой: "…ка", "…ре", "…ил", "…ый" (на выбор).

2.Спрятавшиеся слова.

Подберите слова, чтобы восстановить строчку из известного стихотворения известного автора. Затем сопоставьте с оригиналом.

А) Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как … лежит. (тающий сахар) 

Б) Листья поблекнуть ещё не успели -

Жёлты и свежи лежат, как … . (ковёр) 

(Н. А. Некрасов "Железная дорога")

В) Еду. … . Слышны звоны (тихо) 

Под копытом на снегу.

Только серые …(вороны) 

… на лугу. (расшумелись) 

(С. А. Есенин "Пороша")

Г) Ласточки …,(пропали) 

А вчера зарёй

Всё … летали(грачи) 

Да как сеть …(мелькали) 

Вон над той горой.

 

(А. А. Фет "Ласточки пропали…")

Д) Последняя … рассеянной бури!(туча) 

Одна ты несёшься по ясной…,(лазури) 

… ты наводишь унылую тень,(одна) 

Одна ты … ликующий день. (печалишь) 

(А. С. Пушкин "Туча")

3.Игра «Буриме».

Это игра, которой уже сотни лет. Играющий должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Можно рифмы придумывать свои, но мы воспользуемся рифмами известного поэта XIX века.

Золотая - великана - рано - играя, морщине - одиноко - глубоко - пустыне.

"Утёс" М. Ю. Лермонтов

Ночевала тучка золотая,

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

- Теперь вы во всеоружии перед нашей главной битвой. Примените свои знания, проявите фантазию, пригласите вдохновение, дерзайте, пробуйте перо. Помните: все ваши творения интересны, неповторимы, оригинальны, найдут благодарного читателя!

                                   Творческое задание

1.Создать акростих с фамилией любимого вашего  писателя или поэта.

2. Написать в стихотворной форме загадки, в ответах которых должны быть герои мультфильмов. Работы на конкурс «МультПарад».

                                    Домашнее задание:

1. Написать творческую работу для участия в конкурсе «В мире много сказок». Конкурс проводится по следующим номинациям:

Зимняя сказка – сказки и стихи о зиме, зимних праздниках и т.д.;

Мамина сказка – сочинения о маме, любимых детских произведениях, первых книжках и т.д.;

Любимая сказка – творческие сочинения, стихи, эссе о любимых произведениях;

Сказка странствий – стихи, сочинения и очерки о путешествиях, каникулах, отдыхе и т.д.

2. Традиционное участие в конкурсе «Рукописная книга».

Конкурс проводится по     семи    номинациям:

  • «Детское литературное творчество. Свободная тема»;
  • «Воспоминания фронтовиков»;
  • «Школьный музей»;
  • «Наше литературное объединение»;

-    «Моя родословная»;

-    «Твори добро»;

 -   «Юмористический рассказ».

3.  Написать работу для участия в конкурсе «Я – свидетель»: рассказ о каком-либо событии с фотографиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...