Методическая разработка "Литературный ринг"
методическая разработка по теме

Можгина Наталья Анатольевна

Хорошее закрепление и повторение учащимися содержания различных книг и сказок 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Литературный ринг27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Литературный ринг».

Цель: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных книг.

Предварительная подготовка: на доске пишется «Книгу прочитал – умнее стал».

Участники: ведущий, две команды школьников, жюри.

Продолжительность: 35 минут.

Возраст детей: 1-5 классы.

Наше сегодняшнее соревнование называется «Литературный ринг» потому, что оно состоит из трёх раундов – как в настоящем соревновании на боксерском ринге. Только соревноваться вам  надо будет не в кулачной силе, а литературных знаниях и начитанности. Мы с вами побываем в тех метсах, где живут добрые и забавные Буратоно и Чиполлино, и их враги – злые и коварные Карабас-Барабас и синьор Помидор. Мы вспомним путешествия, которые совершили моряк Гулливер в страну лилипутов, а девочка Алиса-  Страну Чудес. Словом, мы  побываем в удивительной стране литературных героев, в разных ее областях – поэзии и детектива, загадок и развлечений.

В нашей игре примут участие две команды, давайте дадим командам названия. Я прошу каждую команду выбрать себе капитана. Пусть капитаны подойдут ко мне, пожмут друг другу руки и дадут обещание изо всех сил бороться за победу своей команды. Капитаны, клянётесь? (жмут друг другу руки и клянутся). Конечно, для того, чтобы судить, кто на нашей встрече будет лучшим, необходимы строгие судьи – жюри. Сегодня членами жюри согласились быть…(представление членов жюри).

Сразу предупреждаю, что для обдумывания на каждый вопрос командам будет предоставляться по 30 секунд. И так, команды готовы? Жюри на свеем боевом посту. Наша встреча начинается. И для ее торжественного открытия я предлагаю вам вспомнить пословицы об учении. Помните, как в народе говорят – «Учиться никогда не поздно», «Век живи – век учись», «Ученье – свет, а неученье - тьма». А моя самая любимая пословиц такая: «Чтение – вот лучшее учение». А почему это так, вам подскажет надпись на доске. Давайте прочитаем его дружно хором.

Итак, первый раунд. В нем – три задания. Этот раунд мы решили посвятить области страны Литературии, которая называется «Поэзия». Вы любите стихи? Сейчас я проверю, хорошо ли вы умеете читать стихи всей командой. Давайте условимся – я начну читать стихотворение, а вы по начальной строчке узнаете его и продолжите чтение вместе со мной. Бросим жребии – кто начнет первым (читаю вслух по очереди для каждой из команд начала следующих стихотворений).

  1. Вот моя деревня,

Вот  мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

   И.Суриков «Детство».

    2. Крошка сын к отцу пришёл,

       И спросила кроха:

     - Что такое «хорошо»,

       И что такое «плохо»?

В. Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо».

   

  1. Жил человек рассеянный

            На улице Бассейной.

            Сел он утром на кровать,

           Стал рубашку надевать,

           В рукава просунул руки,

           Оказалось – это брюки.

С. Маршак «Человек рассеянный».

  1. Ехали медведи на велосипеде,

А за ними – кот задом наперёд.

К. Чуковский «Тараканище».

  1. Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море.

Всюду веешь на просторе.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

  1. Жил был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде».

Я смотрю, вы хорошо знаете поэзию, жюри предстоит нелегкое решение – выбирать из сегодняшнего состязания того, кто знает ее лучше. Второе задание поэтического раунда – кто больше найдет рифм к заданному слову. Капитаны, возьмите листки бумаги и ручки. Первое слово «урок». Ждем 30 секунд, а вы пишете рифмы к этому слову. (По истечении времени ребята читают свои ответы, листки с ответами передаются жюри.)

Второе слово – «работа». (действия прежние).

Последнее состязание поэтического раунда – надо вспомнить и прочитать стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек. Вот, например, я называю вам рифмы: «ко мне, на ремне, бляшке, фуражке». А вы вспоминаете стихи и их автора:

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой «пять» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

Это начало стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Почта». Задание понятно? Тогда слушаем рифмы. (предлагаем поочерёдно командам задания.)

  1. Простился, снарядился, у окна, одна.  

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

Царь с царицею простился,

В путь-дорожку снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

  1. Мая, гром, играя, голубом.

Ф.Тютчев «Весенняя гроза»:

Люблю весну в начале мая,

Когда весенний первый гром

Как бы резвяся и играя

Грохочет в небе голубом.

  1. Скажи, доложи, милее, белее.

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

     Свет мой, зеркальце, скажи

     Да всю правду доложи:

    Я ль на свете всех милее,

   Всех румяней и белее?

  1. Окном, вечерком.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»:

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

    5.  Шаги, ноги, размера, сапоги.

С. Михалков «Дядя Степа»:

Лихо меряли шаги

Две огромные ноги,

Сорок пятого размера

Покупал он сапоги.

   6.  Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»:

   Ветер по морю гуляет

  И кораблик подгоняет,

 Он бежит себе в волнах

 На поднятых парусах.

 Первый раунд завершен. Я убедилась, что вы показали себя настоящими знатоками поэтической литературы. Можно ли попросить жюри объявить нам результаты первого раунда? (жюри сообщает итоги начальных соревнований).

Я объявляю второй раунд.

Кто знает, что такое детектив? Это вид литературы, в котором сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Вот сейчас предлагаю каждому из вас побыть в роли детектива. Второй наш раунд -  детектив. И вам предстоит определить, о каком из героев идет речь, по моему описанию. У каждого уважающего себя сыщика была специальная картотека, куда он заносил интересующего его гражданина. Вот посмотрите, какие литературные персонажи попали в нашу картотеку. (команды по очереди отвечают на вопросы ведущего) сначала я попрошу узнать имя героя и назвать книжку, в которой он жил, прослушав…слова его песенки.

  1. Ваша мама пришла,

Молочка принесла.

Коза из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

  1. Не садись на пенек,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке,

Неси дедушке.

Машенька из русской народной сказки «Маша и медведи».

  1. Еду, еду в Африку,

В милые края!

Африка, Африка,

Родина моя!

Обезьяна Чичи из книги К. Чуковского «Доктор Айболит».

  1. Мишка очень любит мед,

Почему? Кто поймет?

В самом деле – почему

Мед так нравится ему?

Вини Пух из книги А. Милна «Винни-Пух и все, все, все».

  1. Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час:

Нос налево, хвост направо,

Это полька Карабас.

Куклы из сказки А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

  1. Эй, бескрылый человек,

У тебя две ножки,

Хоть и очень ты велик,

Едят тебя мошки!

Пудик из сказки М. Горького «Воробьишко».

Теперь – узнайте героя по событию, которое случилось в его жизни.

  1. Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение, и он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)
  2. Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косички от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхаузен)
  3. Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)
  4. Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса)
  5. Герой, о котором идет речь, был гимнастом в бродячем цирке. Но когда народ восстал против власти трех обжор, встал во главе восстания. (Гимнаст Тибул)
  6. Единственный мальчик на свете, который никогда не вырастал.(Питер Пэн)

Теперь новое задание. Оно называется «Фоторобот»: по некоторым чертам внешности героя назовите его имя.

  1. Голова его набита опилками.(Винни-Пух)
  2. У него на голове зеленый хохолок, подергав за который вдоволь наплачешься. (Чипполино)
  3. Этот столяр носил прозвище Сизый Нос. (Джузеппе из сказки «Золотой ключик»)
  4. Африканское животное, которое после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо поменяло свою внешность. (Слоненок из сказки «Золотой Ключик»)
  5. Полосатый свирепый хищник, ненавидевший Маугли. (тигр Шерхан)
  6. Девочка-кулка, волосы которой были необычного голубого цвета. (Мальвина)
  7. Маленький мальчик в золотой короне и горностаевой мантии, который обожал розу, живущую на его планете, и думал, что такой цвето – единственный во всем мире. (Маленький Принц)
  8. Этот сказочный персонаж всегда носил с собой масленку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Железный Дровосек)
  9. Эта девушка была вынуждена ходить в шкуре домашнего животного, хотя она и являлась потомственной принцессой. (Ослиная шкура)
  10. Этот персонаж скромно заявлял о себе, что он из простых собак, не из породистых. (пес Шарик из книги Э. Успенского «Дядя Федор, кот и пес»)

Жюри должно подвести итоги детективного раунда и сказать нам общий счет соревнования. А я пока замечу, что вы проявили себя, как настоящие сыщики-детективы, успешно справившись с такими нелегкими заданиями. (жюри сообщает итоги второго раунда)

Последняя, заключительная встреча предстоит вашим капитанам. Для конкурса капитанов надо будет вообразить себя героями знаменитых сказок. Ну, как, капитаны, вообразили, что вы в сказочной стране? Тогда – первое задание. Какие слова надо произнести, чтобы:

  1. Вызвать Сивку-Бурку?

Сивка-Бурка,

Вещий каурка,

Встань передо мной,

Как лист перед травой.

  1. Вместе с Али-Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами?

Симсим, открой дверь!

  1. Сварить кашу в волшебном горшочке?

Раз,два,три, горшочек, вари!

  1. Исполнить повеление волшебной щуки?

По щучьему велению, по моему хотению.

А теперь мы вместе с мальчиком Маугли перенесемся в его джунгли и вспомним имена тех, кто жил рядом с ним. Я буду называть зверя, который жил в джунглях, а ваше задание – как можно скорее вспомнить и произнести его имя, постаравшись опередить соперника. Начали!

Медведь -  Балу

Пантера – Багира

Шакал – Табаки

Питон – Каа

Вожак волчьей стаи – Акела.

Последнее задание для капитанов. Оно требует некоторого объяснения. Помните, как в сказке «Золотой ключик» Мальвина обучала Буратино грамоте? Кто скажет, какую фразу она предложила ему для диктанта? Верно – «А роза упала на лапу Азора». Мальвина еще назвала эту фразу волшебной. Почему, как вы думаете? Потому, что эта фраза читается одинаково как слева на право, так и справа налево. Таких фраз можно придумать очень много. Называются они палиндромы, или перевертыши. Вот сейчас нашим капитанам предстоит определить, какие из предложенных им фраз являются палиндромами, а какие – нет. Сейчас я вам прочитаю эти фразы, а вы находите.

  1. Лев волов вел.
  2. Вор влетел в ров.
  3. Зубы на полку лезут.
  4. Ковал поп поплавок.
  5. Около меня не молоко.
  6. Конус и рисунок.
  7. Конфеты есть – не фокус.
  8. Коту тащат уток.

(в каждом наборе исключение  - является третья)

Я благодарю вас за честную и интересную игру, и нам осталось только предоставить последнее слово жюри. Но не зависимо от результатов сегодняшней встречи давайте вспомним золотое правило греческих олимпиад: главное в олимпиаде – не победить, а главное – в ней участвовать. Поэтому, я думаю, что все вы получите пользу от этой встречи, полюбите читать новые увлекательные книжки и еще раз перечитайте старые, хорошо знакомые.

Жюри объявляет итоги. Идет награждение победителей.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка брейн - ринга: "Юные знатоки физики".

Сценарий брейн - ринга: "Юные знатоки физики"....

Урок географии :Брейн-Ринг,7 класс,обобщение,Северная Америка.Методическая разработка.

Данный урок я проводила в 7 а классе в рамках Дня открытых дверей в ГБОУ  СОШ №  448 24 марта 2012г. ,особенно радостно что он понравился прежде всего детям,так как ролевая игра интересна в ...

методическая разработка урока игры "Брейн - ринг"

Урок разработан для учащихся 8 класса...

Методическая разработка. Физический брейн - ринг. 7 класс

Методическая разработка. Физический брейн - ринг. 7 класс...

Методические рекомендации для игры Брейн-ринг по информатике

Количество часов, выделенное на изучение курса незначительно, в то же время программа обучения требует всесторонних знаний.Повышение качества подготовки на современном этапе вызывает необходимость пои...

Методический брэйн-ринг

Предлагаю Вашему вниманию описание заседания РМО учителей биологии и химии в форме БРЭЙН-РИНГА, а также брошюры для подготовки к нему: "Знаменитые педагоги" и "Педагогический словарь"....

Методическая разработка «Музыкальный брейн-ринг как инновационная форма работы с учащимися на уроках музыкальной литературы в ДШИ»

Работа, проводимая на теоретическом отделении нашей школы, гармонично сочетает в себе традиционные формы обучения на уроках сольфеджио и музыкальной литературы и инновационные формы работы. Игровая фо...