Как оставить сказку? (Из опыта работы)
методическая разработка по теме

Ибрагимова Тамара Васильевна

 

При организации учебно-воспитательной работы периодически возникает необходимость в театральных постановках. Зачастую это бывает постановка сказки на новогоднюю, рождественскую или пасхальную тематику, а также постановки ко Дню Театра. Как сделать работу над постановкой увлекательной и результативной? как воплотить задуманное? От чего зависит конечный результат?  Существует несколько условий, учет и соблюдение которых  помогает  воплотить задуманное в жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_postavit_skazku.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Как поставить сказку?

(Из опыта работы)

При организации учебно-воспитательной работы периодически возникает необходимость в театральных постановках. Зачастую это бывает постановка сказки на новогоднюю, рождественскую или пасхальную тематику, а также постановки ко Дню Театра.

Театральная деятельность детей не только создает атмосферу праздника, но и позволяет формировать и  развивать такие качества ребенка как умение выступать на публике, развивает выразительность, эмоциональность, четкость речи, развивает актерские способности  детей. Формируются такие качества, как  умение согласовывать свои действия с другими детьми, участвующими в постановке, и соподчинять свое поведение в соответствии с требованиями «режиссера» и  игрой других детей.  

Насколько постановка будет яркой, будет ли она нести какую-либо  нравственную мысль, как  эта мысль будет донесена до зрителей  - эти и многие другие моменты во многом зависят от  педагога, организующего работу над постановкой.  От него зависит конечный результат. Существует несколько условий, учет и соблюдение которых  помогает  воплотить задуманное в жизнь.

Самое важное  - это выбор сценария сказки. Перед педагогом не стоит задача, придумать самому сценарий сказки. Во всемирной сети интернета, в многочисленной методической литературе вы найдете множество сценариев на самую разнообразную тематику. Ваша задача выбрать тот сценарий, который будет, во-первых, интересен зрителям, и, во-вторых, отражает главную мысль праздника (если это тематическая постановка к определенному празднику). Вы как «режиссер» имеете право изменить какие-либо моменты, которые вы посчитаете неудачными, что-то убрать, что-то добавить, но при этом смысловая сторона постановки не должна теряться.

Выбрав сценарий, доработав его, вы приступаете к обдумыванию постановки: какие декорации вам будут необходимы, откуда будут выходить ваши актеры, куда уходить, сыграв действие,   когда будет происходить  смена декораций. Такие организационные моменты желательно продумывать уже на стадии работы над сценарием, чтобы не затягивать время репетиций, а лишь вносить коррективы по необходимости. В качестве продолжения  сцены возможно использовать проходы между креслами как предисловие к действию, когда герои выходят с другого конца зала под музыку ил песню подходят к сцене, чтобы сыграть основное действие. Или же наоборот   как продолжение действия, в ситуациях,  когда герои разбегаются или есть необходимость изобразить преследование.

Еще один ключевой момент – выбор актеров. Желательно подбирать актеров таким образом, чтобы мужские роли играли мальчики, женские роли достались девочкам. На роль мамы, папы, бабушки, если таковые имеются в сценарии, приглашаются дети из числа старшеклассников.  На небольшие роли зверушек, маленьких детей можно с успехом пробовать детей младшего школьного возраста и даже дошкольного.  На главные роли есть необходимость брать детей, обладающих актерскими способностями и уже имеющими хотя бы небольшой опыт участия в подобных постановках.

Наступает момент, когда сценарий написан, роли распределены, приступаем к первой репетиции. Именно первая репетиция уже на деле, вернее на сцене, покажет вам, насколько удачно вы распределили роли, сумели продумать сценарий и музыку к сказке, что нужно изменить, какие декорации сделать, какие внести коррективы. И начинается кропотливая работа над постановкой.

Не старайтесь взять все на себя. Удачным бывает привлечение музыкального руководителя к подбору музыки для сказки. Музыка должна сопровождать вашу постановку от начала до заключительного акта и  поклона артистов. Выход каждого нового героя желательно сопровождать музыкальной композицией, отражающей характер героя, передающей настроение героя в данный момент. Если музыка будет подобрана правильно, то это очень украсит вашу постановку, придаст колорит даже несложной на первый взгляд постановке.

 Подбор костюмов спокойно можете поручать своему коллеге, подробно проинструктировав его о том, что вы хотите видеть на сцене. Наличие костюмерной значительно облегчает и упрощает  данный момент. Но и в этом случае возникает необходимость что-то постирать и погладить, ушить, или наоборот распороть, а что-то и заново изготовить. И не забудьте все-таки перед показом постановки убедиться, что все костюмы готовы и что все сделано, так как вам хотелось.

Если вы уже не в первый раз занимаетесь с детьми театральной деятельностью и хочется взять что-то посложнее и поинтереснее, то использование презентации к сказке или ее отдельным моментам – хороший  вариант разнообразить декорации, усилить эффект, создать особую атмосферу.  Также сделать сказку интереснее и эффектнее помогает такой прием как привлечение педагогов на роль артистов. Детям всегда интересно наблюдать своих наставников на сцене наравне с другими детьми. А также это дает вам возможность усложнить постановку включением в него вокальных и хореографических элементов. Так герои могут выходить на сцену не просто под музыку, а исполняя танцевальные движения, а монолог героев завершить песней.

И в заключение, хочется сказать: творите, выдумывайте, импровизируйте!  Привлекайте к работе над постановкой коллег и детей, поверьте – им тоже хочется творить. Учите их этому и они будут вам благодарны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ГИМНАЗИИ №24 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КРАСАВИНОЙ ЕЛЕНЫ ПАВЛОВНЫ. ТЕМА ОПЫТА «МОНИТОРИНГ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА».

В последние годы многие крупные эксперименты, проводимые в сфере образования, в области психологии и дидактики, направлены на перестройку и совершенствование существующей образовательной системы с цел...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...