Система работы руководителя творческого объединения «ШАРМ» (Из опыта работы Баюновой В.И.)
методическая разработка на тему

 

Элементы моделирования одежды и интерьер жилого дома рассматриваются на уроках технологии, но этой теме отводится слишком мало времени. Кроме того, «моделирование» - один из базовых курсов в обучении профессиональных портных, модельеров и стилистов. Без постижения основ моделирования и конструирования одежды,  создание  уюта и комфорта в доме не может обойтись ни одна хозяйка. Программа способствует профессиональной ориентации учащихся на такие специальности как художник – модельер, конструктор – модельер, закройщик, портной, стилист, дизайнер. Весь опыт, навыки и умения помогут в повседневной жизни (дополнить свой гардероб, сделать подарки близким, украсить свой дом).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskoe_obedinenie_sharm.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Система работы руководителя творческого объединения «ШАРМ»

 (Из опыта работы)

Баюнова В.И.

выступление на МО

 учителей технологии.

     

      Творческое объединение «ШАРМ» действует в школе № 24 в течение нескольких лет. Создано оно было на основе программы «Хозяюшка», которая была разработана в 1993 году. Но если первое в большей степени уделяло внимание развитию навыков самообслуживания, приемам приготовления пищи, то второе стало работать сразу по нескольким направлениям.

Элементы моделирования одежды и интерьер жилого дома рассматриваются на уроках технологии, но этой теме отводится слишком мало времени. Кроме того, «моделирование» - один из базовых курсов в обучении профессиональных портных, модельеров и стилистов. Без постижения основ моделирования и конструирования одежды,  создание  уюта и комфорта в доме не может обойтись ни одна хозяйка. Программа способствует профессиональной ориентации учащихся на такие специальности как художник – модельер, конструктор – модельер, закройщик, портной, стилист, дизайнер. Весь опыт, навыки и умения помогут в повседневной жизни (дополнить свой гардероб, сделать подарки близким, украсить свой дом).  

    Особое место занимает проектная и исследовательская деятельность. К индивидуальным проектам прибавилась работа над групповыми проектами. Интересы некоторых ребят, увлеченных проектной деятельностью, вышли за рамки предмета.  Члены объединения участвуют в создании мультимедийных проектах разной тематики, участвуют в конкурсах и даже фестивалях.  И хотя в основе  объединения «ШАРМ» – общий интерес учащихся к  вопросам технологии, искусству и психологии, его можно рассматривать как своеобразную лабораторию, в которой происходит формирование определенных качеств развивающихся школьников, принятие им навыков и умений, необходимых для успешного участия в творческой деятельности в условиях современного производства.

      Цель работы объединения: развитие творческой активности учащихся, проявляющих особый интерес к технологии и дизайну.

     Задачи:

  • помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный способ обработки;
  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • создать условия для формирования у  учащихся адекватной самооценки;
  • способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

     В отличие от обычного предметного кружка в объединение приходят учащиеся разного возраста и первичной подготовки. Основной состав объединения примерно 15 человек – 7-10 классов. Но членом объединения могут быть ученики, начиная с 5 класса, как «свободные слушатели», а наиболее отличившиеся могут стать полноправными участниками уже к 7 классу.

      В отличие от обычного кружка объединение имеет свой устав, структуру и принципы организации (приложение 1). Особое внимание при организации деятельности объединения я уделяю развитию детского самоуправления.

      Руководитель объединения – ключевая фигура в  организации не только обучения, но и  воспитания.  

      Основное назначение руководителя объединения – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования. Вся воспитательная деятельность должна осуществляться по основным направлениям, результаты которых отвечают современным требованиям.  

     Цель моей воспитательной работы в объединении «ШАРМ»: воспитание и развитие свободной, творческой, физически здоровой личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

       Каждому ученику предоставлена   реальная возможность участвовать в самоуправлении.

      Выборные должности предполагают выполнение определенных обязанностей.

Обязанности старосты:

-  организация всех членов объединения при выполнении конкретных дел;

-  информирование объединения о предстоящих акциях, делах  в школе, в городе;

-  представление интереса объединения в школьных органах самоуправления.

Обязанности главного исследователя:

- отслеживание через средства массовой информации, в том числе Интернет, конкурсов, конференций, форумов по направлениям деятельности объединения;

- составление самостоятельно (или с группой) реестра мероприятий, в которых посильно участие членов объединения;

- поиск наиболее важных на данное время тем исследований.

Главный фиксатор идей, результатов:

-  ведет регистрацию предложений членов кружка по исследовательской и проектной деятельности;

- фиксирует промежуточные и конечные результаты как индивидуальной, так и групповой работы.

Главный оформитель, редактор:

- должен владеть разнообразными компьютерными программами;

- помогает советами в оформлении исследований;

- является главным критиком  и рецензент работ, отправляемых на конференции и конкурсы.

Главный организатор творческих дел:

- отвечает за досуг членов кружка;

- организует праздники, творческие дела, помогает руководителю объединения в составлении сценариев праздников, агитбригад.

   Кроме постоянных дел в объединении для организации и проведения текущих разовых мероприятий образуются микрогруппы.  Они объединяют детей на основе общих интересов и существующих между ними отношений. В каждой микрогруппе  есть ответственный за выполнение ее функции. Не зависимо от того, на какой срок создана микрогруппа, ответственный обязательно отчитывается перед всем объединением  за выполненное поручение.

      Любое мероприятие готовится тщательно с последующим анализом. При этом присутствует ситуация  успеха. Я стремлюсь создавать  условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.  А также особое внимание уделяю вовлечению детей в социальные проекты, работа в которых, начиная от момента распределения обязанностей до выхода на результат, способствует развитию детского самоуправления и направлена на сплоченность детского коллектива.

      Члены объединения – главные разработчики и реализаторы комплексного проекта «За красивый и чистый двор». Они -  инициаторы и главные участники школьных акций «АНТИСПИД – марафон», «Наркотикам НЕТ», «Красная ленточка», «Нет вредным привычкам»; создали несколько мультимедийных проектов, направленных на сохранение здоровья: «Я выбираю жизнь», «Наша школьная столовая», «Природа и мы.

     Для эффективного управления образовательным процессом, для организации целенаправленной работы по формированию коллектива объединения и развития личности ученика необходимо знание системы межличностных взаимоотношений в разновозрастной среде и положения в ней каждого ученика, так как эти взаимоотношения оказывают сильное влияние на поведение каждого школьника и деятельность команды в целом. Поэтому для эффективности работы разновозрастного объединения я два раза в год провожу социометрические исследования, привлекая школьного психолога, что позволяет мне:

- выработать обоснованные управленческие решения с учетом общей динамики состояния взаимоотношений обучающихся и их особенностей в объединении;

- оперативно выявлять конфликтные или негативные ситуации, которые могут привести к развитию явлений социальной дезадаптации;

-  устанавливать популярность – непопулярность отдельных учеников, изучаю типологию социального поведения в условиях коллективной деятельности, выявлять степень социально – психологической совместимости.

   Главный итог моей работы  - это успехи моих ребят, это взаимоотношения между ними, это способность их быть терпимыми друг к другу, радоваться вместе удачам и сопереживать промахи.  Совместная воспитательная деятельность позволила мне и  ребятам раскрыться и приобрести достаточный багаж, необходимый для собственного развития и самореализации.

    Каждый год участники объединения «ШАРМ» проводят показ моделей одежды «Мир моды и фантазии», творческие выставки:  мягкая игрушка, вышивка, сувениры и подарки к рождеству. Помимо основной коллекции одежды участницы демонстрируют  модели, выполненные из нетрадиционного материала (фантики от конфет, открытки, мешки для мусора, бумага и т.д.). Таким образом, были созданы коллекции:

«Сладкая фантазия» - из конфетных фантиков;

«В гостях у сказки» - из легкой ткани, гофрированной бумаги, пакетов;

«Черное – белое» - из полиэтиленовых пакетов;

« Русский сарафан» - из мешковины;

« Праздник каждый день» - из открыток и др.

            «Ах, эти шляпки, шляпки

   В 2010 году коллектив  стал лауреатом 2 степени в муниципальном фестивале юных модельеров за коллекцию одежды «Шуршание весны» (из нетрадиционного материала), а в 2011 году лауреатом 3 степени за коллекцию «Ах, эти шляпки, шляпки» (в номинации «Бумажная фантазия»), в 2012 –лауреатом 2 степени в конкурсе моделей из нетрадиционного материала «Модели из портфеля».

    Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:

     1) умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;

     2) меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;

     3) у учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;

     4) на этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.

  Такое сотворчество увлекает, делает радостным общий труд, дает моральное удовлетворение, заставляет искать новые формы самовыражения. В итоге индивидуальные проекты объединились в коллективный творческий проект  «Интерьер жилого дома».

Приложение 1

Устав творческого объединения «ШАРМ»

 

1. Общее положение:

1.1. Творческое объединение «ШАРМ» - самостоятельное и самоуправляемое объединение детей; добровольная, независимая организация, действующая на базе муниципального общеобразовательного учреждения СОШ № 24.

1.2. Объединение «ШАРМ» осуществляет свою деятельность на основании Устава и в пределах школы. Объединение действует в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституции РФ, федерального закона «Об общественных объединениях».

1.3. Полное наименование детской  организации – творческое объединение «ШАРМ».

1.4. Местонахождение: Ярославская обл., г. Рыбинск, ул.Б.Рукавицына, д.35

2. Цели и деятельность организации:

2.1. Основными целями являются:

– развитие познавательных и других способностей  в интересах членов объединения и общества;

– созидательная деятельность на благо школы, города.

2.2. Для достижения указанных целей детская организация осуществляет следующие виды деятельности:

– участвует в реализации программы воспитания школы № 24;

– участвует в реализации программ, проектов по развитию детского движения;

– организует и проводит различные массовые мероприятия любой направленности для удовлетворения духовных запросов членов организации и приобщении их к общественной жизни.

3. Права и обязанности членов творческого объединения  «ШАРМ»:

3.1. Для осуществления уставных целей объединение «ШАРМ» имеет право:

– свободно распространять информацию о своей деятельности;

– выступать с инициативой по вопросам совместной деятельности с детской организацией школы «Галактикой Активных Звезд» по разным вопросам общественной жизни;

– предоставлять и защищать свои права, законные интересы своих членов;

– устанавливать связь с другими детскими организациями, объединениями в пределах района и области.

– принимать в члены объединения, заслушивать  отчеты;

3.2. Творческое объединение «ШАРМ» обязано:

– соблюдать законодательство РФ, нормы предусмотренные данным уставом;

– разрабатывать программу развития и программу деятельности объединения;

– защищать права членов объединения.

3.3. Членство в объединения «ШАРМ»:

– членом «творческого объединения «ШАРМ» может быть любой ребенок в возрасте 5-11 класса, который согласен с уставом и выполняет его независимо от национальности и отношения к религии.

– членство в объединении «ШАРМ» прекращается добровольно, по желанию члена объединения, заявившего об этом на собрании.

3.4. Члены объединения  имеют право:

- на проявление собственной активности в организации работы объединения в соответствии с его целями и задачами;

- на выражение мнений и сомнений, касающихся содержания деятельности объединения, и получение на них объяснений и ответов;

- избирать и быть избранным в органы самоуправления, оценивать их работу, излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;

- на участие в планировании деятельности объединения и выполнение принятого плана;

3.5. Члены объединения  обязаны: 

- действовать на благо школы и объединения, заботится о чести, поддержании  их традиций и

   авторитета;

- достойно, культурно вести себя, заботится о красоте родной речи;

- быть терпимым к взглядам и убеждениям других людей;

- уважать свободу и достоинство другого человека;

- заботится о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и     здоровье окружающих;

- соблюдать чистоту и порядок, правила личной гигиены, быть всегда опрятным.

4. Органы самоуправления:

Высшим органом творческого объединения «ШАРМ» является общее собрание, которое собирается 1 раз в год.

Собрание  решает все вопросы жизни организации:

– утверждает Устав и вносит в него изменения;

– принимает программу деятельности на год;

– избирает старосту детской организации.

5. Обязанности выборных должностей:

  Староста:

-  организация всех членов объединения при выполнении конкретных дел;

-  информирование объединения о предстоящих акциях, делах  в школе, в городе;

-  представление интереса объединения в школьных органах самоуправления.

Художественный совет:

-  ведет регистрацию предложений членов кружка по исследовательской и проектной деятельности;

- фиксирует промежуточные и конечные результаты как индивидуальной, так и групповой работы.

Главный исследователь:

- отслеживание через средства массовой информации, в том числе Интернет, конкурсов, конференций, форумов по направлениям деятельности объединения;

- составление самостоятельно (или с группой) реестра мероприятий, в которых посильно участие членов объединения;

- поиск наиболее важных на данное время тем исследований.

Главный дизайнер:

- должен владеть разнообразными компьютерными программами;

- помогает советами в оформлении исследований;

- является главным критиком  и рецензент работ, отправляемых на конференции и конкурсы.

Главный организатор творческих дел:

- отвечает за досуг членов кружка;

- организует праздники, творческие дела, помогает руководителю объединения в составлении сценариев праздников, агитбригад.

6. Основные принципы деятельности:

Принцип самостоятельности: все вопросы, связанные с деятельностью объединения, решаются только его членами.

Принцип ответственности: члены объединения несут ответственность перед своим объединением.

Принцип равноправия и сотрудничества: каждый на равных правах отстаивает интересы своих членов во всех выборных органах, имеет право представительства в них.

Принцип гласности: все решения объединения и его выборных органов доводятся до сведения учащихся.

Принцип коллективности: любое решение в объединении принимается после коллективного обсуждения с учетом разнообразных мнений.

7. .  Прекращение деятельности детской организации «ШАРМ»:

7.1. Прекращение деятельности объединения «ШАРМ» может быть произведено путем реорганизации или ликвидации.

7.2. Решение о прекращении деятельности объединения «ШАРМ» принимается на собрании или в крайнем случае на экстренном заседании.

      Структура самоуправления творческого объединения «ШАРМ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы над творческими проектами (из опыта работы театра моды "87 плюс")

Театр моды вызывает у учеников интерес и желание совершенствоваться, стремления пополнить свои знания в профессиональном направлении. Трудолюбие и прочные знания, полученные на занятиях в театре моды,...

Система работы МО классных руководителей по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развитием школьников.

Создание системы работы методического объединения по распространению опыта и результатов (продуктов) инновационной деятельности по организации условий управления индивидуально-личностным развити...

Сценарий показа моделей творческого объединения «ШАРМ» «Мир моды и фантазии»

Мода – понятие широкое и трудноопределимое.Сегодня моду часто называют изменчивой, капризной, ветреной.Ведь именно мода подсказывает, во что одеться, на какую модель обратить внимание.Мы предлаг...

Программа творческого объединения "ШАРМ"

Помещение, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, должно быть удобным, уютным, и  красивым. Для этого можно многое сделать своими руками.    Программа «ШАРМ» призвана сформ...

ТЕМА: «Роль воспитательной системы в организации жизнедеятельности детского объединения» - доклад из опыта работы педагога дополнительного образования.

Процесс воспитания – это устойчивый, обладающий свойствами целостности педагогический механизм, с достаточной степенью вероятности реализующийся в опыте, в практике. Концепция воспитательной системы о...

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Статья "Система работы классного руководителя по формированию социального опыта обучающихся в образовательном учреждении"

Данная статья представляет работу классного руководителя на формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, подготовку к творческому труду в различных сферах деятельности, успешной с...