Программа творческого объединения "ШАРМ"
учебно-методический материал по технологии по теме

 

Помещение, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, должно быть удобным, уютным, и  красивым. Для этого можно многое сделать своими руками.    Программа «ШАРМ» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа является программой внеурочной деятельности по технологии. Организация внеурочной деятельности с учащимися осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность по технологии призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка  в творческом самовыражении.  Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная, сквозная идея программы «ШАРМ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_tvorcheskogo_obedineniya_sharm.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24 

Программа

творческого объединения

«ШАРМ»

                                                                   Руководитель: Баюнова В.И.

2013 – 2014 учебный год

Программа    творческого объединения  «ШАРМ».

                                                               «В  воспитании  нет  главного  и  второстепенного,

                                                                  как  нет  главного  лепестка  среди  множества лепестков,

 создающих  красоту  цветка.  В  воспитании  всё  главное – и  урок,

                           и  развитие  разносторонних  интересов  детей  вне  урока…»           

В.  А.  Сухомлинский

 Пояснительная записка

          Помещение, в котором мы живём, работаем и отдыхаем, должно быть удобным, уютным, и  красивым. Для этого можно многое сделать своими руками.    Программа «ШАРМ» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа является программой внеурочной деятельности по технологии. Организация внеурочной деятельности с учащимися осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность по технологии призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка  в творческом самовыражении.  Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная, сквозная идея программы «ШАРМ».

          Программа кружка рассчитана на учащихся 5-8 класса. Курс рассчитан на одно занятие по часу в неделю с общим объёмом 34 часа в год.

          На первых занятиях школьники знакомятся с видами рукоделия мастеров Ярославского края, лоскутной техникой «пэчворк», вышивкой, вязанием и др. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия, используя  различные технологии.

       С первого занятия с кружковцами проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.

        Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы, компьютерные презентации. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.

       Особое внимание в программе уделено проектной и исследовательской деятельности..

   

  Программа  «ШАРМ» основана на следующих принципах:

  • личностного подхода (добровольность включения детей в ту или иную деятельность),
  • природосообразности воспитания (учёт возрастных, половозрастных, индивидуальных особенностей детей),
  • творчества и свободы (создание необходимых условий для самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования ребенка),
  • гуманизации межличностных отношений (уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми, уважение и терпимость к мнению детей),
  • свободы и выбора (ребенок имеет возможность проявить свой свободный выбор содержания, форм, способов, видов деятельности),
  • преемственности и дифференциации (организация и поддержание связей между возрастными категориями, отбор содержания, технологий, форм, методов в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей, активное участие детей во всех видах деятельности).
  • принцип «трех  С»: со-трудничество, со-переживание, со-творчество, которые  очень важны и нужны в нашей работе.

Цели и задачи программы

Цель: развивать творческие способности школьника посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.

Задачи:

  • способствовать формированию метапредметных компетенций;
  • осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту;
  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
  • совершенствовать умения и формировать навыки работы с тканью;
  • закреплять навыки работы на швейной машине и с наиболее распространёнными инструментами;
  • развивать творческое воображение, художественный вкус;
  • помочь детям осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу.

 Ресурсное обеспечение программы

Кадры

Учитель  технологии Баюнова В.И.,

Высшая  квалификационная категория

Метериально-технические

ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек

Наглядные средства обучения

фотографии с изображением изделий, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки -игрушки, компьютерные презентации.

Помещение

мастерская

Условия реализации программы.

     Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, предлагаются схемы изготовления. Дети ведут поисковую и исследовательскую  деятельность по заданной теме.

    Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического ремесла, но и творческого начала. Практическая работа проводится в специально оснащённой  учебной  мастерской.

Формы контроля.

     В начале каждого занятия обсуждается объём работы, который нужно выполнить. Если учащийся полностью справляется с заданием, то можно поставить промежуточную оценку. Отдельные работы учащимся разрешается заканчивать дома.

Важным итоговым этапом занятий является просмотр, защита, оценка и самооценка. Однодневные выставки проводятся после окончания каждого занятия с целью обсуждения.

В конце года организуется выставка выполненных учащимися практических работ, дефиле. Проводится обсуждение с участием учащихся, педагогов, родителей.  

    Данная программа учит современного подростка делать подарки своими руками  и дарить их, принося радость близким. Она способствует созданию ситуации успеха у подростков, внушает им уверенность в собственные силы, рождает положительные эмоции, создавая ощущение благополучия и душевного комфорта.

Особенность программы в том, что она не требует дорогостоящих материалов.

Формы работы: индивидуальные и групповые.

Методы:

  • работа с книгой, Интернет – ресурсами, методической папкой, технологической картой;
  • рассказ, объяснение, демонстрация;
  • поисковый;
  • поощрение и похвала;
  • чередование видов деятельности;
  • самооценка, оценка, выставка работ, показ демонстрация моделей;
  • создание презентаций, буклетов, визиток и т.д.

По окончании занятий ребенок должен знать:

  • основные сведения о народных промыслах;
  • основные сведения о декоративной композиции;
  • основы работы с текстилем, бумагой, пластиком и т.д.;

 уметь:

  • применять традиции народного творчества в своей работе;
  • видеть красоту изделий народного творчества;
  • выражать свое отношение к искусству;
  • работать, самостоятельно читая чертежи и схемы;
  • использовать приемы работы с различными материалами;
  • использовать приемы работы с Интернет-ресурсами;
  • анализировать свои работы и работы товарищей.

Прогнозируемые результаты:

- сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному  искусству,

- овладение кружковцами знаниями о приготовлении рабочего места,  об используемых

   приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и  фактуре,

- овладение детьми умениями и навыками правильного выполнения изделия, соблюдая

  алгоритм работы,

- повысить активность участия детей  в творческих конкурсах, проектах и исследовательских

    работах,

- рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений с  использованием ИКТ.

                         

Тематическое планирование занятий

на    2013 – 2014 учебный год

Содержание

Количество часов

1

Давайте знакомиться. Чем мы будем заниматься.

Вспомним ручные стежки и строчки. Правила техники безопасности.

1

2

Рукоделие.

  • Знакомство с видами рукоделий.
  • Народные промыслы Ярославского края.

3

3

Мягкая игрушка.

  • Эскизы, готовим выкройки. Правила техники безопасности.
  • Технология изготовления изделий
  • Оформление и отделка. Готовим праздник

2

4

Лоскутная пластика

  • Изготовление шаблонов и трафаретов.
  • Подбор ткани, раскрой.
  • Технология соединения деталей. Пошив изделий
  • Оформление и отделка готовых изделий.
  • Как дарить и принимать подарки. Изготовление упаковок.

5

5

Изготовление костюмов «Сладкая  фантазия» (из нетрадиционных материалов)

  • Эскизы костюмов
  • Снятие мерок.   Чертеж.  
  • Изготовление костюмов.
  • Готовимся к выставке и показу моделей

6

6.

Основы проектной деятельности

  • Виды проектов.
  • Этапы проектной деятельности.
  • Социальные проекты.
  • Проекты в работе научных обществ учащихся.

8

7

Основы исследовательской деятельности учащихся

  • Виды исследовательских работ
  • Методы поиска информации. Работа в библиотеке, Интернет- библиотеках
  • Опытно-экспериментальная деятельность
  • Оформление исследовательской работы
  • Представление результатов научно-исследовательской работы
  • Культура выступления и ведения дискуссии
  • Подготовка и участие в научно-практической конференции школьников

7

8

Подготовка к выставкам, конкурсам, дефиле

2

ИТОГО

34

Используемая литература:

  1. Журнал «Внешкольник», «Школа и производство».
  2. Л. В. Куцакова. Конструирование и художественный труд. Программа и конспекты занятий. – М.: 2007.
  3. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения. –М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервис школа, 2005.
  4. С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова. Методическое основы преподавания декоративно прикладного творчества. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Технология: Учебник для учащихся 5-8 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). Под редакцией В.Д. Симоненко. – М., Вентана – Граф, 2001.

       6. Интернет – ресурсы:

          http://festival.1september.r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

программа творческой студии "Юность"

Идея, цели и задачи, нагрузка творческой студии "Юность"...

Программа творческого объединения "Исток"

Аннотация на программу дополнительно образования "Исток"        Данная программа создавалась при совместных действия...

Образовательная программа "Творческий поиск"

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...

Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Умелые ручки» по программе «Творческий мир» на 2021 – 2022 год обучения

№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеорияПрактика1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория.1.1Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля.22-2. Р...