программа творческой студии "Юность"
методическая разработка по теме

Идея, цели и задачи, нагрузка творческой студии "Юность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yunosti.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МОУ «СОШ №14»

__________Мелентьева Л.С.

«___»______________ 2011г.

Программа

Дополнительного образования

Театральной студии

«ЮНОСТЬ»

ПРОГРАММУ РАЗРАБОТАЛА

Амосова Н.М.

Г.Ухта, пгт.Водный

2011 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Наиболее продуктивным, эмоциональным методом воспитания и обучения младшего школьного  возраста является игра как таковая. В игре ребёнок доступными ему средствами учится познавать и осваивать мир, учится общению, проходит ролевой тренинг.

        Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков.

        Занятия в театральной студии развивают внимание, эмоциональную память, чувство ритма, творческое воображение, фантазию ребёнка, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учат владению своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом. Прививают ему и чисто практические навыки и умения, необходимые в процессе подготовки и организации спектакля, воспитывают навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к результатам своей работы и работы коллектива. Учитывая сложность современной социальной обстановки, первоочерёдной задачей в работе театральной студии становится снятие психологических стрессов, комплексов, зажимов, раскрепощение детей, раскрытие их творческих возможностей.

        Театр, в силу своей специфики, оказывает серьёзное эмоциональное психологическое воздействие не только на участников коллектива, но и на зрителей, пришедших на спектакль. Школьный театр, в отличие от профессионального, имеет возможность работать с постоянной аудиторией в продолжение значительного периода, а значит, может оказывать перманентное воздействие на ученический коллектив комплекса, следовательно, необходимо предъявлять к художественному уровню самодеятельных спектаклей школьного театра достаточно высокие требования. Поэтому на первом этапе работы со вновь поступившими студийцами необходим серьёзный подготовительно-учебный процесс. В связи с чем представляется целесообразной следующая система работы студии.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТРОЕНИЕ СТУДИИ.

        Студия состоит из двух подразделений:

  1. Учебное
  2. Постановочное

Членом учебного подразделения студии может стать любой ребёнок в возрасте от 7 до 14 лет, прошедший ознакомительное прослушивание.

Учебный этап работы студии рассчитан на 2-3 года обучения. При успешном окончании учебного курса и наличии желания продолжать занятия в студии студиец переходит в старшую, постановочную группу, где может продолжать обучение и участие в работе студии вплоть до окончания школы, а при желании и дальше.

Содержание и система работы студии.

1.На первом году обучения предусматриваются групповые занятия по предметам курса. Занятия с каждой подготовительной группой проводятся три раза в неделю, в программу обучения входят следующие дисциплины:

  1. Психологический тренинг
  2. Актёрское мастерство
  3. Сценическая речь
  4. Сценическое движение и пластика
  5. Ритмика
  6. Вокал
  7. Художественно-образное мышление (ИЗО)

Не реже одного раза в квартал планируется проведение творческих зачётов (комплексных или по предметам, по мере необходимости)

        С целью создания единого творческого коллектива во время проведения игровых творческих зачётов учебные группы могут переформировываться и выступать  в смешанном составе. С этой же целью в организации и проведении творческих зачётов участвуют старшие студийцы.

        2.На втором и третьем году обучения, учитывая специфику  таких предметов, как сценическая речь, вокал и актёрское мастерство, в систему работы вводятся индивидуальные занятия с детьми (до 30% учебного времени, отведённого на эти предметы).

        На групповых занятиях по предметам продолжается работа, начатая на первом году обучения, остаётся система зачётов, но, в зависимости от уровня подготовки группы, зачётной работой может являться постановка спектакля.

        3.Постановочные группы студии работают над выпуском спектаклей и театрализованных представлений.

Репетиционный процесс организуется по скользящему графику в рамках постоянного расписания и предусматривает как групповые, так и индивидуальные занятия, в зависимости от особенностей постановки и в соответствии с воспитательным планом школьного учреждения.

Бесталанных людей нет, а есть люди, занятые не своим делом. А таланты бывают разные: это и талант управления, и талант общения, и артистические способности. И многие, многие другие, которые модно раскрыть только во внеурочной деятельности. Как педагог дополнительного образования, я выбрала себе прекрасного помощника в воспитательном процессе. Помощник этот – искусство. Отсутствие сентенций, поучений, откровенных призывов и при всём том образное, яркое, эмоционально-захватывающее раскрытие красоты нравственности позволяют искусству нести воспитательные функции.

В основу воспитательной программы студии положено долговременное коллективное творческое дело «Театр и мы»

Цель программы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности ученика. Чтобы реализовать данную цель, определены следующие задачи:

  1. Создать условия для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности детей в артистической, художественной, управленческой, литературной деятельности.
  2. Обеспечить педагогическую поддержку творческих устремлений учащегося.
  3. Способствовать повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в школе.
  4. Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классах, школе.
  5. Сформировать годовой круг традиционных дел в школе, классе, позволяющим оптимально распределить учеников по способностям.

Ключевым звеном воспитательной программы, способствующей творческому самовыражению учащихся и их родителей и позволяющей в значительной степени интегрировать урочную и внеурочную деятельность, является участие всех субъектов (учителя, родители и дети) в коллективном творческом деле, причём долговременном.

Основные этапы реализации программы:

  1. Погружение. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актёр, режиссёр, сценарист, художник, гримёр. Выбор пьесы, распределение обязанностей. Коллективное чтение текста выбранной пьесы в присутствии всех участников спектакля. Распределение ролей с учётом пожелания юных артистов и соответствия каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Если желающих участвовать в спектакле больше, персонажей, можно назначить на некоторые роли по два исполнителя. Это вызовет между ними здоровый дух соревнования, хотя времени на подготовку понадобиться в таком случае несколько больше.

Расширение знаний, умений и навыков участников программы. Чтение по ролям, режиссёр с артистами определяет идею пьесы. Оговаривают предлагаемые обстоятельства, особенности поведения каждого персонажа на сцене. В это же время обсуждаем, какие декорации, костюмы, сценические эффекты, музыкальное  сопровождение понадобятся для спектакля. Здесь привлекаем ребят, которые умеют хорошо рисовать, мастерить, шить, обладают фантазией и изобретательностью. Им предстоит подготовить сначала эскизы несложных декораций и костюмов, а после обсуждения выполнить их для спектакля. На этом же этапе привлекаем в помощь родителей учеников.

После того, как артисты выучат свои роли, начинаются репетиции, на которых каждый учится играть в ансамбле с другими участниками спектакля.

Перед показом спектакля проводится генеральная репетиция в костюмах, с декорациями и т.п.

Кроме репетиций пьесы интересно и полезно организовать работу с участниками и вокруг пьесы для изучения эпохи, знакомства с бытом того времени, творчеством драматурга. Для этого устраиваются чтения коротких рефератов на классных часах (работа для классных руководителей и родителей), походы в музеи, к памятным местам, связанных с содержанием пьесы. Такая работа делает жизнь классов, студии интереснее, разнообразнее и содержательнее, теснее сплачивает участников и обогащает их новыми познаниями. Очень важно учиться ещё и у настоящих мастеров сцены, чему помогают совместные посещения театров.

  1. Ключевое дело: выступление со спектаклем перед учениками школы и родителями.
  2. Анализ дела: организаторами дела (недостатки, что необходимо предусмотреть) и участниками (интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше – коллективное  планирование дела).
  3. Рефлексия.

Педагогический прогноз.

        Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают с помощью опытов: нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Уж так создан человек природой и своей социальной историей – он должен постоянно познавать новое, думать, волноваться, развиваться, идти вперёд. Ребёнку же, развивающемуся «семимильными шагами», эмоциональная нагрузка, какую даёт театр, - благо. И потянутся ниточки новых интересов, и возникнут вопросы о добре и зле, тем более, если ты ещё и сам активный участник действия. Мой прогноз – воспитание искусством – раскроет способности и возможности человека в обществе.

Срок реализации программы: программа рассчитана на период 2011 – 2014 гг.

Диагностика интересов, способностей и возможностей детей.

        Психодиагностические методики, которые я применяла, помогли мне и родителям, а позже и самим детям лучше разобраться в себе, чтобы эффективнее организовывать свою деятельность, осмыслить свои трудности и изменить своё отношение к ним. А это уже первый шаг к их преодолению.

        Использовались принципы психодиагностики:

  1. Всеобщая талантливость. Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
  2. Взаимное превосходство. Если у вас что-то получается хуже, чем у других, - значит, что-то должно получаться лучше. Ищите…
  3. Неизбежность перемен. Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Начиная с 7-го класса, ежегодно проводились тесты по определению доминантного полушария, типа темперамента.

Определялись черты характера на основе систематизации особенностей мышления, эмоциональных проявлений и мотивов поведения.

В начале и конце года была проведена диагностическая программа изучения уровня воспитанности учащихся по системе психолога М.И. Шиловой.

На основе педагогических наблюдений была замечена динамика в росте уровня воспитанности учащихся.

Содержание деятельности.

Данная работа включает в себя:

  1. Работу с литературой;
  2. Беседы, репетиции;
  3. Постановку пьесы, сцены, спектакля;
  4. Анализ деятельности, подведение итогов.

Решение воспитательных задач достигается путём интегрирования урочной и внеурочной деятельности:

  1. 5-й класс: интеграция уроков истории и внеклассных мероприятий. Постановка сцен из древнегреческих мифов: «Тезей и Минотавр», «Одиссей и сирены», «Царь Мидас и его золото»;
  2. 6-й класс: инсценирование обрядов Древней Руси, подключение учителя русского языка и литературы;
  3. 7-й класс: постановка спектакля по пьесе Л. Филатова «Про Федота – стрельца, молодого удальца»;
  4. 8-й класс: постановка сцен из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин» ко дню Победы в Великой Отечественной Войне;
  5. 9-й класс: постановка пьесы А. Гладкова «Давным-давно»
  6. 10-й класс: постановка пьесы У. Шекспира;
  7. 11-й класс: написание собственной пьесы и её постановка с наделением героев чертами одноклассников и учителей (выпускные вечера).

Тематическое планирование теоретических  и практических занятий

  1. часа в неделю – 153 часа

Наименование темы

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

введение

1

1

Культура поведения на сцене и за кулисами

10

10

Сценическая речь

20

10

10

Искусство общения со зрителем

20

10

10

Актёрская игра

20

10

10

Пантомима, жест

18

6

12

Звуковая роль

26

10

16

Искусство перевоплощения

16

8

8

Подготовка к общешкольным и городским мероприятиям

22

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"

Эта программа станет хорошим подспорьем  педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...

Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"

Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....

Программа творческого объединения "Исток"

Аннотация на программу дополнительно образования "Исток"        Данная программа создавалась при совместных действия...

Образовательная программа "Творческий поиск"

Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...

Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"

За период обучения  учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...

Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Умелые ручки» по программе «Творческий мир» на 2021 – 2022 год обучения

№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеорияПрактика1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория.1.1Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля.22-2. Р...

Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»

Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ  «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...