Программа творческого объединения "Исток"
рабочая программа по краеведению (9 класс) на тему
Аннотация на программу дополнительно образования "Исток"
Данная программа создавалась при совместных действиях родителей, детей и учителя, при постоянном изучении потребностей учащихся, при корректировке и накоплении материала.
Лингвистическое краеведение позволяет глубоко познать материальную и духовную культуру своего народа через ее первоэлемент - язык, а также помогает связать воедино прошлое, настоящее и будущее, наполняет большим нравственным содержанием знания, получаемые как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе.
Лингвокраеведение является одним из важных средств в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край и умеющего сохранить и приумножить их богатейшие традиции. Оно способствует более эффективному усвоению материала на уроках русского языка, повышает интерес к предмету, к слову, развивает любознательность, вкус к исследовательской работе.
Данная программа не претендует на коренную перестройку традиционного содержания обучения русскому языку. Там, где это возможно, целесообразен метод включения материала регионального компонента как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, местный языковой материал последовательно и систематически используется в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
В то же время предполагается максимальное использование активных форм усвоения материала: экскурсии, походы, фольклорные, топонимические и диалектологические экспедиции, посещение культурных центров. В качестве основного метода используется самостоятельная поисковая и исследовательская работа учащихся, как индивидуальная, так и групповая. Наиболее оправдано применение активных форм познавательной деятельности: семинарских занятий, практикумов, конференций. Предусмотрено проведение интегрированных занятий, организация уроков-встреч, посиделок, уроков-концертов. Учитель должен быть готов к тому, что на учебном занятии могут возникнуть ситуации, когда учащиеся (в силу эмоционально-волевых, мотивационно-потребностных особенностей) не могут включиться в предложенные виды деятельности. Поэтому при подготовке следует заранее спроектировать все возможные в этой ситуации типы общения (монолог, диалог, полилог).
Организация учебного пространства должна осуществляться таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора наиболее интересного для него задания по содержанию, форме и виду. Учитель планирует урок, подбирает дидактический материал, позволяющий выявить эту индивидуальную избирательность ученика.
Освоение материала программы строится на субъектном опыте ребенка. Материал доступен учащимся, понятен. Ребята имеют представления, сведения о мире сельского труженика из уроков истории, литературы, лингвистического краеведения, они входят в жизнь в условиях сельской местности.
Программа ориентирована на принципы развивающего обучения, на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, и предлагаемые задания в основном соответствуют этим принципам. Они не являются обязательными, могут варьироваться и дополняться.
Курс структурирован по принципу от общего к частному, от ознакомительного к исследовательскому. Содержательный материал программы может быть соотнесен не только с русским языком, но и литературой, историей, географией.
Процесс работы предусматривает сотрудничество с архивом, музеем, сельской библиотекой. Освоение материала невозможно без общения, тесного контакта с сельским населением: старожилами деревень, членами семьи.
Непременным условием программы является создание ситуаций коммуникативного общения, где каждый может свободно высказаться, где поощряется само желание участвовать в разговоре, общении.
Прикладная направленность программы реализована через оформление дидактического материала по темам курса, через выступления учащихся на краеведческих конференциях, путем составления опросников, подборки вопросов к интервью, написания сочинений, работ творческого и поисково-исследовательского характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_programma_kursa.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. ВЕЛИКИЙ ЗАХОД
Демянского района Новгородской области
Утверждена педагогическим советом
школы от 9.09.2008года
Директор школы:_________________
/ возраст детей: от 11 – до14 лет /
Срок реализации: 1 года обучения
Федорова Вера Александровна, учитель высшей
категории русского языка и литературы
Муниципального общеобразовательного
учреждения основной общеобразовательной школы
д. Великий Заход Демянского района
Новгородской области
2008
Пояснительная записка.
На пороге третьего тысячелетия российское общество столкнулось не только с экономическими проблемами. Анализ современной социальной ситуации показывает,
что обновление содержания образования происходит в условиях духовного кризиса, обострения воспитательных проблем: нравственных и патриотических. У учащихся наблюдается низкое знание истории своего края, равнодушное отношение к судьбе «малой» родины, а значит, и к своей собственной.
На это обращает внимание и Областная целевая программа 2011-2016года
«Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание молодежи Новгородской области», приоритетным направлением которой и является возрождение нравственности и патриотизма, как важнейших ценностей духовно-нравственного воспитания молодежи.
Впервые за многие годы и десятилетия российской школы первейшими задачами в Федеральной программе развития образования на 2010-2016 год провозглашено не
только усвоение суммы знаний, но и воспитание подлинной духовности.
Решение данной проблемы немыслимо без ориентации подрастающего поколения
на культурные ценности своего народа, на осмысление, сохранение и передачу
следующим поколениям гуманистического национального сознания, без приобщения
к национальным святыням, идеалам.
Перед лицом глобализации, нивелирующей народы и культуры, необходимо еще настойчивей отстаивать неповторимую идентичность своего Отечества, родного края.
Все это и явилось предпосылкой создания программы лингвокраеведческого
кружка, основная цель которого:
способствовать воспитанию интереса к истории своего родного края, развитию нравственных сторон личности, готовой к самообразованию и самореализации.
Необходимость разработки и написания программы продиктована также и отсутствием литературы, учебников и дополнительных материалов по лингвокраеведению.
Данный курс создавался при совместных действиях родителей, детей и учителя,
при постоянном изучении потребностей учащихся, при корректировке и накоплении материала.
Лингвистическое краеведение позволяет глубоко познать материальную и духовную культуру своего народа через ее первоэлемент - язык, а также помогает
связать воедино прошлое, настоящее и будущее, наполняет большим нравственным содержанием знания, получаемые как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе.
Лингвокраеведение является одним из важных средств в подготовке учащихся
к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край и умеющего сохранить
и приумножить их богатейшие традиции. Оно способствует более эффективному усвоению материала на уроках русского языка, повышает интерес к предмету, к слову, развивает любознательность, вкус к исследовательской работе.
Это возможно в том случае, когда будут созданы условия для развития и воспитания патриотических чувств учащихся через осознание себя как малой
части большого мира, который начинается с «малой» родины, края, где родился
и вырос.
Благодаря обращению учащихся к истории родного края через ее первоэлемент –
язык, у них сформируются личностные, эмоционально-ценностные отношения к своему региону, уважение к старшему поколению, разовьются коммуникативные способности.
Они осознают меру своей ответственности за сохранение и приумножение культурно-
-2-
природной среды.
Русские деревни с их богатейшими нравственными и эстетическими традициями, широкими языковыми контактами являют собой феноменальный лингвистический
объект, изучение которого, однако, школьной программой не предусмотрено.
Но именно обращение к языковой культуре родного края – первый конкретный шаг постижения своеобразия мышления русского народа.
Живое слово земляков и о земляках воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, расширяет представление об ее истории и сегодняшнем дне, помогает понять человека, что в конечном счете способствует гуманизации школьного
образования. При этом территориальная определенность слова не означает территориальной замкнутости. Свое, здешнее, становится необходимой ступенькой в познании всеобщего, национального, помогает ощутить себя частицей великого
целого - своего народа.
Задачи программы:
1.Обучить элементарному словообразовательному анализу топонимов, сформировать топонимические знания.
2. Расширить у учащихся знания о русском языке, его истории, развить и углубить знания в области диалектологии.
3. Сформировать навыки исследователя в области лингвистики.
4. Развивать коммуникативные, интеллектуальные, творческие способности учащихся, образное мышление.
5. Воспитывать интерес и любовь к русскому языку, слову, уважение к старшему поколению.
6. Воспитывать чувство патриотизма, любви к «малой» родине.
Принципиальным отличием программы по лингвистическому краеведению (включающему местную топонимику, фольклористику, ономастику и диалектологию)
по сравнению с многочисленными традиционными программами по краеведению (историческими, географическими, литературными) является ее комплексный интегративный характер, предполагающий связи с различными предметами: историей, географией, литературой и с жизнью и деятельностью человека.
Программа ориентируется на принципы развивающего обучения, на раскрытие содержания индивидуального опыта учеников, согласования его с задаваемым,
перевод в социально-значимое содержание, то есть «окультуривание», на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
Будучи почти белым пятном на карте лингвистической науки, живое слово как предмет изучения предполагает обязательный исследовательский подход. Учебное исследование (анализ материалов прессы, художественной литературы, речевых особенностей школы) – это не только живой и интересный труд, оно позволяет сделать учащихся и учителя равноправными участниками поиска и открытия.
Определяя место регионального компонента в лингвистическом образовании школьников, предлагаемая концепция не претендует на коренную перестройку традиционного содержания обучения русскому языку. Местный языковой материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
-3-
Наиболее целесообразно использовать следующие формы проведения занятий:
- реферативные сообщения учителя и школьников по общим вопросам изучения
истории края, по истории отдельных слов и т. д.;
- экскурсии в окрестные села для сбора фольклорного и диалектологического
материала, историй, легенд;
- встречи с коренными жителями данного села, запись бесед с ними;
- поисковая и исследовательская работа в библиотеках и архивах;
- лексикографическая обработка материалов экспедиций, научный их анализ;
- проведение научных конференций, круглых столов, тематических вечеров, устных журналов;
- самостоятельная и групповая поисковая работа;
- аудиторные занятия с целью оформления творческих работ /cочинений /, альбома по фольклористике, карточек, карты, фоторабот.
Промежуточный результат деятельности:
создание учащимися групповых и индивидуальных тетрадей по истории своего края, написание сочинений, стихов
и других творческих работ на патриотическую тематику, пополнение Демянского
архива особо ценным материалам.
Учащиеся в процессе освоения обязательного содержания программы должны:
- уметь:
-проводить поисково-исследовательские изыскания;
-производить элементарный словообразовательный анализ топонимов;
-объяснять происхождения топонимов, микротопонимов региона, собственных имен;
-обрабатывать собранный материал (классифицировать топонимические карточки, этимологически расшифровывать названия деревень, отбирать диалектные слова из записанных материалов, отличать их от региолектов и просторечных слов);
-пользоваться в исследовательской работе краеведческой литературой, словарями;
-связно излагать свои мысли (сочинения и др.);
-работать с архивным материалом.
- иметь опыт:
-культуры общения с жителями села;
-творческого участия на школьных вечерах, конференциях со своими материалами.
-знать:
-историю своего родного края, региональные особенности произведений фольклора, диалектные слова;
-участвовать в деятельности, направленной на процветание родного края.
-4-
Учебно-тематический план программы:
№ | Тема занятия | Задачи | Форма проведения | Теория | Практика | Всего |
1 | Организация кружка. Знакомство с особенностями работы. | 1.Научить анализировать топонимы | Лекция учителя: сообщение о путях возникновения названия | 2 | - | 2 |
2 | Составление карты деревень. Классификация карточек-названий деревень. | 1.Установить, с чем связано этимологиче-ское значение названия. | Урок-практикум: составляют карту Буховского погоста | 1 | 3 | 4 |
3 | Знакомство с терминами топонимики. | 1.Изучить, от какого слова могло появиться данное название | Сообщение учителя о терминах: бинарная оппозиция, корень би- и практикум. | 1 | 3 | 4 |
4 | Живая история нашего села. | 1. Сбор легенд, сказаний, историй о прошлом деревень и жизни людей. | Экскурсия в деревню Аннино. Беседа со старожилом деревни. Запись и обработка материала. | - | 4 | 4 |
5 | В названиях деревень – ее история. | 1. Сбор материала. | Экспедиция в деревни: Ямник, Хмели, Приволье. | - | 4 | 4 |
6 | Этимологическая расшифровка названий деревень. | Установить, с чем связано этимологическое название деревни: с природой, с именем | Практикум | 1 | 2 | 3 |
7 | Топонимика исчезнувших деревень. | Сбор материала. | Экскурсии в деревни: Волбовичи, Нарезку, Охрино, Пороги, Погорелицы . | - | 2 | 2 |
8 | В поход за словом. Так говорят в Великом Заходе. Современное состояние великозаходского говора. | Сбор диалектных слов. Методы изучения диалектов и приемы лексикографической обработки. | Сообщение учителя и практикум | 2 | 3 | 5 |
9 | Календарно-обрядовый фольклор. | Сбор фольклорного материала | Экскурсия, беседа, запись. | - | 4 | 4 |
10 | Что ни деревня – то говор. Мой учитель – живой русский язык. | 1. Познакомить учащихся с Новгородским областным словарем. | Устный журнал. | 2 | 2 | 4 |
11 | Русские деревни… Географические имена – свидетели прошлого. | Сбор топонимическо-го материала. | Поход в ближние населенные пункты | - | 4 | 4 |
12 | Новые географические названия на карте Великозаходского края. | Познакомить с топонимами, которые носят 2 названия. | Поход в деревни. | 2 | 3 | 5 |
13 | Что сначала: название села или озера. | Исследовать собранный материал | Исследование, изучение | 2 | - | 2 |
14 | Топонимы, отражающие героическое прошлое края. | Подготовить к сочинению | Семинар, беседа | 1 | 3 | 4 |
15 | Топонимы, образованные от имен, прозвищ. | Уметь классифициро-вать | Сообщения-догадки | 1 | 3 | 4 |
16 | Обработка собранного материала. | Оформить альбом-тетрадь. | Подготовка к конференции. | - | 4 | 4 |
17 | Выступление на конференции. | Приобщить учащихся к историческому прошлому края | Конференция | - | 4 | 4 |
18 | Составление карты деревень. Классификация карточек – названий. | Систематизиро-вать собранный материал | Практикум | - | 3 | 3 |
19 | Анкетирование. Итоги исследований. | Выяснить необходимость занятий в будущем | Круглый стол. | - | 2 | 2 |
Всего: 68
| ||||||
Программа содержит 5 разделов, рассчитана на изучение в течение 68 часов.
Срок реализации: 1 года обучения.
-6-
Содержание программы:
Введение. Моя малая Родина. Великозаходский край.
История родного края. В названиях деревень - ее история.
Знакомство с предметом исследования - топонимикой, диалектологией,
фольклористикой.
Практическая часть:
Организация кружка: составление списка участников, знакомство с планом,
выяснение интересов, корректировка плана, сообщение цели кружка, особенностей работы, рекомендация литературы. Анализ данных сельской администрации.
Составление схемы расположения деревень. Беседы со старожилами деревень.
Раздел 1. Живая история наших сел.
Русские деревни… Коренные жители села и их рассказы о прошлом.
Этимологическая расшифровка названий деревень. Знакомство с терминами
топонимики: бинарная оппозиция, корень би-, микротопоним, гидроним.
Практическая часть:
Экскурсии в деревни: Аннино, Висючий Бор, Корпово, Цемена, Хахили, Пахино, Старый и Новый Брод. Составление вопросов интервью по теме.
Беседы со старожилами по опроснику. Запись собранного материала.
Сбор топонимов – названий деревень. Оформление результатов исследования
в форме выступления на уроке.
Раздел 2. Топонимика исчезнувших деревень.
Легенды, предания, связанные с происхождением названий деревень,
микротопонимов. Географические имена – свидетели прошлого.
Практическая часть:
Экспедиции в деревни: Хмели, Погорелицы, Волбовичи, Охрино, Нарезку, Пороги.
Беседы со старожилами. Запись воспоминаний и лексикографическая обработка материала. Подготовка к конференции. Составление карты (нанесение исчезнувших деревень на карту). Классификация карточек-названий деревень по их
этимологическому значению: природа, имя, деятельность человека и т.д.
Раздел 3. Новые географические названия на карте Великозаходского края.
Топонимы, которые носят два названия. Что сначала: название села или реки,
озера? Топонимы, получившие названия по гидрониму.
Топонимы, образованные от имен, прозвищ, фамилий. Что значит твое имя, фамилия? Короткие сведения об антропонимике.
Топонимы, отражающие героическое прошлое Демянского края. / Памятники боевой славы /. Военные истории края.
Писатели, поэты о наших местах. (Матусовский, Фесовец и другие.
Практическая часть:
Поход в ближние населенные пункты. Работа с архивными документами. Оформление собранного материала. Выполнение поисковых заданий. Написание творческих работ:
«Топонимические раскопки»; «Летопись пропавших деревень»; «Военные истории
края».
-7-
Выступление на конференции. Написание сочинений о родном крае. Урок-концерт: «Поклонимся великим тем годам!»
Раздел 4. Слова заповедные.
. Что ни деревня, то говор. (О наречиях русского языка). Мой учитель – живой
русский язык. В поход за словом. Так говорят в Великом Заходе.
Современное состояние великозаходского говора. Методы изучения диалектов
и приемы лексикографической обработки материалов.
Практическая часть:
Устный журнал о деятельности Даля, знакомство с Новгородским областным словарем под редакцией Строговой. Работа с научно-популярной литературой о языке.
Сбор диалектологического материала. В поход за словом. Беседа с информантами.
Заполнение диалектологических карточек. Использование материалов экспедиций на уроке русского языка. Творческая работа: «Сборник диалектов».
Раздел 5. Календарно-обрядовый фольклор деревень.
Традиции празднования престольных праздников (Спас 19 августа). Посиделки.
Досуг молодёжи. Особенности свадебного обряда. Протяжные песни. Частушки. Особенности речи.
Практическая часть:
Беседы со старожилами. Запись воспоминаний о гуляньях и посиделках. Проведение посиделок. Урок-концерт с приглашением частушечников (при взаимодействиях с работниками дома культуры). Творческие работы: «Сборник популярных частушек
деревень: Хмели, Охрино, Приволье, Великий Заход», «Протяжная песня».
Заключение.
Итоги исследований. Что сделано за год работы по программе. Каков вклад
каждого ученика. Выяснить необходимость занятий в будущем.
Практическая часть:
Анкетирование. Круглый стол.
Методические рекомендации по реализации программы:
Данная программа не претендует на коренную перестройку традиционного содержания
обучения русскому языку. Там, где это возможно, целесообразен метод включения материала регионального компонента как в базовое, так и в дополнительное
образование по русскому языку, местный языковой материал последовательно и систематически используется в урочной и внеурочной деятельности учащихся.
В то же время предполагается максимальное использование активных форм усвоения материала: экскурсии, походы, фольклорные, топонимические и диалектологические экспедиции, посещение культурных центров. В качестве основного метода
используется самостоятельная поисковая и исследовательская работа учащихся,
как индивидуальная, так и групповая. Наиболее оправдано применение активных
форм познавательной деятельности: семинарских занятий, практикумов, конференций. Предусмотрено проведение интегрированных занятий, организация уроков-встреч, посиделок, уроков-концертов. Учитель должен быть готов к тому, что на учебном
занятии могут возникнуть ситуации, когда учащиеся (в силу эмоционально-волевых,
-8-
мотивационно-потребностных особенностей) не могут включиться в предложенные
виды деятельности. Поэтому при подготовке следует заранее спроектировать все возможные в этой ситуации типы общения (монолог, диалог, полилог).
Организация учебного пространства должна осуществляться таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора наиболее интересного для него задания
по содержанию, форме и виду. Учитель планирует урок, подбирает дидактический материал, позволяющий выявить эту индивидуальную избирательность ученика.
Освоение материала программы строится на субъектном опыте ребенка. Материал доступен учащимся, понятен. Ребята имеют представления, сведения о мире сельского труженика из уроков истории, литературы, лингвистического краеведения, они входят
в жизнь в условиях сельской местности.
Программа ориентирована на принципы развивающего обучения, на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, и предлагаемые задания в основном соответствуют этим принципам. Они не являются обязательными, могут варьироваться и дополняться.
Курс структурирован по принципу от общего к частному, от ознакомительного к исследовательскому. Содержательный материал программы может быть соотнесен не только с русским языком, но и литературой, историей, географией.
Процесс работы предусматривает сотрудничество с архивом, музеем, сельской библиотекой. Освоение материала невозможно без общения, тесного контакта
с сельским населением: старожилами деревень, членами семьи.
Непременным условием программы является создание ситуаций коммуникативного общения, где каждый может свободно высказаться, где поощряется само желание участвовать в разговоре, общении.
Прикладная направленность программы реализована через оформление
дидактического материала по темам курса, через выступления учащихся на краеведческих конференциях, путем составления опросников, подборки вопросов
к интервью, написания сочинений, работ творческого и поисково-исследовательского характера.
Творческие задания:
1. Доклады: «Слово на карте»
«Как возникли географические названия?»
«Почему слово на карте может умолкнуть?»
«Новые времена – новые названия».
2.В чем загадка названия Великого Захода?
3.Как надо относиться к легенде?
4.Истории исчезнувших деревень….
«Летопись пропавших деревень».
«О топонимических раскопках».
5. Названия каких деревень тебе кажутся необычными?
6.Как ты относишься к переименованиям?
7.Почему два названия у деревни. Нужно ли возвращать древние названия?
8.Подготовка и исполнение литературно-музыкальной композиции на тему:
«С любовью к отчему краю» /Композиция построена на стихах учащегося, члена
кружка/.
9. Подготовь рассказ о святом, чье имя ты носишь?
«Имя мое»
10.Доклады на конференции: «Познай свой край».
«Книга отправила в поиск».
-9-
«Топонимические раскопки»
«Военные истории края»
«Летопись пропавших деревень».
«Дети войны».
«Замечательные люди».
11. Написание сочинений о родном крае:
«Мой заветный уголок»
«Земли родимый уголок»
«Речка Пола»
«Озеро лесное - Дехином зовется…»
«Хвала лесу!»
«Будущее, в котором хочется жить…»
«Моя деревенька – Великий Заход».
«У нас, молодых, впереди года».
12. Сбор диалектных слов. /Пополнение картотеки диалектных слов/.
Вопросники.
(по сбору краеведческого материала)
1. Какое название деревни?
2. Когда, в каком году и сколько поколений назад возникло изучаемое село?
3. Кто его основатели, первые поселенцы?
4. Что известно об их жизни? Откуда они пришли?
5. Как объясняют старожилы название села?
6. Откуда появилось название озера, реки, деревни?
7. Сколько было названий? Когда они появились и в связи с чем?
8. Как объяснить название деревни с лингвистической точки зрения, социальной, этимологической?
Контрольные вопросы по темам курса /задания/.
1.Назовите причины исчезновения деревень?
2. Как животный и растительный мир отражается в названиях деревень?
3. Каково предназначение следующих хозяйственных построек: гумно, овин, амбар,
рига?
4. Расскажите о проявлениях крестьянской взаимопомощи. Что такое толока?
5. Где и как молодежь проводила свой досуг?
6. Расскажите об устройстве печи и ее функциях. Составьте тематический диалектный словарь.
7. Какие названия деревень произошли от родового, фамильного или личного имени
тех людей, которые основали селение?
8. Иноязычный корень би-, что он означает? Приведите примеры бинарной оппозиции.
9. Месторождения каких полезных ископаемых находятся в деревне Охрино?
10. Что такое топонимы, гидронимы? Назовите топонимы, которые носят два названия.
11. Что сначала: названия села или реки, озера?
12. Как корень слова помогает установить происхождение названий деревень?
Назови эти деревни. Объясни их названия.
13. Какие названия указывают на древние поселения и места захоронения людей?
14. Какие деревни рассказывают о различных свадебных заигрышах?
15. В названиях каких деревень географический характер местности подсказывает название?
-10-
Тесты по курсу: «Исток».
1. Укажите причины вымирания деревень?
1. Последствия Великой Отечественной войны.
2. Коллективизация.
3.Политика государства по отношению к деревне.
4. Все перечисленное верно.
2. Не овладевших мастерством к указанному возрасту называли:
1. тюля-ляля
2. тюбай
3. поскребня
4. росомаха
5. Все перечисленное верно.
3. Овин – это
1. Приспособление для сушки снопов.
2. Место, где веют обмолоченное зерно.
3. Помещение для хранения зерна.
4. Здесь снопы хранят для обмолота.
Занимательные задания.
/ Отгадай слово /
Можно использовать:
1) как часть урока по теме: «Диалектные слова»;
2) как повторение на отдельных уроках по «Лексике»;
3) на заключительном уроке по «Лексике».
1. Слово из 8 букв для обозначения совместной женской работы и отдыха зимними вечерами. / супрядка /.
2. Святой – покровитель всех путешествующих. / Николай – чудотворец /.
3. Продолжи фразу:
Гумно – это…
Зерно хранили…
Каботура – это..
Початок – это…
4. Туфли из холста, полотна, пеньки… / парусиновые /
5. Часть сена, которое подносится к стогу - … / охапка /
6. Какое дерево на Руси считали проклятым?
7. Плетеная корзина для сена и травы …
8. Место, где стоят животные … /стойло, хлев /
9. Кормить домашних животных … /обряжаться /
10. Что такое судница?
Синтаксическое лото.
/ составлено на краеведческом материале /.
Можно использовать:
1) на уроке русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения».
Одной команде раздаются карточки с характеристиками сложноподчиненных предложений; другой – сложноподчиненные предложения.
Игра называется: «Найди свою пару».
-11-
Примеры: 1. Первые люди, прибывшие в нашу местность, селились там, где
находились водоемы.
2. Если прийти на наше Рысневское озеро, послушать плеск воды, шум
леса, посмотреть на чистую, зеркальную воду, то сразу становится спокойно, потому
что тишина озера успокоит любую больную и обеспокоенную душу.
3. Здесь каждая деревня так люба, как будто в ней красоты всей вселенной.
4. Где же находилась та церковь, что ушла под землю?
5. Легко и вольно дышится в краю, где мы живем.
6. Поверье гласит, что под этими дубами похоронен летчик.
7. Если мы будем интересоваться прошлым своей земли, то нам откроется много неразгаданных тайн.
8. Достопримечательностью нашей деревни являются три дуба-великана, которые растут в нашей деревне.
Список литературы:
/ для учителя /
1. Р. Я. Ш. - №4, 1987год. – Кружок по топонимике.
2. Александрович «Внеклассная работа по русскому языку».
3. «Виды внеклассной работы по русскому языку». 1968, М. «Пр.».
4. Р. Я. Ш. №1, 1982г.
5. Р.Я. Ш. 1979г. Маслов «Кружок диалектологии в Добринской школе».
/ для учащихся /
1. Васильев «Города Новгородской области».
2. Васильев «Демянск».
3. «Сто новгородских сел»
4. Ивашко «Как выбирают имена».
5. Р.Я.У.С.Р. №1 1992г. «Что в имени тебе моем?»
6. Васильев «Атлас Демянского района Новгородской области».
7. Новгородский областной словарь под редакцией В.П. Строговой,
А.В.Клевцовой.
8. «Словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.
9. «Кружковая работа по русскому языку». М.Пр. 1979г.
10. Примерная программа регионального компонента «Новгородский край» государственного образовательного стандарта: «Человек и искусство».
-12-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа творческого объединения "Молодёжно-патриотический клуб "Лидер"
Эта программа станет хорошим подспорьем педагогу дополнительного образования в организации работы по формированию лидерского потенциала в воспитанниках среднего и старшего возрастного звена, в в...
Образовательная программа творческой мастерской "Лоскутное шитье"
Программа содержит пояснительную записку, учебно-тематический план. содержание образовательной программы, критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, список литературы....
программа творческой студии "Юность"
Идея, цели и задачи, нагрузка творческой студии "Юность"...
Образовательная программа "Творческий поиск"
Программа ориентирована на социально-педагогическу деятельность с подростками 14-17 лет...
Образовательная программа творческого объединения "Творческая мозаика"
За период обучения учащиеся приобретут определенные знания и умения: о предметах труда, физических, механических свойствах материалов (бумага, картон, природный и искусственный материал, нитки, ...
Календарно – тематическое планирование творческого объединения «Умелые ручки» по программе «Творческий мир» на 2021 – 2022 год обучения
№ п/пНаименование разделов и темВсего часовТеорияПрактика1. Введение в программу - 2 часа; 2 - теория.1.1Вводное занятие. Задачи, цели объединения. Охрана труда. Проведение стартового контроля.22-2. Р...
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...
Комментарии
Образовательная программа научного объединения учащихся "Исток"