классный час Поговорим о милосердии.
методическая разработка (9 класс) по теме
Методическая разработка в помощь классному руководителю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_o_miloserdii.docx | 31.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦЫПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОДОЙНИЦЫНСКАЯ СОШ
Классный час на тему:
«Поговорим о милосердии»
Подготовила и провела: кл. руководитель
8 класса Панфилова Т.А.
Классный час на тему « Поговорим о милосердии».
Цель: сформировать у учащихся представление о милосердии.
Задачи:
Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно быть милосердным.
Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение
Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к людям, нуждающимся в нашей помощи, желание и умение прощать.
Оборудование:
Плакаты:
- Помнящий добро никогда не сотворит зла.
- Помоги, раздели беду - и твоя не так давить будет.
- Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.
- Любите друг друга. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.
Листочки, ручки,
карточки разного цвета
Ход классного часа
I.Орг. момент
- Мне приятно видеть вас всех сегодня такими красивыми. А в вашем понимании, что значит «быть красивым»? В чем, по- вашему мнению, заключается красота человека? ( Мнения детей)
Чем отличается красивая кукла от человека? ( У человека есть душа)
Что делает душу человека красивой? ( Красивые поступки)
Какие поступки можно назвать красивыми, а какие – некрасивыми?
(Привести примеры красивых и некрасивых поступков).
Чтобы совершать красивые, хорошие поступки, каждый человек должен иметь определенные чувства, побуждающие его к этим поступкам.
II. Введение в тему
Задание 1
( Показать фотографии животных , маленьких детей. престарелых , больных людей).
Какие чувства у вас возникали , когда вы смотрели на эти фотографии?
Заставили ли вас эти фотографии сочувствовать, сопереживать?
Как можно одним словом назвать способность человека к сопереживанию, к совершению добрых и бескорыстных поступков по отношению к больным, маленьким детям, престарелым, инвалидам, животным да и ко всем живым существам ? Какое сердце должно быть у такого человека?
Итак, сегодня мы поговорим о таком качестве человеческой души, без которого невозможна настоящая красота.
Это качество означает способность человека сочувствовать, сопереживать, соучаствовать в делах других людей. Оно позволяет видеть горе другого человека и помогать ему. Оно позволяет ответственно и с любовью относиться к братьям нашим меньшим. Оно позволяет прощать своего обидчика, и не только прощать, но и помогать ему в трудную минуту. Сердце такого человека становится как бы зрячим, он чувствует чужую боль, как свою собственную.
Итак, о каком качестве человеческой души идет речь? ( О милосердии)
Итак, тема нашего классного часа- « Поговорим о милосердии»
III. Работа над понятием « Милосердие»
А как вы понимаете слово милосердие?
Подберите однокоренные слова( милость, милый, помиловать.)
- Согласны со мной, что нежно и ласково звучат эти слова? За счёт чего? (не только лексическое значение, но и фонетическое: сочетание звуков «м», «л», «и»)
Назовите синонимы слова « милосердие».
Сопереживание, соучастие, сострадание
-Сегодня мы будем рассматривать такие понятия, как сострадание, милосердие, милость
-Как вы понимаете значение слова страдание? (Ответы учащихся)
-В русском языке приставка со- означает: «вместе что-то делать. Сочувствовать (разделять горе), сопереживать (переживать вместе).
-Давайте сформулируем определение слову сострадание. Сострадание означает - (учащиеся формулируют определение и записывают его в тетради) жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
-А что же такое милосердие? Заглянем в смысл слова : Милое сердце. Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия / Проявить милосердие по отношению к людям.
-В толковом словаре Ожегова даются также такие объяснения значения этого слова. Посмотрите в листочки, которые лежат у вас на партах. (Заранее приготовлены карточки со словарной статьей из словаря. Прошу ученика прочитать значение слова. Эти карточки предназначены для каждого ученика. Они их заберут домой).
Милосердие.
1. Доброе, человеческое отношение.
2. Благодеяния (пояснить смысл учащимся).
3. Полное доверие, расположение к кому-нибудь со стороны высшего (устар.)
Прим. Милости просим, сделай милость (иронич.) - пожалуйста.
Задания.
1) Выбрать синонимы слова « Милосердие»:
Сопереживание, жестокость, равнодушие, память, доброта, злоба, грубость, чуткость, уважение, терпимость. сочувствие, ненависть, уважение, соучастие.
2) Работа с пословицами.
- Ребята, очень много народных пословиц и поговорок о милосердии, о милосердии. Я вам сейчас раздам карточки, в которых написаны части пословиц и поговорок. Вы сами будете составлять пословицы.
(работа в группах)
- Доброе дело сверши и в море брось – оно все равно к тебе вернется.
- Не делай зла, не то на зло нарвешься.
- Не рой другому яму – сам споткнешься.
- Человека человеком делает совесть.
- Неспособный к благодеянию зла не совершит.
- Добро не купишь.
- Человека человеком делает совесть.
3) Задание.
Ребята. представьте, что вам нужно описать слово « милосердие», используя цвет. Какого цвета ваше милосердие? Какой оно формы? Какого оно размера?
Молодцы, мы впустили в себя милосердие. Но чтобы оно жило в нас, необходимо постоянно тренировать себя в совершении хороших поступков. не давать своему сердцу загрубеть.
IY.Упражнения на развитие милосердия.
- Рассмотрите фотографии знакомых и незнакомых людей. Подумайте, какие
эмоциональные состояния зафиксированы на фотографиях?
Ребята, а вообще нужно ли нам милосердие? Ведь, наверное, это так хлопотно, постоянно заботиться, помогать кому-то. Не легче ли жить для себя, любить себя, заботиться только о себе? Зачем оно нужно, это милосердие? Пусть каждый думает только о себе. А то вдруг сделаешь доброе дело, а тебя еще и не поблагодарят!
Но представьте себе, что от нас, от нашей помощи и участия, а может, и просто от нашего доброго слова зависит жизнь какого-то живого существа.
Мы живем в природе, мы дети природы, такие же, как и все живые существа. но в отличие от них у нас есть Разум, и мы должны использовать его на добрые поступки. Хотя можно его использовать по- разному.
Стихотворение « В жизни можно по-разному жить….»
Задание ( по группам ).
Что можно сделать в 12 лет?
Можно уже сломать небольшое дерево. А можно…………… ( посадить дерево)
Можно сорвать плоды с чужого дерева. А можно….. ( накормить плодами своего сада других).
Можно мешать учиться. А можно ……. ( научиться всему).
V. Физкультминутка
- Игра “Волшебный цветок”.
Дети, давайте встанем в круг и скажем друг другу хорошие слова, добрые пожелания.
(передают друг другу цветок и при этом говорят хорошие, добрые пожелания
А что мы скажем к этим пожеланиям?
Спасибо!
Давайте все вместе тепло и ласково проговорим это волшебное слово “Спасибо!”.
А как почувствовали себя, услышав это ласковое слово? Как вам стало?
Хорошо, весело!
Да, у всех у вас загорелись, засмеялись глаза, всем стало весело, радостно.
YI.Милосердие по отношению к близким, престарелым
- Если один человек сделал доброе дело другому, то последний желает ему: “Пусть Бог вам добрых детей пошлет!” Как вы это понимаете?
(Ответы учащихся)
Если в трудное время, во время болезни, дети окажут родителям необходимую помощь – это и есть доброта, милосердность детей.
Притча о старике
Стал дед очень стар, ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, и обедал он за печкой.
За ним требовалось все больше ухода, и невестка уговорила мужа выгнать старика из дома. А вместо одежды решили отдать старику старое грязное одеяло, которым укрывали лошадей.
Муж и жена отправили сынишку на конюшню за этим одеялом.
Мальчик скоро прибежал и подал деду одеяло. Взял его старик, и все увидели, что это только кусок одеяла. Тогда мальчика спросили, зачем он разрезал одеяло, надо было принести целое. На что мальчик ответил: “Нет папа, когда ты состаришься, другую половину одеяла я отдам тебе”.
Муж с женой посмотрели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно, что они обежали старика, и страшно за свою старость. С тех пор стали они хорошо относиться к старику.
На вопрос: почему сын оставил половину одеяла отцу на будущую старость можно ответить пословицей: (прочитать на доске).
“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”
Учитель:
- Как же стать добрым, милосердным? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком, а утром вдруг стал добрым.
(Выслушать ответы ребят и подвести к выводу: нужно прилагать усилия, работать над собой ежедневно)
Мы учимся у всех живых существ, которые находятся рядом с нами. Чему мы можем научиться у домашних животных? ( Верности, преданности)
Расскажите о своих домашних животных ли какие-то интересные случаи из жизни животных. Но всегда ли человек бывает таким благодарным , как животное?
YII. Слушание и обсуждение рассказа К.Д. Ушинского « Слепая лошадь»
Славянский город Винета, богатый купец Уседом, конь Догони-Ветер,
YIII. Продолжение работы над понятием « Милосердие»
Вопросы:
1)Всегда ли нужно быть добрым? Милосердным?
( Рассказ о пленных немцах)
Послушайте рассказ.
1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев, сбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, с ломтями хлеба перед миской с борщом сидят немцы. Они ели, потом, низко кланяясь, благодарили тетю русским словом "спасибо". Мне было тогда 8 лет: "Как? Ты все забыла? Ты кормишь их? Забыла, как нас расстреливали из пулемета, как бомбили, как умерли наши малыши?" А тетя просто и спокойно сказала: "Ведь они же голодные". Это был первый в моей жизни урок милосердия.
Вывод:
2) Нужно ли человеку доброе сердце?
( Стихотворение « Цветы прощения»)
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она, счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
И в глазах – лучащихся росинках,
Полыхала цветью неба синь,
И вот-вот, казалось, что пушинкой
Вдруг взлетит над шелестом осин.
Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестоко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
А мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
( Я теперь прерву свое чтение. Как вы думаете, как поступила девчонка?
Как бы поступили вы на ее месте? )
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.
- Какой смысл стихотворения? (На зло отвечай добром)
Все люди совершают ошибки. Поэтому надо уметь признавать свои ошибки, свою вину и уметь прощать обидчикам.
Есть, по крайней мере, три способа дать человеку понять, что прощаешь его:
Сделать доброе дело тому, кто нанес вам обиду или причинил неприятности. (как в стихотворении)
Принять извинение того, кто осознал, что виноват, и просит его извинить.
Написать дружеское письмо тому, кто нуждается в прощении.
3) Что значит « Милосердный поступок»?
Какие милосердные поступки вы совершали? Какие можно совершить?
4) Каким должно быть милосердие? Как вы понимаете выражение « тихая милостыня»?
5) А что значит « благотворительность»? Назовите известные вам благотворительные акции.
Рефлексия
Совсем скоро наступит главный христианский праздник- Рождество Христово. Издавна во всех странах, не только в России, на Рождество принято было помогать бедным, навещать больных, делать детям подарки. Более того, знаете ли вы, что во многих странах с просьбами обращаются не к Деду морозу, а к святителю Николаю- чудотворцу..Это самый любимый христианский заступник. И при жизни, и после смерти он совершал много чудес. Особенно он помогал бедным, больным людям. А под рождество дети писали записочки с просьбами, клали их в башмачок и вешали на елку. Считалось, что если человек просит что-то от чистого сердца, о это обязательно исполнит Николай –Чудотворец.. Ну, а если в записочках что-то злое. недоброе, то строгий святой может и наказать.
Ребята, вот если бы у вас была возможность попросить о чем –то святого Николая –чудотворца, что бы вы попросили? Особенно приятна святому просьба за другого человека, несчастного. больного.
О чем бы попросили вы?
Итог..
Учитель:
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
В заключении нашего классного часа я хочу пожелать, посоветовать вам, мои дорогие шестиклассники, приучать себя к добрым поступкам. Обдумайте и выберите хотя бы один конкретный поступок, в котором уже сегодня проявится ваша доброта и забота о людях; или возьмите на эту неделю обязательство, выберите действия (поступки) и слова и осуществите свой замысел.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Поговорим о милосердии"
Классный час направлен на обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования и ценности существования других людей. Формирование представлений о милосердии....
Классный час "Поговорим о милосердии"
Цель классного часа: мероприятие направлено на то, чтобы дети учились чувствовать настроение товарища, видели бы слёзы или радость в его глазах, понимали бы своих одноклассников, родителей и учителей....
Классный час "Поговорим о милосердии"
Классный час разработан для обучающихся 5 - 8 классов...
Классный час "Поговорим о милосердии"
Данный классный час направлен на формирование чуткого отношения к окружающим; на умение вести дискуссию; способствует воспитанию доброты и милосердия....
Классный час "Поговорим о милосердии"
Цели:ü воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремление быть благородным в жиз...
Классный час "Поговорим о МИЛОСЕРДИИ"
Разработка классного часа "Поговорим о милосердии" 7 класс...
Поговорим о милосердии и сострадании
Урок на конкурс "Мир Екимова-мир России"...