Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда. (краеведческий аспект)
статья на тему

Шагалова Ирина Валентиновна

Данная статья содержит описание опытно-экспериментальной работы МОУ гимназии №13 Волгограда.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Стратегия и теоретические модели модернизации и инновационного развития образовательных систем.

Тема:  Моделирование программы опытно экспериментальной работы МОУ гимназии № 13 Тракторозаводского района г. Волгограда.

(краеведческий аспект)

Шагалова И., Умбеткалиева Ж.И.                                                                           МОУ гимназия №13 Тракторозаводского района г. Волгограда.

        Актуальность экспериментальной работы, проводимой в МОУ гимназии №13, обусловлена ситуацией изменения современной образовательной системы, определяющей необходимостью развития свободной и ответственной личности.

Важное значение в этом  процессе образования имеет организация процесса формирования ценного отношения к окружающему миру. Окружающий человека мир-это прежде всего , его среда обитания (село, город, край). Осознание процессов, происходящих в непосредственной близости, позволяет человеку чувствовать себя уверено, продуктивно взаимодействовать с миром, при этом у человека рождается определенное избирательно-оценочное отношение к различным сторонам окружающей действительности.

        Экспериментальная работа нацелена на то, чтобы отношение формировалось не только через призму личностных, но и социальных ценностей. Познание исторического и природного наследия  региона, являющегося не только составной частью окружающего мира, но и отражающего закономерности для настоящего  и будущего, становлению исторического сознания и гражданской позиции.

        На базе МОУ гимназии №13 организована экспериментальная площадка «Гражданский университет как модель гражданско-нравственного и духовного образования»

        Целью Гражданского университета является создание и апробация модели гражданско-патриотического и духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения в ходе учебного процесса, внеклассной и внешкольной деятельности.

        Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Создание условий для формирования гражданского мышления участников образовательного процесса (поддержка становления активной жизненной позиции, формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, осознание учениками своей причастности к судьбе отечества: прошлому, настоящему и будущему).
  2. Создание условий для самореализации учащихся.
  3. Апробация педагогами целесообразных педагогических технологий гражданско-патриотического обучения и воспитания для развития и самосовершенствования личности ребенка готового к выполнению своих гражданских  обязанностей.
  4. Использование возможностей молодежного туризма для формирования чувства патриотизма.
  5. Распространение результатов проекта-модели среди школьных и молодежных сообществ.

Гражданский университет включает следующие факультеты: факультет гражданского образования, факультет социальной практики, факультет межкультурной коммуникации, духовно-нравственный и краеведческий факультеты.

Каждый факультет имеет своего руководителя, программу и  график проведения занятий во внеурочное время, утвержденные научно-методическим советом гимназии.

Руководители краеведческого факультета определили следующую цель деятельности своего факультета.

 Цель: Создание условий для формирования экологического и исторического сознания и гражданской позиции школьника.

В программе факультета рационально распределены теоретические и практические занятия. В первом полугодии на ознакомление с теоретической  частью программы запланировано -17 часов, во втором полугодии на  практическую часть отведено - 17 часов.

В работе руководителей данного факультета учитывались следующие факторы:

  • специфика культурного, исторического и природного наследия области, Тракторозаводского района;
  • степень социальной значимости компонентов культурного, исторического и природного наследия ТЗР, г. Волгограда, области;
  • ограниченность количества объектов.

В теоретической части рассматривались темы:

  • История природы родного края (ландшафт, флора, фауна);
  • История  г. Волгограда (поселка Спартановка, Тракторозаводского  района);
  • Природоохранная деятельность и охрана памятников истории родного края.
  • Археология Волгоградской области.

Формы проведения теоретической части: выездные лекции (в ГБОУ ДОД ВСДЮТиЭ, лекции проводились профессором кафедры истории России ВГСПУВ В.И.Мамонтов, тематика лекций «Археология», «Архитектура  г. Волгограда 19-20 вв.», «История г. Волгограда в период монголо-татарского иго»; в областной краеведческий музей «Флора и фауна Волгоградской области в древности»; на базе ВолГМУ  кафедра биологии «Современная флора и фауна» руководитель Кузнецова О.Ю., кандидат биологических наук, старший преподаватель), экскурсии (стоянка первобытного человека- «волгоградца» на р.СухаяМечетка п. Спартановка, памятные места г. Волгограда, поездка в Эльтонский природный парк, поход-экскурсия в Волго-Ахтубинскую пойму); теоретические занятия в гимназии.

Формы проведения практической части: походы практикумы (сбор гербария, насекомых, почвы района ТЗР и окрестностей г. Волгограда); открытое районное внеклассное занятие в форме проекта «Путеводитель по моей малой родите» часть 1 и создание маршрута «Экологической тропы» в районе р. Сухая Мечетка и п.Спартановка, лаборатория.

Итогом первого года занятия учащихся  на Краеведческом факультете планируется в мае 2014 года  проведение среди обучающихся 7-9 классов  гимназии похода по маршруту «Экологическая тропа».

Ожидаемые результаты:

  1. Развитие интереса у обучающихся к истории и  природе родного края, желание провести самостоятельное школьное исследование;
  2. Развитие творческого потенциала обучающихся, пополнение словарного запаса  и речевых навыков; навыков самостоятельного приобретение знаний.
  3. Формирование способности  размышлять по поводу  увиденного, анализировать и обобщать собственные впечатления, наблюдения и мысли.

4. Воспитание уважения к историческому, природному прошлому и настоящему родного края, чувства ответственности за историческое и природное окружение.

5. Формирование доброжелательных взаимоотношений   в группах, между членами факультета и руководителями Университета в ходе совместной деятельности.

Экспериментальная работа гимназии способствует педагогическому коллективу построению образовательной практики, ориентированной на максимальное удовлетворение потребностей как обучающихся, так и их родителей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно - экспериментальной работы «Исследование и повышение уровня готовности старшеклассников к профессиональному карьерному развитию за счёт обеспечения их индивидуальными планами карьеры»

Кто я сейчас? Кем я хочу стать? Это вопросы, которые задаёт себе каждый ученик старших классов. Ответ на эти вопросы в  профессиональном самоопределении -  первом настоящем выборе молодого ч...

ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАЦЕЛЕНА НА ПОВЫШЕНИЕ ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ....

Программа опытно-экспериментальной работы по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении иностранного языка»

ИКТ позволяют  сделать занятия более наглядными и интересными. Посредством уроков с применением ИКТ активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо а...

Программа опытно-экспериментальной работы «Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»

Цель экспериментальной работы заключается заключается в повышении качества знаний обучающихся, развития интереса к предмету, мотивации обучающихся к самостоятельному виду деятельности....

Программа опытно-экспериментальной работы: «Формирование исследовательской и поисковой деятельности учащихся в обучении математике с использованием информационных технологий»

В основу концепции ОЭР изначально  заложена идея о том, что каждый ученик обладает своей индивидуальной сущностью, которую он реализует в процессе своей жизни. Именно эта индивидуальная сущность ...