Конспект открытого занятия кружка "Умники и Умницы" на тему: Путешествие в мир знаний.
классный час (5 класс) на тему

ФРОЛОВА Е.А.

Данная разработка занятия кружка может быть  использована как самостоятельное  внеклассное  занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_znaniy_2009_g_otkrytoe_zanyatie.odt31.94 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «УМНИКИ И УМНИЦЫ».

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ЗНАНИЙ».

ЗАДАЧИ: 1.Развивать творческое мышление воспитанников посредством    

  1.                     выполнения заданий в тетради на печатной основе.

2.Побудить детей к размышлению о том, что мешает хорошо     учиться  

                         и что может помочь.

3.Развивать у детей умения систематизировать полученные знания с помощью игры «Алгоритм».

  1. 4.Помочь детям устанавливать контакт со сверстниками для приятного и продуктивного общения.

5.Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе посредством проведения опыта.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: путешествие.

ВОЗРАСТ: дети 2,3,4 кл.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: учебная группа.

НАГЛЯДНОСТЬ,ТСО: аудиозапись сказки и физкультминутки, таблица «Творческое мышление», чаша огнеупорная,спички, горшок с землей, лейка с водой, луковицы 10 шт., яблоко, нож, мел. У каждого ребенка: цветные карандаши, числа от 1 до 9, листочки, ручки, алгоритм, тетради на печатной основе.

ЛИТЕРАТУРА:

Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. М.: Глобус,2007.

Барташников А.А., Барташникова И.А. Учись мыслить: игры и тесты для детей 7 — 10 лет. - Харьков: Фолио, 1998 г.

Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. О. А. Северина, Т.А. Дронова.- М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2008.

Физкультминутки — авт — сост. С.А. Левина. С.И. Тукачева. - Волгоград: Учитель, 2008.

  1.  

                                                                 Ход  занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, мне очень нравится, когда мы вместе!

- Здравствуй, Вова! Мне нравиться, что ты сегодня серьезный.

- Здравствуй, Ваня! Мне нравиться, что у тебя хорошее настроение.

- Здравствуй, Артем! Мне нравиться, что ты сегодня приготовился к занятию.

- Здравствуй, Валера! Мне нравится видеть тебя с улыбкой на лице.

- Здравствуй, Вова! Рада видеть  тебя внимательным.

- Здравствуй, Леша! Мне нравится, когда ты настроен на работу.

- Здравствуй,Вася! Рада видеть тебя счастливым.

- Здравствуй,Дима! Мне нравиться когда ты здорова!

Предлагаю поприветствовать тех людей, которых вам хочется.

  • - Молодцы!

- Как дела?

Дети: Вот так! ( показывают вытянутую руку, кисть сжата в кулак, большой палец отведен  и показывает вверх).

Воспитатель: Как идешь?

Дети: Вот так. ( шагают на месте).

Воспитатель: Как бежишь?

Дети: Вот так? ( бег на месте).

Воспитатель: Ночью спишь?

Дети: Вот так. ( ладошки вместе, прислонили к щеке, закрыли глаза).

Воспитатель: Как шалишь?

Дети: Вот так? ( надуваем щечки и мягко ударяем по ним кулачками).

Воспитатель: А грозишь?

Дети: Вот так. ( указательным пальцем показываем).

Воспитатель: Ну, а дружбой дорожишь?

Дети: Да, да, да.

Воспитатель: Как здорово, что мы с тобой друзья.

                        Друзья, а значит, не чужие.

                       А значит то, что мы: и ты и я -

                        Хоть что — то значим друг для друга в этом мире.

  1. Основная часть занятия.

- Дорогие ребята! Сегодня мы с вами на занятиях кружка «Умники и Умницы» отправимся в сказочное путешествие по стране Знаний. Но чтобы туда попасть нам необходимо проделать ряд волшебных превращений, а именно: нужно перемножить попарно числа от 2 до 9.

 - Молодцы, ребята!

Вот мы с вами и оказались в стране Знаний. Посмотрите внимательно, все ли здесь, никто не потерялся? Все.

Повторение темы прошлого занятия.

  • Но для того, чтобы отправится в путь мы должны вспомнить то, с чем познакомились на прошлом занятии.
  • С какой сказкой мы знакомились? ( Как Вася поссорился с творческим мышлением).
  • Почему Вася поссорился с творческим мышлением?
  • Давайте вспомним составляющие творческого мышления.

                                           ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

БЕГЛОСТЬ                                 ГИБКОСТЬ                          ОРИГИНАЛЬНОСТЬ

(создание потока                  ( взгляд на проблему со       (обдумывание ориги-

идей)                                        всех сторон)                         нальных идей и

                                                                                               необычных решений)

  • Почему нужно развивать творческое мышление?
  • Поднимите руки те, кто когда — нибудь задумывался над тем, зачем нужно учиться в школе?

Знакомство с новой темой.

Иногда от некоторых ребят часто приходиться слышать: «Зачем мне эта математика, в жизни она мне не пригодится».

Но ведь математика развивает мышление, которое необходимо для изучения других предметов. Когда вы станете взрослыми, часть информации забудется, и мы взрослые, как вы знаете, сейчас не все вспомнят из того, чему учились в школе. И это нормально. Самое главное, что, обучаясь в школе, дети заставляют работать свой мозг, приобретают необходимые в жизни навыки: выделять главное, классифицировать, группировать, учатся думать и анализировать.

А что мешает учиться?

Давайте запишем на доске: лень, невнимательность, неумение слушать,плохая дисциплина, низкие способности, безответственность.

Конечно, от природы способности к учебной деятельности у всех разные. Но можно загубить самые замечательные способности и развить до совершенства самые посредственные. Все зависит от самого человека.

А что помогает  хорошо учиться?

Запишем это: сила воли, целеустремленность, ответственность, дисциплина.

А сейчас положите перед собой лист бумаги и запишите то, что мешает лично вам хорошо учиться, то от чего вы хотели бы избавиться. Можно написать слова, а можно зашифровать знаками, известным только вам. Сверните листки и положите в чашу. Все, что мешало, предадим огню. Вы видите, как образуется зола. А зола — это превосходное удобрение. А теперь возьмите семена, подумайте, что вы хотите вырастить на пустом месте. Какие качества характера, помогающие в учебе приобрести. В удобренную землю посадите семена, полейте водой и пусть они обязательно прорастут.

Послушайте сказку про « Про гусеничку Дусю », а после ответим на вопросы.

Жила — была гусеничка Дуся. Больше всего на свете она не любила учиться. Ну просто терпеть не могла Дусенька ходить в лесную школу, делать уроки. Учитель Кузнечик даст всем задание буквы писать, а гусеничка кричит: «Не хочу, не могу, не буду. Все равно не напишу красиво». Скажет учитель задачу решать, Дуся пищит: «Не могу, не буду, не получиться все равно!» - учитель только руками разводит: «Ну как можно научиться плавать, не заходя в воду!».

А дома маме  Гусенице с дочкой просто беда была. Нет, так -то она хорошая: и пол подметет, и посуду помоет, и ведро мусорное никогда не забывала выносить. Но как только мама скажет, что пора уроки учить, тут с Дусенькой никакого слада нет. Чего только не вытворяет маленькая гусеница: и кричит, и рыдает, и игрушки швыряет, только бы буквы не учить. И так каждый день. Терпения уж не осталось ни у учителя Кузнечика, ни у мамы Гусеницы. Не знали они, что с ней делать. Спасибо, случай помог. Надо  сказать, что хотя Дуся  не любила учиться , но от природы была любопытная. Плелась она как -то раз в школу, видит, норка какая -то возле старого дуба. Ну заползла она туда из любопытства. Заползти  - то  заползла, а обратно — никак. Ворота подземные за Дусиной  спиной захлопнулись. А впереди — широкая дорога, и машин не ней видимо — невидимо. Как же другую сторону перейти? Видит Дуся: светофор стоит необычный. Горит на нем надпись «красный», а ниже табличка «з...леный» и карандаш привязан. Догадалась Дуся, что нужно пропущенную букву вставить. Иногда такое задание им в школе учитель Кузнечик давал. Взяла гусеничка карандаш и вместо пропущенной буквы написала «и». получилось «зиленый». Вдруг кто — то громко и отчетливо произнес: «Ответ неверный». Дусенька ушам своим не поверила. Это разговаривал человеческим голосом странный светофор. Гусеничка стала вспоминать правила, которым обучал ее школьный учитель. «Вот, кажется, подходящее. Надо изменить слово так, чтобы  безударная гласная стала ударной. Зеленый — зелено, зелень», - рассуждала Дуся. Она взяла карандаш и быстро исправила ошибку, зачеркнула «и», а сверху написала «е». Тотчас   машины остановились. Как, оказывается, важно грамотно писать», - сделала вывод маленькая гусеничка и , довольная, перешла дорогу. Но здесь ее ожидало еще одно препятствие. Впереди раскинулось большое озеро. Дусенька плавать не умела, этим летом она лишь всего немного научилась держаться на воде. Что же делать? И вдруг она заметила, что на огромном листе лопуха нацарапаны какие то буквы. Читала она неважно, но все же приложив усилия и потратив немного времени Дуся разобрала это необычное письмо. В нем сообщалось, что лодка находится в зарослях камыша. «Как важно, оказывается, уметь читать!», - думала гусеничка, направляясь к камышам. Она благополучно переправилась на другой берег.

Снова закрытые ворота.

  • Милые Воротики, отопритесь, пожалуйста, я в школу опаздываю, - попросила Дусенька.
  • И рады бы помочь тебе, да так мы устроены, что всякий раз забываем пороль.
  • Что же мне теперь делать? - расстроилась гусеничка.
  • Не печалься. Пароль — это секретное число, которое можно вычислить. Порядок действий мы  хорошо запомнили, только сами считать не умеем. А ты сможешь это сделать, раз в школе учишься. Нам то не довелось в свое время, - проскрипели ворота.
  • Хорошо, я попробую.
  • Ну, тогда слушай. Сначала к 2 + 5 — 5 * 2 + 3 .

Только с третьей попытки удалось Дусеньке получить правильный ответ, найти секретное число. Ворота открылись, и гусеничка благополучно выбралась из норки. « Как оказывается важно уметь считать!», - думала по пути в школу Дуся. С того дня гусеничка стала совсем другой. Она поняла, что важны в жизни знания. И, хотя, порой учиться  было трудно, и не всегда удавалось получать только хорошие отметки, Дусенька терпеливо и упорно выполняла то, что велел учитель Кузнечик, и очень внимательно его слушала.

Вот такую сказку я хотела вам рассказать.

 - Как вы думаете зачем нужно учиться в школе?

  • Для чего нужны знания в жизни.

Устали. Тогда отдохнем.

Физкультминутка.

Текст.

Описание движений.

Руки к верху поднимаем,

Руки вверх.

А потом их опускаем,

Руки вниз.

А потом их разведем

Руки в стороны.

И к себе скорей прижмем.

Руки вниз, прижать к бедрам.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!

Хлопки в ладоши.

Работа в тетрадях на печатной основе.

  • Сейчас  откройте свои тетради на с.3
  • Выполните 1 задание.
  • В этом задании нужно найти две одинаковые фигуры, их нужно ракрасить в один цвет: цвет карандаша выберите по желанию.
  • Кто выполнил 1 задание, можете выполнить второе.
  • Внимательно прочитайте, что там нужно сделать.
  • Выполнили, молодцы!
  • В третьем задании нужно найти и вычеркнуть среди слов только те, которые относятся к данной теме.
  • Давайте, ребята, проверим правильно ли все выполнили.
  • Ребята, какую же роль играют деревья в нашей жизни?
  • (источник кислорода, красота, лекарство, пища, жилье, бумага, мебель и т.д.)
  • Сколько  нужно времени для роста дерева?
  • Что нужно чтобы дерево выросло?
  • ( семена, почва,вода, свет,тепло).
  • Всякая ли почва подходит для роста деревьев?
  • Правильно. Плодородная.
  • Сейчас я покажу вам опыт. Вы посмотрите и сделаете вывод.

Демонстрация опыта.

Яблоко — Земля.

Представьте себе, что это яблоко -  модель нашей с вами планеты Земля.

Половину яблока отрезаем и откладываем в сторону — это моря и океаны. От второй половины отрезаем еще половину — это непригодные для жизни земли: пустыни, горы, ледники. От оставшейся четвертинки яблока снова отрезаем половинку и откладываем. Это — болота и реки, где тоже ничего не растет. Оставшийся кусочек яблока вновь делим пополам. Один кусочек убираем, это земли, лежащие под городами и асфальтированными дорогами. А вот с этой 1/16 части яблока снимаем тонкую кожуру. Вот эта полосочка и есть та плодородная часть земли, что кормит нас и все население нашей планеты.

  • Какой же вывод можно сделать, ребята.
  • ( нужно беречь и любить нашу землю.)

А  сейчас поиграем. Все превращаемся в деревья.

  • Попрошу встать в круг.

Запись на магнитофоне.

В лесу светило солнышко и все деревья потянули к нему свои листочки. Высоко — высоко тянутся, чтобы каждый листочек согрелся. Пальчики — листочки танцуют под солнышком. Вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются.

Ветер принес дождевые тучки, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя. Дотронься своими пальцами до спины впереди стоящего. Пусть движения будут легкими,  как будто дождик стучит ласково. Дождик стал стучать сильнее, а потом еще сильнее. И деревья стали жалеть друг друга. Гладить и защищать от сильных ударов дождя.

И вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с себя лишние капли дождя и оставили только необходимую влагу. Почувствовали свежесть, бодрость и уверенность.

Предлагаю всем занять свои места. Продолжаем работать.

4 задание будет вашим домашним заданием.

А 5 задание выполните сейчас самостоятельно.

  1. Заключительная часть. Подведение итога.

- Наше путешествие по стране Знаний подходит к концу.

В заключение поиграем в игру которая называется «Алгоритм».

- Кто знает, что такое алгоритм?

- Верно — алгоритм это строго заданная последовательность действий, позволяющая достичь заданной цели.

Алгоритм придумал ученый Цицерон.

Посмотрите на него, он состоит из нескольких звеньев. При составлении историй или рассказа важно  использовать все звенья цепи.

- Кто желает попробовать что — нибудь сочинить?

Кто?

Что делал?

Где?

Чем?

Зачем?

Как?

Когда?

  • Все ли пункты использовал Вова?
  • Понравилась вам история?

Чтобы подвести итог нашего занятия я придумала свой алгоритм.

Предлагаю каждому ответить на вопросы.

Кто?

Что делал?

Где?

Узнал.

Запомнил.

Расскажу.

Заключительное слово.

Итак, мы с вами, путешествуя по стране Знаний, прослушали удивительную историю про гусеничку Дусю, поразмышляли над тем, зачем нужны знания, почему надо учиться, что мешает и помогает в учебе. Мы посадили волшебные семена знаний и я уверена, что они обязательно прорастут. Узнали о том, почему нужно беречь землю и деревья. С помощью различных заданий и упражнений развивали творческое мышление, учились придумывать интересные истории и рассказы. Приятно пообщались и весело поиграли.

И последняя игра.

Упражнение  «Браво».

Я буду спрашивать, а те кто со мной будет согласен встанут, а остальные будут аплодировать и кричать «браво!».

Встаньте те, кто будет учиться лучше.

Встаньте те, кто уверен, что его семена прорастут.

Встаньте те, кому нравиться работать в тетради.

Встаньте те,кто любит природу.

Встаньте те,кто никогда не ломал деревья.

Встаньте те, кто любит яблоки.

Встаньте те,кто любит придумывать истории.

Встаньте те, кому нравится сосед по парте.

Встаньте те, у кого есть друг.

Встаньте те, у кого хорошее настроение.

Спасибо всем за хорошую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему: Путешествие в страну Знаний"

Закрепление знаний детей о геометрических фигурах, правилах поведения в общественном транспорте, временах года, приметах осени, профессиях, составе чисел, диких и домашних животных, фруктах и овощах. ...

Открытый урок по бурятскому языку в 2 классе на тему «Путешествие в мир знаний»

Тип урока: Урок формирования лексических, произносительных, грамматических навыков.Цель урока: к концу урока обучаемые должны научиться произносить и читать новые лексические единицыЗадачи урока:1. Ко...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...