Конспект внеклассного мероприятия "Математический КВН"
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Бурментьева Наталья Викторовна

Часто ученики задают такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А за­чем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «ма­тематика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древне­греческих слов «математика» и «матема» - «познание, наука». Математика - наука о количественных отношениях и простран­ственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума». Я хочу, чтобы вы убедились, что математика- чудесная, не су­хая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН

«МЫ ПОКА НЕ АРХИМЕДЫ...»*

(для учащихся 9 класса)

Девиз: «Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий».

В игре принимают участие 2 команды 9 классов.

Программа:

  1. Приветствие команд.
  2. Разминка.
  3. Математический калейдоскоп.
  4. Конкурс капитанов.
  5. Конкурс «Кто больше?».
  6. Подведение итогов игр, конкурсов КВН,

Между конкурсами - музыкальные паузы и конкурсы с болельщиками.

Ход мероприятия

I.        Вступительное слово учителя.

Звучит музыка - вступление к телевизионной игре КВН.

Учитель. Дорогие гости и участники игры! Все вы, конечно, хорошо знаете это музыкальное вступление к телевизионной игре КВН: «Мы начинаем КВН - для кого, для чего?..».

Для кого же мы сегодня начинаем КВН? Конечно, для вас, мои ученики. Чтобы вы сегодня немножко отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, заразились чувством здорового азарта и соревнования, в общем - провели время с пользой.

А для чего мы начинаем КВН? Для того, чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем учителям математики вопрос: «А зачем мне математика? Мне она в жизни не пригодится». Слово «математика» пришло к нам из древнего языка: произошло от древнегреческих слов «математика» и «матема» - «познание, наука». Математика - наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. И если есть упражнения для развития тела, то математика призвана развивать логическое мышление, внимание, тренировать мозг. Недаром ее называют «гимнастикой ума».

Я хочу, чтобы вы убедились, что математика- чудесная, не сухая наука и что заниматься ею так же увлекательно, как и играть в КВН.

Итак, мы начинаем КВН.

II.          Проведение конкурсов и игр.
1. Приветствие команд.

Учитель.        Чтоб нам КВН не нарушить порядок,

     Приветствия ваши мы выслушать рады.

Команды приветствуют друг друга, зрителей.

2. Разминка.

Учитель.                 Чтобы всё в КВНе прошло без заминки,

Его мы начнем...

Ну, конечно, с разминки!

Каждой команде предлагают выбрать конверт, в котором находятся вопросы. Учитель читает вопросы из выбранного конверта.

В о п р о с ы одной команде:

  1. 1 процент от 1 тыс. рублей? (10 руб.)
  2. Единица скорости на море. (Узел.)
  3. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (Да.)
  4. Чему равен 1 пуд? (16 кг.)
  5. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения? (Ф. Виет.)
  6. Наименьшее натуральное число. (1.)
  7. Периметр квадрата - 20 см. Чему равна его площадь? (25 см2.)
  8. Как найти неизвестное делимое?
  9. Как называется вторая координата точки? (Ордината.)
  1. Найти третью часть от 60. (20.)
  2. Найти корень уравнения: │х│ = -4. (нет.)
  3. Как называется функция вида: у = kx + в? (Линейная.)
  4. Являются ли диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярными? (Нет.)
  1. Параллелограмм, у которого все углы прямые? (Прямоугольник.)
  2. Отрезок, соединяющий противоположные вершины четырехугольника? (Диагональ.)

16)Отрезок, соединяющий 2 любые точки окружности? (Хорда.)

17)Что больше: √20 или 2√5? (Равны.)

Вопросы другой команде:

  1. Как называется сотая часть числа? (Процент.)
  2. Как найти неизвестное делимое?
  3. Назовите единицу массы драгоценных камней. (Карат.)
  4. Первая женщина-математик. (Софья Ковалевская.)
  5. Назовите наибольшее отрицательное число. (-1.)
  6. Площадь квадрата 49 мг. Чему равен его периметр? (28 м.)
  7. Как найти неизвестное вычитаемое?
  8. Как называется наука, изучающая свойства фигур на плоскости? (Планиметрия.)

9)        Как называется утверждение, требующее доказательства?
(Теорема.)

  1. Как называется первая координата точки? (Абсцисса.)
  2. Что больше: 5 или?().
  3. Разделите 100 на половину. (200.)
  4. Найдите корень уравнения: х2 =-9. (Нет.)
  5. Как называется функция вида: у = ах2 + вх + с? (Квадратичная.)
  6. В каком четырехугольнике диагонали взаимно перпендикулярны? (Ромб, квадрат.)
  7. Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны? (Трапеция.)
  8. Сумма длин всех сторон многоугольника? (Периметр.)

(За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 17.)

3. Математический калейдоскоп.

Учитель.     Ну а теперь, команды, стоп –

Математический калейдоскоп!

Кто в терминах не знает затрудненья,

Напишет все сейчас без промедленья.

Учитель. На бумаге, скрученной в рулон, написаны формулы. Необходимо указать, что это за формулы.

Формулы для одной команды:

1. х22 = (х-у)(х+у),

2.(х+у)22 + 2ху+у2.

3. c2=a2+b2.

4.D = в2-4ас.

Формулы для другой команды:

(За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10.)

4. Конкурс капитанов.

Учитель.       Как песня не может прожить без баяна,

Команда не может без капитана!

Капитанам необходимо выбрать конверт с заданием.

Задания для капитана одной команды:

  1. Разгадать кроссворд (5 баллов).

1. Зависимость одной величины от другой. (Функция.)

  1. Параллелограмм с равными сторонами. (Ромб.)
  2. Тригонометрическая функция. (Косинус.)
  3. Прямоугольный параллелепипед с равными измерениями. (Куб.)
  4. ... абсцисс. (Ось.)

2)        Отгадать загадку (5 баллов).

Я приношу с собою боль,

В лице - большое искаженье.

А «ф» на «п» заменишь коль,

То превращусь я в знак сложения.

(Флюс — плюс.)

3)        Математическая шарада (5 баллов).

Привычное слово кудлатой наседки

Поставьте на первое место.

На месте втором, посмотрите-ка, - нота,

Важна для любого оркестра.

  На третьем одна одинокая буква,

Пятнадцатая в алфавите.

Один из волос на мордашке котенка

На месте четвертом. Прочтите.

(Косинус.)

4)        Написать математические термины на букву «с» (за каждое
слово — 1 балл).

Задания для капитана второй команды:

  1. Разгадать кроссворд (5 баллов).

  1. Абсолютная величина числа. (Модуль.)
  2. График квадратичной функции. (Парабола.)
  3. Теорема, не требующая доказательства. (Аксиома.)
  4. ... определения функции. (Область.)
  5. Бином ... (Ньютона).

2) и 3) - аналогично.

4) Написать математические термины на букву «д» (за каждое слово - 1 балл).

Учитель. Пока капитаны выполняют задания, команды тоже заняты делом.

Задания для команд (в конвертах): 

  1. Разгадайте кроссворд.(5 баллов)

По горизонтали:

  1. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число. (Сокращение.)
  2. Частное двух чисел. (Отношение.)
  3. Дробь, у которой числитель и знаменатель взаимно простые числа. (Несократимая.)
  4. НОД (24 и 36) = ? (Двенадцать.)
  5. Сотая часть числа. (Процент.)

По вертикали:

  1. Название дроби, у которой числитель больше или равен знаменателю. (Неправильная.)
  2. Для нахождения общего знаменателя надо находить НОД или НОК? (НОК)
  3. Действие, при помощи которого находится дробь от числа. (Умножение.)

9. Для сокращения дроби нужно находить НОД или НОК? (НОД.)

2)        Продолжите фразу. (9 баллов)

  1. В равнобедренном треугольнике углы ... (при основании равны).
  2. Сумма углов треугольника равна... (180°).

3.        Квадратичным уравнением называется уравнение вида...
(ах2 + вх + с = 0, где а, в и с - некоторые числа, причем а ≠ О, а х – переменная).

4.        Синусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (противолежащего катета к гипотенузе).

5.        Медиана, проведенная из вершины равнобедренного треугольника к его основанию, является... (высотой и биссектрисой).

  1. Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (противолежащего катета к прилежащему).
  2. Средняя линия треугольника - это... (отрезок, соединяющий середины двух сторон).

8.        Косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение... (прилежащего катета к гипотенузе).

  9. Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна... (второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком), а их произведение равно... (свободному члену).

3)        Ребус. (3 балла)

л    он

к    я

(Наклонная.)

Учитель. В это время болельщикам предлагаем послушать сказку-вопрос.

  1. Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли прийти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились. Рано утром все отправились в далекое путешествие. На пути им встретилась река, которая сказала, что переплывут ее только те, у кого диагонали пересекаются и делятся пополам. Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переправились и пошли дальше. На пути им встретилась гора, которая сказала, что даст перейти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников осталось у горы, остальные продолжили путь. Дошли до обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем. Кто стал королем? (Квадрат.)
  2. Ответьте на вопросы. Назовите имена:

а)        Трех поросят из сказки «Три поросёнка». (Наф-Наф, Ниф-
Ниф, Нуф-Нуф.)

б)        Трех толстяков из сказки Ю. Олеши «Три толстяка». (Без
имен.)

в)        Трех мушкетёров [и их слуг] из романа А. Дюма «Три мушкетера». (Атос,  Портос.  Арамис [Гримо. Мушкетон, Базен].)

г)        Трех былинных героев на картине художника Васнецова «Три
богатыря».
(Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец.)

д)        Трех медведей из сказки Льва Толстого «Три медведя».
(Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка.)

  1. Из слова «геометрия» составьте как можно больше слов.

4) Ответьте на в о п р о с ы:

1) Какой    известный    русский    писатель    окончил    физико-математический факультет университета? (А. С. Грибоедов.)

  1. Назовите фамилию крупного русского математика XIX века, который был поэтом. (Буняковский.)
  2. Кому принадлежат слова: «Математик должен быть поэтом в душе»? (Софья Ковалевская.)
  3. Кто из великих русских писателей занимался составлением арифметических задач? (Л. Н. Толстой.)

Капитаны команд и команды сдают выполненные задания учителю, а сами зачитывают правильные ответы всем. Выставляются баллы.

5. Конкурс «Кто больше?».

Учитель. Нелегкий вопрос-то,

Но верь одному:

Все сложно и просто,

Считай по уму!

Команды выбирают конверты с заданием. Учитель читает вопросы из выбранного конверта. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для одной команды:

  1. В каком треугольнике все высоты пересекаются в вершине? (Прямоугольном.)
  2. Число десятков в тысяче. (100.)
  3. Математическое предложение, не требующее доказательства. (Аксиома.)
  4. Сумма длин сторон многоугольника. (Периметр.)
  5. В каком числе столько же цифр, сколько букв в его написании? (Сто.)
  1. Дробь, меньшая единицы? (Правильная.)
  2. НОД взаимно простых чисел? (1.)
  3. Сумма противоположных чисел? (0.)
  4. Какой угол опишет минутная стрелка за 5 минут? (30°.)
  1. Как называется равенство, верное при любых допустимых значениях переменной? (Уравнение.)
  1. Модуль нуля? (0.)
  2. Сколько углов останется у ромба, если один отрезать? (5.)
  3. Какую часть числа составляют 25 %? (1/4.)
  4. Число, которое делится на все числа без остатка? (0.)
  5. Цифры третьего разряда? (Сотни.)
  6. Луч, делящий угол пополам? (Биссектриса.)
  7. Сколько граней у шестигранного карандаша? (8.)
  8. Непересекающиеся прямые на плоскости? (Параллельные.)
  9. Наименьшее семизначное число? (I 000 000.)
  10. Сколько вершин у куба? (8.)
  11. Бревно распилили на 8 частей. Сколько сделали распилов?(7.)
  1. Сколько биссектрис можно провести в треугольнике? (3.)
  2. Число, из которого вычитают? (Уменьшаемое.)
  1. Цифра, которая никогда не может быть первой в записи натурального числа? (0.)
  1. Прибор для измерения углов на местности? (Астролябия.)
  1. Треугольник, у которого две стороны равны? (Равнобедренный.)
  1. Треугольник со сторонами 3, 4 и 5? (Египетский.)
  2. Направленный отрезок? (Вектор.)
  1. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°.)
  1. Наименьшее значение функции у = |х|? (0.)

Вопросы для другой команды:

  1. Сколько кг в половине тонны? (500 кг.)
  2. Кратчайшее расстояние от точки до прямой? (Перпендикуляр.)
  3. Отрезок, соединяющий 2 точки окружности и проходящий через ее центр? (Диаметр.)
  1. Количество делителей простого числа? (2.)
  2. Значение переменной при решении уравнения? (Корень.)
  3. Деление числителя и знаменателя на одно и то же число, отличное от нуля? (Сокращение.)
  4. Два числа, произведение которых равно 1 ? (Взаимно обратные.)
  5. Самое простое маленькое число? (2.)
  6. Географическая координата на земной поверхности? (Долгота.)
  1. Треугольник с прямым углом? (Прямоугольный.)
  2. Число, на которое делят? (Делитель.)
  3. Результат сложения чисел? (Сумма.)

13)        В обыкновенной дроби число, записанное над чертой?
(Числитель.)

  1. Сколько двузначных чисел, у которых первая цифра 1? (10.)
  2. Трое играли в шахматы. Всего было сыграно три партии. Сколько партий сыграл каждый? (2.)
  3. Угол в 1° рассматривают в лупу, дающую трехкратное увеличение. Какой величины окажется угол? (1°)
  4. Часть прямой, ограниченная двумя точками? (Отрезок.)
  5. Результат деления одного числа на другое? (Частное.)
  6. Модуль числа - 5? (5.)
  7. Какая цифра в переводе с латинского языка означает «ничего»? (0.)
  8. Инструмент для измерения углов на плоскости? (Транспортир.)
  9. Произведение трех измерений прямоугольного параллелепипеда? (Объем.)
  10. Два числа, отличающиеся друг от друга только знаками? (Противоположные.)
  11. Геометрическая фигура, состоящая из двух лучей, имеющих общее начало? (Угол.)
  12. Сколько градусов содержит угол, если он составляет половину развернутого угла? (90°.)
  1. Угол в 180°? (Развернутый.)
  2. Вид графика y=k/x?(Гипербола.)
  3. Равенство двух отношений? (Пропорция.)
  4. Тысячная доля килограмма? (Грамм.)
  5. Основное свойство пропорции? (В верной пропорции произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции.)

Учитель. Давайте подсчитаем количество баллов. А теперь прослушайте  несколько интересных сообщений с подсказками. Какая команда первой догадается, о чем речь, получает дополнительно 5 баллов.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает –

Тот вечно хнычет и скучает.

Вопрос. Эту теорему изучают в средней школе и называют «теоремой невесты». Сформулируйте ее. Подсказки:

  1. Теорему доказывают в курсе геометрии и считают одной из важнейших теорем курса.
  2. Теорема используется на каждом шагу при изучении геометрических вопросов.
  3. Ученый, сформулировавший данную теорему, родился на острове Самосе. В молодости он путешествовал по Египту, жил в Вавилоне, где имел возможность в течение 12 лет изучать астрономию и астрологию у халдейских жрецов.
  4. Этому ученому, кроме данной теоремы, приписывается еще ряд замечательных открытий, в том числе теорема о сумме внутренних углов треугольника.
  5. Частные случаи этой теоремы были известны некоторым другим народам еще до ее открытия.
  6. В строительной практике египтяне использовали так называемый «египетский треугольник» - треугольник со сторонами 3, 4 и 5.

(Египтяне знали, что указанный треугольник является прямоугольным и для него выполняется соотношение З2 + 42 = 5 , т. е. как раз то, что утверждает теорема Пифагора.)

У математиков арабского Востока эта теорема получила название «теорема невесты», за сходство чертежа с пчелкой, бабочкой, что по-гречески называлось нимфой. При переводе с греческого арабский переводчик, не обратив внимания на чертеж, перевел слово «нимфа» как «невеста», а не «бабочка».

6. Подведение итогов игр, конкурсов КВН.

III. Заключительное слово учителя.

Учитель. Математика - это орудие, с помощью которого человек познает и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить ее так, как любил ее каждый из великих математиков, как любили и любят ее десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект внеклассного занятия "Мир басен Крылова"

План-конспект внеклассного занятия...

Конспект внеклассного мероприятия по истории " День Конституции"

Данное мероприятие проводилось в 6-9 классах накануне Дня Конституции....

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.

Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....

Конспект внеклассного мероприятия в 6 классе "Времена года"

Данная разработка представляет собой сценарий внеклассного мероприятия  по немецкому языку. Внеклассное мероприятие по немецкому языку проводится по завершению темы " Draussen ist Blatterfall". И...

Конспект внеклассного урока по биологии "Растительный рай"

Данная методическая разработка позволит систематизировать знания учащихся о строении и жизнедеятельности растений; расширить кругозор учащихся о многообразии и значении растений; развивает способности...