конспект кружкового занятия
план-конспект занятия (6 класс) на тему
На занятии воспитанники учатся лепить дымковского коня из целого куска глины
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Лепка коня по мотивам дымковской игрушки.
Цели:
Коррекционно- образовательные:
•Формирование представлений воспитанников о народной игрушке,
приемах ее лепки.
•Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска глины, передавая
особенности формы, пропорций и деталей.
Коррекционно- развивающие:
•Развитие фантазии, воображения, укрепление мелких мышц руки.
•Развитие навыков лепки по частям и из цельного куска.
Коррекционно-воспитывающие:
•Воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству народных
умельцев.
•Воспитание культуры труда.
Наглядность:
•постановка из дымковских игрушек на столике;
•инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня»; •презентация «Технология выполнения глиняного изделия»
Инструменты и материалы: глина; пластиковые стеки; тряпочки для уборки рабочих мест; пластиковые дощечки.
Ход занятия
I. Организационный момент. Игровой прием «Передай волшебный шарик»
- Мы передадим друг другу волшебный шарик.
- Кто из вас узнал, из какого материала этот шарик?
Мы передаем этому кусочку глины свое тепло рук, души. А теперь я возьму его и тоже передам свое тепло, чтобы работа у нас спорилась дружно, и царила теплая обстановка на занятии.
II. Вводная часть.
- Ребята, этот глиняный шарик к нам прикатился из очень известного места в России, где делают глиняные игрушки. Что это за место вы догадаетесь, прослушав мою сказку.
«Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.
Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.
Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.
И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.
Рассказала Настенька о своей мечте.
Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.
Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.
А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.
А игрушки с тех пор стали называть Дымковские»
-Ну, ребята, теперь вы догадались с какого известного места к нам прикатился наш глиняный шарик?
-Чем знаменито село Дымково?
(Глиняными игрушками)
-Правильно, среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский.
III. Сообщение темы и цели занятия. Изучение нового материала.
-Ребята, мы сегодня будем с вами лепить дымковского коня из глины. Вы будете мастерами игрушечных дел.
- Давайте поговорим о том, как создается любое глиняное изделие.
1. Технология выполнения глиняного изделия.
1). Добывание глины.
- Где берут глину для лепки игрушек?
Глину надо искать в естественных условиях и собственными руками извлекать ее в местах залегания. Это могут быть карьеры, низменные места или крутой склон холма, отличающиеся повышенной влажностью, где растет мать и мачеха. Глину можно найти на обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов.
- Залежи красной и жёлтой глины есть и в нашей местности. В школе мы работаем с глиной, которую мы привезли с карьера, которая находится рядом с соседней деревней Кош- Елга.
2). Подготовка глины для лепки.
Глину необходимо хорошо, перебрать, очистить от мусора. Затем только тщательно перемешать, чтобы удалить пузырьки воздуха, которые во время обжига раздуваются и могут повредить изделие, а иногда даже полностью поломать.
3). Лепка.
4). Сушка и обжиг.
Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Изделия сушатся на воздухе, вдали от окон и труб, а затем изделия обжигаются в муфельной печи (демонстрация муфельной печи) постепенно температура в печи достигает 900-950 *С .
5). Грунтовка.
Следующий этап работы, характерный только для Дымкова – «обеливание». В старину игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк.
Современные мастера обеливают водоэмульсионными белилами. Глиняная игрушка превращается в ослепительно белую и готова для росписи.
6). Роспись.
У каждого вида игрушки свои особенности росписи.
7). Лакирование
Для усиления декоративного эффекта и получения водоотталкивающей защитной пленки на изделиях, расписанных обычными красками, можно покрыть изделие бесцветным мебельным лаком, например марки ПФ-283. Чтобы усилить блеск, лак после высыхания наносится повторно. Такие изделия можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.
-А мы с вами, ребята, уже добыли глину?
-Перебрали и очистили от мусора?
-Теперь возьмите кусочек глины и помните её. Какая она стала? Опишите нашу глину.
-Влажная, сырая, мягкая, пластичная, податливая.
2. Словарная работа: пластичная, податливая. В лепке эти слова имеют почти один и тот же смысл. Пластичная глина - способность материала изменить свою форму. Податливая глина - легко изменяющая свою форму, легко поддающая обработке. По-другому ещё можно назвать глину- послушная глина.
- Нам уже теперь пора приступить к третьему этапу работы. А коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. К работе все готово, необходимо только вспомнить наши первые уроки, где мы изучали основные приемы лепки:
•мы умеем делить кусок на части;
-•мы умеем придавать нужную форму ( раскатывать, вытягивать, сгибать, сплющивать);
•мы умеем соединять части между собой ( прижимать, примазывать);
•мы умеем украшать нашу поделку дополнительными материалами.
3. Демонстрация и объяснение приёмов и последовательности лепки
•Разделим кусок глины на два: 1 большой, второй – поменьше.
•Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.
•Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.
•Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.
•Ушки делаем защипыванием.
•А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и
хвост.
-Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы. Основным инструментом лепки – будут наши пальцы, но в случаях, когда необходимо добиться четкости и проработать мелкие детали, убрать лишнюю глину или создать определенную фактуру, используют стеки.
4. Организация рабочего места. Игра «Зеркало».
- Давайте проверим, всё ли у вас готово к выполнению работы.
(Воспитатель демонстрирует инструменты, необходимые для работы, а воспитанники должны молча их отразить, как в зеркале, показать воспитателю).
5. Повторение правил безопасного поведения.
- Прежде чем вы приступите к работе, давайте напомним друг другу правила безопасности с инструментами.
•Работу начинаем только с разрешения воспитателя.
•Лепку выполняем на подкладной доске или картоне.
•Глину нельзя бросать на пол.
•Стеки передавать осторожно.
•После работы необходимо вымыть руки с мылом.
6. Физминутка.
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте)
Цок - цок - цок, Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)
III. Самостоятельная практическая деятельность.
Привезли мы глину,
С дальнего бугра,
Ну-ка, за работу,
Чудо- мастера!
IV. Анализ работы. Подведение итогов.
- С каким материалом мы работали?
- Что нового для себя вы узнали?
- Трудно работать с глиной?
- Что требуется от мастера при обработке глины, изготовления поделок?
- Понравилось ли вам занятие?
-Сегодня вы ребята трудились, как настоящие мастера. Мастерам огромное спасибо за творческую работу. Ваши работы будут радовать глаза всех, кто будет приходить к нам. Надеюсь, что урок лепки не прошёл для вас даром и полученные знания вам пригодятся.
- Делайте игрушки для украшения своего дома, чтобы подарить друзьям и близким. И почаще наблюдайте жизнь вокруг себя, не переставайте восхищаться и тогда новые идеи и мысли посетят вас, а я всегда помогу реализовать ваши задумки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-159694-1355073108.jpg)
План-конспект кружкового занятия с использованием кейс-технологии
Тема занятия: Звезда по имени «Солнце»Цели занятия:I. Обучающая цель: формирование научного представления о Солнце как типичной звезде.Задачи: 1. Просмотреть видеосюжет ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-365257-1386702477.jpg)
План-конспект кружкового занятия во 2 классе по теме "Животные на ферме"
План-конспект кружкового занятия во 2 классе по теме " Животные на ферме" познакомит учителей с заданиями, которые можно использовать при отработке лексики по теме "Животные на ферме"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-252352-1381999687.jpg)
Конспект кружкового занятия по теме "Форматирование текста в текстовом редакторе Word"
Конспект занятия кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Форматирование текста в текстовом редакторе Word"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-252352-1381999687.jpg)
Конспект кружкового занятия по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"
Конспект занятия кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-252352-1381999687.jpg)
Конспект кружкового занятия по теме "Вставка звука в слайд"
Конспект занятия кружка "Юный информатик" (6 класс) по теме "Вставка звука в слайд"....