конспект кружкового занятия
план-конспект занятия (6 класс) на тему

Алексеева Любовь Владимировна

На занятии воспитанники учатся лепить дымковского коня из целого куска глины

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Лепка коня по мотивам дымковской игрушки.

Цели:

Коррекционно- образовательные:

    Формирование представлений воспитанников о народной игрушке,

    приемах ее лепки.

    Обучение лепке фигурки игрушки из целого куска глины, передавая

    особенности формы, пропорций и деталей.

Коррекционно- развивающие:

     Развитие фантазии, воображения, укрепление мелких мышц руки.

     Развитие навыков лепки по частям и из цельного куска.

Коррекционно-воспитывающие:

    Воспитание интереса к декоративно-прикладному творчеству народных

    умельцев.

    Воспитание культуры труда.

Наглядность:

 постановка из дымковских игрушек на столике;

 инструкционная карта «Последовательность лепки дымковского коня»; презентация «Технология выполнения глиняного изделия»

Инструменты и материалы: глина; пластиковые стеки; тряпочки для уборки рабочих мест; пластиковые дощечки.

Ход занятия

I. Организационный момент.  Игровой прием «Передай волшебный шарик»
- Мы передадим друг другу волшебный шарик.
- Кто из вас узнал, из какого материала этот шарик?

Мы передаем этому кусочку глины свое тепло рук, души. А теперь я возьму его и тоже передам свое тепло, чтобы работа у нас спорилась дружно, и царила теплая обстановка на занятии.

II. Вводная часть.

- Ребята, этот глиняный шарик к нам прикатился из очень известного места в России, где делают глиняные игрушки.  Что это за место вы догадаетесь, прослушав мою сказку.

 

  «Было это иль, не было, но говорят, что в одной деревне Дымково жил мужик и была у него доченька красавица - Настенька. Батюшка нарадоваться не мог своей девочкой, уж очень она росла доброй и заботливой, по хозяйству ему помогала, добрым словом окрыляла. А он старался ей во всём угодить.

  Всё было хорошо в их маленькой и дружной семье.

  Вот только когда батюшка уходил на работу, Настеньке становилось грустно и одиноко, не с кем было поиграть и поговорить. И как же она завидовала своим подружкам, у которых были сестрёнки и братишки. В их доме всегда звучал смех и радостные голоса детишек.

   И вот видит батюшка, что всё чаще грустит его Настенька. Забеспокоился он, не заболела ли его любимая доченька? Стал спрашивать, что случилось с ней.

   Рассказала Настенька о своей мечте.

    Пригорюнился батюшка, сел на пригорок, стал думать, как же доченьке помочь. А пригорок был не простой, а глиняный. Взял батюшка кусочек глины, и руки сами стали лепить куколку, да такую красивую и пригожую. Её головку украсил кокошником и длинными косами, нарядил в платье с пышной юбкой, с оборками. Отбелил её в молоке и меле, и расписал яркими узорами: кружочками, колечками, точками, полосками и волнистыми линиями.

    Как же обрадовалась Настенька, увидев такую куколку-сестрёнку и от счастья расцеловала батюшку.

    А он налепил барышень для всех её подружек, а для мальчиков - лошадок, уточек, индюшат и козлят.

    А игрушки с тех пор стали называть Дымковские»

 -Ну, ребята, теперь вы догадались с какого известного места к нам прикатился наш глиняный шарик?

-Чем знаменито село Дымково?

(Глиняными игрушками)

-Правильно, среди промыслов изготовления глиняной игрушки, активно развивающихся и сегодня, одно из видных мест занимает дымковский.

III. Сообщение темы и цели занятия. Изучение нового материала. 

-Ребята, мы сегодня будем с вами лепить дымковского коня из глины.  Вы будете мастерами игрушечных дел.

- Давайте поговорим о том, как создается любое глиняное изделие.

1. Технология выполнения глиняного изделия.

1). Добывание глины.

- Где берут глину для лепки игрушек?
Глину надо искать в естественных условиях и собственными руками извлекать ее в местах залегания. Это могут быть карьеры, низменные места или крутой склон холма, отличающиеся повышенной влажностью, где растет мать и мачеха. Глину можно найти на обочинах дорог, по берегам болот или небольших водоемов.
- Залежи красной и жёлтой глины есть и в нашей местности.  В школе мы работаем с глиной, которую мы привезли с карьера, которая находится рядом с  соседней деревней  Кош- Елга.

2). Подготовка глины для лепки.
    Глину необходимо хорошо, перебрать, очистить от мусора. Затем только тщательно перемешать, чтобы удалить пузырьки воздуха, которые во время обжига раздуваются и могут повредить изделие, а иногда даже полностью поломать.

3). Лепка.

4). Сушка и обжиг.

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Изделия сушатся на воздухе, вдали от окон и труб, а затем изделия обжигаются в муфельной печи (демонстрация муфельной печи) постепенно температура в печи достигает 900-950 *С .

5). Грунтовка.
Следующий этап работы, характерный только для Дымкова – «обеливание». В старину игрушки погружали в раствор мелко молотого мела, разведенного на молоке, и ставили на сквозняк.
Современные мастера обеливают водоэмульсионными белилами. Глиняная игрушка превращается в ослепительно белую и готова для росписи.

6). Роспись.
У каждого вида игрушки свои особенности росписи.

7).  Лакирование
Для усиления декоративного эффекта  и получения водоотталкивающей защитной пленки на изделиях, расписанных обычными красками, можно покрыть изделие бесцветным мебельным лаком, например марки ПФ-283. Чтобы усилить блеск, лак после высыхания наносится повторно. Такие изделия можно протирать мокрой тряпкой и даже мыть.

-А мы  с вами, ребята, уже добыли глину?

-Перебрали и очистили от мусора?

-Теперь возьмите кусочек глины и помните её. Какая она стала? Опишите нашу глину.

-Влажная, сырая,  мягкая, пластичная, податливая.

2. Словарная работа: пластичная, податливая. В лепке эти слова имеют почти один и тот  же смысл.  Пластичная глина - способность материала изменить свою форму. Податливая глина -  легко изменяющая  свою форму, легко поддающая обработке. По-другому ещё можно назвать глину- послушная глина.


- Нам уже теперь пора приступить к третьему этапу работы.  А коня мы сегодня для лепки выбрали не случайно. В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб.
К работе все готово, необходимо только вспомнить наши первые уроки, где мы изучали основные приемы лепки:

мы умеем делить кусок на части;

-мы умеем придавать нужную форму ( раскатывать, вытягивать, сгибать, сплющивать);

мы умеем соединять части между собой ( прижимать, примазывать);

мы умеем украшать нашу поделку дополнительными материалами.

3. Демонстрация и объяснение приёмов и последовательности лепки

 

    •Разделим кусок глины на два: 1 большой, второй – поменьше.

    •Выполним две исходные формы в виде толстых цилиндров.

    •Из большого цилиндра можно сразу вылепить туловище животного вместе с ногами. Для этого надо согнуть цилиндр дугой, стекой сделать надрезы впереди и сзади, раздвинуть их слегка и пальцами оформить передние и задние ноги животного.

    •Голову с шеей нужно вылепить из меньшего цилиндра, отогнув от него небольшую часть для головы. Место скрепления шеи с туловищем надо тщательно примазать и разгладить.

    •Ушки делаем защипыванием.

           

              •А потом изготовляем и прикрепляем к основной форме гриву и

           хвост.

-Сегодня, ребята, вы – мастера-умельцы.  Основным  инструментом  лепки – будут наши пальцы, но в случаях, когда необходимо добиться четкости и проработать мелкие детали, убрать лишнюю глину или создать определенную фактуру, используют стеки.

 4. Организация рабочего места.  Игра «Зеркало».

- Давайте проверим, всё ли у вас готово к выполнению работы.

 (Воспитатель демонстрирует инструменты, необходимые для работы, а воспитанники должны молча их отразить, как в зеркале, показать воспитателю).

 

5. Повторение правил безопасного поведения.

- Прежде чем вы приступите к работе, давайте напомним друг другу правила безопасности с инструментами. 

•Работу начинаем только с разрешения воспитателя.

•Лепку выполняем на подкладной доске или картоне.

•Глину нельзя бросать на пол.

•Стеки передавать осторожно.

•После работы необходимо вымыть руки с мылом.

6. Физминутка.

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду - полечу, (подскоки на месте)

Цок - цок - цок, Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой, (подскоки на месте)

III. Самостоятельная практическая деятельность.

         Привезли мы глину,

С дальнего бугра,

Ну-ка, за работу,

Чудо-  мастера!

IV. Анализ работы. Подведение итогов. 

- С каким материалом мы работали?

- Что нового для себя вы узнали?

- Трудно работать с глиной?

- Что требуется от мастера при обработке глины, изготовления поделок?

- Понравилось ли вам занятие?

-Сегодня вы ребята трудились, как настоящие мастера. Мастерам огромное спасибо за творческую работу. Ваши работы будут радовать глаза всех, кто будет приходить к нам. Надеюсь, что урок лепки не прошёл для вас даром и полученные знания вам пригодятся.

- Делайте игрушки для украшения своего дома, чтобы подарить друзьям и близким. И почаще наблюдайте жизнь вокруг себя, не переставайте восхищаться и тогда новые идеи и мысли посетят вас, а я всегда помогу реализовать ваши задумки.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект кружкового занятия с использованием кейс-технологии

Тема занятия: Звезда по имени «Солнце»Цели занятия:I. Обучающая цель: формирование научного представления о Солнце как типичной звезде.Задачи:       1. Просмотреть видеосюжет ...

План-конспект кружкового занятия во 2 классе по теме "Животные на ферме"

План-конспект кружкового занятия во 2 классе по теме " Животные на ферме" познакомит учителей с заданиями, которые можно использовать при отработке лексики по теме "Животные на ферме"...

Конспект кружкового занятия по теме "Форматирование текста в текстовом редакторе Word"

Конспект занятия  кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Форматирование текста в текстовом редакторе Word"....

Конспект кружкового занятия по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"

Конспект занятия кружка "Юный информатик" (5 класс) по теме "Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации"...

Конспект кружкового занятия по теме "Вставка звука в слайд"

Конспект занятия кружка "Юный информатик" (6 класс) по теме "Вставка звука в слайд"....