Программа "Спортивные игры.Волейбол"
рабочая программа на тему

Фуражкин Андрей Юрьевич

Программа внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

Центр детский (подростковый) п. Горноправдинск

Программа курса

«Спортивные игры. Волейбол»

Для 9-11классов

4,5 часа в неделю

Автор программы:

Фуражкин Андрей Юрьевич

Учитель физической культуры, первой категории.

МОУ: « Средняя общеобразовательная школа п.

Горноправдинск»

Пояснительная записка к рабочей учебной программе

Рабочая программа спортивной секции « Волейбол» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по физической культуре за курс средней школы и на основе программы, разработанной авторами В.И. Лях и А.А. Зданевич.

   Работа в спортивной секции предусматривает: содействие гармоничному, физическому развитию, всесторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся; привитие потребности  к систематическим занятиям физическими упражнениями; подготовку и выполнение нормативов; подготовку общественных организаторов спортивно- массовой работы ( инструкторов и судей) по волейболу.

   Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение программных требований по уровню подготовленности учащихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, теоретической подготовленности.

  Основной принцип тренировочной работы в учебно - тренировочных группах - дальнейшая всестороння подготовка учащихся, а также знакомство с элементами игровой специализации.

  Задача: укрепление здоровья и закаливание организма учащихся; содействие правильному физическому развитию; повышение уровня ОФП; развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка; дальнейшее обучение основам техники и тактики игры; приобретение навыка в организации и проведении учебно – тренировочных занятий и соревнований; выполнение нормативов по видам подготовки.

  В учебно - тренировочных группах на фоне уменьшения объема ОФП увеличивается объем тактической подготовки.

  На занятиях учащиеся должны приобрести навыки судейства игры и навыки инструктора – общественника. С этой целью необходимо на каждом занятии назначать помощников и давать им задания проводить упражнения по обучению и совершенствованию техники и тактики игры. Судейство учебно-тренировочных игр должны проводить сами учащиеся. Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования.  

Уровень развития физической культуры учащихся, оканчивающих основную школу

Знать

  • Основы истории развития физической культуры в России ;
  • Особенности развития избранного вида спорта;
  • Педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
  • Биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
  • Возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
  • Психофункциональные особенности собственного организма;
  • Индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
  • Способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
  • Правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • Технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
  • Проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • Разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной способности;
  • Контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • Управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
  • Соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
  • Пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой

Распределение  учебного времени на различные виды программного материала

№п\п

Вид программного материала

Количество часов

1.

Физическая культура и спорт в России

1

2.

Сведения о строении и функциях организма человека

1

3.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся

1

4.

Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль

1

5.

Основы методики обучения  и тренировки по волейболу

1

6.

Правила игры в волейбол

1

7.

Оборудование и инвентарь

1

8.

Общая и специальная физическая подготовка

33

9.

Основы техники и тактики волейбола

95

10.

Контрольные игры и соревнования

10

11.

Контрольные испытания

6

12.

Посещение соревнований

5

13.

Инструкторская и судейская практика

10

14

Всего

166ч.

Формы контроля

  1. Контрольные нормативы (скоростные, координационные, скоростно-силовые, на выносливость, на гибкость, силовые).
  2. Соревнования
  3. Матчевые встречи в рамках сельского поселения.
  4. Территориальные первенства.
  5. Спартакиады по волейболу.

Физическое развитие  и физическая  подготовленность

№ п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1

Бег 30 м с высокого старта  (с)

6,1

6,3

2

Бег 30 м  (6X5)   (с)

12,8

12,3

3 4

Бег 92 м с изменением направления  (с) Прыжок в длину с места  (см)

33,5 125

32,0 135

5

Прыжок вверх с места толчком двух ног (см)

30

35

6

Прыжок  вверх    с  разбега  толчком   двух  ног

(см)

35

40

7

Метание  набивного  мяча   (1   кг)   из-за  головы

двумя   руками   (м):

сидя

3,5

4,0

стоя

6,0

7,0

в прыжке с места

6,5

6,0

Техническая подготовленность

п/п

Содержание требований (виды испытаний)

Количественный показатель

1

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

2

Подача нижняя прямая на точность

3

3

Первая     передача   (прием)   на     точность из зовы 6

в зону 3  (расстояние 6 м)

3

Содержание учебной программы

Тема №1. Физическая культура и спорт в России.

В результате изучения темы учащийся должен:

Знать:

  • Рост материального благосостояния и культуры – как основу массового развития физической культуры и спорта в России.
  • Спортивную единую всероссийскую классификацию
  • Почетные спортивные звания и спортивные разряды

Тема №2. Сведения о строении и функциях организма человека.

Знать:

  • Основные сведения о сердечно- сосудистой системе человека и ее функциях.
  • Дыхание и газообмен.
  • Значение дыхания для жизнедеятельности организма

Тема№3 Влияние физических упражнений на организм занимающихся.

Знать:

  • Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы, работоспособность мышц и подвижность суставов.
  • Влияние физических упражнений на систему дыхания.
  • Дыхание в процессе занятий волейболом.

Тема №4 Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль.

Знать:

  • Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей.
  • Вред курения и употребление спиртных напитков.
  • Регулирование веса спортсмена.
  • Режим дня и питания с учетом занятий спортом.
  • Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом.
  • Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.

Тема №5 Основы методики обучения и тренировки по волейболу.

Знать:

  • Методику физической подготовки.
  • Технику и тактику обучения

Тема №6 Правила игры в волейбол

Знать:

  • Состав команды.
  • Замена игроков.
  • Костюм игрока.
  • Упрощенные правила игры
  • Основы судейской терминологии и жеста.

Тема №7 Места занятий, инвентарь.

Знать:

  • Инвентарь для игры в волейбол.
  • Уход за инвентарем.
  • Оборудование мест занятий.

Тема №8 Общая и специальная физическая подготовка.

Знать:

  • Значение общей и специальной физической подготовки для развития спортсмена.
  • Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно - технического мастерства.

Тема №9 Основы техники и тактики волейбола.

Знать:

  • Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары.
  • Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства.
  • Понятие о тактике.
  • Связь техники и тактики.
  • Индивидуальные и групповые тактические действия.

Уметь:

 Техника нападения.

Перемещения и стойки

Действия с мячом.

  • Передача сверху двумя руками из глубины площадки для нападающего удара
  • Передача сверху двумя руками у сетки, стоя спиной по направлению
  • Передача сверху двумя руками в прыжке ( вперед- вверх).
  • Подача мяча - верхняя прямая.

Нападающие удары

  • Нападающие удары из зоны 4, 3. 2 с высоких и средних передач.

Техника защиты. Действия без мяча

  • Остановка прыжком.
  • Падения и перекаты после падений.
  • Сочетание способов перемещений с остановками и стойками.
  • Сочетание способов перемещений и стоек с техническими приемами в игре и защите.

Действия с мячом.

Прием мяча:

  • Снизу двумя руками
  • Нижняя передача на точность, прием мяча снизу двумя руками с подачи в зонах 6, 1, 5 и первая передача в зоны 4,3, 2.
  • Прием мяча сверху двумя руками с выпадом в сторону и последующим падением и перекатом на бедро и спину.

Блокирование.

  • Одиночное блокирование прямого нападающего удара по ходу в зонах 4, 3,2.

Тактика нападения.

Индивидуальные действия.

  • Выбор места для выполнения второй передачи в зоне 2.
  • Стоя спиной по направлению.
  • Для выполнения подачи ( верхней прямой ).

При действии с мячом:

  • Чередование способов подач (нижних и верхней прямой).
  • Вторая передача из (зоны 3) игроку, к которому передающий обращен спиной.

Групповые действия.

  • Взаимодействия игроков при второй передаче зон 6, 1,5 с игроком зоны 2 (при приеме от передач и подач).

Командные действия.

  • Прием мяча от подач и первая передача в зону 3, вторая- игроку, к которому передающий стоит спиной.
  • Система игры с второй передачи и игрока передней линии.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия.

  • Выбор места при приеме нижней и верхней подач.
  • Определение времени для отталкивания при блокировании, своевременность выноса рук над сеткой.

При действии с мячом

  • Выбор приема мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу, с падением).

Групповые действия.

  • Взаимодействия игроков внутри линии и между ними при приеме мяча от подачи, передачи, нападающего и обманного ударов.

Командные действия.

  • Расположение игроков при приеме подачи (нижней и верхней прямой), когда игрок зоны 4,стоит  у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторую передачу в зону 3, а игрок зоны 3 остается в зоне 4 и играет в нападении.
  • Система игры: расположение игроков при приеме мяча от противника « углом вперед» с применением групповых действий.

Контрольные игры и соревнования.

Знать:

  • Установка на предстоящую игру.
  • Характеристика команды противника
  • Общая оценка игры и действий отдельных игроков.
  • Выводы по игре.
  • Система записи игровых действий и анализ полученных данных.

Контрольные испытания.

Уметь:

  • Сдача норм по общей и специальной физической и технической подготовленности.

Посещение соревнований.

  • Посещение соревнований по баскетболу и другим видам спорта

Инструкторская и судейская практика

  • Понятие о методике судейства.
  • Организация и проведение соревнований.
  • Обязанности судей.
  • Составление таблиц.

 Литература для учителя

1. Стандарт основного общего образования по физической культуре.

2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень).

3. Авторская учебная программа В.И.Лях, А.А. Зданевич(1-11 классы).

4.Программы для внешкольных учреждений  (спортивные секции и кружки).

5.Детские подвижные игры. А.В. Кенеман. Москва. Просвещение. 1989 г.

6.Основы гигиены и санитарии. Д.В.Колесов. Москва. Просвещение. 1989 г.

7.Игра в мини волейбол. Г.А. Фурманова. Москва. Советский спорт. 1989 г.

8. Подвижные игры. Былеева Л.В., Коротков И.М., Москва. 1982 г.9.35. 9.Подвижные игры в школе. Коротков И.М, Москва. 1979 г.

10. Подвижные игры для детей. Коротков И.М. Москва. 1978 г.

11.Подвижные игры. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Просвещение. 1977г.

12.Развивающие игры на уроках физической культуры. Коджаспиров Ю.Г Дрофа.  Москва. 2004г.

13.Спортивные игры на уроках физкультуры. Листов О. СпортАкадем Пресс,2001г.

14.Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. Погадаев Г. И., Мишин Б.И. Дрофа. Москва. 2005 г.

15.Детские подвижные игры народов СССР. Кенеман А.В.  Москва. Просвещение.1989 г.

Литература для учащихся

1. К здоровью без лекарств. Ю. Ф. Змановский. Москва.Советский спорт.1990 г.

2. Уроки здоровья. В.Б. Похлебин. Москва. Просвещение.1992 г.

3.Волшебная сила растяжки. Е.И. Зуев. Москва. Советский спорт. 1990 г.

4.3вонок на урок здоровья. М.М. Кондратьева. Москва. Просвещение. 1991 г.

5.Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре. Г.Б. Мейкин. Москва. Просвещение. 1986 г.

6.Подвижные игры для детей. Коротков И.М. Москва. 1978 г.

7.Подвижные игры. Яковлев В.Г., Ратников В.П. Просвещение. 1977г.

РЕЦЕНЗИЯ

на образовательную программу «Спортивные игры. Волейбол»

 для учащихся 9-11 класса

педагога дополнительного образования

учителя физической культуры

Фуражкина Андрея Юрьевича

Автор образовательной  программы «Спортивные игры. Волейбол» для 9-11 класса (старшая группа), 166 часов в  год, 4,5 часа в неделю – педагог дополнительного образования, учитель первой квалификационной категории Фуражкин Андрей Юрьевич работает в МОУ: ДОД Центр детский (подростковый) п. Горноправдинск в старшем звене.

Проводится первичная экспертиза данной программы по допуску к преподаванию волейбола  в старшей возрастной группе. Андрей Юрьевич, изучив методику написания учебных и образовательных  программ и опираясь на многолетний профессиональный опыт и глубокие теоретические знания по виду спорта, грамотно написала образовательную программу  «Спортивные игры. Волейбол» для 9-11 класса (старшая группа).

В программе указана роль физической культуры и спорта в современной жизни, раскрыта необходимость овладения знаниями и навыками  спортивной игры, ведения здорового образа жизни, просматривается межпредметная связь. Подробно определены цели и задачи образовательного курса, в частности цели и задачи основных знаний и практических навыков  по волейболу.

Рабочая программа предусматривает формирование у воспитанников общенаучных умений и навыков, универсальных способов спортивной  деятельности и ключевых компетенций.

Подробно раскрыт раздел «Требования к уровню знаний  и физической подготовленности воспитанников. Определены формы контроля знаний и умений.

Дается полная характеристика раздела «Основное содержание», согласно календарно-тематического планирования, с указанием количества часов по каждой теме. Спланировано использование время на проведение спортивных соревнований, указана используемая литература для педагога и воспитанников, а также ЗУН учащихся за курс изучения вида спорта. Материал программы достаточен для изучения вида основ спорта «Волейбол» для воспитанников старшей группы Содержание программы соответствует поставленным задачам и целям и возрастным особенностям воспитанников.

ВЫВОД: данную образовательную программу «Спортивные игры. Волейбол» рекомендуем для использования в общеобразовательном учреждении: ДОД Центр детский (подростковый) в старшей возрастной группе

Зам директора по УВР, п. Горноправдинск                            Т.В.Ломова

                                                     

26.08.2010

С рецензией ознакомлен:

27.08.2010                                                                                 А.Ю.Фуражкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ. ВОЛЕЙБОЛ»

В процессе изучения данной программы учащиеся смогут восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов отведённых на изучение ра...

Рабочая программа "Спортивные игры"(Волейбол) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения

Актуальность.Занятия волейболом -эффективное средство укрепления здоровья,улучшения физического развития учащихся....

Методическая разработка по теме «Нижняя прямая подача» Раздел учебной программы: «Спортивные игры. Волейбол»

Задачи:1. Совершенствование техники приема и передачи мяча снизу двумя руками.2. Обучение технике нижней прямой подачи.3. Развитие двигательных качеств: координации, ловкости, скоростно-силовых, гибко...

Конспект урока физической культуры по разделу программы «Спортивные игры (волейбол)» для учащихся 9-го класса

Тема: «Приём мяча снизу двумя руками. Нападающий удар». Цель урока: обеспечить овладение занимающимися на уровне «закрепления» двигательных умений и формирования навыка в ...

КОНСПЕКТ УРОКА физической культуры по разделу программы «спортивные игры (волейбол)» для учащихся 4 класса, (9-10 лет) Тема урока: «Волейбол: Передача мяча двумя руками сверху»

Основные задачи: Образовательные задачи по формированию двигательных умений и навыков:-   Способствовать формированию навыка выполнения техники передачи мяча двумя руками сверху....