Главные вкладки

    Внеурочная деятельность в 1 классе
    материал на тему

    Семёнова Ольга Алексеевна

    Внеурочное занятие в 1 классе на тему "Этика"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost.doc120.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Пояснительная записка

        Курс «Этика» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках эксперимента по апробации  федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. Главное назначение данного курса – формирование навыков общения и  культуры поведения, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

      Основная цель реализации программы - изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций. Содержание предполагает решение следующих задач:

    • обучение навыкам общения и сотрудничества;
    • формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
    • развитие коммуникативных умений в процессе общения;
    • введение  в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

    Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

     Новизна программы в том, что она  направлена   на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

    Уроки этики должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать  яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями.  Важно отметить всех, кто  выполнил  домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в  обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

    2. Общая характеристика курса

    Программа составлена на основе  следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:

    Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.

    Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

    Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

    Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

    Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

    Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

    Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни.

    3. Описание места курса

    На реализацию программы отводится 1 час в неделю, всего 35 часа в год.

    4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

    Универсальные учебные действия

    Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.

    Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания. Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. 

    Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека 

    Использовать доброжелательный тон в общении. Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

     

    5. Содержание учебного курса

       Основные разделы программы:

    • я среди людей;
    • речевой этикет;
    • культура поведения;
    • в мире сказок.

    Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе). Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

    - Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

    - Поведение в столовой, правила поведения за столом.

    Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

    - Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

    - Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к

    родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без

    конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

    - Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

    - Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

    Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

    - Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

    - Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

    Культура внешнего вида.

    - Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

    - Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

    - Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

    .Внешкольный этикет.

    - Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

    - Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

    - Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

    6. Тематическое планирование

    № п/п

    Дата план

    Дата факт

    Тема занятия

    Кол-во часов

    Характеристика основных видов учебной деят-сти

    Планируемые результаты

    1.

    Кто я и как выгляжу?

    1

    Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

    2.

    Что в нашем имени?

    1

    Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций.

    УУД- Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

    3.

    Плохо одному

    1

    Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения.

    УУД- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев) произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный),описывать сюжетную картинку (серию). Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты. Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

    4.

    Товарищи и друзья

    1

    Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

    5.

    Как завоевывать друзей

    1

    Правила общения с товарищами и друзьями.

    УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Оценивать внешний вид человека 

    6.

    Бескорыстие в дружбе

    1

    Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

    УУД- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев)

    7.

    Верность слову

    1

    Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация:     можно ли всегда быть верным данному тобой слову.

    8.

    Что такое этика и этикет

    1

    Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

    9.

    Роль мимики, жестов и позы в общении

    1

    Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение».

    УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

    10.

    О вежливых словах и их применении.

    1

    Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении.

    УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

    11.

    Правила знакомства, представления и обращения

    1

    Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

    УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

    12.

    Правила приветствия и прощания

    1

    Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

    13.

    Правила извинения и просьбы

    1

    Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций.

    УУД- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев)

    14.

    Правила благодарности и отказа

    1

    Знакомство с правилами благодарности и отказа . Моделирование ситуаций.

    УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

    16.

    Отношение к старшим, учителям, малышам

    1

    Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

    17.

    Как вести себя в школе, на переменах

    1

    Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки.

    УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

    18.

    Правила поведения в столовой, за столом

    1

    Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой».

    УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

    19.

    Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

    1

    Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

    20.

    Искусство делать подарки

    1

    Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

    21.

    Как правильно разговаривать по телефону

    1

    Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону»

    УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

    22.

    Правила поведения в общественном транспорте

    1

    Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе».

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

    23-24.

    Как вести себя в общественных местах

    2

    Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

    УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

    25

    Правила поведения в театре и кино

    1

    Знакомство с правилами поведения  в театре и кино. Моделирование ситуаций.

    УУД-Использовать в речи слова вежливости. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания

    26-27.

    Поведение в библиотеке и музее

    2

    Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку.

    УУД- Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека

    28-29

    Добро и зло в сказках

    2

    Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение.

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

    30-31

    Сказки – волшебство, чудо и правда

    2

    Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

    32-33

    Сказка – ложь, да в ней намек

    2

    Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках.

    УУД- Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев), строить рассуждения

    34-35

    Что мы узнали и чему научились

    2

     Заочное путешествие  по «Школе вежливых наук».

    УУД-Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

    7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

    • Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1984;
    • Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 1975;
    • Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 1980;
    • Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1994;
    • Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1986;
    • Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;

    Лаврентьева Л.И. «Школа и нравственное воспитание личности

    8. Планируемые результаты изучения курса

    В результате прохождения программного материала  обучающиеся  должны знать:

    1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

    2. Правила вежливости и красивых манер.

    3. Заповеди и соответствующие притчи.

    Уметь:

    1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

    2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

    3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.

    4. Быть доброжелательными.

    5. Соблюдать заповеди.

    6. Сострадать животным, не обижать их.

    7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

    8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

    9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность в 1 классе в рамках реализации ФГОС НОО

    Внеурочная работа понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном ...

    АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ «ВВЕДЕНИЕ В АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК»

    Данная авторская программа была разработана в связи с отсутствием государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа составлена с учетом федерального ком...

    Мероприятие по внеурочной деятельности в 1 классе

    Цель мероприятия: развитие коммуникативной компетенции на уроке английского языка. Задачи       практические:  закрепление лексики на тему школьные принадлежности, назв...

    Коррекционно-развивающая программа "Чудесный мяч" для внеурочной деятельности в 1 классе

    Программа дополнительного образования "Чудесный мяч" разработана для коррекции не только физического, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Для этого необходимо максимально исп...

    Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Веселый английский"

    Развитие творческих способностей младших школьников через иностранный язык в стихах, сказка, театральных постановках...

    Конспект внеурочной деятельности в 1 классе адаптивной школы в разделе «Школа здоровья» Тема: "Вкусные лекарства."

    Учащиеся знакомятся с продуктами, способствующими укреплению здоровья; развивают сенсорное восприятие, учатся заваривать напиток из ягод шиповника. ...

    Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Первые шаги в мире информатики"

    Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 1 класс  Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...