программа "Умелые руки"
календарно-тематическое планирование (5 класс) на тему

Кузнецова Елена Евгеньевна

программа кружка 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_umelye_ruki_5_klass.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Богородского муниципального района

Нижегородской области

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

Каменская средняя общеобразовательная школа

 

                                                                              Утверждаю

                                                                              Директор школы:                 Середнева М.Е.                                                                

                                                                              Приказ от ______________ 2014г. №

                                                                   

                                                                     

Дополнительная образовательная программа

(модифицированная)

«Умелые руки»

( для обучающихся  5-6 классов)

Срок реализации программы 2012-2013 учебный год

                                                             

                                                                                     Составитель программы:

                                                                                     Кузнецова

                                                                                     Елена Евгеньевна,  

                                                                                     учитель ИЗО

                                                                                     высшей  квалификационной

                                                                                     категории

                                                                     

 

                                                                       

                             

                                                                       

                                                               

с. Каменки

2014 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Народное искусство как отражение исторического и культурного наследия нашего народа активно влияет на формирование личности, вкуса, воспитывает любовь к родине, является благодатной почвой для художественного творчества.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в глушь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

- закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

- раскрыть истоки народного творчества;

- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Развивающие:

- пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики;

- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

- формирование творческих способностей, духовной культуры;

- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

- развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:

- осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

- воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.

Программа работы кружка «Умелые руки» рассчитана на 1 года. Кружок комплектуется из учащихся 6 классов. Количество детей в группе для освоения программы - 10 человек.

Режим работы кружка – 1 занятие в неделю по 2 часа.

Структура программы

Программа кружка «Умелые руки» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  • Народная тряпичная кукла
  • Лоскутное творчество
  • Мягкая игрушка
  • Выставка.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

Исторический аспект

Связь с современностью

Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

1.Эскиз

2.Воплощение в материале

3.Выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен участие в конкурсах, выставках районного, городского, областного  уровня.

Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным: конкурс, выставка-презентация, викторина,  чаепитие;

Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Условия реализации программы

Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

Занятия будут проходить во внеурочное время в кабинете технологии (во второй половине дня).

Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы.

Дидактический материал:

Журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделий  лоскутной техникой. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в обучающие  должны получить знания:

- о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

- о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

- о исконно русских народных промыслах;

умения:

- работать нужными инструментами и приспособлениями;

- последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала );

- Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей  -  конкурсах декоративно-прикладного творчества, а также организация и проведение  выставок на базе МБОУ Каменской СОШ

Учебно-тематический план кружка декоративно-прикладного творчества

 «Умелые руки»

1 год

№ п\п

Наименование разделов, тем

Общее количество часов

В том числе

практических

теоретических

Народная тряпичная кукла 10 часов

1.

Введение. Вводный инструктаж  

2

2

2.

Знакомство с историей и традициями народной тряпичной куклы. Виды традиционных тряпичных кукол.

2

2

3.

Русский народный костюм.Мужской костюм. Женский костюм. Головной убор. Пояс. Украшения, конструкция и орнамент русского костюма.

2

2

4.

Обрядовые куклы.

История и технология изготовления куклы.
Практическая работа:
 Изготовление куклы.

4

2

5.

Краткая характеристика и технология изготовления игровых  кукол

4

2

6

Выбор и изготовление народной тряпичной куклы.

8

8

7

Мини-выставка работ.

2

2

ЛОСКУТНОЕ ТВОРЧЕСТВО 15 часов

8

Вводное занятие. История лоскутного шитья.

2

2

9

Инструменты и материалы. Правила безопасности.

4

2

2

10

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков.

4

4

11

Цветовые сочетания. Техника «квадрат».

4

4

12

Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат»

4

4

13

Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник».

4

4

14

Изготовление творческого изделия. Изготовление  блоков лоскутных узоров.

10 52

10

Пошив мягкой игрушки

15

Вводное занятие. ТБ при работе. Основные приемы работы с тканью.

2

2

16

Основные ручные швы. Цветоведение.

4

4

17

Игрушка по выбору.

8

8

18

 Выставка работ

2

Основное содержание программы

Народная тряпичная кукла

Введение в образовательную программу

 История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.

Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий. Содержание рабочего места.

История народной куклы, русский костюм 

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма, о различии костюмов русских губерний. Показ презентаций.

Типы и назначения кукол 

Информация о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла 

Рассказ – информация по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Полезные советы по рукоделию. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

Кукла в русском быту 

Знакомство с историей русского костюма, рассказ о жизни и быте русского народа, о православных праздниках. Показ иллюстраций и презентаций на тему.

Изготовление кукол 

Знакомство с новыми видами кукол, их предназначением. Изготовление кукол под руководством педагога и самостоятельно.

Итогом проделанной работы должна стать выставка в конце  года обучения и две выставки на втором году обучения.

Лоскутное творчество

 Вводное занятие. История лоскутного шитья

            Цели и задачи обучения. Содержание программы кружка. Правила поведения в мастерской. Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

История лоскутного шитья. Пэчворк, килт. Традиционное лоскутное шитьё в России и на Терском берегу.

            Объекты труда: лоскутные картины, прихватки, другие предметы домашнего обихода.

 

Инструменты и материалы.

            Оборудование, инструменты и приспособления для лоскутного шитья.  Материалы: подбор и подготовка, декатировка, крахмаление. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Шаблоны и трафареты: способы изготовления и использования.

            Объекты труда: Шаблоны и трафареты.

    Цвет.Цветовые сочетания.

            Цветовой круг. Основные, дополнительные.  Тёплые, холодные. Контрастные, родственные цвета. Гармоничное сочетание цветов.

            Объекты труда: лоскутные изделия, ткани разных цветов.

            Изготовление шаблона. Раскрой лоскутных деталей.

            Объекты труда: шаблоны, ткани.

 

Техника «квадрат».Изготовление изделия в технике «квадрат»

            Раскрой лоскутных деталей. Технология пошива. Выполнение узора «шахматка» двумя способами: соединение квадратов, соединение полосок. Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка.

  

Техника «треугольник». Изготовление изделия в технике «треугольник».

            Раскрой лоскутных деталей. Выполнение узора «квадрат в квадрате». Соединение с прокладкой, обработка изделия. Влажно-тепловая обработка. Требования к качеству готовых изделий.

            Объекты труда: Лоскутная прихватка, салфетка, панно или др.

Изготовление творческого изделия.

            Выбор рисунка и материалов. Изготовление блоков лоскутных узоров. Сборка изделия. Стёжка. Окончательная отделка.

            Объекты труда: панно, лоскутная картина или др.

Итогом проделанной работы должна стать выставка в конце  года обучения и две выставки на втором году обучения.

Мягкая игрушка

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство преподавателя с учащимися. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.

Правила поведения на занятиях.

Тема 2. Основные приемы работы с тканью.

2.1. ТБ при работе. Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.  Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, электроутюгом, клеем, мехом.

2.2. Материаловедение. Виды тканей и их получение.  Свойства тканей и меха.  Способы обработка различных поверхностей тканей.

Практическая работа: определить вид ткани.

Тема 3. Цветоведение.

  1. Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции.
  2. Сочетание цветов.   Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.

Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.

Тема 4. Объемная игрушка.        

4.1.  ослик .    

Беседа об объемных игрушках.

Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки.

Практическая работа: раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.2.        Игрушка по выбору.

Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.

 Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой меха и ткани, сметывание и пошив, заготовка и укрепление

каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки

Тема 5. Выставка работ. 1 ч. Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.

Литература

 1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1996 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001

3. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков

4.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва

5. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005

6. Нагель О.И. Художественное лоскутное шитьё. Учебно – методическое пособие для учителя. Москва, Школа – Пресс, 2000 г.

7. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г.Тверь «ЭКСМО-Пресс»,1998г.

8. Шьём из лоскутков. ВНЕШСИГМА АСТ. Москва 2000 г.

9. И.Ю. Муханова Шитьё из лоскутков. Быстро и красиво. Москва ОЛМА-ПРЕСС, 2001г.

10.М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год

11. В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год

12.И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла.» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год

13. О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М,»Мозаика-синтез», 1999 год