Направления и формы деятельности по формированию основ толерантного сознания учащихся, их родителей, педагогов.
статья на тему

Ключникова Светлана Валериевна

Предварительный просмотр:

   Направления  и формы деятельности по формированию основ  толерантного сознания учащихся, их родителей, педагогов.

Ключникова  С.В. учитель начальных классов МБОУ гимназия №10 г.Воронеж

     Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк.)

Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери. (А. Сент-Экзюпери.)

        Так что же такое «толерантность»? Какое значение имеет оно для людей , живущих в современном мире?

      По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе». (1)    

     Воспитание толерантного сознания может и должно начинаться с самого раннего возраста, как и всякое воспитание. Первые проявления нетерпимости - это те самые дразнилки, которыми начинают дразнить полного ребенка или  ребенка в очках. Конечно, все начинается с семьи. И когда родители маленькому ребенку объясняют, что в первую очередь нужно посмотреть на себя,  тогда то  и начинают закладываться  основы толерантности. Родители должны в играх  контролировать поведение детей ведь самая безобидная дразнилка  может перерасти в травлю.

     Когда ребенок попадает в школу, то его часто окружают дети разных национальностей, культур. Здесь важно педагогам организовать такую воспитательную деятельность, чтобы отвлечь детей от негативного восприятия тех отличительных качеств, которые несут представители других этнических групп. Педагог в первую очередь сам должен быть примером «терпимости» с учениками. Он должен признавать права ребенка, проявлять уважение и доброжелательность к каждому ученику, исключить принуждение и насилие над его личностью.  

     Школа создает все условия для формирования толерантности. Она создает условия для включения ребенка в различные виды деятельности, где он получает опыт общения, опыт субъект-субъектного взаимодействия и осваивает новые нормы отношений.

     Какие же направления и формы деятельности наиболее приемлемы для воспитания толерантности?

    1.Социально – педагогическое направление. Дети всегда остаются детьми и лучшая форма это – ролевая игра. Только в игре можно легко привлечь школьников к какой-нибудь проблеме и разыграть пути возможного разрешения ее.  Важно чтобы дети эмоционально переживали ситуацию, предложенную в игре, чтобы каждый участник проявил себя.  Особую популярность среди педагогов и учеников приобрела игра «Голубоглазые и кареглазые» из сборника, изданного в Москве в 1995 г.

      Следующая форма – это родительский лекторий о различных субкультурах, которых сейчас очень много и порой мы даже не задумываемся о значении их в нашей жизни.

      Для родителей и педагогов  рекомендуется пополнять знания с помощью литературы. Сейчас  появились весьма интересные научно-публицистические работы (Асмолов А.Г., Бондырева С.К., Собкин В.С., Солдатова Г.У), ряд статей в периодической печати (Багреева Е.Г., Волков Г.Н., Глебкин В.В.), посвященные проблеме толерантности.

     Часто учитель слышит фразы: «Пересадите меня, я не хочу сидеть с ним…потому что….». Ребенку трудно в тот момент объяснить, что тому с кем он не хочет сидеть обидно слышать все сказанное о нем. В нашей работе в таких ситуациях помогают тренинги. Известные игры «Снежный ком», «Комплимент», «Дрозд», и другие позволяют  развивать толерантность  в отношении с одноклассниками. Эти игры раскрепощают ребят, объединяют.

Культура  межчеловеческих отношений предполагает доброжелательность отношений к окружающим, терпимость к их интересам, вкусам не зависимо от расы, национальности.

  2. Гражданско-правовое направление.  Одной из основных форм  являются беседы.

     Так, в целях формирования толерантного отношения к людям других национальностей и культур в МОУ гимназии №10 г. Воронеж  была проведена встреча с представителем другого народа. Студент медицинской академии из далекой Африки (государство - Новая Гвинея),   представил учащимся интереснейший материал о своей стране. О её культуре, национальных традициях, социально экономическом и политическом устройстве, о себе и своих увлечениях, а так же рассказал, почему приехал получать образование именно в Россию и как попал в наш город. Школьники, надо отметить,  с большим интересом слушали рассказ нашего гостя и легко шли на контакт с ним. Беседа вместо запланированных 40 минут переросла в 1,5 часа и ребята ни хотели отпускать студента. В конце этого мероприятия, учащиеся сделали для себя определённый вывод, что, не смотря на различия в цвете кожи, языке, обычаях и традициях у них много общего и из каждой  национальной культуры можно извлечь для себя, что -то полезное. Анализируя это мероприятие, стало понятно, что такие встречи должны проходить регулярно.

      Помощь детскому дому,  забота о ветеранах, концерты ко дню инвалидов, выступление со спектаклями в  Областной детской больнице №2, встречи с интересными людьми. Все это развивает нравственные чувства, ответственность, взаимопонимание, сострадание, милосердие.

     3. Научно-исследовательское направление. Одна из форм – анкетирование. Оно подходит не только  для детей, но родителей, учителей. На основании его можно вовремя увидеть изменение в сознании и восприятии людей.

      «Круглый стол». Здесь ставятся  проблемные вопросы. Ребята в интересной форме узнают о понятии  слова «толерантность», знакомятся с  притчами, делают самостоятельно  выводы о необходимости терпимости и уважения. 

4. Художественно – эстетическое направление.  Творческие формы очень нравятся детям. Они с удовольствием принимают участие в них. Организация  конкурса, где дети показывают свои таланты и способности. Учащиеся в них приобретают способность восприятия себя, видят какие все разные и не похожие друг на друга.  

В конкурсе рисунков, плакатов, листовок так же очень активно участвуют дети и родители.

     Результатом работы должно стать понимание  важнейших принципов толерантности в повседневной жизни, умение предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственным путем.

     Дейл Карнеги – американский специалист в области человеческих взаимоотношений говорит: « Любой глупец может критиковать, осуждать, выражать недовольство - и большинство глупцов, так и делают, но для того, что бы проявить внимание, и быть снисходительными, требуется сильный характер и самообладание. Вместо того, что бы осуждать людей и проявлять к ним нетерпение постарайтесь их понять принять».  

Список литературы:

  1. Е.С. Смирнова. Межличностные отношения как сфера зарождения и проявления толерантности // Возрастные особенности формирования толерантности. Труды по социологии образования. Т. VIII. Вып. XIV / Под ред. В.С. Собкина. – М.: Центр социологии образования РАО, 2003. – С. 11-13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Формирование экологического сознания учащихся в природоохранной деятельности.

Описывается формирование  экологического сознания школьников через работу экологического лагеря....

Возможности исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся

Описание возможностей исследовательской деятельности в формировании толерантного сознания обучающихся средней школы (из опыта работы)...

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Роль краеведческой работы в формировании патриотического сознания учащихся

История села, история нашей школы, история зданий и улиц - всё это краеведческая кропотливая работа с учащимися. Знать свои корни - чеерта патриота, гражданина и просто нормального человека....

Формирование положительной мотивации обучающихся, их родителей, педагогов - важнейшее условие повышения качества образования.

Проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна в педагогике, психологии и практике школы....