"Шурави"- герои необъявленной войны"- классный час для 9 класса
классный час (9 класс) на тему

Ковальчук Елена Михайловна

 Классный час для обучающихся 9 класса, посвященный юбилею окончания  Афганской войны. Подготовлен и проведен накануне дня вывода войск из Афганистана 15 февраля. На классный час были приглашены воины-интернационалисты, те самые "шурави". Цель: создание эмоционально-ценностной среды для восприятия и осознания событий Афганской войны.

Задачи:

познавательные:

- расширение  представлений подростков об истории  Афганской войны;

развивающие:

- формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формирование активной гражданской и жизненной позиции;

- развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению  исторических фактов и событий.

воспитывающие:

- воспитывать чувство уважения к прошлому страны;

- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения, участникам войны;

- побуждать подростков к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Шурави» - герои необъявленной войны.

Класс: 9

Цель: создание эмоционально-ценностной среды для восприятия и осознания событий Афганской войны.

Задачи:

познавательные:

- расширение  представлений подростков об истории  Афганской войны;

развивающие:

- формирование положительной оценки таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формирование активной гражданской и жизненной позиции;

- развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению  исторических фактов и событий.

воспитывающие:

- воспитывать чувство уважения к прошлому страны;

- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения, участникам войны;

- побуждать подростков к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Форма проведения: урок мужества (встреча с воинами- интернационалистами).

Подготовительная работа:

  1. Подбор научно-методической, публицистической и художественной литературы по теме классного часа.
  2. Разработка сценария классного часа.
  3. Подбор иллюстраций, музыкального сопровождения.
  4. Распределение обязанностей среди учащихся (стихи, музыка, слова, открытки, цветы).
  5. Приглашение ветеранов Афганистана.
  6. Оформление классной комнаты (георгиевские ленточки, цветы, плакаты, картины боев, сражений, пейзажей Афганистана).

Оборудование: магнитофон или компьютер для музыкального оформления, фотоаппарат.

Ход проведения

Классный руководитель:  Мирный  1979 год, через несколько дней наступит замечательный праздник – Новый год, казалось после ужасов Великой Отечественной Войны, уже ничто не сможет омрачить жизнь Советского народа. И вдруг как гром среди ясного неба: «Ваш сын – рядовой СА погиб при исполнении воинского долга!» Так началась для нашего народа необъявленная Афганская война.

 Афганская война, Афган, Афганистан. Через много лет военные историки все расставят по своим местам, а пока 18-летние мальчишки уходят в армию, не подозревая о том, что им суждено стать участниками необъявленной войны.

(Звучит песня «Здравствуй, мама» из солдатского альбома)

Классный руководитель: Сегодня у нас в гостях те самые мальчишки, которым суждено было стать воинами- интернационалистами в братском Афганистане. Поприветствуем их аплодисментами. Отношение  к ним в  нашем обществе неоднозначное и мы попробуем разобраться, кто же они: «шурави» – герои необъявленной войны?

Ведущий 1: Необъявленная война, которая длилась 9 лет, 1 месяц и 19 дней, по сей день остается неизвестной войной. Власти сделали все, чтобы правда о ней растворилась как дым и тихо ушла в историю. Обратимся к началу 80-х годов ХХ века. К этому времени положение в Афганистане действительно стало очень сложным. В чем  же заключалась его сложность? Афганистан – дружественное России государство – грозил превратиться в опасную базу агрессии против, тогда еще,  Советского Союза. Враждебные страны хотели создать в Афганистане плацдарм для нанесения огневого удара по России. Как выражались некоторые западные военные, «нанести удар в мягкое подбрюшье огромного русского медведя», то есть установить ракеты, нацеленные на Среднюю Азию, Казахстан и Сибирь.

Ведущий 2: Угроза со стороны Афганистана нарастала стремительно. Кроме того, враждебный Советскому Союзу Пакистан полным ходом осуществлял создание ядерных боеприпасов под кодовым названием «Проект 706». То есть, создавалась новая атомная бомба, которую именовали «исламской». Сам же Афганистан буквально разрывался от внутреннего давления раздиравшей его межпартийной борьбы.  Общество было расколото на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как помощь и поддержку, а другая – как агрессию и навязывание чужих порядков. Все эти причины послужили толчком к тому, что Правительство Афганистана обратилось к Советскому руководству с просьбой ввести советские войска на территорию Афганистана. Решение о вводе войск было принято при осознании того, что угроза на южных рубежах страны приобрела особый характер, и ей надо было противодействовать.

Ведущий 1: Являются ли в таком случае советские войска захватчиками? Конечно, нет! Введение советских войск было крайней мерой  самозащиты. Планы наших врагов были сорваны и сейчас уже известен тот факт, что советские войска опередили американцев только на 2 часа. 25 декабря 1979 года в 15.00 в солнечный зимний день начался ввод войск. Первые погибшие появились уже через 2 часа. БМП не удержалось на дороге, и перевернулась (погибло 8 человек). В окрестностях Кабула разбился самолет (погибло 44 десантника). Так началось то, что хочется забыть, но что обязательно надо помнить! Помнить, чтобы не повторить!

1-й чтец:  ( «О моих друзьях».)

За наградами мы не гонялись

Просто делали то, что могли

Мы с душманами яростно дрались

За свободу Афганской земли.

Не забыть фронтовые нам будни

Марш-броски и засады в горах

И палящее солнце к полудню

И скрипящий песок на зубах.

А когда возвратились обратно

На российской родимой земле

Поминали друзей многократно

Что погибли на этой войне.

До сих пор ноют раны средь ночи

И скупая мужская слеза

Застилает усталые очи

Что ж ты сделала с нами война.

Классный руководитель: Все трудности ребята переносили стойко, мужественно, героически. На горных заставах, в воздухе и на земле, в Герате и Кандагаре, Кундузе и Джелалабаде выполняли они свой воинский долг. Они попадали в засады и заживо горели в БТР-ах, глотали пыль дорог под перекрестным огнём пулемётов, рискуя собственной жизнью, вытаскивали с поля боя раненых, оставаясь один на один с врагами, прикрывали отход своих боевых товарищей. Я думаю ребята, что нашим гостям тоже есть, что вспомнить. Вспомните, пожалуйста, как вы восприняли известие о том, что будете проходить службу в ДРА? Когда впервые вы сообщили родным, о том, где служите? Что вас больше всего поразило в Афганистане? Сильно ли отличается природа Афганистана от  природы Донского края?

(ответы воинов-интернационалистов)

Ведущий 2: Каждому человеку необходимо испытывать чувство национальной гордости за свою Родину. А настоящие мужчины обязаны заботится о чести своей армии, а через нее – и чести Отечества. Примером мужества и героизма стали подвиги русских солдат и офицеров во времена Афганской войны.

Классный руководитель:  Вам, ветеранам  Афгана хорошо известны и горные перевалы с их «ослиными тропами», и гостеприимство «мирных крестьян».   Именно там, в Афгане вы узнали, что такое «джихад» и «сюрпризы» от стариков, женщин и детей. Первыми, как и  везде на войне, гибли неопытные ребята, которые только пришли сюда, необстрелянные новобранцы, вроде вас, «боча». Что это за слово – «боча»? Какие тропы назывались ослиными и почему? Всегда ли мирными были крестьяне? Какие сюрпризы иногда ожидали наших солдат?

(ответы воинов-интернационалистов)

Ведущий 1: Афганский народ – храбрый народ и всегда выходил победителем в борьбе с внешним врагом. Афганцев принято называть пуштунами, хотя там так много национальностей и племен. В «Пуштунвалае» - своде неписанных законов сказано, что главное для воина – это честь, преданность истине, независимо от последствий и бесстрашие. Каждый пуштун гордится тем, что принадлежит к этой нации и дорожит своей свободой. У них есть пословица «Родная земля дороже всего мира». Именно за свою родную землю и сражались афганцы с «шурави Аскар». Правда ли то, что русских солдат называли именно так, и что означают эти слова? Правда ли, что пуштуны бесстрашные воины? Как относилось к вам местное население?

(ответы воинов-интернационалистов)

2 -й чтец:  ( «Я не забуду».)

        Храню я в памяти своей – ребят погибших

        Рубцом на сердце лег Афганистан

        И ночью вскрикну – вспоминая ваши лица

        Простите парни, что оставили вас там.

        Уж седина съедает смуглый волос

        А память крутит время – сквозь набат

        И слышу я комбата хриплый голос –

        «Стоять, сынки! – Нам нет пути назад»

        

        Прости меня, прости, мой друг Серега

        Прости Валера и Санек – прости

        Что я живу сейчас за Вас, ей богу,

        А вы куда-то в синеву ушли.

        

        И ту дорогу, что гадюкой пыльной вьется

        Средь гор скуластых в солнечные дни

        Я не забуду, пока сердце мое бьется

        Всех вас ребята, - не вернувшихся с войны.

Ведущий 2: В Афганистане советские войска впервые столкнулись с отрядами международного терроризма, прикрывающимися знаменем ислама, и приняли на себя пробный удар его силы. Наш опыт борьбы с этим коварным, безжалостным врагом человечества помог американцам сравнительно легко разгромить талибов. Афганистан – это 50 тысяч наших солдат, прошедших через пекло боев, 49985 человек из которых получил ранения, 6669 остались инвалидами, 13833 воина погибли в боях, 312 бойцов пропали без вести, 18 были интернированы в другие страны мира. Таков итог оказания «братской интернациональной помощи» соседней стране в человеческом исчислении.

Классный руководитель: В абсолютном своем большинстве «ограниченный контингент» в Афганистане составляла молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи. Люди,  почти не имевшие жизненного опыта, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной обстановке, в экстремальных обстоятельствах. И их  отношение к событиям, к окружающей действительности было эмоциональным. Это отразилось в письмах солдат, их дневниках, песнях и стихах.

3 -й чтец:  ( «Афганистан».)

        Солнце, теплая вода,

        Пыль и скалы, крик шакала.

        По пятам идет беда

И рука стрелять устала.

Перегретый автомат,

Грязный бинт и боль в суставах,

Магазин и пять гранат,

Всё, что у тебя осталось.

Рядом друг, ещё живой,

Налетевший на растяжку.

Страшный, без руки, слепой.

Кровь на порванной тельняшке.

За камнями смерть в чалме

Незаметно притаилась.

Охраняет их Аллах.

Нас же, видно, Бог покинул.

Всё, дружок, кольцо в руке.

Мы живыми не сдадимся!

Нам всего по двадцать лет,

Не придется нам жениться.

Магазин уж пуст давно,

Лишь гранта между нами…

Жаль, что это не кино,

Мы с тобой в Афганистане…

                                

Расскажите, пожалуйста, какие песни любили слушать и пели вы? О чем писали в письмах на Родину? Были ли случаи дедовщины  в  вашей части? Изменилось ли ваше отношение к окружающему миру и взгляды на жизнь? Были ли смешные случаи в вашей службе?

(ответы воинов-интернационалистов)

Ведущий 1: Люди до сих пор ничего не знают об этой войне. Война, в определенной мере так и оставшаяся неясной, загадочной и таинственной. Не случайно ей дали так много определений – «неизвестная», «необъявленная» и т.д. Да, по-разному оцениваются события той войны.  Тогда, в 1979 г. Родина послала своих солдат на защиту южных рубежей, не подчиниться приказу они не могли. Нельзя судить солдат, выполнявших свой воинский долг.

Многие ветераны Великой Отечественной войны смотрят на молодых ребят-афганцев в орденах и говорят: «Мы ордена носим, потому что кровь за Родину проливали! А вы что на себя напялили? Как вам не стыдно, ведь вы – бандиты и захватчики. И не смейте становиться с нами в один ряд!»

(звучит песня «Обычный автобус» из солдатского альбома)

 

Классный руководитель: Как сражались в Афгане сыновья и внуки солдат Великой Отечественной? Героически – об этом говорят боевые награды: более 200 тысяч человек удостоились орденов и медалей, 71 воин стал Героем Советского Союза. Они сражались за Родину, за безопасность наших рубежей, за спокойствие мирных граждан.

        Афганская война ярко раскрыла подлинный героизм, мужество, взаимовыручку «шурави Аскар».

 О гуманизме наших солдат, об их мужестве и самопожертвовании можно говорить бесконечно. Одну из главных целей того времени они выполнили – свергли правительство, настроенное против Советского Союза, и возвели главой государства дружественно настроенного человека.

 Наши солдаты заслуживают самого высокого уважения, потому что каждый из них выполнил свой патриотический долг перед Родиной. Так давайте поклонимся низко, до самой земли, героям, нашим современникам – воинам Афганской войны.

Ведущие: Воины-интернационалисты, прошедшие Афган, живут и работают среди нас. Они – наша гордость. Мальчишки, волею судьбы, оказавшиеся вдали от Родины, показали всем, что они по-прежнему, как в течение всей истории России, достойные и верные сыны, надежные защитники ее интересов. Нельзя забывать о солдатах этой войны!

15 февраля 2014 года исполняется 25 лет с тех пор, как завершилась Афганская война, война с участием ограниченного контингента Советских войск.

 Позвольте поздравить вас с этой памятной датой – 25 летием вывода советских войск из Афганистана и пожелать вам крепкого здоровья, успехов в жизни и мирного неба над головой.

(вручение цветов, открыток и фотография на память)

Литература:

1.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы - патриоты! Классные часы

мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.

2. Газеты  Мартыновский вестник  № 20-23, за 2009 – 2014.

3. Ресурсы интернета:

http://nsportal.ru/

http://festival.1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Герои Отечественной войны 1812 года" 8 класс

Презентация "Герои Отечественной войны"подготовлена с целью демонстрации при изучении тем по Отечественной войне 1812 года. В ней собраны портреты участников войны, сыгравших большую роль в победе над...

"Герои Отечественной войны 1812 года" 8 класс

Презентация "Герои Отечественной войны"подготовлена с целью демонстрации при изучении тем по Отечественной войне 1812 года. В ней собраны портреты участников войны, сыгравших большую роль в победе над...

Сочинение на тему:"Необъявленная война"

Участие в муниципальном этапе областного конкурса творческих работ "Гимн чести, мужеству и славе"...

Классный час на тему "Необъявленная война"

Мероприятие разработано к годовщине вывода советских войск из Афганистана. Цель мероприятия: разъяснить учащимся роль советских солдат в этой войне, как выполняющих интернациональный долг....

Классный час "Шурави-герои афганской войны"

Классный час "Шурави-герои афганской войны"...

Сценарий внеклассного мероприятия для 7-11 классов "Солдаты необъявленных войн"

Данная разработка посвящена 15 февраля -Дню памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества....

Карта урока истории "Герои отечественной войны 1812 года", 9 класс

Урок "Герои отечественной войны 1812 года" по истории России , 9 класс. Разработан по ФГОС, в рамках урока используются кейс - технологии, ИКТ - технологии и метод проектов....