внеклассное мероприятие
классный час (5 класс) на тему

Евсеева Наталья Семеновна

Классный час

Тема: «Путешествие по родному краю»

Цель: сформировать представление об территории ХМАО, особенностях коренного населения и его хозяйственной деятельности.

Задачи:

1.      Сформировать знания об истории заселения, природных богатствах коренных народов ХМАО-Югры;

2.       Обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт школьников.  Развивать наблюдательность, речь и общий кругозор учащихся;

3.       Воспитывать бережное  и ответственное  отношение к природе края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_11.12.2014.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Классный час

Тема: «Путешествие по родному краю»

Цель: сформировать представление об территории ХМАО, особенностях коренного населения и его хозяйственной деятельности.

Задачи:

  1. Сформировать знания об истории заселения, природных богатствах коренных народов ХМАО-Югры;
  2.  Обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт школьников.  Развивать наблюдательность, речь и общий кругозор учащихся;
  3.  Воспитывать бережное  и ответственное  отношение к природе края.

Форма проведения: кейс

Возраст: 10-11 лет (5 класс)

     Наглядность: физическая карта ХМАО, иллюстрации, литература по ХМАО, презентация.

   Подготовительная работа:

1) оформление кабинета: карта ХМАО-Югры, и т.д.;

2) подготовка презентации по теме классного часа;

3) отбор краеведческой литературы школьной библиотеки;

    Содержание:

  1. История  заселения территории ХМАО.
  2. Кроссворд  «Югра».
  3. Загадки о рыбах Югры.
  4. Стихи о бережном и ответственном отношении жителей Югры к природе края.
  5. Итог классного часа.

Предполагаемые результаты:  более глубокие знания истории заселения территории коренными народами и русскими, культуры народов ханты и манси; трепетное и ответственное отношение учащихся к окружающей нас природе и желание сохранить очарование здешних мест.

Ход классного часа

Эпиграф урока:  (на доске)  

                                  Здравствуй,

Край мансийский милый –

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой,

С материнской добротой.

Ю.Шесталов

Вступительное слово учителя:   

Добрый день, ребята.

Давайте прочитаем слова Ю.Шесталова и определим тему нашего классного часа.

Слайд №1

Давным-давно, в сказочное время, Птица-легенда поспорила с Вещим вороном. Заспорили о том, кто больше пролетит, не опуская крыльев. Взмыли в облака и в путь. Молча летел Вещий ворон, упорно, а птица-легенда заливалась песнями. Нипочём ей были не белый ветер, ни чёрная гроза, ни гром, ни град. Веселит себе душу. Почернел от зависти чёрный ворон, тяжело опустил чёрные крылья. А птица-легенда до наших дней долетела, песнь с собой принесла, а в ней – жизнь, летящая на могучих крыльях времени – Времени добрых надежд и озарений разума…

А принесла нас эта песня в край дивный – край Утренней Зари, где живут истинные знатоки и ценители природы, отличные рыбаки и охотники, ханты и манси. В старину хантов называли остяками, а манси – вогулами. Это два близкородственных народа, их языки названы угорскими, поэтому и край наш называется Угра, или Югра.

Прошло с тех пор сотыр тал – тысяча лет, а может, и того больше. Пришли потом на эту землю купцы русские, стали деревни строить, хлеб сажать. Дружно жили они с местными народами, лечили их, товарами обменивались, в школах учили.

В прошлом столетии в 1930 году на территории, заселённой остяками (ханты) и вогулами (манси) 10 декабря был образован Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово. Сейчас это Ханты-Мансийский автономный округ-Югра со столицей городом Ханты-Мансийск.

Сегодня мы совершим путешествие по родному краю:  Тюменской области и  Ханты-Мансийскому автономному округу. А чтобы совершить наше путешествие нам с вами необходимо поработать  самостоятельно и в группах каждому из вас будет предложено задание, вы его выполняете, а затем обсуждаете в группе, вам необходимо определить какое одно общее слово объединяет все ваши ответы, тот ответ (слово или образ) который у вас получится вы должны увидеть на карте. И выделить его с помощью маркера. а затем остальным группам рассказать и показать, что у вас получилось. чтобы ваш рассказ был интересным и понятным мы подготовили небольшие подсказки. текст с вашим выступлением, но в нем пропущены слова, которые вы должны добавить. у каждой группы будет свое задание. Желаем всем удачи. время на выполнение работы 7 минут.

Задание группы №1(Человек)

  1. Ребята вам необходимо решить кроссворд. Когда каждый из вас ответит на вопросы.
  2. У вас получится ключевое слово.
  3. Образ вам нужно найти на карте.

Задания к кроссворду по теме ХМАО:

По горизонтали:

2. Один из окружных городов ХМАО? (Покачи)

4. Одна из промысловых рыб. (лещ)

5. Что в ХМАО является умеренным, континентальным и характеризуется быстрой сменой погодных условий. (климат)

6. Основная река ХМАО. (Обь)

7. Ягода, растущая на болотах ХМАО. (клюква)

8.  Территорию ХМАО с запада защищает Уральский ...? (хребет)

10. Столица ХМАО. (Ханты-Мансийск)

По вертикали:

1. Царь пушных зверей. (соболь)

3. Продолжи: ХМАО-.... (югра)

9. Где можно заблудиться или даже встретить медведя? (тайга)

  1. Текст выступления (можно дополнить свою информацию)

  Территория края была заселена ещё с древних времён, об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов. Издревле здесь проживали ханты, манси и ненцы. Коренным населением Ханты-Мансийского автономного округа являются ханты и манси.

В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, успехами, достижениями.    

      В нашем округе живут добрые и отзывчивые люди, чьи сердца не остудили сибирские морозы. Мы искренние, открытые,  внимательные, перспективные.… Да-да! Сибирский народ — самый многонациональный! Потому что когда они ехали сюда, они были в числе первых. А только первые могут быть целеустремлённые, активные, творческие, инициативные, работоспособные, а значит, перспективные! И мы их - дети  будем такими же.

  1. Вам нужно сочинить синквейн.  

Темы синквейнов «Югра».

Правила сочинения:

1 строчка                 1 имя существительное                край

2 строчка                2 прилагательных (признаки)        большой, богатый

3 строчка                3 глагола                                живёт, работает, процветает

4 строчка                предложение из 4 слов                мы в нём живём

5 строчка                1 имя существительное                ЮГРА

Задание группы №2(Сердце)

  1. Ребята вам необходимо собрать две части одной пословицы.
  2. И определить какое получится ключевое слово.
  3. Образ вам нужно найти на карте.

Без друга на

сердце вьюга.

Не ищи красоты,

ищи доброты.

Их и водой

не разольёшь.

Лицо -

зеркало души.

Снаружи красота,

а внутри пустота.

Хранимое в сердце

отражается на лице.

Сердце

к сердцу тропу имеет.

Верная любовь ни в огне не горит,

ни в воде не тонет.

Любовь не картошка,

не выкинешь в окошко.

С милым рай

и в шалаше.

  1. Текст выступления (можно дополнить свою информацию)

Моя родина – Югра.  Мне нравится здесь жить. В нашем округе много рек, озёр. Край богат нефтью и газом. А какие необыкновенно красивые леса у нас. Иной раз пойдешь по грибы или ягоды, а потом залюбуешься красотой, заслушаешься пением птиц и забываешь, зачем пришел. Домой возвращаешься довольным, радостным. Особенно нравятся белые ночи. Просыпаешься и с удивлением думаешь, вечер сейчас или утро.  

Мне кажется, что всю эту красоту невозможно встретить нигде, кроме Югры. И в будущем я хочу остаться здесь, чтобы хранить и оберегать эту необыкновенно красивую и богатую землю.

 

  1. Вам нужно сочинить синквейн.  

Темы синквейнов «Югра».

Правила сочинения:

1 строчка                 1 имя существительное                край

2 строчка                2 прилагательных (признаки)        большой, богатый

3 строчка                3 глагола                                живёт, работает, процветает

4 строчка                предложение из 4 слов                мы в нём живём

5 строчка                1 имя существительное                ЮГРА

Задание группы №3(Рыба)

  1. Ребята вам необходимо отгадать загадки. Когда каждый из вас отгадает.
  2. У вас получится ключевое слово.
  3. Образ вам нужно найти на карте.

  1. Тот рыбак, большой везун,
    У кого в руках. (
    Муксун.)
  2. Охраняют днем и ночью,
    Эту рыбу, между прочим (
    Нельма.)
  3. Есть названия, похожи,
    У реки и рыбы тоже.
    Эта рыба всем ценна –
    Охраняема она,
    начинается на о… (
    Осетр.)
  4. А вот вам еще
    одна загадка.
    Рыба редкая это – с…(
    Стерлядка.)
  5. Бывает творожным
    Бывает и сладким,
    А этот плавает
    Без оглядки с....(
    Сырок.)
  6. Приготовили рыбаки снедь,
    И поймали в нее с… (
    Сельдь.)

7. Название ее интересное,
         И рыба сама полезная.
         А первая буква такая,
         У сказочной рыбы бывает. (
Щокур – чир.)

       4.  Текст выступление (можно дополнить свою информацию)

Самыми распространёнными занятиями местных жителей были рыбная ловля, охота на пушных зверей и дичь. Они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, грибов, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды.

В реках и озерах нашего края водится очень много рыбы. Рыбы – основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник пищи, «живое серебро» нашего края.

         Знаете ли вы, что город Сургут в переводе из хантыйского означает – “рыбное место”. Название города происходит от слов ханты “Сур”(рыба) и “гут”(яма).

 

5.Вам нужно сочинить синквейн.  

Темы синквейнов «Югра».

Правила сочинения:

1 строчка                 1 имя существительное                край

2 строчка                2 прилагательных (признаки)        большой, богатый

3 строчка                3 глагола                                живёт, работает, процветает

4 строчка                предложение из 4 слов                мы в нём живём

5 строчка                1 имя существительное                ЮГРА

Рефлексия

  1. Наш округ - седой богатырь
    Свой дух возродил величаво,
    Опора России - Урал и Сибирь!
    Гордимся Югрою по праву.
  2. Югра - ты прекрасный наш дом, 
    Здесь ценят всегда человека,

И нашим упорством, и нашим трудом
Тебе процветать век от века!

Дорогие ребята, я очень хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями о нашем путешествии. На ваших столах есть зеленые и желтые елочки. Я вас попрошу на зеленых елочках написать, что вам понравилось или больше всего запомнилось и прикрепить на нашу карту. А на желтых елочках написать, что не понравилось и так же прикрепить на карту.

 

Итог урока:

В день рождения принято дарить разные подарки. Что может  быть для нашей Югры самым лучшим подарком? Конечно, наша любовь и наши знания о ней. Сегодня вы показали, насколько хорошо вы знаете свой край. Надеюсь, что вы  ещё больше полюбите его.  

Югра многоликая,
Делами великая
Идёт вдохновенно вперед!
Мы пишем историю
Любимой Югории
И славим Югорский народ!

Молодцы, ребята, вы очень хорошо сегодня поработали.

Приложение 1

  Территория края была заселена ещё с древних ……….., об этом свидетельствуют многочисленные находки ……………... Издревле здесь проживали ……………….., манси и ненцы. Коренным населением Ханты-Мансийского автономного округа являются ханты и………………………..

В нашем округе живет много замечательных людей, которые прославляют наш край своим трудом, ………………, достижениями.    

      В нашем округе живут ……………и отзывчивые люди, чьи сердца не остудили сибирские………………. Мы искренние, открытые,  внимательные, перспективные.… Да-да! Сибирский народ — самый многонациональный! Потому что когда они ехали сюда, они были в числе первых. А только первые могут быть целеустремлённые,…………….. , творческие, инициативные, работоспособные, а значит, перспективные! И мы их - дети  будем такими же.

Слова: времён, археологов, ханты, манси, успехами, добрые, морозы, активные

Моя родина –………………..  Мне нравится здесь жить. В нашем округе много рек,…………….. Край богат нефтью и………………. А какие необыкновенно красивые леса у нас. Иной раз пойдешь по грибы или, а потом залюбуешься красотой, заслушаешься пением …………………и забываешь, зачем пришел. Домой возвращаешься довольным, радостным. Особенно нравятся белые ночи. Просыпаешься и с удивлением думаешь, вечер сейчас или утро.  

Мне кажется, что всю эту …………………невозможно встретить нигде, кроме Югры. И в будущем я хочу остаться здесь, чтобы хранить и ……………………эту необыкновенно красивую и богатую землю.

Слова: Югра, газом, озёр, ягоды, птиц, красоту, оберегать.

Самыми распространёнными занятиями местных ……………..были рыбная ловля, ……………..на пушных зверей и дичь. Они занимались выделкой кож и шкур, заготовкой кедрового ореха, ягод, грибов, пошивом обуви и одежды, кузнечным делом, держали много собак для охоты и езды.

В реках и ……………….нашего края водится очень много………………... Рыбы – основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник……………., «живое серебро» нашего края.

         Знаете ли вы, что город Сургут в переводе из хантыйского означает – “рыбное место”. Название города происходит от слов ханты “Сур”(рыба) и “гут”(яма).

Слова: жителей, охота, озерах, рыбы, пищи

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Методическая разработка уроков и внеклассного мероприятия «Проектная деятельность учащихся на уроках развития речи и внеклассном мероприятии по теме «Русские народные промыслы»

Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать ...

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»

Данная методическая разработка внеклассного мероприятия   «Что такое коррупция?»  составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика»   для обучающ...

Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).

-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием   школьников   -развивать у детей мотивацию к занятию спортом   - формирование спортивных к...