Классный час"Справедливость"
презентация к уроку (11 класс) на тему

Непомнящая Татьяна Михайловна

Высказывания великих людей о справедливости. Притчи о справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Классный час "Справедливость"75 КБ

Предварительный просмотр:

         ГБОУ лицей –интернат «ЦОД»

   

     Классный час

 «Справедливость?»

                   

                         Разработала:

                                                      учитель математики

                                                      Непомнящая Т.М.

                             

                       г.Нижний Новгород

                                      2012 г.


Тема классного часа «Справедливость?»

Цель: Создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.

Задачи: Организовать деятельность, способствующую осмыслению понятия  «Справедливость». Развитие потребности к самоанализу.    

Форма: беседа, дискуссия, диалог.

Оборудование: .компьютер, проектор, презентация.    

Подготовительная работа. Класс разделён на 6 групп. Каждая группа получила задание

  1. Найти высказывания   о справедливости.
  2. Русские пословицы о справедливости.
  3. Притчи о справедливости.
  4. Стихи и песни.
  5. Подготовить презентацию.
  6. Оформить кабинет .

Содержание классного часа

  • Вступительное слово классного руководителя.
  • Высказывания о справедливости.(Презентация)
  • Выступление учителя. (Презентация)          
  • Выступление учащихся.(Притчи)
  • Выступление учителя. (Презентация)  
  • Работа с пословицами:
  • Ситуации
  • Релаксация
  • Заключение.
  • Высказывания о справедливости.(Презентация)

  • Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот, что трудно (В. Гюго)  
  • Справедливость — высшая из всех добродетелей.

Существует два первоначала   справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

Воздавать нужно каждому свое.                     (       Цицерон )

  • В счастье действовать справедливо всегда легче, чем в несчастье.

                                                                                                 (Стефан Цвейг)

  • Будь справедлив, и будешь счастлив.

                                                                 (Жан Жак  Руссо)

  • Справедливость — вот добродетель душ великих.

(Платон)

  • Справедливость должна быть сильной, а сила — справедливой.

(Паскаль )

  • Справедливость карает зло, надежда хочет его исправить, а любовь не замечает.

(Дюрренматт )

( Учащиеся зачитывают высказывания, дают небольшие справки  об авторах высказываний.)

  • Выступление учителя. (Презентация)          

Знаменитый философ Диоген 2500 лет назад расхаживал с фонарем по улицам Афин, возглашая: «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами,  матросами, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половых, возрастных особенностей, профессиональных различий. Он искал человеческую личность различий..

Говоря о справедливости -  мы говорим о личности,  о « человеческой личности».

1.Справедливость – это беспристрастное, справедливое отношение к кому-либо, чему-либо.

2. Существует еще одно значение слова «справедливость» - когда человеческие отношения, законы, порядки и т.п., соответствуют нормам и требованиям.

 3. Справедливый человек - это тот человек, который действует беспристрастно (без заранее сложенного отрицательного мнения о ком-либо, чем-либо) в соответствии с истиной.


4. Истина – это то, что соответствует действительности, правда. 


5.Если рассмотреть происхождение слова «справедливость», то станет более понятным его смысл. «С» - вместе с чем-то. «Правда» - правый, истинный. Получается «согласно истине».

 
6. Справедливость – тема многих споров, как в повседневной жизни, так и на уровне государств. И иногда трудно понять, на чьей же стороне справедливость.

Индивидуальная работа. Сейчас каждый из вас подумает и оценить себя с точки зрения данных высказываний о справедливости в десяти бальной системе.

  • Выступление учащихся.(Притчи)
  • Притча о том, какая бывает справедливость

Часто старца Таисия спрашивали, что такое справедливость?

Как поступать справедливо? Отец Таисий говорил:

— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.

Тогда старец приводил такой пример.

— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив.

Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!

Отец Таисий  продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну,

 по пять, и съели.

 Это справедливо?

— Да, справедливо! — сказали все.

Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Таисий.

— Есть ещё справедливость Божественная!

Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись,

что другой очень любит сливы, сказал:

— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю.

И к тому же у меня от них болит живот!

 А я могу съесть только одну.

— Отдай  другому  то, что он хочет, а не половину,

отдай ему  хорошее,  а себе оставь плохое.

 В этом и будет Божественная справедливость,

 — заключил свой рассказ старец.

  • СПРАВЕДЛИВОСТЬ     (Притча)  

-Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

   - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

   - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

   - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

   При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

   - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

   В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости - высшая справедливость жизни.

  • Выступление учителя. (Презентация)          

«Справедливость в современном мире»

Справедливость можно поделить на три типа:
1. справедливость людей

2. справедливость в использовании законов

3. справедливость жизни

То, как человек поступает с другими людьми, такое отношение к себе он получает от них. 
Это и есть справедливость жизни. Если человек дружелюбен, любит помогать, использует справедливость в отношении других, тогда и в жизни он получает много хорошего. Он притягивает к себе честных и открытых людей.   Как можно оценить, справедлив ли исход или нет, при помощи этого самого относительного сравнения? Вот как: Введём некую абстрактную меру пользы и вреда, которая будет измеряться в   у.е. (польза со знаком "+", вред со знаком "-") и функцию, означающую справедливость. Получим
формулу: справедливость = польза + вред. 

а как же мы должны обращаться с ней для этого?

  Теперь попробуем перейти к практике использования этой абстрактной формулы. Допустим, Вы совершили какой-то поступок, справедливость которого хотите оценить. Берём пользу, которую Вы принесли кому-либо или себе этим поступком со знаком "+" и прибавляем вред, который Вы принесли кому-либо или себе этим поступком со знаком "-", складываем и получаем справедливость. Если она положительна, то Вы поступили справедливо, если отрицательна, то - нет. Не забывайте также учитывать косвенную пользу и косвенный вред.

Конечно это очень абстрактная арифметика, но в жизни есть примеры таких ситуаций (очень много!), где даже числа не нужно подставлять. Вот пример: 
Идёте Вы по улице и видите, как впереди идущий человек случайно роняет на землю перчатку и не замечает этого. Вы ему тут же говорите об этом. Ему польза огромная (как минимум экономия времени на возвращении и поиске перчатки), вам вреда практически нет - справедливость явно положительна и большая. Этот пример показателен ещё тем, что бездействие тоже можно (и нужно!) оценивать как действие, приводящее к какому-то результату. Несправедливо поступить можно даже ничего не делая! 

Справедливость жизни реализована очень просто. Если соглашаешься на плохое, то у тебя будет плохое. Жизнь справедлива, но справедливость по отношению к себе создаешь ты сам. Отказываясь от плохого, ты получаешь хорошее. Соглашаясь на плохое, ты имеешь плохое. Абсолютная справедливость.

Кому-то эта справедливость кажется жестокой. Ну да, тут на халяву не прокатишь. Есть, конечно, те, кто пытается получить что-то для себя за чужой счет. Но даже если у них это получается (а что, бывают такие люди, которые других сажают себе на шею, да еще и извиняются, что сидеть неудобно) - все равно халявщики за такое поведение расплачиваются по полной программе. И страдают обязательно. А также страдают те, кто делает другим плохо. Причем это не какое-то наказание со стороны или от сил небесных. Такой человек наказывает себя сам.

Жизнь устроена просто. Нет никаких полутонов. Есть хорошее, есть плохое - а что еще? Полуплохое? На четверть хорошее? Просто далеко не каждый отличает плохое от хорошего, потому и кажется, что мир сложен.

А судьи кто? Ведь страшно же на себя такой груз брать - определять, что вот этот человек поступает плохо, а этот - хорошо. Да, конечно, страшно. Ответственность брать на себя всегда страшно. Поначалу. Ну, действительно, ты же заявляешь - Я за это отвечаю, а вдруг не сможешь, а вдруг ошибешься, и вообще такие заявления страшноваты, когда ты громко говоришь "Я".

Судья, конечно же, всегда ты сам. А кто же еще? И это только поначалу страшно, с непривычки, определять, что хорошо, а что плохо. И страх ошибиться - проходит. А что страшного в ошибке? Ну послал ты жестко хорошего человека, не распознал, думал, что плохой, бывает. Но ты же всегда можешь все исправить - извиниться, объяснить. Хороший человек поймет и извинит, а плохой - туда ему и дорога. Ошибиться становится не так страшно, когда ты уже ошибался и свои ошибки исправлял.

  • Работа с пословицами:
  1. Что посеешь, то и пожнешь.
  2. Справедливый человек, словно памятник, отовсюду виден.
  3. Как аукнется, так и откликнется.
  4. Око за око, зуб за зуб.

В словаре В. Даля  «справедливость» приравнивается слову  «правда», а основное слово - «справедливый» производно от слова  «справливать»  (т.е. править, прямить,  выправлять), и в качестве первых значений имеет: «правильный», «сделанный законно».

Справедливость – это то, о чем мечтает каждый человек.
Справедливость – это то, на что рассчитывает и ребенок и взрослый.
Исходя из всего этого, возникает вопрос: «А мы хотели бы, чтобы в отношении нас применяли справедливость?» Тогда как же мы должны обращаться с ней для этого?
Где же эта самая мера справедливости? Да, меры справедливости, как таковой, не существует. Но ведь справедливость различных исходов одной

  • Ситуации

1.Ты и твой друг   ( ты и твоя подруга) совершили проступок. Тебя заметили( или узнали) и наказали. Друга( подругу) не заметили и не наказали. Определите меру справедливости наказания по отношению к себе ,по отношению  к другу( подруге) . Что надо сделать по справедливости?

2.Твой друг совершил плохой поступок по отношению :

а) к постороннему человеку;

б) по отношению к однокласснику;

в) по отношению к тебе.

Одинаково ли будет твоё суждение о мере наказания? Отвечай справедливо.

Признаки справедливости:

Согласие и взаимность. Где есть согласие – там всегда присутствует и справедливость; это верно и для взаимности. Преимущества справедливости:

Справедливость дает силы – для борьбы со злом во всех его проявлениях.

Справедливость дает надежду.

Справедливость дает свободу.

Справедливость обеспечивает уверенность – в собственных силах и в собственной правоте.

Моральные правила современного человека:

1.Избегай в своих действиях зла (унижения, достоинства, обмана и насилия)

2.Стремись к борьбе с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть.

3.Признавай правоту других людей, сомневайся в собственной безусловной правоте.

4.Будь готов пойти навстречу другому человеку.

5.Стремись найти решение, которое могло бы устроить всех.

 Используем интерактивное упражнение «Микрофон».

Учащиеся высказывают свою точку зрения по поставленному вопросу. По классу пускаю предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» четко и лаконично излагает свою мысль.

Далее учитель предлагает ответить на вопросы:

1. Что значит, справедливо относиться к людям?

2. Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают?

3. Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?

4. Как вы думаете, кто чаще поступает справедливо: взрослые или дети, и почему?

  • Релаксация – Любая, даже самая успешная личность нуждается в отдыхе. Предлагаю немного расслабиться.

Исполнение песен. Чтение стихов.

  • Заключение.

Притча.

Мудрец поселился на вершине горы, все к нему приходили, и он помогал всем советом. Но одному человеку, стало завидно. Он стал говорить, что никакой он не мудрец, и что он докажет это: «Я поймаю бабочку, спрячу ее в ладони и спрошу у мудреца, что у меня там лежит. Если он скажет: «Бабочка», – я спрошу: «Живая она или мертвая?». Если он скажет: «Живая», – я ее сожму и убью, а если – мёртвая – разожму руки, и она улетит. Пришли к мудрецу. «Что у меня в ладонях?», – спросил завистник. «Бабочка», ответил мудрец. «А какая она, живая или мертвая?». «Все в твоих руках!»-ответил мудрец.

 Справедливость воцарится тогда,

когда каждый будет воспринимать

 чужую обиду, как свою.

                                ( Солон )

 

Быть несправедливым к себе так же трудно, как быть справедливым к другим.

                                                                                                           (  Лемель )

  

Дух справедливости и дух истины — одно целое. 

                                                                                                         (  Вейль )

  • Задание на дом.

Напишите для себя несколько законов справедливости и постарайтесь им следовать.

.И задайте себе вопрос «Легко быть справедливым?».Постарайтесь найти ответ.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Соединение силы и справедливости"

проверка самостоятельной работы учащихся по теме "Правовое государство"...

Разработка урока истории для 5 класса по теме:"Законы "сияющей справедливости", по новым ФГОС.

Урок Законы "сияющей справедливости" оформлен со спецификой новых стандартов, содержит подборки законов для групповой работы, снабжен технологической картой урока. Позволяет реализовать основные компе...

Классный час на тему "Россия на пути к свободе и справедливости"

Занятие преследует воспитательно-гуманистические, эмоционально ценностные, гражданско-правовые цели. Преподаватель делает ставку на прием сопоставления: есть и было, было и будет.    На...

Презентация к классному часу "Справедливость"

Высказывания великих людей и притчи о справедливости....

Классный час "По законам справедливости". Антикоррупция

Антикоррупционный классный час "По законам справедливости" для 6 класса...