Классный час "Как я понимаю справедливость"
классный час
Предварительный просмотр:
Как я понимаю справедливость.
1. Введение в тему.
Учитель читает притчу о справедливости:
«Нет на свете справедливости! – жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
- Доколе же неправду терпеть! – возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
- Житья нет от произвола! – промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на лающего внизу дворового пса.
- Успокойтесь, друзья! – сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе. – В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
- Справедливость, - продолжала сова, - это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой. Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота – сбор нектара с цветов, у других – работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара. В природе все мудро и продуманно, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости – высшая справедливость жизни!»
2. Определение темы беседы.
Не случайно я начала наш классный час именно с этой притчи. Сегодня мы поговорим с вами о справедливости. Тема нашей беседы - «Как я понимаю справедливость». Слово «справедливость». Подумайте, от каких слов оно могло произойти? («Право»; «ведать»- знать, направлять) – то есть это чувство, направленное в правильное русло.
«Словарь русского языка» Ожегова поясняет смысл этого слова: «выправлять, прямить, сделать законно, правосудие».
В европейских странах справедливость происходит от слова «justitia» - юстиция – связь с юридическими законами.
А так выглядит богиня правосудия «Фемида» - учитель показывает детям иллюстрацию. Она изображается с завязанными глазами, так как справедливость должна быть равной для всех, несмотря ни на что. И в руке у нее весы, как вы думаете для чего? (Выслушиваются мнения). Правильно, для взвешивания – оценивания - хороших и плохих поступков при принятии решения.
Нельзя понять, что такое справедливость, не узнав, что такое несправедливость.
3. Работав парах.
Поработав в парах, приведите примеры несправедливости, встречавшиеся вам в школе, классе, дома, на улице?
Ответы ребят (приводятся примеры).
- Почему эти несправедливости происходят?
Ответы ребят (нарушаются нормы, правила и законы).
4. Игровая ситуация.
Я предлагаю вам поучаствовать в игре «Справедливый суд»: одна подгруппа детей становится «Судьями», а другая – «Несправедливо обиженные». Вторая группа после небольшого обсуждения предлагает на суд три, по их мнению, несправедливые ситуации. Первая группа старается помочь и принять правильное и справедливое решение. Затем подгруппы меняются местами. Жюри из взрослых оценивает правильность принятых решений.
5. Создание памятки.
У вас на столах лежат высказывания известных людей о справедливости, я предлагаю вам зачитать и объяснить, как вы их понимаете, а затем мы приклеим каждое высказывание к плакату и создадим своеобразную памятку нашего классного часа. Варианты высказываний:
Справедливость глуха к тем, кто не слышит своей совести. |
Справедливый человек не тот, который не совершает несправедливости, а тот, который, имея возможность быть несправедливым, не желает быть таковым. (Менандр) |
Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего. (Марк Туллий Цицерон) |
Гнев часто бывает причиной несправедливости. |
Если принцип справедливости не понят, как тогда действовать? Если человек идет по дороге, но не видит куда, как он может идти? (Чжу Си) |
Без силы справедливость - одна немощь, сила без справедливости - тиранична. (Блез Паскаль) |
Венец справедливости есть смелость духа и неустрашимость мысли, предел же несправедливости в страхе перед угрожающим несчастьем. (Демокрит) |
Несправедливость одинаково гнусна, совершает ли ее одно лицо или множество лиц. (Герберт Спенсер) |
Чтоб не нуждаться в том, кто творит справедливость, будь справедлив сам. (Восточная мудрость) |
Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер) |
В тех крохотных мирах, в которых живут дети ... ничего не ощущается так тонко и не чувствуется так остро, как несправедливость. (Чарльз Диккенс) |
Правда – служанка справедливости, свобода – её дочь, мир – верный её товарищ, благополучие ходит за ней по пятам, победа – среди её преданнейших почитателей… (Сидней Смит) |
Несправедливость не всегда связана с каким нибудь действием; часто она состоит именно в бездействии. (Марк Аврелий) |
Справедливость - это слово как будто отлито из металла, в нем нет ни теплоты, ни снисхождения. Иногда мне кажется, что оно из чугуна, иногда оно теряет вес, становится оловом. Его нужно согреть своей страстью. (Илья Григорьевич Эренбург) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час по толерантности "Счастье - это когда тебя понимают!"
Данная методическая разработка знакомит учащихся с понятием толерантности и его историей, способами толерантного поведения, развивает коммуникативные умения и навыки самоанализа, помогает сплотить кол...
Классный час на тему "Россия на пути к свободе и справедливости"
Занятие преследует воспитательно-гуманистические, эмоционально ценностные, гражданско-правовые цели. Преподаватель делает ставку на прием сопоставления: есть и было, было и будет. На...
Классный час"Справедливость"
Высказывания великих людей о справедливости. Притчи о справедливости....
Презентация к классному часу "Справедливость"
Высказывания великих людей и притчи о справедливости....
Классный час "Искусство понимать других"
классный час на тему "Толерантность"...
Классный час "По законам справедливости". Антикоррупция
Антикоррупционный классный час "По законам справедливости" для 6 класса...
Классный час "Давайте понимать друг друга с полуслова"
Цель: формирование умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики....