Классный час "Давайте понимать друг друга с полуслова"
классный час (10 класс) на тему
Цель:
формирование умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.rar | 462.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Давайте понимать друг друга с полуслова
Цель:
формирование умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этики.
Оформление:
Высказывания:
1.«Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». И.Гете
2.»Ничто не обходится нам дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Сервантес
3. «Вежливость порождает вежливость». Э. Роттердамский.
4.»Остерегайся сам того, что не одобряешь в других».
5.»Не делай другому того, чего не желаешь себе».
ТСО: ПК, проектор
1.Организационный момент.
Учащиеся разбиваются на группы.
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты -
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не надо придавать значения злословью,
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить во всем друг другу потакая,
Тем более что жизнь короткая такая.
БУЛАТ ОКУДЖАВА
Посмотрите на высказывания, развешанные в классе. Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.
«Культура поведения, общения и внешнего вида»
Может ли человек, обладающий массой достоинств, быть некультурным?
Учащиеся предлагают свои ответы.
Есть ли взаимная связь в понятиях «поведение» и «культура?»
Учащиеся предлагают свои ответы.
Теоретическая часть.
Отношение к человеку во многом зависит от его поведения среди окружающих. Не случайно подавляющее большинство негативно относится к хамам, или заносчивым личностям. Культурные же люди – напротив, желанны в любом обществе.
Существуют общепринятые нормы приличия и правила поведения, соблюдение которых является залогом успешной коммуникации. Все эти нормы и правила можно объединить под одним термином – культура поведения человека
Попробуйте сформулировать, а что такое «Культура поведения»
Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные, этические и эстетические нормы этого поведения
Т.е культурный человек – это человек, соблюдающий: культуру поведения, культуру общения и культуру внешнего вида
Как связаны между собой такие понятия как «культура» и «этикет»?
-Что означает слово «Этикет»?
Это слово французского происхождения.
Этикет – установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения.
-А знаете ли вы , какую страну считают родиной этикета?
Италию!
Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа – группа в училище. Что такое группа в училище – объединение людей, где «я» каждого превращается в общее «мы». И нужно чтобы каждое отдельное «я» чувствовало себя в этом большом «мы» комфортно. И чтобы «я» каждого не подавляло «я» своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому «я» полноценно развиваться.
Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в училище – с учителями, друзьями , библиотекарем; в магазине – с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в училище, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в училище, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в училище, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.
Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях:
На столах листы с таблицей из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.
Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения
1 команда
- У себя как хочешь,
- Не дорог подарок –
- О пустяках спорить-
- По одежке не суди,
- Слово – серебро,
2 команда
- Хоть не богат,
- От слова спасенье,
- На незванного гостя
- В деревню, где живут одноногие,
- От одного слова,
- молчание – золото.
- дорога любовь.
- по делам гляди.
- дело упустить.
- а в гостях – как велят.
- и от слова погибель.
- не припасена и ложка.
- а гостям рад.
- да навек ссора.
- надо идти на одной ноге.
3 команда
- На чужой роток
- Дома, как хочу,
- Не будь в людях приметлив,
- На ласковое слово не кидайся,
- Ешь пирог с грибами,
- на грубое не гневайся.
- а язык держи за зубами.
- не накинешь платок.
- будь дома приветлив.
- а в людях, как велят.
Попробуйте назвать пословицы и поговорка о культуре поведения.
Кто больше назовет пословиц и поговорок о культуре речи и культуре поведения?
- За худые слова слетит и голова.
- От приветливых слов язык не отсохнет.
- Слово не воробей вылетит не поймаешь.
- Слово не обух, а от него люди гибнут.
- Доброе слово лучше мягкого пирога.
- Доброе молчание лучше худого ворчания.
Язык наперёд ума рыщет.
Больше дела, меньше слов.
От приветливых слов язык не отсохнет.
От лихого не услышишь доброго слова.
Он на ветер слов не бросает.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Обычай выше закона.
Нетрудно ласковое слово, да споро.
В чужом доме не указывают.
Не стыдно молчать, коли нечего сказать.
Вчера солгал, а сегодня лгуном называют.
Говори, да не заговаривайся.
Не ножа бойся, а языка.
Говорит день до вечера, а послушать нечего.
Говорит прямо, а делает криво.
Не всё мели, что знаешь.
Начал за здравие, а кончил за упокой.
Напои, накорми, а после расспроси.
Держи язык на верёвочке.
Называет другом, а обирает кругом.
Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
На языке медок, а на сердце ледок.
Доброе слово и кошке приятно.
- Что обозначает слово «Вежливость»?
Вежливость, истинная культура поведения – это совокупность поступков, содержание и внешнее проявление которых соответствуют нравственным принципам морали.
«Вежливость имеет свои законы, которые нужно знать, а не открывать всякий раз заново. Каждое поколение не изобретает же заново алфавит, цифры, законы физики, математики»,- говорил С.Михалков
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». М. Сервантес
Конкурс:
На доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.
Вырабатываются правила поведения.
Правила:
1.Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях – это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
2.Не допускайте ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
3.Дорожи своей честью, честью семьи, училища, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
4. Помогай младшим, незащищенным, будь справедливым.
5. Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.
Работа с «чашей мудрости».
Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.
Ситуация 1. Ваш друг оскорбил учителя. Ваши действия?
Ситуация 2. Вы пришли в столовую на обед, а там очередь. Вы попросили последнего в очереди предупредить тех, кто подойдет позже, о том, что вы отошли. Когда вы пришли и заняли своё место, люди начали возмущаться Ваши действия?
Ситуация3. Объясните пословицу «Не ножа бойся, а языка»
Ситуация 4. Вы опоздали на урок. Ваше место занято другим обучающимся. Ваши действия?
Ситуация 5. К вам в группу пришел новенький. Как вы себя поведете? Как вы его встретите?
Ситуация 6. На уроке у вас зазвонил телефон. Звонок для вас важен. Ваши действия?
«Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям?»
Выступления обучающихся по темам:
- Правила поведения в училище.
- Правила общения
- Правила внешнего вида
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В УЧИЛИЩЕ
В училище существуют определенные правила, которые должны соблюдать все обучающиеся. Это нужно для того, чтобы сделать учебу в училище делом приятным, удобным и комфортным для всех участников процесса.
Как вести себя на уроке
• В училище лучше приходить за 10-15 минут до начала урока.
• Все необходимые учебники, тетради, ручки и карандаши должны быть под рукой, поэтому сумку собирай с вечера.
• На время уроков обязательно выключай звук на мобильном телефоне, чтобы он не мешал внимательно слушать преподавателя. Если во время урока пришло SMS, прочитать его ты, конечно, украдкой можешь. Но отвечать на него лучше на перемене, чтобы не отвлекаться.
• Неприличные жесты и выражения недопустимы не только во время урока, но и в любое другое время.
• Без разрешения преподавателя или медсестры уходить с уроков нельзя.
- Не пропускать занятия без уважительной причины.
- Пропуски по болезни подтверждаются медицинскими справками, пропуски по семейным обстоятельствам – заявлением от родителей.
• Во время урока нельзя разговаривать, вертеться по сторонам, мешать другим слушать объяснения преподавателя.
• При необходимости выйти из класса подними руку, попроси разрешения выйти. Во всех случаях, когда на уроке ты хочешь задать вопрос преподавателю, поднимай руку.
• Соблюдай чистоту и порядок на своей парте. Пусть на ней будет лежать то, что нужно на уроке. Все остальное лучше убрать.
Как вести себя на перемене.
За 45 минут урока ты наверняка устал сидеть, писать и слушать.
Постарайся во время перемены отдохнуть и наберись сил перед предстоящим уроком. Соблюдай порядок, не кричи, не участвуй в потасовках.
На переменах запрещено
1. Толкаться.
2. Использовать непристойные жесты и выражения.
3. Швырять в других различные предметы.
4. Драться.
5. Бегать по лестницам, коридорам, рядом с оконными проемами или стеклянными витринами, съезжать по перилам лестницы или перегибаться через них. Вообще по ступенькам нужно ходить, держась правой стороны.
7. Бегать. Тем более с острыми предметами в руках (ножницами, указкой, карандашами и ручками). Не хватало еще поранить других или себя самого.
8. Садиться на подоконники, особенно если окна открыты. Это может быть очень опасным!
Правила общения
- Употребляй только те слова, значения которых для тебя совершенно понятны.
- Не засоряй свой язык бессмысленными выражениями.
- Не думайте, что, используя в речи ругательства , ты кажешься взрослее. Этим ты вызываешь только презрение окружающих.
Также существуют правила общения для говорящего, слушающего и присутствующего.
Для говорящего:
- доброжелательно относитесь к собеседнику; избегайте негативных оценок его личности, особенно в вульгарной форме;
- узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь;
- правильно выбирайте тему разговора: она должен быть интересна и понятна партнерам; - не выпячивайте свое «Я», приглушайте самомнение; старайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а личность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора;
- не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с партнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь;
- умейте внушить партнеру по общению сознание его значительности: искусство признания достоинств (а не унижения или разоблачения) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и доведено до автоматизма.
Для слушающего:
- внимательно выслушивайте говорящего; отдавайте предпочтение слушанию перед всеми другими видами деятельности;
- слушайте доброжелательно и терпеливо, как бы авансируя доверие собеседнику, окончательный вывод сделаете позже;
- не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось, и тем более не стремитесь перевести слушание в собственное говорение; помните — важнее получить информацию, чем передать ее.
Для присутствующего:
- если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в общение, то вы — по этикету — должны «изобразить пустое место», т.е. выражением лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к чужому разговору;
- если общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствие третьего и содержит намек на его подключение к общению, воспользуйтесь этим: это позиция косвенного адресата;
- если присутствующий, являясь невольным слушателем, обладает информацией, интересующей всех, или может устранить неточность или заблуждение в разговоре, то по его инициативе допускается его включение в круг общения. В этом случае следует деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Простите, что вмешиваюсь». Главное здесь — не допустить бестактности.
Правила внешнего вида
Внешний вид играет значительную роль в возникновении симпатии или антипатии при первой встрече с человеком. Недаром же возник афоризм: «Встречают по одёжке…».
Чтобы быть принятым в обществе, необходимо одеваться в соответствии с правилами приличия.
Есть важные принципы в подборе одежды:
- Одежда ( её стиль и цветовая гамма) должна соответствовать случаю (т.е. в училище ты одеваешь деловой костюм, а спортом ты занимаешься в спортивной одежде! И никак не наоборот!)
- Одежда должна быть чистой, выглаженной и удобной, т. е. подходить тебе по размеру.
- Одно и самых важных правил - обувь всегда должна выглядеть безупречно.
Сейчас вы пройдете ТЕСТ “ОТНОШЕНИЕ К НРАВСТВЕННЫМ НОРМАМ ПОВЕДЕНИЯ” и определите свое отношение к нравственным нормам поведения (ответственности, коллективестической направленности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).
Ниже дано описание различных жизненных ситуаций. Как бы вы поступили, оказавшись в каждой из них? Из предложенных ответов выберите тот, который совпадает с вашей точкой зрения (запомните, под какой он буквой, или запишите вариант).
1.Во время каникул тебя приглашает классный руководитель, для того чтобы помочь ему привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?
а) согласишься сразу же и придёшь;
б) скажешь, что созвонишься с ребятами и придёшь вместе с ними;
в) скажешь, что ты уезжаешь с родителями;
г) скажешься больным;
своя версия.
2. Тебя поручи дело, которое тебе не очень то по душе. Однако, его выполнение очень нужно группе.
а) выполнишь поручение точно в срок;
б) попросишь у классного руководителя дело, которое интересно тебе;
в) поговоришь с ребятами группы и попросишь их выполнить порученное дело;
г) найдёшь отговорку и откажешься;
3. Ты услышал, что группа одногруппников высказывает в твой адрес справедливое, но неприятное тебе замечание. Как ты поступишь?
а) постараешься всё объяснить ребятам;
б) постараешься без объяснений с ребятами быстро всё исправить;
в) сделаешь вид, что ничего не слышал;
г) попытаешься выяснить с ними отношения, доказывая свою правоту;
4. Ваша группа убирает территорию вблизи училища. Ты устал, тебе надоело работать. Как ты поступишь?
а) будешь работать до конца, несмотря на усталость;
б) попросишь уйти, объяснив усталостью;
в) попросишь ребят поработать за тебя;
г) оставишь работу и уйдёшь;
5. Ты стал свидетелем того, как один человека незаслуженно обидел другого. Как ты поступишь?
а) потребуешь, чтобы обидчик извинился перед пострадавшим;
б) разберёшься в причине конфликта;
в) выскажешься сочувственно в адрес пострадавшего;
г) сделаешь вид, что тебя это не касается;
своя версия
6. Ты совершил зло, не желая того. Как ты поступишь?
а) сделаешь всё возможное, чтобы загладить свою вину;
б) извинишься перед пострадавшим публично;
в) сделаешь вид, что не виноват(а);
г) свалишь вину на другого человека;
своя версия
.
Обработка полученных результатов:
Ответ (а)- устойчивое и ответственное отношение к выполнению нравственных норм- 5 баллов.
Ответ (б)- отношение активное, но не всегда устойчивое – 3 балла.
Ответ (в) – отношение к выполнению нравственных норм пассивное и недостаточно устойчивое -2 балла.
Ответ (г)- негативное отрицательное отношение к нравственным нормам- 1 балл.
Высокий уровень нравственной воспитанности – 24-30 баллов.
Достаточно высокий уровень – 18-23 балла.
Средний уровень – 14-17 баллов.
Ниже среднего уровня – 6-13 баллов.
Не расстраивайтесь, совершенству нет предела. Зато теперь вы знаете, к чему стремиться.
Обобщим все, что было сказано сегодня, и попробуем назвать качества, признаки и действия присущие культурному и воспитанному человеку. Но начинаться они должны на каждую букву слов «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»
Учитель: вот и заканчивается наша встреча. Сегодня мы с вами попытались проанализировать ошибки, которые люди допускают во время общения, попытались понять, как найти общий язык друг с другом. Конечно, сразу научиться искусству общения нельзя. Человек учится этому всю жизнь. Для этого необходимо выполнять три условия: 1-ое условие - познание общепринятых норм и правил поведения; 2-ое - тренироваться упражняться в правильном поведении; третье - крепкие и устойчивые привычки поведения.
И если мы будем стараться жить, получая истинную радость от общения, то мир покажется большим, солнечным и прекрасным.
Высказывания знаменитых людей о культуре поведения
Бранью достигается лишь одна треть, любовью и уступками - все.
Жан Поль
Взаимная благожелательность есть самое близкое родство.
У. Роджерс
Учтивость и скромность свидетельствуют о подлинной просвещенности человека.
О. Бальзак
Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований.
Р. Эмерсон
Обаяние чаще заключается в уме, чем в лице, т. к. красота лица обнаруживается сразу и не таит ничего неожиданного; но ум раскрывается лишь понемногу, когда сам человек этого желает, и в той мере, в какой он этого желает.
Ш. Монтескье
Существует только один способ стать хорошим собеседником – уметь слушать. К. Морли
У человека нет выбора – он должен быть человеком!
Станислав Ежи Лец
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок.
И в сердце лесть всегда отыщет уголок.
И. А. Крылов
Вежливость порождает и вызывает вежливость.
Э. Роттердамский
Зорко одно лишь сердце; самого главного глазами не увидишь.
А. Сент-Экзюпери
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Давайте понимать друг друга с полуслова
Внеклассное мероприятие для обучающихся 6 класса по нравственному воспитанию...
"Давайте понимать друг друга с полуслова"
Урок-концерт, посвящённый Б.Окуджаве. Можно провести как внеклассное мероприятие...
Давайте понимать друг друга с полуслова.
Mutial understanding. Difficulties....
Классный час «Давайте говорить друг другу комплименты» (5-7 кл.)
Цель классного часа: развитие умения "входить в положение других", лучше понимать их чувства, мотивы поведения....
Внеклассное мероприятие "Понимать друг друга с полуслова"
Познакомить учащихся с понятием «толерантность». Стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности на примере сказки «теремок» Воспи...
Открытое занятие «Учимся понимать эмоции друг друга» для 1 класса
Цель занятия: Развитие эмпатийных чувств у детей младшего школьного возраста, понимание друг друга, развитие групповой сплоченности....
Классный час «Мы интересны друг другу, потому что мы разные»
В связи, что в последние годы предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего ...