Конкурсная программа: «Лингвистические игры»
план-конспект занятия на тему

Цель: Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас, память, внимание. Формировать творческое мышление. Обогащать речевой запас детей.  Закреплять навыки речевого этикета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_programma.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная программа: «Лингвистические игры».

Цель: Развивать лингвистические способности детей, умение активизировать лексический запас, память, внимание. Формировать творческое мышление. Обогащать речевой запас детей.  Закреплять навыки речевого этикета.

Оборудование: стенды с шарадами, метаграмами, логогрифами, цитатами, портреты мыслителей.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Вам уже знакомы такие понятия, как шарада, мегаграмма, ребус, анаграмма.  Сегодня я предлагаю вам поиграть в  игры со словами, но игры необычные, а подразумевающие различные операции с ними: членение на определенные части, добавление или отображение частей слова, или перестановка букв. Так же вы сможете потренировать свою память, языковое чутье и зоркоcть.

1 игра – игра в шарады, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов.

1 ученик: Описательное представление слова, как правило носит конкретно-образный характер, поэтому шарады можно разыгрывать театрально. Представлять и отдельные части и целое загаданное слово. Это очень интересно. Недаром театрализованные шарады были излюбленным развлечением на семейных праздниках в России 19 века.

Первый слог – мужское имя.

Буква гласная – второй.

Слово в целом – знак почтовый.

Угадайте вы, какой? (Марк-а).

Мое начало – буква алфавита.

Она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся

И обойти ее стремятся.

А целое весной жужжит,

То сядет на цветок,

То снова полетит. (Ш-мель).

Мой первый слог в линейках нотных.

Вторые два – защита у животных.

А целое соединит всегда

Деревни, села, города. (До-рога).

Мой первый слог найдешь тогда,

Когда кипит в котле вода.

Местоименье – слог второй.

А в целом школьный столик твой.

(Пар-та).

Названье ноты напиши.

Прибавить имя поспеши.

И покачусь я по дороге

Или тебе обую ноги. (Ре-зина).

Слог первый мой – предлог.

Второй же летний дом.

А целое порой решается с трудом.

(За-дача).

Первый слог метут метлой.

Глазом назовут второй.

Третий резать хлеб годится.

А четвертый – лишь частица.

Целое на червяка похоже

И на гусеницу то же. (Сор-око-нож-ка).

Мой первый слог – местоименье.

Второй же – времяисчисленье.

Я третий слог из азбуки несу.

А целое найдете вы в лесу. (Я-год-а).

Друзья, возьмите резкий звук.

Добавьте гласную скорей –

И превращусь я в рыбу вдруг,

живу средь северных морей. (Треск-а).

Ведущий: Молодцы, ребята. А теперь предлагаю поиграть в метаграммы, давайте вспомним, что это такое.

2 ученик: Метаграмма – это слова, различающиеся одной буквой, звуком. Метаграмами так же часто называют головоломки,  основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать только имена собственные).

Когда  с Т, на мне плывут,

Когда с Д, меня сорвут.

(Плот – плод).

С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П от вас не утаю,

Тоже в школе я стою.

(Карта – парта).

С Е я – жаркая погода.

С О – настольная игра.

(Лето – Лото).

С  Р я пышно красуюсь на клумбе в саду.

Захочешь – поставь меня в вазу.

Но с буквою К в огород я пойду

И если капусту на грядке найду –

Капусту я съем сразу.

(Роза – Коза).

Мои кусты легко узнать

Цвету я гроздьями весною.

Но замените мягкий знак

На букву А – и я завою.

(Сирень – Сирена).

Ведущий: А теперь перейдем к следующим словесным загадкам, но сначала узнаем, что такое логогриф.

3 ученик: слово логогриф произошло из греческого языка (лого – слово, грихос – загадка). Логогриф – это такая загадка, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (реже слога). В логогрифах, как и в других словесных головоломках, принято загадывать не любые слова, а существительные именительного падежа. Например из слова рот, добавив одну букву можно получить слова крот, рота, рост, грот, а из слова сон – соня, слон, стон и т.д.

На берегу морском

Я круглый год валяюсь,

Отменишь мягкий знак –

Я в птицу превращаюсь.

(Галька – Галка).

Пойди-ка в сад и погляди:

Я там цвету благоухая.

Но Г приставишь впереди

И в небе я загромыхаю.

(Роза – Гроза).

Я рыбное блюдо

Когда ж прибавишь М

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем.

(Уха – Муха).

Мы всех – и взрослых и детей

В часы досуга развлекаем,

Но если  нам прибавить Т –

Мы их ужасно испугаем.

(Игры – Тигры).

Я глубока и полноводна

И вся страна гордиться мной.

А впереди ты И прибавишь

И стану птицей я лесной.

(Волга – Иволга).

Ведущий: подводит итоги конкурсов, проводит повтор и закрепление основных разделов программы, благодарит всех участников, прощается, желает успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсная программа "Игры разума"

Игра состоит из 6 этапов. В игре участвуют 7 человек (можно использовать несколько команд по 7 человек). После каждого конкурса 1-2 человека выбывают из игры. Победителя определяет финальный конкурс. ...

Рабочая программа для 5 класса "Лингвистические игры"

Программа внеурочной деятельности для 5 класса  «Лингвистические игры» направлена на то, чтобы развить и совершенствовать такие психологические качества школьников, как  любознательность, ин...

Программа конкурсных заданий районной игры «У детей есть свои права»

В программа собраны конкурсные задания по правовой игре, с целью изучения «Конвенции о правах ребёнка», продвижение идей и принципов Конвенции в местном сообществе, знакомство детей с нормой прав...

Лингвистическая игра "Учимся играя"

Внеклассная работа по русскому языку . ?-8 классы....

Сценарий конкурсно-развлекательной программы Семейная игра "Мама и Я" ко Дню Матери

Сценарий конкурсно-развлекательного мероприятия, посвящённого Всероссийскому Дню Матери....

Сценарий конкурсной программы "Игра по станциям «АРТ-Арбат»"

На организационной линейке отряд делится на экипажи, каждый экипаж получает свой маршрутный лист, где обозначены этапы и куда заносятся баллы. По сигналу экипажи расходятся на этапы, на каждом из кото...