Театральный кружок
элективный курс по теме

Романова Татьяна Михайловна

Цель -  воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении  и в творчестве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_teatr.doc652 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация театрального кружка «Играем в театр» в начальной школе как одно из направлений дополнительного образования в ФГОС»

(2)_1_~1.JPG

 

Разработала:

учитель английского языка

Романова Татьяна Михайловна

2014 – 2015 учебный год

 «Театр - ничуть не безделица и вовсе

не пустая вещь... Это такая кафедра,

с которой можно много сказать миру  добра».

(Н. В. Гоголь)

Комсомольск-на-Амуре

2014-2015 год


Пояснительная записка.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;  формирование целостной образовательной среды, включающей  урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую  историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

Большое внимание уделено организации внеурочной деятельности, как дополнительной  среды развития ребенка. Внеурочная  художественная деятельность может способствовать в первую очередь духовно-нравственному развитию и воспитанию школьника, так как синтезирует различные  виды творчества. Одним из таких синтетических видов является театр.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой  способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги  взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.

    В то же время театральное искусство (театрализация)

  •   способствует внешней и внутренней социализации ребёнка, т.е. помогает ему легко входить в коллективную работу, вырабатывает чувство товарищества, волю, целеустремлённость, терпение и другие качества, необходимые для успешного взаимодействия с социальной средой;
  •   пробуждает интерес к русской и английской литературе, дети начинают читать с удовольствием и более осмысленно;
  •   активизирует и развивает интеллектуальные и творческие способности ребёнка; он начинает свободно фантазировать и в области текста и музыкального оформления – словом всего того, что связано с игрой в театре.

            Работа педагога заключается в создании организованной творческой атмосферы, «когда ты интересен всем, все интересны тебе». Тренировка внимания к окружающим обеспечивается в коллективных играх и заданиях, где каждый должен выступать только в своё время и на своём месте. Необходима и тренировка, раскрытие, активизация самобытности, самостоятельности каждого ребёнка. Этим и объясняется разработка программы театрального кружка. 

   Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС, с нормами СанПИНа,  ориентирована на обучающихся 3 класса. Предлагаемая программа имеет общий объём 34 часа (1 час в неделю).

Цель -  воспитывать и развивать понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении  и в творчестве.

Задачи программы:

  • мотивировать учащихся младших классов на изучение английского языка;
  • социализация личности ребенка через умение взаимодействовать со сверстниками: играть и работать вместе, подчинять свои интересы и желания желаниям других участников коллектива; обучение учащихся саморегуляции и налаживанию межличностных процессов.
  • развивать мотивационно-волевые качества ребенка: умения преодолеть препятствия при достижении цели на основе созданного у ребенка интереса к достижению этой цели, а также умение правильно оценивать результаты собственных действий;

развивать творческие способности детей, их фантазию, эмоциональную отзывчивость на иностранную речь, в частности через изучение английского фольклора при драматизации пьесок, разучивание рифмовок, стихов, песен и т.д.

Основные направления программы:

«Познавательная деятельность»

Предполагает чтение книг (русские, английские народные сказки), посещение спектаклей, их последующий анализ. Сюда же включается раздел «Основы театральной культуры», который призван обеспечить условия для овладения школьниками элементарными знаниями о театральном искусстве.

Ребенок получит ответы на вопросы:

Что такое театр, театральное искусство?

Какие представления бывают в театре?

Кто такие актеры?

Какие превращения происходят на сцене?

Как вести себя в театре?

Узнает о видах и жанрах театрального искусства?

 «Музыкальное воспитание»

Дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

Театрально-игровая деятельность.

Направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки сказок.

Художественно-речевая деятельность.

Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями).

Работа над спектаклем.

Включает в себя темы «Знакомство сказкой» (совместное чтение сказки и сценария к ней) обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов; создание декораций; дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми.

0_59014_85b858b_L.png

0_5901a_7a3398fc_L.png

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

1.  игра

2.  беседа

3.  иллюстрирование

4.  изучение основ сценического мастерства (мимика, пантомима, язык жестов, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм, диалог, монолог)

5.  мастерская образа

6.  мастерская костюма, декораций

7.  инсценирование русских народных сказок

8.  постановка спектакля.

9.  посещение спектакля (просмотр спектаклей, беседа после просмотра спектакля)

10.  выступление

Оборудование детского театрального кружка

1.Картон, цветная бумага, клей, ножницы и другое для создания декорации для спектаклей.

3.Магнитофон. Компьютер. Колонки.

Работа над спектаклем предусматривает следующие этапы: 

Знакомство с произведением; разбор его лексического и грамматического материала. Игры, этюды.

Игры – первый активный период подготовки спектакля, когда детям предлагается пофантазировать, попытаться изобразить персонажей произведения: как они говорят, ходят (передвигаются в пространстве), едят, спят, одеваются. Здесь уже необходимо включить музыкальное сопровождение. Можно вводить элементы изучения иностранного языка, начав с ментальных стереотипов народа – носителя языка: характерных интонаций, мимики, жестов, черт темперамента, этикета, быта и т.д. Особенность этого периода заключается в том, что ребенок действует на площадке один, или несколько детей изображают одно и то же и друг с другом не взаимодействуют. Инициатором ситуации является педагог.

Этюды – второй активный период, в котором детям предоставляется большая самостоятельность: им предлагается самим придумать несложные ситуации с персонажами и тут же разыграть их на сцене. Желательно делать это в двух ментально-языковых вариантах – в русском и в английском. Здесь же начнется работа вспомогательных блоков: хореографического, спортивного и вокального. Желательно, чтобы все дети пробовали исполнять разные роли, благодаря этому спектакль может быть поставлен в нескольких вариантах, а учащиеся получат максимум возможностей для самовыражения.

Распределение ролей и разучивание текста.

Разводка (первые репетиции, во время которых исполнители ролей вместе с режиссером придумывают мизансцены (расположение актера и необходимого ему реквизита на сцене в определенный момент времени), передвижения, физические действия персонажей).

Наработка (дети вместе с режиссером начинают наполнять свои роли смыслом и эмоциями с помощью интонаций, смысловых пауз, мимики и жестов). Этап наработки разбивается на эпизоды – каждый из них репетируется отдельно.

Отработка (репетиция спектакля от начала и до конца, со всеми спецэффектами, хореографическими, спортивными и вокальными элементами). Особенность данного этапа в том, что педагог время от времени может останавливать действия, делать замечания, вносить уточнения, какие-то моменты проигрывать заново.

Прогоны (репетиции всего спектакля от начала и до конца без остановок). Замечания и уточнения делаются учителем в конце действия и реализуются в следующем прогоне.

Генеральная репетиция. 

Премьера (официальное представление спектакля зрителям: родителям детей, педагогам и всем желающим).

Основные содержательные линии

Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Английский язык». 

Режим работы кружка: в каникулярное время, 34 часа в год

Группа: 10-12 человек

Возраст: 9 - 10 лет

Предполагаемые результаты обучения

Ожидаемый результат:

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации).
  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, воображение).

Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки).

Знать

Уметь

§  Историю развития английского театра.

§  Лексику и идеоматические выражения из английской, американской классической и современной литературы. Правила интонации в английском языке.

§  Выразительно читать.

§  Понимать речь со слуха.

§  Общаться в пределах заданной тематики  импровизированного текста.

§  Разыгрывать ситуацию по прочитанному тексту.

§  Передавать жестами и мимикой содержание ситуации

§  Воспроизводить роль по образцу

§  Импровизировать.

§  Писать сценарий по прочитанному тексту.

Учебно-тематический план для занятий с учащимися 3 классов.

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

Вводные беседы

4

4

2.

“The turnip” (Репка)

1

7

8

3.

”Three little pigs” (Три поросёнка)

1

7

8

4.

“A house in the wood” (Теремок)

1

7

8

6.

Уроки-соревнования на изученные темы.

3

3

7.

Социокультурные уроки.

1

1

8.

Просмотр мультфильма на английском языке

2

2

Всего:

34

Календарно - тематическое планирование работы кружка

11ч

№ п\п

Тема

Характеристика

деятельности

Количество часов

Дата

план

факт

1

Введение в театральную деятельность.

Что такое театр.

Диагностика базовых знаний учащихся. Знакомство с понятиями « театр », «артист», «режиссёр», «художник», «гримёр», «сцена», «декорации», «занавес».

Игры «Пантомима», «Угадай, кто говорит», «Изобрази»

Рисуем декорации «Лес», «В избушке», «На лугу»

1

Знакомство со сказкой «Репка»

Чтение. Беседа по содержанию. Анализ характера героев. Русский народный костюм. Распределение ролей.

Игра «Пантомима»,

«Угадай, кто говорит»

1

2

Работа над постановкой к сценке «Репка».

Распределение ролей, инсценирование, определение необходимых декораций к сказке.

1

Разыгрывание этюдов, отработка произношения.

Работа над инсценированием, изготовление декораций к сказке. Музыкальное сопровождение.

1

3

Инсценирование сказки «Репка»

Работа над инсценированием, изготовление декораций к сказке. Подготовка к внутри классному празднику, репетиция стихов. Обсуждение костюмов главных героев.

1

Работа над постановкой к сценке «Репка».

Выполнение интонационных упражнений, передача жестами и мимикой содержания ситуации, разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам.

1

4

Разыгрывание этюдов, отработка произношения.

Генеральная репетиция к празднику.

2

Спектакль «Репка»

Проведение праздника с приглашением родителей и однаклассников. Показ сказки.

1

5

Урок-соревнование по изученным темам.

Повторение и закрепление изученного при помощи игр и занимательных задании.

1

Знакомство с социокультурным компонентом: английские традиции «English tea».

Знакомство с английскими традициями.

1

11ч

№ п\п

Тема

Характеристика

деятельности

Количество часов

Дата

план

факт

6

Какие представления бывают в театре.

Беседа по содержанию. Показ презентации.

1

Знакомство со сказкой «3 поросенка»

Чтение. Беседа по содержанию. Анализ характера героев. Русский народный костюм. Распределение ролей.

1

7

Знакомство с постановкой «3 поросенка».

Распределение ролей. Репетиция сказки по ролям. Определение необходимых декораций и костюмов.

1

Сценка 3 поросенка.

Распределение ролей.

Распределение ролей. Репетиция сказки по ролям. Определение необходимых декораций и костюмов.

1

8

Работа над постановкой к сценке «3 поросенка». Разыгрывание этюдов, отработка произношения.

Репетиция сказки. Изготовление декораций.

Обсуждение костюмов героев.

1

Работа над сценкой «3 поросенка».

Выполнение интонационных упражнений, передача жестами и мимикой содержания ситуации, разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам.

1

9

Работа над сценкой «3 поросенка».

Репетиция сказки. Изготовление костюмов и декораций. Музыкальное сопровождение к сказке.

2

Спектакль «3 поросенка».

Спектакль.

1

10

Урок-соревнование по изученным темам.

Повторение и закрепление изученного при помощи игр и занимательных задании.

1

Как себя вести в театре

Беседа по теме

1

12 часов

№ п\п

Тема

Характеристика

деятельности

Количество часов

Дата

план

факт

11

Кто такие артисты.

Тематическая беседа. Показ презентации.

1

Просмотр мультфильма на английском языке «Малыш и Карлсон»

Беседа по содержанию. Анализ характеров героев.

1

12

Знакомство с постановкой «Теремок».

Распределение ролей. Чтение учителем сказки.

1

Игры и этюды по сказке «Теремок».

Обсуждение декораций к сказке. Костюмов.

1

13

Игры и этюды по сказке «Теремок».

Музыкальное сопровождение к сказке. Разучивание фонетической игры-звукоподражания «The Babies».

1

Репетиции сказки «Теремок».

Репетиция.

1

14

Просмотр мультфильма на английском языке: «Трое из Простоквашино».

Обсуждение увиденного.

1

Репетиции сказки «Теремок».

Изготовление костюмов и декораций.

1

15

Репетиции сказки «Теремок».

Выполнение интонационных упражнений, передача жестами и мимикой содержания ситуации, разыгрывание ситуаций по прочитанным текстам.

1

Спектакль «Теремок».

Спектакль.

1

16

Урок-соревнование на изученные темы.

Повторение и закрепление изученного при помощи игр и занимательных задании.

1

Список литературы

1) Ганелин Е. Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».

2) Генералов И. А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система

«Школа      2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной

 редакцией Д. И. Фельдштейна М.: Баласс, 2008.

3) Кидин С. Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.

- Волгоград: Учитель, 2009.

4) Анатолий Гин Сценарии мини-спектаклей для начальной школы.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012

5)Детско-юношеский театр мюзикла: программа, разработки занятий, рекомендации/ авт.-сост.

 Е. А. Гальцова. – Волгоград, 2009.

6) Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные

кружки. – М.: Просвещение, 1981.

7) Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. –Ярославль: Академия развития, 1997. –2.

Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.,1977.

8) Кохтев Н. Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996.

Приложение 1

Примерная структура занятия театрального кружка

1.  Организационный момент. Приветствие.

Встаём в круг, держась за руки, приветствуем друг друга, называя своё имя и пожимая ладошку соседа. Такая форма приветствия создаёт определённый эмоциональный настрой на работу. Круг рассматривается как символ сплочённости группы.

2.  Речевая разминка.

Сюда могут быть включены упражнения на развитие речи, дикции, интонационного проговаривания. Материалом для работы могут служить скороговорки, пословицы, стихи.

3.  Инсценирование сказок как основной этап работы.

Разучивание ролей, изготовление декораций, продумывание атрибутов героев и элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения.

В ходе занятия необходимо включать упражнения на релаксацию (дыхательные), на развитие внимания и воображения (как смена вида деятельности), подвижные игры.

В Программу кружка включены беседы о театре и театральной деятельности. Периодически они должны включаться в структуру занятий.

4.  Прощание

Ритуал аналогичен приветствию. Встаём в круг. Подводим итоги проделанной за время занятия работы.

Приложение 2

КОМПЛЕКС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ

Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www. boltun-spb. ru

Автор данного комплекса упражнений: Арсеневская Ольга Николаевна

Дыхательные упражнения и игры

"БЕГЕМОТИК".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

"КАЧЕЛИ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

Методические указания. В играх "Бегемотик" и "Качели" вдох и выдох производится через нос.

"НЫРЯЛЬЩИКИ ЗА ЖЕМЧУГОМ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, увеличить силу дыхательных мышц.

Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.

"ДЫХАНИЕ".

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, осваивать носовое дыхание.

Оборудование: картинки с изображением птиц, животных, людей, растений.

Ребенок находится в положении сидя. Взрослый произносит рифмовку:

Носиком дышу свободно,

Тише - громче, как угодно.

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышим он, и я, и ты.

"ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "мячи" из ваты, кубики.

Из кусочков ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками.

"ЛИСТОПАД".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: листочки из тонкой бумаги.

Вырезать листочки из тонкой цветной бумаги и предложите ребенку "устроить листопад" - сдувать листочки с ладони.

"СНЕГОПАД".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: "снежки" из ваты.

Сделать из ваты мелкие шарики - "снежинки", положить ребенку на ладонь и предложить "устроить снегопад" - сдувать снежинки с ладони.

"КОРАБЛИК".

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

"ЯБЛОНЯ".

Цель: развивать слуховое внимание, умение координировать носовое и ротовое дыхание, выполнять согласованные движения руками.

Педагог читает сказку, дети выполняют движения по тексту:

Есть сказка новая у нас - интереснейший рассказ.

Про то, как яблоня росла, и каждый год весной цвела,

Все лето яблоки висели и потихоньку дружно спели.

А эта яблоня какая? Да, да, красивая, большая,

И много у нее ветвей, совсем как руки у детей.

(Дети встают в круг, тесно прижавшись друг к другу. Поднимают вверх соединенные руки, покачивают ими).

Солнце ласково нас греет, быстро яблоки поспеют.

Вы посмотрите-ка на них, как много яблок здесь больших.

(Дети разъединяют руки, сжимают их в кулачки).

Что-то ветер разыгрался и раздулся, разгулялся.

(Дети покачивают руками из стороны в сторону).

Надо ветру помогать, тоже будем поддувать,

Носом воздух набираем, через ротик выпускаем.

Сразу яблоки упали и о землю застучали,

Вдруг, откуда ни возьмись, здесь зверята собрались,

Быстро яблоки съедают, в лес обратно убегают.

(Топают ногами).

Одно яблоко осталось, повисело еще малость,

Дальше с яблони свалилось, по дорожке покатилось.

Посмотреть на белый свет, хочешь верь, а хочешь нет.

"ЛЕСНАЯ АЗБУКА".

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох, активизировать мышцы губ.

К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:

"У-У-У" - идет недобрый человек, его надо прогнать (топать ногами).

"А-У-У" - путник заблудился, ему надо показать дорогу (хлопать руками по бедрам, будто сучья трещат).

"Ы-Ы-Ы" - пришло время всем собраться на поляне (хлопать в ладоши).

ПРАКТИКУМ 1

УПРАЖНЕНИЕ 1. Произнесите скороговорки на отработку разных звуков. Отрабатывайте при этом артикуляцию всех звуков русского языка.

1.1  О, А

НЕ по траве, а около катилось «О» и охало.

«О» охало, «о» окало…Не по траве, а около…

1.2 Б, П, В, Ф, Г, К, Д, Т, Х

Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Шакал шагал, шакал скакал.

Купи кипу пик. Купи кипу пуха. У елки иголки колки.

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

На меду медовик, а мне не до медовика.

У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи.

1.3 Р, Л, М, Н

На дворе трава, на траве дрова. НЕ руби дрова на траве двора.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

А мне не до недомогания.

Маланья-болтунья молоко болтала, взбалтывала, да не выболтала.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перескоровыговоришь.

1.4 С, З, Ш, Ж, Ч, Щ, Ц

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.

Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Тщетно тщится щука ущемить леща.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

УПРАЖНЕНИЕ 2. Прочитайте приведенные выше скороговорки единым связным текстом чтобы внушить аудитории: а) почтенный трепет; б) готовность смеяться вместе с вами;; в) восторг; д) панический ужас; е) восхищение.

УПРАЖНЕНИЕ 3. Прочитайте тексты из скороговорок как сказку. Читайте со сказовой интонацией: неторопливо, с несколько загадочным или игривым тоном (в зависимости от событий текста), в конце – «мудрое наставление – «намек добрым молодцам».

Вариант 1:

Тень-тень-потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку-небылицу про красну девицу Маланью-болтунью, что молоко болтала-выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша себе на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, а рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Вариант 2:

Ночь прошла, темноту увела. Замолчал сверчок, запел петушок. Полежала немножко, распахнула окошко. Здравствуй, солнышко-колоколышко!

Расскажу я вам сказку старинную, не шибко короткую, да и не шибко длинную, а такую как раз, как от меня до вас. Не белы лебеди по небу летят, русские люди сказку говорят.

Сказка — быль ли, не быль, да и не вранье. Верьте ей, не верьте, а слушать слушайте до конца. Конец — всему делу венец. Сказок у нас, что птиц в стае, да ни одна из них не пустая.

УПРАЖНЕНИЕ 4. Прочитайте пословицы, посвященные речи. О какой речи они? Приятно ли такую речь слушать? Подберите еще несколько пословиц о речи и голосе.

За твоим языком не поспеешь босиком.

У него слово слову костыль подает.

Говорит, что клеит.

УПРАЖНЕНИЕ 5. Поиграйте со скороговорками. Произнесите их, изменяя логическое ударение. Работа по парам: один спрашивает, другой отвечает.

Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане?

Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане.

Вопрос: Ткач ткет ткани на платки Тане?

Ответ: Ткач ткет ткани на платки Тане.

ПРАКТИКУМ  2

УПРАЖНЕНИЕ 1. Формирование правильной осанки 

Речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечные преграды, зажимы. Для этого важна правильная осанка.

1.1. Правильное положение тела. Встаньте, ссутультесь, расслабьте мышцы спины и плеч. Попробуйте как бы приподнять тело (плечи и грудь) и откинуть его назад и вниз. Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими. Такое положение должно стать привычным, естественным, напоминайте себе об этом путем тренировки.

1.2. Тренировочно-речевая осанка. Встать спиной к стене, прислонясь к ней затылком, лопатками и пятками.

1.3. Снятие мышечного напряжения: «Дровосек» И. П: ноги на ширине плеч, руки опущены. Возьмите двумя руками «топор», поднимите его над головой, одновременно легко и глубоко вдохните, и с коротким полным выдохом через рот сделайте быстрый наклон вперед, опуская руки вниз (удар топором). Выпрямитесь, поднимая руки (вдохнув), и снова наклон и удар топора о полено – с восклицанием «раз»!

1.4. Освобождение от усталости. И. п.: ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаясь на носки, вместе с поднятием рук – вдохните. Бросьте расслабленное тело вниз с восклицанием «ух»! и, не выпрямляясь, сделайте еще три дополнительных наклона, выдыхая оставшийся воздух на трех восклицаниях:ух-ух-ух!

Тело расслабляется и опускается все ниже и ниже.

1.5 «Пильщики». Мы сейчас бревно распилим: раз, два, раз, два (повтор.2 раза) Будут на зиму дрова. (Производим движения руками, как при пилке дров. Стоим чуть наклонившись вперед.)

1.6. «Самолет». Руки в стороны – в полет отправляем самолет. Правое крыло вперед – левое крыло вперед. Раз, два, три, четыре – полетел наш самолет.

(И. п. – стойка ноги врозь, руки в стороны; 1-поворот вправо, 2 –и. п., 3- влево, 4-и. п. и т. д.)

1.7. «Мельница.» Ветер дует, завывает, нашу мельницу вращает. Раз, два, три, четыре – завертелась, закружилась. (И. п. –наклон вперед, руки в стороны; 1- прав. рукой коснуться пола, лев. рука назад в сторону, 2 –наоборот.)

1.8. « Насос». А теперь насос включаем, воду из реки качаем. Влево – раз, вправо – два. Потекла ручьем вода. Раз, два, три, четыре (повторить счет 3 раза), хорошо мы потрудились. (И. п. – стойка ноги врозь. 1- наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища; 2- и. п. 3- наклон вправо, движение левой руки.)

УПРАЖНЕНИЕ 2. Регулирование речевого дыхания

Эти упражнения помогут научиться регулировать речевое дыхание: правильно «расходовать» воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко.

2.1. Учимся правильно делать вдох и выдох:

вдох через нос – выдох через рот,

краткий глубокий вдох – замедленный выдох,

медленный глубокий вдох – краткий резкий выдох.

При глубоком вдохе:

медленный выдох, воздух выходит узкой струей,

выдох несколькими равными порциями (толчками),

выдох двумя неравными порциями.

2.2. Сделайте глубокий вдох, медленно набирая воздух через нос.

Задержите дыхание. На выдохе считайте от 1 до 10, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счета.

2.3. Полностью выдохните воздух и не дышите в течение нескольких секунд.

Затем наполните легкие воздухом, но не за один вдох, а за несколько коротких, активных вдохов.

2.4. На одном выдохе усиливайте или ослабляйте звук.

Гудок – приближается и удаляется: М-М-М-М, Н-Н-Н…

Шум ветра: В-В-В-В…

Писк летающего комара: З-З-З-З….

Рычание собаки: Р-Р-Р….

Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда: С-С-С…

Звук поддерживайте без усилий, свободно.

УПРАЖНЕНИЕ 3 «Опора для дыхания»

Эти упражнения помогут вам научиться правильно «посылать» дыхание, находить «опору» для дыхания.

3.1. «Свеча» - ровный медленный выдох.

Вдохните глубоко, остановитесь и медленно дуйте на воображаемое пламя свечи. Постарайтесь дуть так, чтоб пламя «легло» и удержать его в таком положении до конца выдоха (для контроля можно держать близко перед собою узкую полоску бумаги).

3.2. «Погаси свечу» - интенсивный, прерывистый выдох.

Вдох, секундная задержка дыхания. Короткими толчками выдохнуть выдохнуть воздух: фу! фу! фу! фу!

3.3. «Надоедливый комар» - продолжительный выдох и движения на отработку «опоры дыхания».

Руки вытянуть перед грудью ладонями друг к другу. При счете «раз» вместе с глубоким бесшумным вдохом через нос быстро развести до отказа в стороны руки, затем, медленно выдыхая воздух, свести руки, чтобы ладони встретились. Теперь соединить эти действия с произнесением звука «з-з-з».

По счету «раз» - руки в сторону (с глубоким вздохом). На выдохе со звуком «з-з-" медленно соединяйте руки, чтоб «убить комара», который назойливо звенит над вами. Медленнее! Спокойнее! НЕ спугните комара! Желание поймать комара замедляет движение рук, что невольно сдерживает интенсивность выдоха – образуется «опора дыхания». И только когда вы «убили комара» (хлопнули ладонями), наступает полная свобода дыхательных мышц.

Литература:

1. Антонова Л. Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. –2. Козлянинова И. П. Произношение и дикция. – М.,1977.

3. Кохтев Н. Н. Риторика. Учебное пособие для уч-ся общеобр. учрежд. –М.: Просвещение, 1996.

ПРАКТИКУМ  3

Игры на развитие внимания и воображения (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е. Р. Ганелина)

1. «Картинки из спичек»

Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.

2.«Нарисую у тебя на спине…»

Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.

Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.

3. «Рисунки на заборе»

Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.

4. «Цирковая афиша»

Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.

5. «Роботы»

Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:

- Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».

- Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.

Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "Театральный кружок"

Тип программы: ориентированная на развитие художественно – эстетического и общекультурного развития учащихся.Театральный кружок.Срок реализации программы – 1 год....

Театральный кружок "English Theatre\'\'

Программа занятий по английскому языку разработана для учащихся начальных классов, изучающих английский язык в средней общеобразовательной школе, и базируется на постановке авторской кукольной с...

Театральный кружок по английскому языку для начальных классов

Прием драматизации - эффективное средство обучения иностранному языку. У учащихся развиваются коммуникативная, творческая, культурная, социальная компетенции. Обращение к эмоционально-чувственн...

Театральный кружок: В лучах рампы

Рабочая программа кружка. Писала я а школа присвоила...

Театральный кружок "Сказка"

Рабочая программа театрального кружка "Сказка" составлена для учащихся 2-4 классов....

Сценарий. Шерлок Холмс и Доктор Ватсон. (театральный кружок)

Сценарий написан для участия в VII Городском театральном фестивале г.Каменска-Уральского....

Дорожная карта проекта "Театральный кружок"

Моя разработка плана работы театрального кружка "Звездочка"...