"Город мужества суровый..." музыкально - литературная композиция
методическая разработка (9 класс) по теме

Прийменко Елена Валерьевна

Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – период блокады  Ленинграда. Чтобы привлечь внимание учащихся и раскрыть всю тягость данного исторического события в сценарий были включены и литературные отрывки стихотворений и историческая статистика. В тексте разработки хорошо раскрыто последствие блокады и приведены яркие исторические примеры, как люди помнят и почитают подвиги героев, сложивших головы за Отчизну. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Прийменко Елена Валерьевна

Сценарная разработка внеклассного мероприятия, посвящённого блокаде Ленинграда

«Город мужества суровый…»

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить  с понятием блокада;

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Подготовка: Видеоматериалы,  выставка  книг о  блокаде,    посещение школьного музея.

Эпиграф:             ( слайд № 1  с видом  Санкт – Петербурга)

К  плеяде  столь  прославленных  имён,

Как Измаил, Полтава, Севастополь,

Прибавится  теперь  ещё  и он,

Град  Ленина, о чей  гранитный  цоколь

Разбилась  боевая  мощь  врага,

Зарывшегося  в русские  снега…

Под звучание музыки «Священная война» говорит ведущий:

 «Все может родная земля:

Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.

Вот только защитить сама себя не может:

Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».

                                                                                                            А. Митяев.

Ведущий:       

Зловещие языки пламени, рвущиеся  ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди, насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

( Звучит голос Левитана о начале войны.   На экране слайды военных  фотографий).

Слайд № 2 -  Немецкие самолёты над  городом.

Ведущий: 

22 июня 1941 года  фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер, вероломно  напала  на  нашу  страну.  Закончить  войну  с  СССР фашисты   рассчитывали  за  3-4 месяца.

Большую часть славянских народов они  хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

Слайд № 3 -  Вид  довоенного  Ленинграда.

Ведущий: 

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года:

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.  Предлагаю  блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.    

1-й чтец:

О, этот  город! Как его пытали…

С земли и с неба. Стужей  и огнём.

Он голодал. Бледнее лица стали,

Румянец мы  не  сразу им вернём.

Но даже и потом, на много лет,

Останется на них  особый  след.

2-й  чтец:        И  ежели сегодня захотят,

Найдя  слова  с понятиями вровень,

Сказать о пролитой  бесценной  крови,

О мужестве, проверенном  стократ,

О доблести, то скажут – Ленинград,-

И всё  сольётся  в этом  слове…

                                                                              В. Инбер

Слайд № 4 – Блокадный  Ленинград

Ведущий:  

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались  на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город- крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Слайд № 5 – Дежурные на крышах  Ленинграда.

1-й чтец:        …Наш  город  в снег

До  пояса  закопан.

И  если с крыш

На город  посмотреть,

То  улицы

Похожи  на окопы,

В  которых  побывать  успела

Смерть.

2-й чтец:        Но  в то,  что  умер  город наш, -

Не  верьте!

Нас  не  согнут

Отчаянье и страх,

Мы  знаем  от  людей,  сражённых  смертью

Что  означает:

«Смертью

смерть

поправ».

3-й  чтец:                                             Мы  знаем:

Клятвы  говорить  не просто.

И  если в Ленинград  ворвётся  враг,

Мы разорвём  последнюю из  простынь

Лишь  на  бинты,

Но не на белый  флаг!

Ведущий: 

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия.   К  ноябрю  сокращены нормы  выдачи  хлеба  до  катастрофически  малых  цифр:  рабочим – 250  грамм,  детям  до 12 лет и иждивенцам – 125 грамм.

Слайд № 6  - Ленинградец  с хлебом на ладони.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в неотапливаемых  домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережные рек, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Слайд № 7- Ленинградцы у проруби на Неве.

1-й чтец:        Опять  налёт,

Опять  сирены  взвыли.

Опять  зенитки начали греметь.

И ангел

С   петропавловского  шпиля

В который  раз    пытается  взлететь.

2-й  чтец:        Но неподвижна  очередь  людская

У проруби,

Дымящейся во льду.

Там  люди

Воду  медленно  таскают

У  вражеских  пилотов  на  виду.

3-й  чтец:        Не  думайте, что лезут   зря  под  пули.

Остались-

Просто  силы  берегут.

Наполненные  вёдра  и  кастрюли

Привязаны к саням,

Но люди  ждут.

4-й  чтец:        Ведь  прежде  чем по ровному  пойдём,

Нам  нужно  вверх

По берегу  подняться.

Он  страшен.

Этот  тягостный  подъём,

Хотя, наверно, весь –

Шагов  пятнадцать.

5-й чтец:        Споткнёшься,

И без  помощи  не  встать,

И от саней –

Вода

Дорожкой  слёзной…

Чтоб  воду  по  пути  не  расплескать,

Мы  молча  ждём,

Пока  она   замёрзнет…

                                                                                   Ю. Воронов

Ведущий: 

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, уничтожат   в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Слайд № 8 – Вид  блокадного Ленинграда.

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

        1-й чтец:        Когда  живое  всё  от  взрывов  глохло,

А он

Не поднимал  ни  глаз, ни рук,

Мы  знали:

Человеку  очень плохо.

Ведь безразличье

Хуже чем  испуг.

        2-й чтец:        Мы   знали:

Даже  чудо  не  излечит,

Раз  перестал  он  жизнью  дорожить.

Но был  последний  способ-

Взять за плечи

И  крикнуть человеку:

«Надо  жить»

                                                                           Ю. Воронов

Ведущий: 

И город  жил… Жил  полной  жизнью -  работали  детские сады и школы, библиотеки, кино и театры, звучала музыка…

На  фоне  музыки:

1-й  чтец:        Им  холод  кровавит  застывшие губы,

Смычки  выбивает из  рук  скрипачей,

Но  флейты  поют,

Надрываются  трубы,

И арфа  вступает

Как  горный  ручей.

И  пальцы

На лёд  западающих  клавиш

Бросает,

Не чувствуя  рук, пианист…

2-й  чтец:                                    Концерт  начался!

И под  гул  канонады-

Она, как  обычно, гремела  окрест-

Невидимый  диктор

Сказал  Ленинграду:

«Вниманье!

Играет  блокадный  оркестр!..»

3-й  чтец:                                               И  музыка

Встала  над  мраком  развалин,

Крушила

Безмолвие  тёмных  квартир.

И  слушал  её  ошарашенный  мир…

Вы так бы  смогли

Если б  вы  умирали?..

Мультимедийный  проект  на  музыку 7 симфонии Шостаковича.

Ведущий: 

В  это  тяжёлое  время  страна,  чем  могла,  помогала  Ленинграду. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

1-й  чтец:                    Она пролегла  ледяными  полями,

«Дорогою Жизни»  назвали её.

И жизнь  пробивалась сквозь  холод и пламя,

Бомбёжки,  метели  и взломанный  лёд.

2-й  чтец:                    И с суши, и с неба её  охраняли,

Подходы  по  льду  день  и ночь  стерегли.

Дорожники трассу  чинили,  меняли,

Как  пульс  Ленинграда  её  берегли.

3-й  чтец:              Она – как  легенда, как  песня, как  знамя.

У этой  дороги  не  будет  конца –

Она  навсегда пролегла  через  память,

Навеки  прошла  через  наши  сердца

                                                                        А. Молчанов

Ведущий: 

Все, кто обслуживал ледовую трассу:  водители,  дорожники,  связисты,  зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Слайд № 9 – Движение машин по  «Дороге Жизни».

Ведущий:

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Скольких людей спасла эта дорога!

Народ очень точно назвал ее «Дорогой жизни».

Песня «Ладога»

Слайд № 10 – Салют над  Ленинградом.

Ведущий: 

 900 дней  мужества, 900 ночей  бесстрашия.  Город  выстоял и в честь выигранного сражения  27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

1-й  чтец:        Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что все небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий,

Смеялись, пели, обнимались люди…

                                                                       (В. Рождественский)

2-й  чтец:        Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Полгорода лежит в земле сырой

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим. 

                                                     (В. Суслов)

Слайд № 11 – Вечный  огонь  на Пискарёвском  мемориале.

   

 Минута молчания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная композиция "Страницы мужества и славы"

Проведение в школе литературного вечера, посвящённого 200-летию Отечественной войны 1812 .г, будет способствовать патриотическому воспитанию детей, расширит их знания о героическом прошлом страны, поз...

ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года.

СТРАНИЦЫ МУЖЕСТВА И СЛАВЫ. К 200-летию Отечественной войны 1812 года....

Запомни этот город Ленинград... (Музыкально-литературная композиция)

Предлагаемый материал для литературно-музыкальной композиции «Запомни, этот город – Ленинград, запомни, эти люди – ленинградцы» напомнит о жизни города, роли горожан, их судьбах в годы блокады. ...

Литературная композиция "И победили человек и город!"

Литературно- музыкальная композиция, посвящённая памятному дню полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады.  Материал раскрывает одно из главных событий в Великой Отечественной войне – п...

"Страницы мужества и славы" Литературная композиция, посвященная 200-летию Отечественной войны 1812 года (с применением компьютерной презентации).

Цели и задачи мероприятия:1.Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.2. Расширить знания учащихся  о далеком героическом времени страны.3. Познакомить с новыми фактами, именами героев с...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"

quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...