День рождения азбуки
классный час (5 класс) на тему

Внеклассное мероприятие знакомит школьников с историей возникновения русской азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_rozhdeniya_azbuki.rar2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Баранова Наталья Александровна

День рождения азбуки

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 классов

Цели:

Образовательные

  • Познакомить с историей возникновения славянской письменности на Руси.
  • Познакомить с судьбой создателей азбуки Кирилла и Мефодия.

Развивающие

  • Развитие кругозора и творческих способностей детей.

Воспитательные

  • Воспитание уважительного отношения к истории своей страны, чувства патриотизма.

Оформление слайдовая презентация, музыкальное оформление.

Участники     учащиеся 5б класса

Рекомендации по проведению

В сценарии мероприятия предполагается участие 7 человек, но можно распределить слова так, чтобы задействовать большее количество учащихся. Артистов желательно нарядить в русские народные костюмы.

Ход мероприятия

1 слайд 

Входит Боян

Боян: 

Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие. То приехал к нам во златом венце грозный князь Владимир Красное Солнышко. Да хвалили и славили князя народ русский за доброту и милость, за то, что породил на землю русскую свет христианство. 

(Заходит князь Владимир)

Боян: И глядит – то князь на диво дивное, чудо чудное, да невиданное на славянский праздник, как славянский праздник, как во средней школе, да Нововолковской.

(Владимир усаживается, звучит запись колоколов)

Владимир: Нельзя русичам жить порознь, аки серые волки в лесах. Пускай летят во все стороны Руси гонцы с вестью о том, что все будут крещены в водах Днепра.

И гласится в этой вере:
будьте люди, а не звери!
Это вам в небесной сфере
Золотой сияет крест!

Да будет Русь едина и бог един!
Теперь мы одна держава!

(Звучит музыка)

2 Слайд

1 ведущий: 

А вместе с христианством на Руси появились первые книги - Библия и Евангелие, они были привезены, так как эти книги были написаны на греческом языке, нужны были люди которые помогут – это были два монаха Кирилл и Мефодий.

3 Слайд

2 ведущий

Они придумали славянскую азбуку. С тех пор на Руси начинается быстрое распространение славянской письменности. Начинают открываться школы. Славянская письменность стала основой современного письма. В Москве эти двум знаменитым людям стоит памятник.

4 слайд

1 ведущий

Братья Константин (после принятия монашества – Кирилл) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Кирилл начал посещать школу в восьмилетнем возрасте. Он прилежно учился, осваивал греческий язык, счет, овладевал верховой ездой и воинскими приемами. Но любимым его занятием было чтение книг.

2 ведущий

В доме отца среди многочисленных книг была «Энеида» Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея и решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Надо сказать, что дети воспитывались в двуязычной среде – греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам. И вот Кирилл раскрыл увесистый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке, оставались непонятными.

После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить приезжего человека, знавшего латинскую грамматику.

Инсценирование

Сценка (Кирилл и приезжий человек)

Кирилл
Я слышал, что вы хорошо знаете латинскую грамоту. А мне хотелось бы прочитать книгу, написанную на латыни.

Приезжий человек
Зачем тебе это нужно, мальчик? Да, я понимаю латинскую грамоту и мог бы объяснить тебе каждую фразу. Но зачем? Взгляни на меня. Ты думаешь, много мне пользы от того, что я читал премудрые книги? Я потому и переехал сюда, в незнакомый город, чтобы никто не лез ко мне с учеными разговорами. Люди должны пахать землю, сеять хлеб, делать полезные вещи. И я поклялся никого больше не учить на грамматике, ни другим наукам.

Кирилл
И всё же я хочу понять то, что написано в мудрых книгах.

Приезжий человек
Попробуй, только я тебе в этом не помощник.

(Они уходят, потом вместе возвращаются)

1 Ведущий
Через год приезжий вновь повстречал на улице Кирилла.

Приезжий человек
Послушай, мальчик! Ты по-прежнему хочешь, чтобы я научил тебя премудростям латыни? Или уже забыл о своем желании?

Кирилл
Я не забыл, но теперь я изучаю латинский язык сам.

Приезжий человек
Как можно научиться незнакомому языку?

Кирилл
Я взял книгу Григория Богослова на греческом и на латыни и, сопоставляя их фраза с фразой, уяснил уже многое. Теперь не только «Энеида», но и другие латинские книги мне понятны.      (уходят)

2 ведущий

Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью.

После смерти отца он покинул Солунь и отправился в Константинополь, столицу Византийской империи. В это время там процветал интерс к античности. Среди учителей Кирилла самым значительным был будущий патриарх Фотий – знаток античной культуры. Учащиеся изучали поэмы Гомера, трагедии Софокла, философские сочинения Платона и Аристотеля. Кирилл, один из лучших учеников, был принят на государственную службу. После окончания курса наук он занимал высокий ученый пост патриаршего библиотекаря.

1 ведущий

Наблюдая жизнь придворных, Кирилл понимал, как много времени эти люди теряют на многочисленных церемониях рядом с семьей императора. Поэтому он являлся во дворец редко и с неохотой, наконец, оставил государственную службу и стал преподавать в университете философию.

Преподавание длилось недолго. Кирилл, хорошо знавший не только греческий, арабский и латинский, но и язык славян был отправлен в Болгарию с просветительской миссией. Но просвещение славян оказалось невозможным без книг на их родном языке. Поэтому Кирилл приступил к созданию славянской азбуки.

5 слайд

2 ведущий

 Но создание письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию, который был самым близким его единомышленником. Подобно отцу. Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом. И в честь одного из монахов эту азбуку назвали Кириллицей.

6 слайд

1 ведущий

24 мая 863 года в граде Плиске, который в то время был столицей Болгарии, братья Кирилл и Мефодий огласили изобретение славянского алфавита. После создания азбуки они приступили к переводу церковных книг на язык славян. Работали с раннего утра, едва рассветало, и заканчивали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости.

В том же 863 году братья с созданной азбукой и готовыми переводами прибыли в Моравию, где в течение трех лет просвещали славян. В 868 году римский папа пригласил братьев в Рим. Там они получили право просвещать народ. Но в Риме Кирилл внезапно заболел, и 14 февраля 869 года создатель славянской письменности, первый учитель славян, скончался.

7, 8 Слайды

2 ведущий

Мефодий стал продолжателем дела брата. В Риме он получил высокий сан архиепископа, возвратился в Моравию и продолжал просветительскую деятельность. 4 апреля 885 года скончался и Мефодий. Вскоре, после смерти братьев, папа римский запретил изучение славянского языка, и около двухсот просветителей, учеников Кирилла и Мефодия, были изгнаны из Велегдада. Обосновавшись в Болгарии, они открыли там свои школы, просвещали людей, обучали их славянской грамоте. Так дело братьев прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.

1 ведущий

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семисот лет. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом.

9 Слайд

2 ведущий

Азбука Кирилла и Мефодия имеет смысл.

Азъ буки вьди,

Глаголь добро єсть.

Живєтє зьло земля,

I, ижє какω людїє,

Мысльтє нашъ онъ покои.

Рцы слово твєрдо –

Оукъ фєртъ хьръ.

Цы, чєрвь, шта ърь юсъ яти!

10 слайд

1 ведущий

В переводе на современный язык это звучит  так:

Я знаю буквы:

Письмо - это достояние.

Трудитесь усердно, земляне,

Как подобает разумным людям –

Постигайте мироздание!

Несите слово убежденно –

Знание – дар  Божий!

Дерзайте, вникайте, чтобы

Сущего свет постичь!

Слайд 11

2 ведущий

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звуки ч, ш изображаются двумя буквами. Наша же азбука и сейчас поражает простотой и удобством.

Слайд12

1Ведущий

Русский народ чтит свою азбуку. В нашей речи сохранились пословицы и поговорки об азбуке.

Сейчас мы пишем на бумаге, книги у нас печатаются на бумаге. А как же все это происходило в древности?

В старинных книгах весь текст писался черными чернилами, а первую букву текста изображали красной краской – киноварью. Эта буква делалась в 2 – 3 раза больше остальных букв, ее старались нарисовать красивой, украшали изображениями цветов, животных. Такая буква называлась буквица, а по ее окраске и сама строка называлась красной строкой.

2 Ведущий

У нас сегодня праздник. А какой же праздник без игр и развлечений? У нас в гостях сегодня, конечно же, скоморох!

Скоморох:

Эй, народ честной, подходи!

Собрались русичи!
Пора и в игры играть, шутки шутить, загадки сказывать!

Загадки:

1)Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт. (Карандаш)

2)Без языка,
Без голоса,
А все расскажет. (Книга)

3)Тридцать три сестрички –
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Алфавит)

4)Оно так часто просит пить,
Но понемногу пьет.
А если будешь торопить,
И целиком его топить
Наделает хлопот.
(Перо)

5)То я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое Я? (
тетрадь)

6)Говорит она беззвучно,
А понятно и нескучно,
Ты беседуй чаще с ней,
Станешь впятеро умней.
(Книга)

Слайд 13

Ведущий: 

Вот и подходит к концу наш классный час, посвященный славянской письменности.  И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать имена первых славянских просветителей, братьев Кирилла и Мефодия.

Ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C2%EB%E0%E4%E8%EC%E8%F0_%D1%E2%FF%F2%EE%F1%EB%E0%E2%E8%F7

http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB%20%D0%B8%20%D0%9C%D0%B5%D1%84%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%B9/

http://www.patriarchia.ru/db/text/15666.html

  1. Журнал «Русский язык в школе» № 2, 1998 г., с.49
  2. Журнал «Русский язык в школе» № 2, 1993 г., с.61
  3. Журнал «Литература в школе» №2, 1992 г., с.73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "День чудесный-день рождения"

Сценарий классного часа- праздника " День чудесный-день рождения"...

Открытое занятие из цикла «Азбука общения». Тема : «День рождения».

Открытое занятие из цикла «Азбука общения».                          Тема :...

Показ мод "День рождения", приурочен к 45-му дню рождения школы.

Показ мод "День рождения", приурочен к 45-му дню рождения школы. Ведущие - Винни Пух и Пятачок....

День Знаний "Азбука для шестиклассников"

Классный час в 6 классе 1 сентября...

День заний в 5 классе. "Теперь мы - пятиклассники! (день рождения класса)

Разработка содержит сценарий и презентацию классного часа в 5 классе на тему"Теперь мы- пятиклассники!"...

"Мой день рожденья знает вся страна... В мой день рожденья началась война..." Павел Голосов: ярославский поэт-фронтовик

Павел Павлович Голосов (1921 – 1988 г.г.) – ярославский поэт, ветеран Великой Отечественной войны, учитель, редактор и сотрудник газет. Павла Голосова можно назвать поэтом без всяких скидо...

Сценарий открытого мероприятия «День рождения военно-патриотического клуба «Юный патриот Родины», День Героев Отечества, присвоение школе имени Березнюка И.И.

Герои - это люди, живущие среди нас. Они учатся в наших школах, ходят с нами по одним дорогам. Их героизм рождается с победы над самим собой, их великие поступки - с любви к своей стране, к своему нар...