Читательская конференция по произведениям А.Алексина
методическая разработка (9 класс) на тему

Сазонова Лидия Петровна

В представленном материале  конспект читательской конференции по произведениям А.Алексина. Материал может быть использован и на уроках внеклассного чтения, и как собственно конференция.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»

Читательская конференция

«Сердечная недостаточность…»

(по произведениям

А.Г.Алексина).

Для учащихся 9 классов.

                                       Учитель Сазонова Л.П.

                                   Саранск 2015г.

Цель конференции:

  • развивать мыслительную деятельность учащихся, речь, воображение, способность чувством отозваться на слово, умение сделать собственный выбор, попытку понять: для чего человек живёт, и что он оставит после себя;

  • формировать коллективное читательское мнение;
  • воспитывать у ребят умение глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг А.Алексина.

Эпиграфы: «Чтение – ничто, осмысленное чтение – кое- что, чтение осмысленное и прочувствованное -совершенство».

                                                                                            А.С.Пушкин.

«Произведения А.Алексина как бы изнутри озарены светом истинной человеческой любви».

                                                                                         Агния Барто.

Ход конференции.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас пройдет читательская конференция, мероприятие подзабытое, давно в школе не проводившееся, но, как показывает жизнь, необходимое. Давайте познакомимся с главными правилами ведения дискуссии:

- прежде, чем высказаться, подумай, о чем будешь говорить;

- спорь искренне и честно, не искажай мысли и слова своих оппонентов;

- начиная говорить, ясно и определенно выскажи положения, которые собираешься защищать;

- помни, что лучшим доказательством являются факты;

- заканчивая выступление, подведи итог, сформулируй выводы.

Для чего же нам нужна эта конференция? Послушайте притчу:

   По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».

Вот сегодня мы и постараемся найти истину – лекарство от «сердечной недостаточности» в произведениях писателя А.Алексина. К сожалению, произведения этого автора не входят в школьную программу. Но мне хочется надеяться, что после сегодняшнего нашего разговора вам захочется познакомиться с творчеством Алексина А.Г. поближе.

     Но сначала несколько слов о самом авторе.

Выступление ученика (рассказ о писателе сопровождается презентацией).

     Алексин Анатолий Георгиевич - псевдоним; настоящее имя - Анатолий Георгиевич     Гоберман -  родился в 1924 в Москве.

     В одной из книг  об Анатолии Алексине есть раздел библиографии - список статей и других публикаций, посвященных его творчеству.

     Этих статей в списке - сто восемьдесят четыре. И  в каждой из них - без исключения - написано о том, какой хороший писатель Анатолий Алексии. Вчитавшись внимательно, можно узнать, что юмор у него – как у Гоголя, точность фразы - как у Чехова, а детскую литературу он понимает, как Лев Толстой.

     Биография Анатолия Георгиевича целиком принадлежит  своему времени. Он родился в семье старого большевика - участника революционных событий на Дальнем Востоке и в Сибири. После революции отец был одним  из первых редакторов томской газеты «Красное знамя», а потом, уже в Москве, редактировал партийный журнал.  Здесь, в Москве, и прошло детство будущего писателя, здесь,  на даче в Серебряном бору - как пишет один из исследователей, мальчика, причесанного на косой пробор и  одетого  в нарядный костюмчик, представляют в качестве юного дарования С. Маршаку.

     Во время войны,  в эвакуации, семнадцатилетний А. Алексин стал  редактором заводской многотиражки. После войны закончил один из самых престижных институтов в стране - Московский институт востоковедения. Печататься начал очень рано, в 1945 году. Тиражи его произведений и вправду не слишком уступали тиражам Гоголя и Чехова, а сосчитать читательские конференции и массовые мероприятия,  проведенные по этим книгам,  попросту, невозможно.

      Сборники повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых: «А тем временем где-то...» (1967),  «Мой брат играет на кларнете» (1968),  «Действующие лица и исполнители» (1975),  «Поздний ребенок»(1976),  «Третий в пятом ряду» (1977), «Безумная Евдокия» (1978), «Сигнальщики и горнисты» (1985) и другие -  долгие годы были настоящими отечественными бестселлерами).

      Произведения А. Алексина переведены на многие языки мира: английский. Французский, итальянский, испанский, японский, персидский, хинди ит.д.

     Пьесы писателя с большим успехом идут на сценах театров.

     Писатель удостоен звания лауреата Государственных премий СССР и РСФСР, он – лауреат премии Ленинского комсомола, награжден двумя орденами и медалями. Также Анатолий Георгиевич удостоен Международного диплома Х.К. Андерсена, включён   в Почётный список имени великого датского писателя. В 1982 году Алексин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

     С 1993 года писатель живет в Израиле, где издал роман-хронику о судьбах еврейской семьи в России в 20-е годы «Сага о Певзнерах» (1994), книгу мемуаров «Перелистывая годы» (1997) и другие произведения, основные темы которых связаны с российской действительностью.

Слово ученицы:

   В наше время, когда машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, одной из основных проблем современного общества становится недостаток человечности.
  Это, конечно, очень странно звучит. Вдруг рядом со словом “проблема” ставятся слова «нравственность», «добро», «теплота». Но, к сожалению, это так и есть. Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Черствость души — самая страшная болезнь на свете. Именно ее писатель Анатолий Алексин назвал «сердечной недостаточностью».
 
В интервью писателя газете «Комсомольская правда» в апреле 1992 г. есть такие слова: «Сейчас, когда идёт оголтелое наступление на «разумное, доброе, вечное», когда коммерция пытается пробудить в растущем человеке низменные чувства, когда пытаются подменить пылкость юношеских чувств пылкостью разрушительной, агрессивностью и жестокостью,   мы просто  обязаны противопоставить этому наш ГУМАНИЗМ».

Учитель: Повесть «Безумная Евдокия», по мнению критиков, одно из ярчайших произведений Алексина, в котором автор и его герои преподают читателю очень важные нравственные уроки.

                          Любовь не лавр под кудрявой кущей.

И чувствует в жизни острее тот,

Кто жертвует, действует и отдает,

Короче: дающий, а не берущий.

                               Э. Асадов «Неравенство»

Семья – это крохотная страна,
И радости наши произрастают,
Когда в подготовленный грунт бросают
Лишь самые добрые семена!
                                                Э.Асадов.

Краткий пересказ повести «Безумная Евдокия».

Учитель: От чьего лица и в какой момент ведётся повествование в повести?

(В момент страшного горя, когда нельзя усомниться в искренности страданий, отец переосмысливает всё то, что происходило в семье)

Учитель. Как вы думаете, где тот роковой поворот к событиям, произошедшим в семье?

(Когда родилась Оля.«Спасибо ей!» - вот та роковая фраза! Они перестали заниматься тем, чем увлекались до рождения дочери: Надя перестала петь, отец перестал писать рассказы: центром вселенной стала Оля.)

Учитель.         Воспитанием, как известно, занимаются не только родители, но и школа, учитель, классный руководитель. И вот такая одарённая, талантливая девочка попадает в руки «безумной» классной руководительницы.

  • Кто дал Евдокии Савельевне такое прозвище – «безумная Евдокия»? Почему? С чьей точки зрения она безумна?

.  Почему  не  сложились  отношения  у  Оли  с  Евдокией  Савельевной?

  • Почему  не  сложились  отношения  у  Оли  с  одноклассниками?

Учитель.

  • Согласны ли вы с мнением родителей Оли, что Евдокия Савельевна оставляла в тени действительно талантливых детей и способных учеников и восхищалась «средними» и незаметными?
  • А правы ли родители в том, что считали Евдокию Савельевну человеком с низким интеллектом? Так ли это на самом деле?
  • С талантом Ольги или с чем-то другим боролась Евдокия Савельевна?

Учитель: Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя, в угоду своим амбициям, чужие судьбы.

  • Чьи судьбы походя затрагивала Оля?
  • Так с чем( не с кем!) боролась «безумная Евдокия»?

Учитель:Тот, кто ЛЮБОЙ ценой (именно любой) хочет быть первым, в итоге будет одинок.

  • К понятию  «человечность» талант художника может и не прилагаться. А вот к дарованию художника… (А Оля, по мнению родителей, должна была стать великим художником). Здесь человечность необходима.
  •         Может быть, Ольга и талант. Но талант уродливый, лишённый человечности.
  • В тот страшный момент, когда потрясённая Наденька спрашивает: «Что вы с ней сделали?», правильнее было бы спросить у родителей: «Что вы с ней сделали?».        

Учитель. Какое заболевание было у Нади?

( – Порок сердца.)

  • А вот у Оли родители сами взрастили порок души.

Учитель.   Почему  Оля  захотела  найти  короткий  путь?  Как  вы  оцениваете  поступок  Оли?

Мир подростка, его путь по дороге жизни сложен и то же время безумно интересен. Проблемы детей и взрослых повести А. Алексина “Безумная Евдокия” никого не оставляют равнодушными. Прав А. Алексин, говоря, что дети “должны уметь плакать… не только когда разбивают коленки, но и когда коленка болит у кого-то другого”. Действительно, очень непросто складываются взаимоотношения подростков в 14-16 лет и их родителей. Необходимо помнить, что неосторожным словом, поступком легко обидеть, ранить; учитесь щадить, беречь тех, кто рядом с вами.

Учитель: Еще одна повесть А.Алексина называется «А тем временем где-то».

Краткий пересказ содержания повести.

Учитель:  - Какое впечатление оставляет Шурик? (Он неблагодарный, жалкий трус, который даже не умеет прощаться, отблагодарить Нину Георгиевну. Бежит тайком, воровски, наспех собрав «свои» вещички.)

   - В чем духовное родство чужих людей- отца Сережи и Шурика? (Когда им было тяжело, воспользовались добротой Нины Георгиевны, потом без сожаления бросили ее, равнодушные, неблагодарные.  Их можно назвать подлецами).

        - Как вы думаете, Сережа будет похожим на своего «образцового» отца? (Нет, зов Нины Георгиевны о помощи был очень важным. Это ее беззащитность помогла Сергею Емельянову прозреть, шагнуть из детства в юность, стать чьим-то защитником. Он понимает, как нужен, необходим этой доброй, мягкой женщине хотя бы один близкий человек. «Я готов был сам сделать все, что нужно было Нине Георгиевне». «За отца, вместо отца», -  говорит уже повзрослевший девятиклассник Сергей Емельянов).


-
В чем проявляется исключительная, всепрощающая доброта Нины Георгиевны? Почему рядом с такой женщиной вырос предатель? (Беда таких людей в том, что они сами, обладая исключительным чувством долга, снимают ответственность за свои поступки с окружающих. Если доброта рождена стремлением видеть человека лучше, чем он есть, она должна быть еще и требовательной. Принципиальность, требовательность ничуть не исключают душевной тонкости, чуткости)


Взрослость. Что, по-вашему, означает это слово? Имеет ли право Сергей считать себя взрослым человеком? (“Быть может, потребность стать чьим-то защитником, избавителем пришла ко мне первым зовом мужской взрослости”)

Вывод: сын Емельянова, думая о самолетах и поездах, которые совершают маршруты вне графика и расписания, размышляет: «Это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…»

Учитель: подвиги и открытия тоже не совершаются по графику или по   расписанию. Это отлично знают живущие по совести, по обостренному чувству любви к людям юные и взрослые герои Алексина, подлинные творцы жизни. Писатель всем неравнодушным сердцем своим на стороне тех героев, кто обращает правильные и мудрые слова в реальность собственного повседневного поведения, кто понимает долг собственный как долг гражданский. А сопереживание чужой боли переплавляет в активное творчество добра для людей. Об этом повесть А.Алексина «Звоните и приезжайте».

Пересказ содержания повести «Звоните и приезжайте».

Наверное, самое трудное в литературе - раскрыть героическое в повседневном, в обыденной жизни. Алексину это удалось . Поэтому его произведения не оставляют нас равнодушными, мы переживаем вместе с его героями.

Послушайте отзывы читателей книг А.Алексина.

С творчеством Алексина я познакомилась только сейчас, увы. В рамках "Спасателей книг" взяла прочитать сборник его повестей. Только наверное зря, потому что его повести спасать не надо, у них множество читателей и рецензии есть. Только я все равно благодарна игре, что она подарила мне встречу с такой замечательной прозой.
Повести удивительные, замечательные. Конечно, скорее всего они адресованы подросткам, но и для меня, уже переставшей быть таковой, они стали открытием. Обязательно буду советовать их своим детям. Рассказывающие о важном, настоящем, и очень глубокие, они остаются добрыми и искренними.

У Алексина вообще очень много хороших повестей, я его люблю давно, крепко и надежно. И иногда внезапно перечитываю что-то. Так вышло и сегодня. Какова мораль этой повести? Пожалуй, отвечу словами автора:

Отец привел слова, кажется вычитанные в книге: «Жизнь человека – это маршрут от станции Рождение до станции Смерть со многими остановками и событиями в дороге. Надо совершить этот маршрут, не сбиваясь с пути и не выходя из графика».
А я подумал о том, что ведь есть самолеты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания.
Это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…»

И какое счастье, что есть люди, которые в состоянии сойти со своего пути, чтоб протянуть руку помощи другому человеку. На том наш мир и держится, не так ли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по произведениям Т. Крюковой

Т. Крюкова - современный детский писатель. Она пишет для детей и о детях. Данная читательская конференция проводилась с учениками 5-7 классов. Её проведению предшествовала большая подготовительная раб...

Конференция по произведению Алексина "Безумная Евдокия"

Читательская конференция с привлечением родителей, учителей....

Презентация "Конференция по произведению Алексина "Безумная Евдокия"

Конференция с привлечением родителей, учителей...

"Поговорим о человечности..." Читательская конференция по повести А. Алексина "Безумная Евдокия"

Данная работа представляет из себя вопросы для читательской конференции по повести Анатолия Алексина "Безумная Евдокия". Обязательное условие для проведения конференции - повесть должна быть...

Читательская конференция на тему «История в произведениях А.С.Пушкина»

Привитие читательского интереса к историческим произведениям А.С.Пушкина; учить вдумчивому чтению; воспитывать на особенностях русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за...