Читательская конференция по произведениям Т. Крюковой
методическая разработка по литературе на тему

Катчиева Лилия Микояновна

Т. Крюкова - современный детский писатель. Она пишет для детей и о детях. Данная читательская конференция проводилась с учениками 5-7 классов. Её проведению предшествовала большая подготовительная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с творчеством Тамары Крюковой; развивать интерес к чтению; развивать творческие способности учащихся; воспитывать патриотизм.

ОБОРУДОВАНИЕ: книжная выставка произведений Т.Крюковой; мультимедийные презентации книг Т.Крюковой; иллюстрации к произведениям, выполненные учениками 5-7 классов.

ХОД  КОНФЕРЕНЦИИ

     Ведущий 1.  В последние годы сложилось и мнение о том, что мы, дети,  перестали читать и на досуге только смотрим телевизор или играем в компьютерные игры. Тема, ставшая предметом спекуляций целого ряда СМИ: «Заменит ли компьютер книгу?». «Идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации», «Дети совсем перестали читать» – эти и другие  высказывания, имеющие под собой ряд вполне объективных оснований, стали волновать широкую общественность и профессионалов, имеющих отношение к проблеме чтения.

     "В России сейчас нет подростковой литературы, которая отражала бы наш менталитет и была посвящена нашим детям", - считают педагоги. Они уверены: "Дети хотят читать о своих сверстниках, о любви и дружбе, о проблемах, которые касаются молодого поколения".
      Так ли это? Сегодня мы хотим показать, что в России есть литература для детей.   И мы читаем. Читаем то, что нравится, то, что нам понятно.  

     Ведущий 2. Презентация: «Давайте познакомимся» (Приложение 1)

     Ведущий 1. Что получится, если папины джинсы выстирать вместе с белоснежной скатертью? Если во время спектакля запереть исполнителя главной роли в гримерной? Если приклеить туфли к паласу?  Спросите об этом у Агаты и у ее друга,  плутыша Тришки.  Повесть «Дом вверх дном» выдержала не одно издание и полюбилась как детям, так и взрослым.

     Ученик 1. ( Кишмахова Снежанна, 5 а класс). Презентация книги «Дом вверх дном» (Приложение 2).

     Ведущий 2. Если очень захотеть, каждый может, пусть  и ненадолго, стать настоящим волшебником. Действие книги «Маг на два часа» построено на увлекательной игре слов и происходит в волшебной стране –  Игрландии. Главные герои повести Митя, львенок Мефодий и магистр чароделия Авося отправляются по Дороге желаний в необыкновенное путешествие. Что с ним происходит, мы сейчас узнаем.

      Ученик 2. (Лавринец Елизавета, 5 а класс). Презентация книги «Маг на два часа» (Приложение 3).

     Ведущий 1. Великий художник, экстрасенс, мастер восточных единоборств, маньяк – все это один человек - шестиклассник Женька Москвичев. Даже такое скучное занятие, как пение в школьном хоре он может превратить в феерическое шоу. Но все «лавры» в конечном счете достаются его скромном другу Лехе Потапову. Сборник уморительно смешных рассказов и стихов  о школе «Потапов, к доске!» выдержал не одно издание и полюбился читателям самых разных возрастов. По сюжетам некоторых рассказов снята одноименная кинокомедия.

     Ученик 3. (Горшкова Валерия, 5 а класс). Рассказ о сборнике «Потапов, к доске!», сопровождается чтением стихотворений (Приложение 4).

            1.Горбунов Влад.   «Рабочая неделя».

            2.Дотдаев Гери.   «Первый ученик».

Бахтиярова Анна. «Монстр».

Гордиенко Анастасия. «Кавардак».

Фисак  Роман «Хорошие манеры».

Горшкова Валерия. «Несладкая история».

     Ведущий 2. Герои приключенческой повести Т.Крюковой «Хрустальный ключ» Петька и Даша, приехав на лето к бабушке в деревню, узнают, что Ведьмино болото в старину было целебным озером. Дети мечтают избавить заколдованный источник от чар, но для этого нужно совершить полное опасностей путешествие по Долине Миражей и Царству теней, где они встречаются с мифологическими персонажами.

(Инсценировка отрывка из повести «Хрустальный ключ».

Мурадова Джамиля, Канаматов Аслан, 7 а класс)

     Ведущий 1. С развитием компьютерных технологий тема одиночества и умения общаться не в виртуальном мире становится еще более острой.
  Героя фантастико-приключенческой дилогии  Тамары Крюковой “Ловушка для героя” и “Гений поневоле”, Артема Тарасова,   преследует полоса неудач: смерть мамы, женитьба отца, появление сводной сестры Вики, которая оказалась его ровесницей и, после переезда в их квартиру, стала учиться с Артемом в одном классе, а тут еще угроза получить двойку по математике в четверти. Но судьба преподносит ему подарок.

     Повесть “Ловушка для героя” начинается интригующе и загадочно:  бродя по улицам, Артем случайно зашел в заброшенный дом, в котором находилась довольно странная компьютерная фирма. Там его встретили очень радушно и вдруг ни с того ни с сего подарили новейший компьютер и диск с игрой. Почему? С какой стати? Герой на радостях даже не задумался над этими вопросами. Как выяснилось позже – на свою беду. А когда нешуточные (даже трагические) обстоятельства заставили задуматься – было поздно, фирма загадочным образом исчезла.

        Оказавшись в игре, мальчик встречает в виртуальном мире своего лучшего друга Дениса и сводную сестру Вику. Дело в том, что в реале у мальчика сложились очень сложные отношения с Викой – он дико ревнует отца к мачехе и ее дочери (между прочим, очень хорошим людям), он грубит им, всячески издевается над Викой. А тут еще лучший друг Денис влюбился в эту девочку. Артема охватывает ненависть, он убежден, что Денис предатель, что с Викой они вступили в сговор против Артема. Он считает их своими злейшими врагами и не желает слышать ничего, кроме своей ненависти. И вот в виртуальном мире Денис и Вика олицетворяют собой отрицательных героев, с которыми Артему-игроку необходимо сразиться и уничтожить их. Таковы правила игры. Но кто же знал, что, убивая человека, в игре, ты совершаешь убийство в реальной жизни! Это самые драматичные сцены, эмоционально густые.
     Артем превращается Киборга. И если раньше он постоянно фантазировал, просто не мог не фантазировать, то в последнее время фантазии отступили перед цифрами, которые роились у него в голове и преследовали его повсюду. Чем больше он старался отвлечься от них, тем упорнее его мозг производил миллионы, миллиарды бесполезных вычислений. Артем считал со скоростью калькулятора, он стал гением вычисления, но способность фантазировать пропала. Мальчик догадывался, что из него хотят сделать робота, что ему и его семье грозит опасность. Чтобы предотвратить катастрофу, Артему предстоит найти ответ на вопрос: кто ведет эту жёстокую игру и почему это случилось именно с ним

    В процессе чтения   не покидает ощущение того, что Артем, оказываясь в игре, попадает в мир своих тайных фантазий, решений, мыслей. Стоит ему о чем-то подумать в настоящем мире, в игре эта незаконченная мысль воплощается во всей полноте, становится осязаемой, вплоть до обретения собственного лица. Наверняка не такого, как представлял себе Артем… Хотя…

      Ведущий 2. Эти повести насыщены огромным количеством интересных идей. Меня очень   заинтриговала фантастическая посылка повестей: компьютерная игра (поначалу вполне безобидная) постепенно начинает влиять на реальную жизнь, подчинять себе, подминать под себя. Артем оказывается в ловушке: по правилам, если он не уничтожит Вику в игре (а значит, она погибнет и в реале), то неминуемо погибнет сам. Артему предстоит сделать очень непростой выбор. Вот на этой проблеме морального выбора и держится философия книг Т.Крюковой.
    Конечно, идея приключений в виртуальном мире, конечно, не нова – многие писатели сегодня активно используют компьютерную тематику в своих произведениях. Но у Тамары Крюковой это всего лишь прием, позволяющий увлекательно рассказать о серьезных вещах, раскрыть характеры героев.
    Писательнице и в самом деле удалось развернуть сюжет, не похожий на другие, встречающиеся в компьютерной фантастике. В повестях присутствует все необходимое, чтобы удержать внимание читателя: яркая фантазия, острые приключенческие повороты, образный, живой язык. Особенно мне понравилось, как выстроены отношения между главными    героями – надо сказать, очень непростые, конфликтные.

 (Инсценировка отрывка из повести «Ловушка для героя».

Кечерукова Мадина, Айбазов Темирлан,  Жовтенко Максим,

Коджаков Динислам, Кокарева Алла, 7 а класс)

     Ведущий 1. Вы верите в переселение душ? А в путешествие во времени? Не шутите с аномальными явлениями. Это может быть небезопасно. Никто не подозревал, что призрак, случайно снятый на цифровую камеру, однажды вырвется в Интернет и станет пленником электронной сети. 

      Жанр романа Тамары Крюковой «Призрак сети» - фантастический триллер.

     Как-то поздним вечером, мчась по пустынному шоссе, автомобиль программиста Михаила едва не сталкивается с призраком отрока Илии Кречета, который в XIII веке не сумел донести грамоту князю Александру Невскому, поскольку был убит злоумышленниками.

     Программист так ошарашен встречей с призраком, что несколько недель ближе к ночи приезжает к этому самому зловещему месту встречи, вооружившись цифровой камерой, и в конце концов делает фотоснимок Илии. Однако, когда он отправляет этот кадр своему приятелю, то файл превращается в вирус, который начинает самостоятельную жизнь в сети.
   Так и блуждает Илия в Интернете, покуда не сталкивается с пользователем Ильей Кречетовым, инициализированным в сети под логином Ilia Krechet. И тут происходит настоящее чудо: засидевшимся несколько часов в чате мальчишка Илья Кречетов (то есть тот самый ilia Krechet) вместе со своим приятелем Серегой переносятся в XIII век. И там оживают: Илья - в роли своего блуждающего по сети тезки, а Сергей - в качестве огромного, ужасного снаружи, но доброго внутри волкодава.    После ряда злоключений и удивительных встреч они доставляют Александру Невскому секретную грамоту и тем самым дают покой духу странника. А потом успешно возвращаются в современность.
      Стоит отметить, что «любопытно закрученный сюжет является далеко не единственным достоинством этой книги. Автору удалось создать ряд колоритных персонажей со своими достоинствами и недостатками, которые благодаря поворотам сюжета становятся особенно заметны.  Так  думаю, не раз смеемся над трусишкой Ильей Кречетовым и восхищаемся добротой его приятеля Сереги. Невольно  сочувствуешь  Илье, который оказывается невольным свидетелем родительских ссор, и смеешься над его школьными проделками. И, конечно же, задумываешься над множеством других узнаваемых и имеющих отношение к жизни практически каждого школьника ситуаций, возникающих на страницах этого произведения. Не прибегая к занудному морализаторству и нравоучительной риторике, Тамара Крюкова на конкретных примерах объясняет, точнее сказать, показывает своему юному читателю, что такое хорошо, а что такое плохо, какое большое значение имеют такие понятия, как добро, порядочность и честность.     
   
Ведущий 1.Книга держит в напряжении: здесь и мистика, и фантастика, и погружение в прошлое с красочным описанием быта и нравов Древней Руси, и лихо закрученный сюжет. Но главное, что автор в увлекательной, почти игровой форме говорит о вещах вполне серьезных и вечно актуальных. Например, в эпизоде  поимки старого знахаря, который лечил всю деревню. Предателю, опасавшемуся разоблачения, удается заморочить селян и обратить их страх и гнев против старика, которого они знали всю жизнь и от которого видели только добро: «Хватай колдуна! - Его возглас подействовал магически. В те мгновения, когда накал страстей достигает предела, а отдельные люди сливаются в массу и становятся толпой, достаточно одного властного слова, чтобы привести в действие механизм разрушения». Колдуны на Руси за восемь веков, может, и перевелись, но психология толпы не изменилась...
    В романе показано, как ведет себя молодой человек, воспитанный в наше в целом не военное  и, к сожалению, непатриотичное  время, когда он попадает в экстремальную ситуацию. Мы видим,  как инфантильный, трусоватый городской мальчик, изнеженный чрезмерно заботливой мамой, становится мужчиной, способным на самостоятельные решения и поступки.
    Герою романа нужно было перенестись в XIII век, чтобы стать настоящим мужчиной. А кому-то пока, может, будет достаточно прочитать об этом умную, увлекательную книгу, задуматься, сделать для себя кое-какие выводы.

 (Инсценировка отрывка из романа «Призрак сети».

Зенина Екатерина, Коробова Анастасия 7 а класс)

     Ведущий 2. Чтобы найти настоящую любовь, надо быть этого достойной. Прежде чем жаловаться, что настоящие рыцари перевелись, стоит оглянуться на себя. Где же принцессы?! Вряд ли «принц» обратит внимание на девушку, которая идет по улице с сигареткой и отхлебывает пиво из горлышка. Хотите, чтобы к вам относились «по-особенному»?  Станьте особенной.

    «Костя + Ника» - самая известная из книг  Тамары Крюковой. Это повесть о силе любви, способной, казалось бы, безнадежно больного человека поставить на ноги.    
    Все началось с "мыльной оперы" для девочек в литовском журнале "Лола", редактором которого была Ольга Кудрина. Однажды Ольга со своей подругой Тамарой Крюковой отправились в лес, и на одной из полян, где росла костяника, Тамара вдруг почувствовала, что тут, буквально под ногами, кроется какой-то важный сюжет. И не ошиблась. Ягода костяника подсказала название будущей книги, которая вначале прошла апробацию в журнальной публикации.

     Книга начинается с вполне понятных страданий главного героя, о которых в свое время говорили многие писатели. Хочется общения,  но проблема в том, что девушка, живущая по соседству, не желает этого. В момент, когда Костя получает «отставку», тем более обидную, что соседка неоднозначно дала понять, что считает его слишком молодым, он встречает в лесу загадочную Нику. Девушка отнюдь не вызывает в нем никаких эмоций, и тут читателя ждет первый сюрприз. Оказывается, у лесной Ники существует двойник - дочь знаменитого художника, с той же внешностью и тем же именем, но с совершенно иным характером и страшным недугом. Когда Костя путает ее с лесной знакомой, девушка думает, что он над ней издевается. Их первая встреча заканчивается ссорой и взаимной антипатией. Ирония в том, что главный герой лишь в самом конце осознает – это и есть любовь. А прежде разворачивается история, полная конфликтов, скандалов и безрассудных поступков. Тут и проблемы разных социальных слоев, и непростые взаимоотношения с родителями, и внезапно проснувшийся интерес к Косте со стороны его соседки, и драка с лучшим другом... И на фоне всего этого безумное желание Кости сделать невозможное –  поднять Нику на ноги.

     Поняв, что замысел романа требует специальных знаний, Тамара обратилась за помощью к Валентину Дикулю, который, несмотря на занятость, нашел время не только для консультации, необходимой писателю, но и подсказал, каким образом чудо можно сделать реальностью. Таким образом, вышла книга, дающая надежду.

    В 2006 году кинокомпанией «Ракурс» был снят кинофильм «КостяНика. Время Лета».

      Но главное   –  эта книга вселяет надежду. Надежду на чудо и на реальность этого чуда. Как говорит одна героиня повести - маленькая лесная жительница, воплотившая в себе всю мудрость природы: "А чудеса показывать не надобно. Они сами видны, ежели умеешь разглядеть". Только надо верить и не сдаваться. «Ты в силу свою не веришь, что себя сумеешь победить. А ты поверь. Для того, кто себя преодолел, любое чудо свершается».
   Не зря имя главной героиня - Ника. Оно не раз обыгрывается то так, то эдак, но автор не раскрывает нам его настоящий смысл, мол, догадайтесь сами. А Ника значит – «победа».

(Инсценировка отрывка из повести «Хрустальный ключ».

Кизилбекова Елизавета, Жовтенко Максим,  7 а класс)

       Ведущий 1.Удивительный феномен   творчества Тамары Крюковой заключается в том, что в ее произведениях все выверено с точки зрения психологии действия героев, сложные человеческие проблемы решаются на фоне захватывающего сюжета. Писательница обращается к нам как к равным , без сюсюканья и заигрывания. Мораль книг не откровенно выражена в словах, но очевидна и понятна.  Каковы бы ни были переплетения сюжета и отношения героев, общее настроение книг радостное,  доброе и вдохновляющее.

     Книги Тамары Крюковой в состоянии реально помочь нам, подросткам, в решении некоторых  проблем.    Мы, так же, как и   взрослые, испытываем тревогу, страх, неуверенность в себе, страдаем различными комплексами, но в отличие от взрослых  мы не всегда умеем выразить словами свои эмоции и чувства.
     Мы не согласны с утверждением об отсутствии хорошей литературы для современного поколения школьников. Просто новая литература для детей и подростков очень медленно входит в школьную программу или хотя бы в программу внеклассного чтения. Списки обновляются крайне медленно. Признаемся, что некоторые произведения, которыми зачитывалось старшее поколение, нам, сегодняшним детям, непонятны – их надо читать с историческим комментарием.  

      Думаем, филологам, работникам библиотек, родителям надо учиться читать современную детскую литературу и выбирать то, что поможет детям сформировать бережное отношение к   истории, языку, то есть будет способствовать формированию настоящего гражданина.

   

СТИХИ ТАМАРЫ КРЮКОВОЙ

Рабочая неделя

Я вообще-то не бездельник,

И не прочь пойти я в школу,

Но известно: понедельник —

Для работы день тяжёлый.

Я во вторник до обеда

Вешал всем лапшу на уши.

Ну а после у соседа

До темна я бил баклуши.

В среду тоже был я занят:

Посчитал ворон слегка.

А четверг весь на диване

Провалял я дурака.

Ну а в пятницу прилежно

С другом лодыря гонял.

Притомился я, конечно.

Да и кто бы не устал!

В потолок плевал в субботу.

Тут понятно и ежу,

Ни минуты без работы

Я обычно не сижу.

Я готов и в воскресенье

Заниматься день-деньской

Русским, алгеброй и чтением.

Только это выходной.

Завтра снова понедельник,

И не прочь пойти я в школу.

Я ведь вовсе не бездельник.

Только это день тяжёлый.

Первый ученик

Был сентябрьский день весёлый,

В первый раз пошёл я в школу.

Я решил: всегда и всюду

Лучше всех учиться буду!

Мне учёба по плечу,

Стать учёным я хочу.

Все учебники, тетрадки

Стану я держать в порядке,

И заметят в школе вмиг,

Я — отличный ученик.

Так неделю я учился,

На вторую притомился,

А шестого октября,

Я решил: наверно, зря

Поступил я в первый класс.

Я в учении завяз.

Мне учебник не в новинку,

Просмотрел я все картинки.

Станет скучно поневоле,

А учительница в школе

Почему-то каждый раз

Вечно спрашивает нас.

Любознательная, видно,

Только мне порой обидно:

Ведь она сама при этом

Точно знает все ответы.

Монстр

Ты знаешь, откуда

у нас кавардак?

К нам монстрик вселился

на дачный чердак

С ужасно капризным

изменчивым нравом.

Никто на него

не находит управы.

Ужасно шумливый он

и озорной,

В жару обливается

с крыши водой.

А серым, дождливым

и пасмурным днём

Ужасно ворчливым

становится он.

В еде привередлив,

но любит конфеты

Таскать до обеда

тайком из буфета.

Он страшно назойливый,

если ему

Наскучило в прятки

играть одному,

Но очень пугливый

и шустрый, без спору:

От взрослых он тотчас же

прячется в нору.

А мама считает,

во всём виноват

Не монстр-невидимка,

а я и мой брат.

Кавардак

Жил на свете Кавардак,

Попадал всегда впросак,

Ведь упрямый обормот

Делал всё наоборот.

Помогать он взялся маме,

Всё поставил вверх ногами,

Так, что всей семье потом

Убирать пришлось весь дом.

Разобрал в шкафу он лихо.

Вот была неразбериха!

Стали книжки и тетрадки

В идеальном беспорядке.

На обед — подумать страшно

Заварил такую кашу,

Что, увидев ералаш,

Маме стало не до каш.

В школе он не бил баклуши:

Смело нёс собачью чушь он

И прилежно день-деньской

Занимался ерундой.

Вот такой был Кавардак,

В детстве делал всё не так.

А подрос — преобразился

И в зануду превратился.

Стал солидным господином.

И теперь растит он сына.

Ну такого обормота!

Вам признаюсь, это что-то!

Хорошие манеры

Дал я котятам и вилки, и ложки,

Чтобы культурно лакали из плошки,

Но за обедом упрямые киски

Всё же лакают без ложек из миски.

Видно, своим не удастся примером

Мне обучить их хорошим манерам.

Может, вкуснее лакать языком?

Нос окунул я в тарелку с борщом.

Мама сказала: «Смотри на котят,

Как аккуратно котята едят».

Папа добавил: «Не ешь, как свинья».

Разве же мне не обидно, друзья?

Несладкая история

В Новый год нам Дед Мороз

Целый воз конфет привёз.

Мы решили: прежде надо

Съесть коробку шоколада.

А потом продолжил список

Короб сливочных ирисок.

Три коробки карамели

Проглотили за неделю

И за несколько часов

Пару банок леденцов.

Вслед за этим съели кряду

Пять коробок мармелада.

Приготовились уже

Приниматься за драже,

Но пришлось на много дней

Отказаться от сластей.

И на то была причина

Под названьем бормашина,

А виною Дед Мороз:

Целый воз конфет привёз,

А про кариес — молчок,

Вот коварный старичок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

Читательская конференция " Человек читающий..."

Читательская конференция для учащихся 8 класса...

Читательская конференция "Такие разные мамы"

На основе сопоставительного анализа рассказов Л. Петрушевской "Страна" и И. Полянской "Мама" учащиеся наблюдают о разных  отношениях матери к своей дочери....

Читательская конференция по произведениям А.Алексина

В представленном материале  конспект читательской конференции по произведениям А.Алексина. Материал может быть использован и на уроках внеклассного чтения, и как собственно конференция....

Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению Т.Крюковой "Костяника"

Презентация к уроку внеклассного чтения по произведению Т.Крюковой "Костяника"...

Читательская конференция на тему «История в произведениях А.С.Пушкина»

Привитие читательского интереса к историческим произведениям А.С.Пушкина; учить вдумчивому чтению; воспитывать на особенностях русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за...