Жизнь и творчество С.Я. Маршака
классный час (5 класс) на тему

Головнёва Ольга Викторовна

Жизнь и творчество С.Я. Маршака

Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я.Маршака.

Задачи:

•       Образовательные: способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта;

•       Коррекционно-развивающие: работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания;

•       Воспитательные: привить любовь и интерес к книге, к слову, к стиху.

Предварительная работа: детям даётся задание – выучить стихи С.Я.Маршака; подумать, о чём они говорят; составить выставку книг поэта; сделать рисунки к стихам, не подписывая произведений; учитывая индивидуальные читательские склонности, учитель помогает сделать выбор: одним рекомендует небольшие веселые стихи или отрывки, другим стихи о природе, третьим – героические стихи.

Оформление:  портрет С. Я. Маршака, презентация  биографии и творчества, выставка книг.

Ход праздника

1 ведущий. Здравствуйте,  ребята!

 

2ведущий.  Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!

 

1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака.(2 слайд)

2 ведущий.И мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную фантазией таланливого писателя.

Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец

Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы. Нелегко было  семье, где  росло шестеро ребятишек,

переезжать с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на на колесах, в постоянной суете и тревоге. (3 слайд)

.

1 ведущий. Учился Маршак сначала в городе Остроготске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге.(4 слайд).

 

2 ведущий.  Учась в гимназии,  Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному дарованию помогал  преподаватель латинского языка .

 

1 ведущий.  Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский писатель М. Горький. Но после революции 1905 г., многие представители интеллегенции  уехали за границу. Маршаку пришлось полагаться на свои силы.

 

2 ведущий.  Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические  зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о  другой, неизведанной жизни.

 

1 ведущий.  Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с различными петербургскими редакциями , Самуил Яковлевич уехал для продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в Лондонском университете.

 

2 ведущий.  Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он   переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка . Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.

(песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Я.Маршака)

 

1 ведущий. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а  о мечте.

 

2 ведущий. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!


 1 ведущий.(5 слайд).  Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию .В   годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает  «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком, библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и написал свои  первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..

 

2 ведущий. Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы  интересны и поучительны. Например, во всем известной  пьесе  «Кошкин дом»  высмеивается эгоизм,  чванство, мещанская любовь к вещам.

 

1 ведущий. (6 слайд). В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал пи­сать для детей. Неутомимый поэт был всегда в работе. К.И. Чуковский однажды сказал, что он знает не одного, а целых пять Маршаков: Маршака - детского поэта,Маршака, пишущего стихи для взрослых, Маршака - автора пьес для театра, Маршака - переводчика и Маршака - сатирика, который своими беспощадными стихами высмеивал фашистов во время 'Великой Отечественной войны. Он твердо верил в победу до­бра, справедливости над жестокостью и злом.

 

2 ведущий. ( 7 слайд). С.Я. Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова.

Читать умели мы с трудом,

Когда читали «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Маршак- поэт любимый наш!

 

1 ведущий.(8 слайд) Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, с 4-х лет (!). Любимыми авторами у него были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов.  В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи.

Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, попробуйте  отгадать загадки, которые написал С.Я. Маршак. (9 слайд).

 

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?

Очки

 

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

Мяч

 

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.

Пила

 

Я конем рогатым правлю.

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадет он без меня.

Велосипед

 

Его весной и летом
Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели.

Дерево

 

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!

Часы

 

 

2 ведущий.(10 слайд)

Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.

 

Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.

 

1 ведущий.(11 слайд). Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и   была выпущена в 1923 году.Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах.

Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с  творчеством Самуила Яковлевича Маршака.

 

2 ведущий.(12 слайд). Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких.

Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.

 

1 ведущий. Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.

 

2 ведущий. Нельзя не заметитЬ, что многие из них  схожи с детским дразнилками,  считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.

Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.

 

1ведущий. Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о  неизвестном  герое». (прослушайте отрывок из этого стихотворения).

 

2ведущий..Это стихотворение было написано перед самой войной. Автор воспользовался приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу , совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует его лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть  в грозное предвоенное время! 

 

1 ведущий.(13 слайд)

ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ

Ты с Робином-Бобином верно знаком?
А эта загадка сегодня о нём.
Пусть Робин - обжора, каких поискать,
Но хочет порою и он поиграть.

Однажды Робин-Бобин наш
Нашёл волшебный карандаш.
Он в слове буковку одну
Другою заменяет
И мигом в разную еду
Предметы превращает
Ему поможешь? Так и быть!
Смотри, что тут можно превратить?

(булка, салат, пирог, лук, горох, сушка, мак, кисель, торт)

 

2 ведущий.(14 слайд).

Вы конечно внимательно читали пьесу-сказку "Теремок", которую сочинил Самуил Яковлевич Маршак? Тогда вспомни, в каком порядке животные пришли в теремок.

(15 слайд).      (лягушка, мышка, петух, ежик, волк, лиса, медведь).

 

1 ведущий.

Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (16 слайд)

 

 

Люди спрашивают: 
Кто это у вас?
А девочка говорит: 
- Это моя дочка.
Люди спрашивают: 
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит: 
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (17 слайд)

 

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Саквояж,

Чемодан,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку (« Багаж»). (18 слайд)

 

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветёт подснежник,

А не метель метёт,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев») (19 слайд)

 

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”) (20 слайд)

 

2 ведущий.

Доскажи словечко (21 слайд)

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”

 

1 ведущий.(22 слайд)

Найди лишнее (кошкин дом)

 

 

2 ведущий.

Блиц опрос «Жизнь и творчество С.Я. Маршака.

 

1.В каком году родился Самуил Яковлевич Маршак?(23 слайд).

Ответ- 1887 году ( 24 слайд).

 

2. В каком городе родился С. Я. Маршак? (25слайд).

Ответ- Воронеже (26слайд).

 

3. На какой улице жил человек рассеянный? (27 слайд).

Ответ- Улица Бассейная (28 слайд).

4. Что надел человек рассеянный вместо шапки?(29 слайд).

Ответ- сковороду. (30слайд).

5. Что человек рассеянный натянул на пятки?(31 слайд).

Ответ- перчатки. (32слайд).

 

1 ведущий.(33 слайд).

. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о  них и для них..Умер он 4 июня 1964г.

 

2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака- писателя, поэта, драматурга, переводчика признаны народом и отмечены высокими наградами.

 

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

•       Сталинская премия второй степени (1942) — за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам

•       Сталинская премия второй степени (1946) — за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943)

•       Сталинская премия второй степени (1949) — за переводы сонетов В. Шекспира

•       Сталинская премия первой степени (1951) — за сборник «Стихи для детей»

•       Ленинская премия (1963) — за книгу «Избранная лирика для детей» (1962) и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»

•       два ордена Ленина

•       орден Отечественной войны I степени (1945)

•       орден Трудового Красного Знамени

 

 

2 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но каждая встреча с его стихотворениями – это радость и удовольствие!

 

1 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.

Пожелания друзям (34слайд).

Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

                                        Оно для дальнего пути

                                        Главнейшее условье.

                                        Пусть каждый день и каждый час

                                        Вам новое добудет.

                                        Пусть добрым будет ум у вас,

                                        А сердце умным будет.

                                        Вам от души желаю я,

                                        Друзья, всего хорошогЖизнь и творчество С.Я. Маршака

Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я.Маршака.

Задачи:

•       Образовательные: способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта;

•       Коррекционно-развивающие: работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания;

•       Воспитательные: привить любовь и интерес к книге, к слову, к стиху.

Предварительная работа: детям даётся задание – выучить стихи С.Я.Маршака; подумать, о чём они говорят; составить выставку книг поэта; сделать рисунки к стихам, не подписывая произведений; учитывая индивидуальные читательские склонности, учитель помогает сделать выбор: одним рекомендует небольшие веселые стихи или отрывки, другим стихи о природе, третьим – героические стихи.

Оформление:  портрет С. Я. Маршака, презентация  биографии и творчества, выставка книг.

Ход праздника

1 ведущий. Здравствуйте,  ребята!

 

2ведущий.  Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!

 

1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака.(2 слайд)

2 ведущий.И мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную фантазией таланливого писателя.

Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец

Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы. Нелегко было  семье, где  росло шестеро ребятишек,

переезжать с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на на колесах, в постоянной суете и тревоге. (3 слайд)

.

1 ведущий. Учился Маршак сначала в городе Остроготске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге.(4 слайд).

 

2 ведущий.  Учась в гимназии,  Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному дарованию помогал  преподаватель латинского языка .

 

1 ведущий.  Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский писатель М. Горький. Но после революции 1905 г., многие представители интеллегенции  уехали за границу. Маршаку пришлось полагаться на свои силы.

 

2 ведущий.  Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические  зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о  другой, неизведанной жизни.

 

1 ведущий.  Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с различными петербургскими редакциями , Самуил Яковлевич уехал для продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в Лондонском университете.

 

2 ведущий.  Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он   переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка . Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.

(песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Я.Маршака)

 

1 ведущий. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а  о мечте.

 

2 ведущий. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!


 1 ведущий.(5 слайд).  Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию .В   годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает  «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком, библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и написал свои  первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..

 

2 ведущий. Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы  интересны и поучительны. Например, во всем известной  пьесе  «Кошкин дом»  высмеивается эгоизм,  чванство, мещанская любовь к вещам.

 

1 ведущий. (6 слайд). В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал пи­сать для детей. Неутомимый поэт был всегда в работе. К.И. Чуковский однажды сказал, что он знает не одного, а целых пять Маршаков: Маршака - детского поэта,Маршака, пишущего стихи для взрослых, Маршака - автора пьес для театра, Маршака - переводчика и Маршака - сатирика, который своими беспощадными стихами высмеивал фашистов во время 'Великой Отечественной войны. Он твердо верил в победу до­бра, справедливости над жестокостью и злом.

 

2 ведущий. ( 7 слайд). С.Я. Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова.

Читать умели мы с трудом,

Когда читали «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Маршак- поэт любимый наш!

 

1 ведущий.(8 слайд) Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, с 4-х лет (!). Любимыми авторами у него были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов.  В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи.

Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, попробуйте  отгадать загадки, которые написал С.Я. Маршак. (9 слайд).

 

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?

Очки

 

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

Мяч

 

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.

Пила

 

Я конем рогатым правлю.

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадет он без меня.

Велосипед

 

Его весной и летом
Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели.

Дерево

 

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!

Часы

 

 

2 ведущий.(10 слайд)

Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.

 

Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.

 

1 ведущий.(11 слайд). Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и   была выпущена в 1923 году.Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах.

Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с  творчеством Самуила Яковлевича Маршака.

 

2 ведущий.(12 слайд). Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких.

Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.

 

1 ведущий. Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.

 

2 ведущий. Нельзя не заметитЬ, что многие из них  схожи с детским дразнилками,  считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.

Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.

 

1ведущий. Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о  неизвестном  герое». (прослушайте отрывок из этого стихотворения).

 

2ведущий..Это стихотворение было написано перед самой войной. Автор воспользовался приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу , совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует его лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть  в грозное предвоенное время! 

 

1 ведущий.(13 слайд)

ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ

Ты с Робином-Бобином верно знаком?
А эта загадка сегодня о нём.
Пусть Робин - обжора, каких поискать,
Но хочет порою и он поиграть.

Однажды Робин-Бобин наш
Нашёл волшебный карандаш.
Он в слове буковку одну
Другою заменяет
И мигом в разную еду
Предметы превращает
Ему поможешь? Так и быть!
Смотри, что тут можно превратить?

(булка, салат, пирог, лук, горох, сушка, мак, кисель, торт)

 

2 ведущий.(14 слайд).

Вы конечно внимательно читали пьесу-сказку "Теремок", которую сочинил Самуил Яковлевич Маршак? Тогда вспомни, в каком порядке животные пришли в теремок.

(15 слайд).      (лягушка, мышка, петух, ежик, волк, лиса, медведь).

 

1 ведущий.

Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”) (16 слайд)

 

 

Люди спрашивают: 
Кто это у вас?
А девочка говорит: 
- Это моя дочка.
Люди спрашивают: 
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит: 
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”) (17 слайд)

 

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Саквояж,

Чемодан,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку (« Багаж»). (18 слайд)

 

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветёт подснежник,

А не метель метёт,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев») (19 слайд)

 

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”) (20 слайд)

 

2 ведущий.

Доскажи словечко (21 слайд)

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”

 

1 ведущий.(22 слайд)

Найди лишнее (кошкин дом)

 

 

2 ведущий.

Блиц опрос «Жизнь и творчество С.Я. Маршака.

 

1.В каком году родился Самуил Яковлевич Маршак?(23 слайд).

Ответ- 1887 году ( 24 слайд).

 

2. В каком городе родился С. Я. Маршак? (25слайд).

Ответ- Воронеже (26слайд).

 

3. На какой улице жил человек рассеянный? (27 слайд).

Ответ- Улица Бассейная (28 слайд).

4. Что надел человек рассеянный вместо шапки?(29 слайд).

Ответ- сковороду. (30слайд).

5. Что человек рассеянный натянул на пятки?(31 слайд).

Ответ- перчатки. (32слайд).

 

1 ведущий.(33 слайд).

. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о  них и для них..Умер он 4 июня 1964г.

 

2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака- писателя, поэта, драматурга, переводчика признаны народом и отмечены высокими наградами.

 

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

•       Сталинская премия второй степени (1942) — за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам

•       Сталинская премия второй степени (1946) — за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943)

•       Сталинская премия второй степени (1949) — за переводы сонетов В. Шекспира

•       Сталинская премия первой степени (1951) — за сборник «Стихи для детей»

•       Ленинская премия (1963) — за книгу «Избранная лирика для детей» (1962) и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»

•       два ордена Ленина

•       орден Отечественной войны I степени (1945)

•       орден Трудового Красного Знамени

 

 

2 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но каждая встреча с его стихотворениями – это радость и удовольствие!

 

1 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.

Пожелания друзям (34слайд).

Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

                                        Оно для дальнего пути

                                        Главнейшее условье.

                                        Пусть каждый день и каждый час

                                        Вам новое добудет.

                                        Пусть добрым будет ум у вас,

                                        А сердце умным будет.

                                        Вам от души желаю я,

                                        Друзья, всего хорошого.

                                        А все хорошее, друзья,

                                         Дается нам недешево.

 

2 ведущий. (33 слайд) МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!

 

 

о.

                                        А все хорошее, друзья,

                                         Дается нам недешево.

 

2 ведущий. (33 слайд) МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_razrabotka.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь и творчество С.Я. Маршака

Цели: показать учащимся многогранность поэзии С.Я.Маршака.

Задачи:

•        Образовательные: способствовать формированию навыка публичного чтения, обогащению знаний о творчестве поэта;

•        Коррекционно-развивающие: работать над развитием речи, памяти, логического мышления, внимания;

•        Воспитательные: привить любовь и интерес к книге, к слову, к стиху.

Предварительная работа: детям даётся задание – выучить стихи С.Я.Маршака; подумать, о чём они говорят; составить выставку книг поэта; сделать рисунки к стихам, не подписывая произведений; учитывая индивидуальные читательские склонности, учитель помогает сделать выбор: одним рекомендует небольшие веселые стихи или отрывки, другим стихи о природе, третьим – героические стихи.

Оформление:  портрет С. Я. Маршака, презентация  биографии и творчества, выставка книг.

Ход праздника

1 ведущий. Здравствуйте,  ребята!

2ведущий.  Мы очень рады, что вы пришли к нам на встречу!

1 ведущий. А поговорить мы хотим о творчестве известного детского писателя С. Я Маршака.(2 слайд)

2 ведущий.И мы начинаем увлекательное путешествие в сказочную страну, созданную фантазией таланливого писателя.

Родился С. Я. Маршак 22 октября 1887 г. в небольшом в то время городе Воронеже, детство свое провел в провинции. Отец

Самуила Яковлевича в поисках интересной работы часто менял место службы. Нелегко было  семье, где  росло шестеро ребятишек,

переезжать с места на место. Надолго запомнилась мальчику жизнь на на колесах, в постоянной суете и тревоге. (3 слайд)

.

1 ведущий. Учился Маршак сначала в городе Остроготске, потом в Петербурге, затем в Ялте, и опять в Петербурге.(4 слайд).

2 ведущий.  Учась в гимназии,  Маршак не оставлял своего любимого творчества. Юному дарованию помогал  преподаватель латинского языка .

1 ведущий.  Обратил внимание на мальчика в гимназической форме и великий русский писатель М. Горький. Но после революции 1905 г., многие представители интеллегенции  уехали за границу. Маршаку пришлось полагаться на свои силы.

2 ведущий.  Началась трудная жизнь литератора-профессионала. Сочиняя юмористические  зарисовки, литературные пародии, сатирические отклики на злобу дня С. Маршак зарабатывал на жизнь. И не переставал мечтать о далеких странах, о  другой, неизведанной жизни.

1 ведущий.  Скопив немного денег и договорившись о корреспондентской работе с различными петербургскими редакциями , Самуил Яковлевич уехал для продолжения образования в Англию. В 1912 г. он уже слушал лекции в Лондонском университете.

2 ведущий.  Во время каникул юноша путешествовал пешком по стране, уходил с рыбаками в море, жил в лесной школе. Его заинтересовал английский фольклор, он   переводил народные баллады,стихи Вордсворта, Блейка . Некоторые из них очень полюбились читателям и даже были положены на музыку.

(песня «На далекой Амазонке». Стихи Редьярда Киплинга в переводе С. Я.Маршака)

1 ведущий. Хороша страна Бразилия, только песня эта, скорее, не об экзотической стране, а  о мечте.

2 ведущий. А мечты, если их добиваться, сбываются! Помните об этом, ребята!


 1 ведущий.(5 слайд).  Перед началом первой мировой войны С. Я. Маршак возвращается в Россию .В   годы военного лихолетья возникает особый интерес к детям, к вопросам воспитания подрастающего поколения. В начале 20-х г. Маршак создает  «Детский городок» --- целый комплекс для детей, с детским садиком, библиотекой, различными кружками и театром. Вот для этого театра он и написал свои  первые пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Сказка про козла» и др..

2 ведущий. Вклад С.Я. Маршака в развитие детской драматургии значителен . Его пьесы  интересны и поучительны. Например, во всем известной  пьесе  «Кошкин дом»  высмеивается эгоизм,  чванство, мещанская любовь к вещам.

1 ведущий. (6 слайд). В годы Великой Отечественной войны он работал в газетах, выезжал на фронт с бригадами артистов и продолжал писать для детей. Неутомимый поэт был всегда в работе. К.И. Чуковский однажды сказал, что он знает не одного, а целых пять Маршаков: Маршака - детского поэта,Маршака, пишущего стихи для взрослых, Маршака - автора пьес для театра, Маршака - переводчика и Маршака - сатирика, который своими беспощадными стихами высмеивал фашистов во время 'Великой Отечественной войны. Он твердо верил в победу добра, справедливости над жестокостью и злом.

2 ведущий. ( 7 слайд). С.Я. Маршак написал много стихов для детей. Всю жизнь он был добрым другом детей. Его стихи учат детей радоваться красоте поэтического слова.

Читать умели мы с трудом,

Когда читали «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Багаж».

Маршак- поэт любимый наш!

1 ведущий.(8 слайд) Сочинять стихи он начал раньше, чем научился писать, с 4-х лет (!). Любимыми авторами у него были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Толстой, Чехов.  В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы. С 20 лет Маршак стал печатать свои стихи.

Он пробовал писать рассказы, пьесы, игры, загадки. А вы любите загадки, ребята? Ну-ка, попробуйте  отгадать загадки, которые написал С.Я. Маршак. (9 слайд).

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И седелка на носу?

Очки

Бьют его рукой и палкой.
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!

Мяч

Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб.

Пила

Я конем рогатым правлю.

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадет он без меня.

Велосипед

Его весной и летом
Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

Но зимние метели
В меха его одели.

Дерево

Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас!

Часы

2 ведущий.(10 слайд)

Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году. Это были лирические стихи и переводы.

Самуил Яковлевич по праву считается, мастером художественного перевода, замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.

1 ведущий.(11 слайд). Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась — «Детки в клетке» и   была выпущена в 1923 году.Его произведения для детей - это краткие рассказы в стихах.

Вряд ли сегодня найдётся ребёнок, незнакомый с  творчеством Самуила Яковлевича Маршака.

2 ведущий.(12 слайд). Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых маленьких.

Герои многих произведений Самуила Яковлевича Маршака – животные. Рассказывая о них, писатель подразумевает поступки людей и взаимоотношения между ними.

1 ведущий. Стихотворения Маршака написаны просто, понятно и увлекательно.

2 ведущий. Нельзя не заметитЬ, что многие из них  схожи с детским дразнилками,  считалками, прибаутками, в них чувствуется озорство и причудливость лучших образцов детского фольклора.

Давайте просто послушаем прекрасные стихотворения.

1ведущий. Но у С.Я. есть и серьезные стихотворения. Мне очень нравится «Рассказ о  неизвестном  герое». (прослушайте отрывок из этого стихотворения).

2ведущий..Это стихотворение было написано перед самой войной. Автор воспользовался приемом таинственности, он специально не дает своему персонажу , совершившему настоящий подвиг, не только имени, но даже и не рисует его лица. И в этом заключен смысл баллады --- к смелым поступкам, к отваге, к героическому подвигу готова вся молодежь. А как это было важно подчеркнуть  в грозное предвоенное время!  

1 ведущий.(13 слайд)

ЗАГАДКИ В КАРТИНКАХ

Ты с Робином-Бобином верно знаком?
А эта загадка сегодня о нём.
Пусть Робин - обжора, каких поискать,
Но хочет порою и он поиграть.

Однажды Робин-Бобин наш
Нашёл волшебный карандаш.
Он в слове буковку одну
Другою заменяет
И мигом в разную еду
Предметы превращает
Ему поможешь? Так и быть!
Смотри, что тут можно превратить?

(булка, салат, пирог, лук, горох, сушка, мак, кисель, торт)

2 ведущий.(14 слайд).

Вы конечно внимательно читали пьесу-сказку "Теремок", которую сочинил Самуил Яковлевич Маршак? Тогда вспомни, в каком порядке животные пришли в теремок.

(15 слайд).      (лягушка, мышка, петух, ежик, волк, лиса, медведь).

1 ведущий.

Угадай произведение по отрывку.

Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки....
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду (“Вот какой рассеянный”)
 (16 слайд)

Люди спрашивают: 
Кто это у вас?
А девочка говорит: 
- Это моя дочка.
Люди спрашивают: 
- Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит: 
- Она давно не мылась (“Усатый полосатый”)
 (17 слайд)

Дама сдавала в багаж:

Диван,

Саквояж,

Чемодан,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку (« Багаж»). (18 слайд)

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветёт подснежник,

А не метель метёт,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метёт! («Двенадцать месяцев») (19 слайд)

Бим – бом! Тили – бом!
На дворе - высокий дом.
Ставенки резные,
Окна расписные.
А на лестнице ковер –
Шитый золотом узор.
По узорному ковру
Сходит кошка по утру... (“Кошкин дом”)
 (20 слайд)

2 ведущий.

Доскажи словечко (21 слайд)

“Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на_________(ремне),
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной__________(фуражке),
Это он,
Это он,
Ленинградский____________(почтальон)”

1 ведущий.(22 слайд)

Найди лишнее (кошкин дом)

2 ведущий.

Блиц опрос «Жизнь и творчество С.Я. Маршака.

1.В каком году родился Самуил Яковлевич Маршак?(23 слайд).

Ответ- 1887 году ( 24 слайд).

2. В каком городе родился С. Я. Маршак? (25слайд).

Ответ- Воронеже (26слайд).

3. На какой улице жил человек рассеянный? (27 слайд).

Ответ- Улица Бассейная (28 слайд).

4. Что надел человек рассеянный вместо шапки?(29 слайд).

Ответ- сковороду. (30слайд).

5. Что человек рассеянный натянул на пятки?(31 слайд).

Ответ- перчатки. (32слайд).

1 ведущий.(33 слайд).

. С. Я. Маршак всегда был в работе. До последних дней он думал о детях, писал о  них и для них..Умер он 4 июня 1964г.

2 ведущий. Огромный труд, светлый и мудрый талант , добрая слава С.Я.Маршака- писателя, поэта, драматурга, переводчика признаны народом и отмечены высокими наградами.

НАГРАДЫ И ПРЕМИИ

•        Сталинская премия второй степени (1942) — за стихотворные тексты к плакатам и карикатурам

•        Сталинская премия второй степени (1946) — за пьесу-сказку «Двенадцать месяцев» (1943)

•        Сталинская премия второй степени (1949) — за переводы сонетов В. Шекспира

•        Сталинская премия первой степени (1951) — за сборник «Стихи для детей»

•        Ленинская премия (1963) — за книгу «Избранная лирика для детей» (1962) и книги для детей: «Тихая сказка», «Большой карман», «Приключение в дороге», «Угомон», «От одного до десяти», «Вакса-клякса», «Кто колечко найдёт», «Весёлое путешествие от А до Я»

•        два ордена Ленина

•        орден Отечественной войны I степени (1945)

•        орден Трудового Красного Знамени

2 ведущий. Вот уже много лет живут на свете веселе и задорные строчки Маршака! Но каждая встреча с его стихотворениями – это радость и удовольствие!

1 ведущий. Закончим мы нашу встречу словами поэта.

Пожелания друзям (34слайд).

Желаю вам цвести, расти.

Копить, крепить здоровье.

                                        Оно для дальнего пути

                                        Главнейшее условье.

                                        Пусть каждый день и каждый час

                                        Вам новое добудет.

                                        Пусть добрым будет ум у вас,

                                        А сердце умным будет.

                                        Вам от души желаю я,

                                        Друзья, всего хорошого.

                                        А все хорошее, друзья,

                                         Дается нам недешево.

2 ведущий. (33 слайд) МОЛОДЦЫ!!!!!!!!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича Маршака.

Литературный праздник, посвященный творчеству Самуила Яковлевича  Маршака. Цель: ознакомление школьников с творчеством С. Я. Маршака. Задачи: познакомить учащихся с различны...

Конкурс чтецов, посвящённый творчеству С.Я.Маршака

Сценарий конкурса чтецов, посвящённого 125 летию со дня рождения С.Я.Маршака. Данный конкурс проводился среди учащихся школы II вида. Эффективность проводимого конкурса состоит в том, что ходе ег...

Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.

Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....

Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"

Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...

Конспект урока литературы в 11 классе. Тема "Жизнь и творчество С. А. Есенина. Тема родины в творчестве Есенина".

Урок посвящен творчеству Есенина, предназначен для учащихся 11 класса. Оборудование: презентация "Есенин", аудиозаписи....