Методическая разработка деловой игры "Репортер"
методическая разработка (6, 7 класс) на тему

Лыткина Татьяна Николаевна

Сегодня игра, без преувеличения, - самый популярный вид развивающей работы как с детьми, так и со взрослыми. Прежде всего, потому, что игра – это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной ситуации. Игры предоставляют возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, приобрести опыт построения отношений с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир. Таким образом, игра выступает как «лаборатория», средство познания и развития [1].

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Именно в деловой игре построение деятельности и достижение запланированного результата становится основной игровой целью для участников.

Игра «Репортер» предназначена для воспитанников 6-7 классов, потому что именно в этот период воспитанники, поступившие в 5 класс в гимназию, окончательно преодолевают трудности адаптации к новым условиям проживания и обучении и готовы к «выходу» за пределы коллектива класса (группы). Для них становится интересной общественная жизнь школы, им хочется продемонстрировать себя, свои таланты и умения. Кроме того, участниками становятся также педагоги, работающие с воспитанниками класса (группы): воспитатели, классный руководитель, куратор отделения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Reporter_delovaya_igra26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра «Репортер»

Лыткина Татьяна Николаевна

Государственная общеобразовательная

школа-интернат «Гимназия искусств при

Главе РК» имени Ю.А.Спиридонова

Пояснительная записка

Сегодня игра, без преувеличения, - самый популярный вид развивающей работы как с детьми, так и со взрослыми. Прежде всего, потому, что игра – это уникальное фантастическое пространство, обладающее огромным творческим потенциалом. Можно творить себя, свои отношения с другими, свое будущее и будущее мира в совершенно безопасной ситуации. Игры предоставляют возможность эмоционально отреагировать на различные волнения и трудности, приобрести опыт построения отношений с окружающими, научиться контролировать и регулировать свой внутренний мир. Таким образом, игра выступает как «лаборатория», средство познания и развития [1].

Деловая игра — это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Именно в деловой игре построение деятельности и достижение запланированного результата становится основной игровой целью для участников.

Игра «Репортер» предназначена для воспитанников 6-7 классов, потому что именно в этот период воспитанники, поступившие в 5 класс в гимназию, окончательно преодолевают трудности адаптации к новым условиям проживания и обучении и готовы к «выходу» за пределы коллектива класса (группы). Для них становится интересной общественная жизнь школы, им хочется продемонстрировать себя, свои таланты и умения. Кроме того, участниками становятся также педагоги, работающие с воспитанниками класса (группы): воспитатели, классный руководитель, куратор отделения.

Цель: создание условий для реализации творческого потенциала воспитанников.

Задачи:

  1. Предоставление возможности продемонстрировать свои творческие способности;
  2. Создание условий для развития навыков самопрезентации;
  3. Развитие коммуникативных способностей воспитанников;
  4. Расширение представлений воспитанников об индивидуальности и неповторимости личности.

Формируемые УУД:

Личностные: 

  • Знание моральных норм и умение выделить нравственный и гуманный аспект поведения;
  • Умение соотносить собственные поступки с этическими принципами;
  • Получение опыта взаимодействия со сверстниками, старшеклассниками и педагогами;
  • Получение опыта ценностного отношения к продукту своей деятельности;
  • Получение опыта ценностного отношения к другому человеку.

Метапредметные:

- Регулятивные: 

  • Умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с актуальной ситуацией;
  • Приобретение навыка саморегуляции.

- Познавательные: 

  • Способность принимать и сохранять поставленную задачу;
  • Умение проявлять инициативу и самостоятельность в достижении поставленной задачи

- Коммуникативные:

  • Умение презентовать результаты своей деятельности;
  • Умение слушать, вступать в диалог и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  • Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
  • Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Умение принять другую точку зрения.

Содержание игры и игровая цель

- Профессия журналиста овеяна ореолом романтики. Ее представители кажутся людьми яркими, творческими, коммуникабельными. А сколько уникальных личностей встречают журналисты на своем пути! Во время игры вам предоставляется возможность побыть журналистом и пообщаться с интереснейшими людьми в нашей гимназии. Вы можете узнать о том, какое значение имеет гимназия в жизни взрослых и детей, как проводят свободное время воспитанники и педагоги. И, конечно, это будет интересно те только журналистам, но и всей гимназии. Поэтому конечная цель игры – создание гимназической газеты, в которой будут отражены все материалы.

Материалы и требования к организации игры

  • Карточки для жеребьевки;
  • Реквизит для разминки;
  • Бланки с примерной схемой интервью;
  • Бланки с примерной схемой очерка;
  • Ватманы для стенгазеты;
  • Ручки, цветные карандаши;
  • Фломастеры, маркеры;
  • Клей;
  • Реквизиты для перевоплощений.

Время игры – 3 часа.

Игра может быть организована в аудитории или актовом зале.

Участники – воспитанники 6-7 класса (20 человек), педагоги группы/класса, 1-2 старшеклассника.

Сценарий игры

В начале игры можно провести любой энергизатор-разминку, затем перейти к упражнению «Ток-шоу».

- У нас появилась необыкновенная возможность принять участие в телевизионном ток-шоу, героями которого станут известные политики, музыканты, актеры. Для того, чтобы подготовить передачу, нам необходимо определить, кто же будет выполнять обязанности журналиста, а кто возьмет на себя роль «звезды». Решит эту задачу жребий.

Воспитанники тянут жребий. В процессе жеребьевки весь класс делится на две группы: журналистов и героев. Технически это выглядит следующим образом: один воспитанник вытягивает карточку, на которой, к примеру, написано: «Ты – журналист, сейчас тебе предстоит взять интервью в прямом эфире у знаменитого актера Джеки Чана», а другой вытягивает другую карточку: «Сейчас ты – знаменитый актер Джеки Чан. Журналист в прямом эфире будет брать у тебя интервью». Таким образом, все участники игры получают определенную роль. Пары находят друг друга. Если количество участников нечетное, то педагог становится участником наравне с детьми.

В течение нескольких минут участники готовятся: продумывают вопросы и ответы, способ представления героя, изменяют костюмы. Каждый герой получает маленький реквизит, который помогает перевоплощению. Например, для Дмитрия Нагиева – солнцезащитные очки, для Мадонны – яркий парик, для Джеки Чана – пояс кимано. Педагоги, по мере необходимости, помогают парам, готовят пространство для последующего представления. А затем каждая пара по очереди выступает перед остальными участниками.

Выбор героев определяется интересами воспитанников. Образ «звезды» должен быть интересен и знаком всем участникам.

После того как все интервью прослушаны, проводится короткое обсуждение того, насколько легко было взять интервью, какие вопросы показались наиболее удачными, как должен вести себя журналист и т.п.

Создание специального выпуска газеты.

Подготовка.

- А теперь нам предстоит подготовить специальный выпуск газеты для всей гимназии. Состоять он будет из интервью на определенную тему.

Вместе со старшеклассниками определяется тема выпуска, люди, у которых надо взять интервью, и пары, которым предстоит работать вместе. Оговаривается время, необходимое для создания газеты.

Самый тонкий момент – это подбор пар. В основе деления могут лежать различные основания: дружба детей, объединение по принципу «активность - пассивность» и т.д. важно, чтобы воспитанникам было комфортно работать друг с другом и не возникало острого противостояния.

Далее с ребятами обсуждается схема и техника интервью, поведение журналиста, вопросы этикета во время общения. Тема, правила и возможные вопросы и выписываются на доску с последующим обсуждением. С выстроенной схемой интервью воспитанники отправляются на поиски своих героев и берут у них интервью.

Написание и оформление статей газеты.

        Воспитанники возвращаются в аудиторию и создают свои статьи. Педагоги, по мере необходимости, помогают ребятам. По желанию они могут сделать иллюстрацию к материалу или любым другим способом оформить заметку. Эти материалы крепятся на заранее подготовленную стенную газету. На стенгазете пишется название, фамилии авторов заметок и фамилии старшеклассников, принимавших газету. Стенгазета оформляется, старшеклассники знакомятся с ней, помогают отредактировать, если в этом имеется необходимость.

Обсуждение процесса создания стенгазеты и итогов работы.

Воспитанники меняются впечатлениями, проговаривают о том, с которыми они столкнулись, делятся успехами. Возможные вопросы: как парам работалось вместе? Что помогало? Что мешало? Как участники пары распределили обязанности между собой? Какие трудности возникали во время работы. Было ли интересно создавать газету. После того, как номер принят и подписан, он вывешивается в коридоре гимназии.

Из опыта работы.

Работа, проведенная с воспитанниками, обычно имеет отклик по всей гимназии. Прежде всего, те, у кого брали интервью, с удовольствием читают газету и обсуждают ее. Участники получают много отзывов и от «простых читателей». А создатели газеты с гордостью носят звание «репортера».


Общая схема игры «Репортер»

Этапы игры

Задачи

Действия ведущего и педагогов

Действия воспитанников

Необх-мые

материалы

Время

Разминка

Ведущий раздает участникам карточки для жеребьевки, совместно с педагогами по мере необходимости помогает участникам, готовит помещение. Организует обсуждение.

Игроки находят пару. В паре обсуждают предстоящее задание, готовят интервью и костюм. Демонстрируют процесс интервью. Участвуют в обсуждении.

Реквизит для героев. Карточки для жеребьевки.

45 мин.

Представление игровой цели

Объединяются в пары

15 мин.

Подготовка

Обсуждают предлагаемые темы и примерную схему интервью

Предлагают актуальные темы и вопросы для памятки

15-20 мин.

Сбор информации

Готовят «основу» стенгазеты. При необходимости помогают «журналистам»

Берут интервью

Блокноты, ручки

30 мин.

Создание и прием газеты

Помогают участникам оформить стенгазету

Пишут очерк по материалам интервью

Бланки для написания очерка, ручки, карандаши, фломастеры, маркеры, клей

45 мин.

Обсуждение игры

Организует обсуждение

Делятся впечатлениями

15 мин.

Список литературы:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- 223 с.
  2. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. М.Р.Битяновой. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.: ил.