Программа "Разговор о правильном питании"
рабочая программа на тему

Питание ребенка
Должно быть полноценным,
Чтоб насытить организм
Нужным всем и ценным.

    Если Ваш ребенок любит
Спортом заниматься –
В углеводах и белках
Будет он нуждаться

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razgovor_o_pravilnom_pitanii.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Разговор о правильном питании»

Тема: «Правильное питание- как фактор формирования здорового образа жизни»

МБОУ СОШ № 39

Г. Краснодар

Питание ребенка
Должно быть полноценным,
Чтоб насытить организм
Нужным всем и ценным.

    Если Ваш ребенок любит
Спортом заниматься –
В углеводах и белках
Будет он нуждаться.

Цели и задачи программы.

Цели:

- сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи:

а) обучающая – формирование теоретических знаний в процессе изучения

программы и совместной деятельности семьи, школы, общественности об основах рационального правильного питания;

б) развивающая – способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельной активности в процессе изучения, исследования, анализа и практических действий о правильном питании;

в) воспитывающая – создание комфортных условий для получения информации о правильном питании через коллективную, групповую работу; выработка  потребностей в соблюдении санитарно-гигиенических норм; воспитание

воли и настойчивости, аккуратности в организации правильного питания и соблюдения режима дня, стремления к активной практической деятельности по

реализации знаний о здоровом образе жизни.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Учащиеся 5 – 10 классов .

Срок реализации данной программы

2011 – 2016 учебные годы.

Этапы реализации программы:

5-6 классы – «Разговор о правильном питании»,

7-8 классы – «Две недели в лагере здоровья»,

9-10 классы – «Формула правильного питания».

     Дальнейшее развитие программы зависит от результатов и итогов каждого года обучения, диагностических данных, мониторинга интереса к урокам о питании и развития личности учащихся.

       

Особенности программы

  1. формирование и развитие представления о роли питания для здоровья,
  2. представление об основных правилах питания: регулярность, рациональность, безопасность , разнообразие, удовольствие,
  3. повышение уровня осведомленности родителей о правилах организации питания детей младшего школьного возраста,
  4. формирование навыков правильного питания и готовности соблюдать их,
  5. развитие готовности участвовать в организации своего питания,
  6. формирование представления о культуре питания как составляющей общей культуры человека,
  7. формирование интереса к народным традициям, расширение представления о традициях питания своего народа.

      Воспитание здорового школьника – проблема общегосударственная, комплексная и ее первоочередной задачей является выделение конкретных аспектов, решение которых возложено на учителя. Педагог должен квалифицированно проводить профилактическую работу по предупреждению

различных заболеваний, связанных с неправильным питанием. В этой связи уместно привести слова знаменитого педагога В.А.Сухомлинского: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя».

       Немаловажное значение для укрепления здоровья детей имеет полноценное питание. Существенное место в общей структуре питания детей и подростков занимает их питание в школе. Особое значение приобрело правильное школьное  питание в последние годы с учетом того, что процесс обучения носит все более интенсивный характер. От того, насколько правильно и качественно организовано питание в школе, зависит здоровье детей, настроение, трудоспособность и качество учебной деятельности.

Приоритетные направлениями организации системы питания учащихся  школы являются:

  • обеспечение учащихся горячим питанием;
  • привитие учащимся навыков здорового образа жизни;
  • развитие здоровых привычек и формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • формирование культуры питания и навыков самообслуживания;
  • формирование основ культуры питания, как составляющей ЗОЖ;

Моя  программа «Разговор о правильном питании» рассчитана на  школьников в возрасте от 11 до 16 лет и состоит из III частей.

2011-2012 учебный год

Тема: «Разговор о правильном питании»

     

  • « Самые полезные продукты»
  •  «Что надо есть, если хочешь стать сильнее»
  • «Где найти витамины зимой»
  • «Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты»
  • «Как правильно есть»
  • «Удивительные превращения пирожка»
  • «Плох обед, если хлеба нет»
  • «На вкус и цвет товарищей нет»
  • «Если хочется пить»
  • «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной».

      Для того, чтобы занятия были не только интересными, но и эффективными, обучение строится как игра, позволяющая проявить ребятам свою активность. Эти темы используются на уроках  математики, ОБЖ,  технологии, классных часах и во внеклассной работе.

        2012-2013  учебный год

Тема: «Две недели в лагере здоровья»

  • «Из чего состоит наша пища»
  •  «Что нужно есть в разное время года»
  •  «Как правильно питаться, если занимаешься спортом»
  •  «Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен»
  •  «Как правильно накрыть стол»
  •  «Как правильно вести себя за столом»
  •  «Что и как приготовить из рыбы»
  •  «Дары моря»
  •  «Кулинарное путешествие по России»
  •  «Где и как готовят пищу»
  •  «Какаю пищу можно найти в лесу».

            Используемый материал во внеклассной работе ( классные часы, учебно – практические- конференции, праздники, конкурсы)

2013-2014  учебный год

Тема: «Формула правильного питания»

         «Здоровье – это здорово»

  • «Продукты разные нужны – продукты разные важны»
  •  «Энергия пищи»
  •  «Кухни разных народов»
  •  «Режим питания»
  •  «Где и как мы едим»
  •  «Ты готовишь себе и друзьям»
  • «Ты покупатель»
  •  «Как питались на Руси и в России».

       Новая информация направлена на развитие и углубление уже изученного ими ранее. В средней школе возрастает учебная нагрузка и занятость учащихся, но тем не менее  реализация  программы «Разговор о правильном питании» идет во внеклассной работе.  

         Введение программы «Разговор о правильном питании» оказалось своевременным и необходимым для школы, ведь в рамках именно данного курса школьникам сообщаются основные сведения по вопросам здоровья, питания, ЗОЖ, особое внимание на уроках уделяется следующим направлениям:

          -  связь между питанием и здоровьем;

          - важность сбалансированного питания;

          - зависимость нормального умственного развития и хорошей учёбы в школе от правильного питания;

          - необходимость разнообразия пищи;

          - полезность рациона, богатого фруктами и овощами;

          - важность соблюдения режима дня, режима питания, гигиенических правил питания.

         С каждым годом всё больше внимания уделяется целенаправленной работе с родителями в рамках данного курса, так как ведущую роль в формировании осознанного отношения к своему здоровью и к питанию в частности принадлежит родителям. Беседы и анкетирование детей и родителей показали, что огромное влияние на ребёнка как начального школьного возраста, так и учащегося среднего звена, оказывает личный пример родителей, семейные традиции в организации питания, вкусы и предпочтения взрослых членов семьи. На родительских собраниях я провожу     просветительскую деятельность по вопросам организации правильного и рационального питания детей.

        Выбор этого направления обусловлен результатами проводимого первоначального анкетирования среди родителей с целью выявления фактических знаний у них о режиме, гигиене, правилах питания. Учителя убедились в том, что проблемы питания, в первую очередь, возникают в семье. Часто родители сами недостаточно разбираются в вопросах организации правильного питания, как своего, так и детей. Работа по реализации программы «Разговор о правильном питании» начиналась и из года в год усовершенствовалась с информирования родителей о ней.

      Тематика и содержание бесед для родителей. 

Цель: помощь родителям организовать правильное питание детей в домашних условиях, воспитать у них культуру еды.

      На тематические родительские собрания приглашаются сотрудники школьной столовой. «Здоровье ребёнка в ваших руках»

  • «Витаминотерапия в школе и дома»
  • «Вредные и полезные привычки»
  • «Школа здорового питания»
  • «Значение витаминов для детского организма»
  • «Режим питания»
  • «Правильное питание-залог здоровья»

             Программа «Разговор о правильном питании» предполагает активное вовлечение родителей в общую работу. Она помогает и взрослым и детям осознать значение правильного питания в сохранении своего здоровья, пересмотреть свои позиции в выборе продуктов, решить проблемы, связанные с питанием.

         В классе часто использую во внеклассной работе защиту творческих проектов, при реализации которых использую концепцию личностно-ориентированного взаимодействия с детьми и исходжу из того, что ребёнок сам активен в своём развитии, сам может принимать решения, проявлять инициативу и самостоятельность. Поэтому, выбирая формы, методы и приёмы обучения детей  отдаю  предпочтение приёмам сотрудничества, используют методы развивающего обучения, помогающие детям самостоятельно делать открытия, активно использовать свой личный опыт и знания; отдаю предпочтение демократическому стилю взаимодействия. Анализируя полученные результаты, учителя пришли к выводу, что одной из эффективных форм работы с детьми и их  родителями является творческое проектирование. Дети и их родители совместно обсуждают и планируют разные виды деятельности по программе « Разговор о правильном питании». В процессе реализации проекта дети рисуют, наблюдают, играют, экспериментируют, проводят анкетирование, решают проблемные задачи.

          Впервые в октябре этого года в нашей школе прошел «День Здоровья – День школьного молока», который прошёл в виде игры по станциям.

2014-2015, 2015-2016 учебный год

Темы: (вовлечение других педагогов в реализацию программы «Разговор о правильном питании»)

  • Клуб семейного общения «Накрываем стол» - учитель трудового обучения
  • Открытое внеклассное мероприятие «Витаминный калейдоскоп»
  • Выставка  рисунков о правильном питании
  • Выставка поделок из солёного теста «Положи в корзину овощ, положи в корзину фрукт»
  •  «Плох обед, коли, хлеба нет» классный час
  • Творческий проект «Кухни разных народов» – учитель трудового обучения.
  • Внеклассное мероприятие «Продукты разные нужны, продукты разные важны»

           Я проанализировала работу по программе «Разговор о        правильном питании», сравнила творческую активность  учащихся и родитетлей за последние 3 года и пришла к выводу, что  надо активнее принимать участие в различных конкурсах по программе не только на школьном, но и на районном и краевом уровнях .

      Тем не менее проделанная работа даёт свои плоды: увеличилось количество детей, которые питаются в  школьном буфете. Льготное горячее питание получают   учащихся из малообеспеченных семей, учащихся из многодетных семей.        

Анкета для родителей

  1. Сколько человек в вашей семье?
  2. Каков ваш суточный бюджет на ребенка?
  3. Что он больше всего любит из еды?
  4. Какие блюда готовите для ребенка?
  5. Что он больше всего любит из еды?
  6. Как вы воспитываете у ребенка чувство ответственности за свое здоровье?
  7. Что вы считаете здоровой пищей?
  8. Ваш интересный рецепт для здорового питания?

Самоанализ ''Мой ребенок"

1. Мой ребенок каждый день ест сырые овощи или фрукты.

2. Ежедневно кушает 4-5 раз в день.

3. Перерывы между едой не более 3-4 часов.

4. Кушает в одно и то же время.

5. В суточном рационе обязательно присутствуют белки, жиры и углеводы в соотношени-ях: 1: 1:5.

6. Я считаю, что правильное питание способствует росту ребенка, его умственному разви-тию.

7. Мой ребенок пользуется жевательной резинкой 7-10 минут после еды.

8. мой ребенок кушает тогда, когда успокоится после шумных подвижных игр.

9. Мой ребенок ужинает не менее чем за 2,5 - 3 часа до сна.

10. На ужин предлагаю ребенку мясное или рыбное блюда.

- С каким из пунктов вы не согласны? Посмотрите на свою работу. Если у вас:

8-9 кружков - вы правильно организуете питание ребенка

7-6 кружков - стоит пересмотреть свои взгляды на организацию питания

5 и меньше - стоит серьезно задуматься, т.к. вы рискуете здоровьем ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколе...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

конспект урока «Разговор о правильном питании», выполнение практической работы «Составление меню питания» 2 класс

Освоение новых знаний о физиологии  питании,  выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального  питания. Приобретение умения - ориентироваться в ассортименте наиболее...

Специфика формирования и развития познавательных процессов у учащихся при реализации программы «Разговор о правильном питании» в учебном курсе «Формула здорового питания»

Одной из главных задач современной школы, помимо обучения учащегося основам разнообразных знаний в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и формирования определенных ком...

Статья "Основные формы работы и методические приемы на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», используемые при реализации третьей части программы «Формула правильного питания»

В статье рассказывается об основных формах и методических приемах, используемых на занятиях кружка "Разговор о правильном питании"....

«Наше питание. Правильное питание – залог здоровья» конспект -презентация

Конспект - транслит презентации, которая поможет провести занятие по формированию здорового образа жизни. Данный транслит позволит просто переместить слайды в заготовку презентации, которую вы можете ...