Сказочный ларец
методическая разработка (7 класс) на тему

Самигуллина Альбина Харисовна

- Все мы знаем, как все вы любите сказки. Очень много интересных сказок вы, ребята, можете прочитать в нашей и сельской библиотеке. Все они удивительно разные, но если задуматься, есть в них нечто общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, они как правило, имеют счастливый конец, в них добро обязательно побеждает зло, присутствуют волшебные элементы, фантастика, мечта о чудесах. А еще сказки  учат нас красиво говорить. Читая сказки, мы становимся, добрее, ласковее, отзывчивыми к другим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazochnyy_larets.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ново-Кинерская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VІІІ вида»

СКАЗОЧНЫЙ ЛАРЕЦ

Самигуллина А.Х.

Цель: Учить детей быть добрыми, отзывчивыми, ласковыми; Развивать мыслительную деятельность, память; Воспитывать в детях любовь к сказкам и их чтению; Расширять кругозор детей; Коррекция речи, внимания.

Вступительное слово.

- Все мы знаем, как все вы любите сказки. Очень много интересных сказок вы, ребята, можете прочитать в нашей и сельской библиотеке. Все они удивительно разные, но если задуматься, есть в них нечто общее: свои сказочные секреты. Эти сказки учат жизни, они как правило, имеют счастливый конец, в них добро обязательно побеждает зло, присутствуют волшебные элементы, фантастика, мечта о чудесах. А еще сказки  учат нас красиво говорить. Читая сказки, мы становимся, добрее, ласковее, отзывчивыми к другим людям.

Мы часто с вами говорили о том, какие бывают сказки. Кто может сказать нам,  какие сказки бывают? (бытовые, волшебные, сказки о животных) А кто нам скажет, о чем говорится в бытовых сказках, в волшебных, в сказках о животных? (ответ детей) Молодцы!

Организационный момент.

Стук в дверь.

- Кто это к нам пришел?

Входит гномик со шкатулкой в руках.

- Здравствуйте, ребята. Я пришел к вам по поручению великого волшебника Гуррикапа из «Волшебной страны». Он прислал вам сказочный ларец с вопросами и заданиями для вашего конкурса.

- Спасибо тебе гномик. Надеюсь задания не такие уж сложные. Наши ребята справятся с ними?

- Конечно. Если они любят и читают сказки, для них это раз плюнуть.

- Хорошо. Ты останься здесь с нами и тоже, поучаствуй в конкурсе. А когда вернешься в свою Волшебную страну, то обязательно расскажи волшебнику Гуррикапу, о том какие наши ребята умные, начитанные…

Итак, у нас есть жюри… мы начинаем наш конкурс, который называется «Сказочный ларец». За каждый правильный ответ участник получает жетон. Кто больше всех соберет жетоны, тот победитель. Будут выбираться 1, 2, 3 места. А для того, чтобы потом легче было считать ваши жетоны, пишите на них свои имена.

Ну, а теперь давайте заглянем в сказочный ларец.

Самые запоминающиеся и красивые сказки – волшебные. Вы, конечно заметили, что сказки очень похоже слагаются. Чтобы привлечь внимание слушателя, в них часто используют присказку – рифмованную шутливую прибаутку, которая не совсем подходит к сказке. А в некоторых сказках ее вообще нет. Например: «Начинается сказка от Сивки, от Бурки, от вещей каурки», «На море, на океане, на острове Буяне стоит бык печенный, возле него лук толченный» и т.д.

- А какие присказки вы знаете?

1 конкурс «Кто больше вспомнит присказок».

- За присказкой, которая есть не у всех сказок, следует зачин. Он переносит слушателя в сказочный мир, рассказывая, о времени и месте действия сказки, о ее героях. Например: «В то давнее время, когда реки текли молочные, а по полям летали жаренные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасией Прекрасною. У них было три сына-царевича …»

Какие зачины, вы можете вспомнить?

2 конкурс «Лучший зачин»

- По окончании сказки бывают концовки – конечные присказки. Например: «А Мартынка и теперь живет, хлеб жует…», «вот вам сказка, а мне  - бубликов связка»

А какие концовки вы знаете?

3 конкурс «Кто больше вспомнит сказочные концовки»

- Молодцы ребята, вы убедили меня, что любите и хорошо знаете сказки. А сейчас я вам открою один маленький секрет: при создании волшебных сказок всегда соблюдается определенная схема:

- начинается сказка с причинения кому-то вреда и ущерба (Змей Горыныч похитил и т.п.) или с желания человека иметь что-либо или найти кого-либо (найти невесту, получить перышко Финиста Ясного Сокола, принести «то не знаю что» и т.п.)

- герой отправляется в дальние края

- герой встречается с дарителем или помощником (возможно, получает совет или волшебный предмет, при помощи которого можно достичь желаемого)

- поединок с противником

- возвращение домой (может быть с погоней)

- счастливый конец

- Вспомните, пожалуйста, сказки которые сказываются по этой схеме. («Сказка про Ивана царевича и Серого волка»)

- Каждая сказка чему то учит. Недаром само слово «сказка» произошло от древнего слова «баснь». А басни как мы знаем преподают нам уроки жизни.

4 конкурс «Сказочные уроки»

- Догадайтесь, из какой сказки можно извлечь следующие уроки?

1. Будь доброй, трудолюбивой, выращивай сады – получишь жениха. (Крошечка Хаврошечка)

2. Без труда  - не вынешь и рыбку из пруда.  (Лисичка сестричка и серый волк)

3. Не рой яму другому, сам в нее попадешь. (Волк и коза)

4. Как аукнется – так и откликнется!  (Лиса и журавль)

5. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.  (Кот, петух, лиса)

6. Слушайся старших!  (Сестричка Аленушка и братец Иванушка)

7. Друзья познаются в беде.  (Кот, петух, лиса)

- В сказках добрым и честным героям помогают волшебные предметы. А вот какие подумайте.

5 конкурс «Волшебные предметы»

  1. Сказочная обувь, прекрасно заменяет скорый поезд. Необходима для игры в «догонялки».    (сапоги-скороходы)
  2. Предмет кухонного убранства, находка для гурманов . необходима для приглашения всего класса на чаепитие.    (скатерть-самобранка)
  3. Волшебный головной убор. Незаменим для игры в «прятки».    (шапка-невидимка)
  4. Еда или питье по старинному колдовству рецепту. Им очень хочется угостить злодея.   (зелье)
  5. Совершенно обыкновенная вещь, ничего не стоит найти на улице, но исполняет самые необыкновенные желания.    (волшебная палочка)

6 конкурс «Ожившая сказка»

- Вашим домашним заданием было, нарисовать рисунки к сказкам. Жюри оценит ваши работы и решит, кто получит жетон.

- И в заключении нашей встречи предлагаю вам ребята, принять участие в игре «Сказочная газета».

Страница 1. «Новости из книги рекордов»

  1. В одно коровье ухо влезает, а в другое вылезает, получив желаемое.  (Крошечка Хаврошечка)
  2. В одно кобылье ухо влезает, а в другое вылезает, получив желаемое.   (Иван дурак)
  3. В какой сказке необыкновенных размеров овощ вырос на грядке у старика со старухой.    (Репка)
  4. Есть на свете Собака-прорицательница: предсказывала мачехе будущее ее падчерицы и родной дочери.   (Морозко)
  5. Живой, а смерть не страшна.  (Кощей Бессмертный)
  6. Двое богатырей в одной сумке живут.   (Двое из сумы)
  7. Желание которое трудно понять.    (Поди туда, не знаю куда, принеси то, что не знаю что)

Страница 2. «О спорте»

  1. Гимнасты, исполнившие цирковой трюк, в  одно ухо влезает, а в другое вылезает.   (Крошечка Хаврошечка, Сивка-Бурка)
  2. Коза – чемпионка по прыжкам через горящую яму.     (Волк и коза)
  3. Гимнаст – любитель кувырков через голову.    (Колобок)
  4. Укротитель дикого животного, путешествует на нем верхом.   (Иван –дурак и Серый волк)
  5. Стрелок из лука, чья стрела далеко улетает и счастливо судьбу его решает.   (Царевна-лягушка)
  6. Мастер воздушных пируэтов.   (Змей Горыныч)
  7. Гонщик на печи.   (Емеля-дурак)

Страница 3. «Знакомства»

Кто из сказочных героев написал следующие объявления?

  1. Мастер я колоть дрова,

     Рыбок уважаю

     Хоть и дурья голова,

     Печь меня катает!     (Емеля)

  1. Я – богатый, всемогущий,

     Очень страшный, страшно злющий

     Но я смерти не боюсь.

     Угадайте, как зовусь?       (Кощей Бессмертный)

  1. Я – обаятельная жутко,

     И обладаю нюхом чутким,

     Прической славлюсь неземною,

     Летать умею над землею.    (Баба Яга)

  1. Я в семействе не один,

Третий неудачный сын

Каждый кто со мной знаком,

Называет дураком.

Не согласен я никак –

Не дурак я, а добряк.     (Иван дурак)

  1. Я – царевна молодая,

Красотой, умом блистаю.

Но с одним лишь я изъяном

Я царевна….     (Несмеяна)

  1. Я – красив, силен, могуч,

Я грознее грозных туч

И умнее всех, нет слов,

Много у меня голов.       (Змей Горыныч)

Страница 4. «Реклама. Объявления»

  1. Туристическая фирма «Дремучий лес» предлагает вам шикарный отдых в традиционном русском стиле. Мобильная бревенчатая изба приютит вас после изнурительной пешей прогулки по лесу, предложит вам хорошо натопленную баньку и экзотические блюда. Вы можете принять участие в древнем обряде или получить клубок-путеводитель по лесу для дальнейшего путешествия от очаровательной хозяйки в народном костюме.     (Баба Яга)
  2. Клуб «Рыболовы-любители» обучает ловле большого количества рыб нетрадиционными средствами (заговорами), а также отлавливанию особо ценных щук и редких пород золотых рыб с целью исполнения желаний. В состав клуба входят два именитых рыбака, готовых за доступную цену поделиться опытом.    (Волк. Емеля.)
  3. Клуб «Садоводы-любители» приглашает спонсоров посетить смотр-конкурс «Суперовощи». Вы сможете выгодно вложить свои средства в предприятие по выращиванию особо крупных овощей.    (Дед, бабка, внучка и Жучка)
  4. Лесная школа коммерции «Хочешь есть – умей хитрить» предлагает курс наглядного обучения «За лапоток – курочку, за курочку – гусочку».    (Лиса)
  5. Срочно требуется телохранитель для соблазнительного, но сладкого любителя лесных прогулок. Оплата – песнями.     (Колобок)
  6. Срочно куплю корм фирмы «Рябушка» для своего любопытного и голодного петушка.   (Кот)
  7. Опытный суперагент фирмы «Вихрь» в рекордно короткие сроки доставит вам воздушным путем вашу невесту в любую точку земного шара.   (Змей Горыныч)

А теперь пока жюри подсчитывает ваши жетоны, послушаем «Песню про грустного волка» в исполнении ребят.

Подведение итогов. Награждение.

- Ребята, наша встреча подошла к концу, но я убеждена в том, что знакомство с замечательными сказками будет продолжаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "Ларец"

Ларец (шкатулка) всегда украшали наш дом, наш быт. С одной стороны-это сувенир, с другой-предмет необходимости для человека при хранении мелких вещей, в третьих-украшение, которое дополняет интерьер н...

«Ларец мудрости» КВН для 5-6 классов по творчеству И.А.Крылова

«Ларец мудрости»КВН для 5-6 классов по творчеству И.А.Крылова...

Литературная игра по сказкам А.Афанасьева "Сказочный ларец"

привлечь внимание учащихся к сказкам А.Афанасьева;           - формировать интерес к чтению сказок...

Ларец мудрости (литературная игра по басням И.А. Крылова)

Ларец мудрости.Литературная игра по басням И.А. Крылова. Цели: воспитание нравственных качеств на примере басен И.А. Крылова; обобщение и систематизация знаний по творчеству И.А. Крылова; развити...

Открытое занятие кружка "Самоделкины". Поделка из макарон "Ларец пожеланий".

Занятие кружка проводилось в 5"А" классе, где из 12 учащихся 4 человека находятся на адаптированной программе обучения. По мимо УО у них задержка физического развития. В этом классе очень актуально пр...

Литературный вечер,посвященный творчеству И.А. Крылова, "Ларец мудрости"

На литературном вечере я рассказывала о жизни И.А.Крылова, показывала слайды. Ребята инсценировали басни в костюмах, а потом была проведена викторина. Вечер удался на славу! Проведите это меропри...

Химический Новый Год «Ларец Деда Мороза»

Химический Новый год "Ларец Деда Мороза" - интересное химическое мероприятие, которое сопровождается красочными  несложными химическими опытами, новогодними песнями. В этом мероприятии ...