Патриотическое воспитание
материал на тему

Значимость патриотического воспитания особенно остро обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Патриотическое воспитание школьников: состояние проблемы, перспективы.

Автор: Едиджи Симма Заурбечевна

Место работы: Тахтамукайский район, МБОУ СОШ №1

Должность: учитель информатики и ИКТ

Тот, кто не любит свою страну,

ничего любить не может.

Джордж Байрон

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важных задач современной школы, ведь детство и молодость - самая благодатная пора для привития  чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к собственной Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и народ, уважение к его великим победам и достойным прошлым. И в этой ситуации многое требуется от школы: её роль в этом плане нереально переоценить.

 Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы: любовь к родному краю, желание видеть родные места хорошеющими с каждым годом. Все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях в школьные годы. Картины родной природы: леса и озера, поля и луга – все это формируют у детей любовь к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют большой след в детской душе, независимо от того, где живут дети. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании  нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Россией.

Значимость патриотического воспитания особенно остро обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная уже с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность. Таким образом, воспитание патриотизма – это важнейшая педагогическая задача нашего времени. В настоящее время проблемы патриотического воспитания являются очень актуальными. Это  отсутствие патриотических чувств; снижение жизненного уровня, которое привело к расслоению общества; подверженность влиянию западных культурных ценностей; обострение национального вопроса, утрата толерантности, перерастание патриотизма в национализм; незнание своих корней; разрушение семейных и коллективных традиций в молодёжной среде; недостаточно адекватное понимание роли и места России, своего региона, родного города в историческом и культурном развитии общества и государства, своей роли в обеспечении защиты Отечества.

Если раньше это решалось с помощью октябрят, пионеров, комсомольцев, с помощью конкурсов строя и песни, военно-патриотических слётов, тимуровского движения, то сейчас всё это забыто.

Сегодня мы заново осмысливаем значение патриотизма. Спасение и возрождение Отечества требуют пересмотра ряда сложившихся за последние десятилетия понятий  сознания как на обыденном, житейском, так и на идеологическом уровнях. Пересмотр касается и форм общественного сознания (духовно-нравственной, государственно-правовой, политической, религиозной, эстетической и т.д.) Обусловлено это тем, что процесс осознания себя патриотом в периоды перемен истории проходит неоднозначно и весьма противоречиво.

В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего отечества.

Общественное мнение традиционно отводит главную роль в формировании патриотических позиций  электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения.

К огорчению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание фактически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало много факторов: усиленное насаждение СМИ представления об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, до осознанной любви к своему Отечеству. С этой целью в план воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные важным датам России: День конституции, День Победы, День толерантности, посещение музеев, возложение цветов к памятнику погибшим воинам. Учащиеся переживают чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. У учащихся появляется чувство восхищения, стремление подражать таким людям.        

Воспитывать патриотизм помогает урок, с которого начинается учебный год и называется он «Я – гражданин». Цель этого урока – вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями «гражданин», «государство», «законы страны», с государственными символами – флагом, гербом и гимном, дать некоторое представление о правах и обязанностях граждан. На уроке дети знакомятся с изображением Государственного флага и герба России, со словами и звучанием гимна Российской Федерации. Естественным дополнением к этому служат картины родной природы. Патриотизм формируется  в процессе обучения и воспитания школьников.

На первые свои уроки Мужества в 5 классе   я приношу фронтовые письма моих родных - особый первоисточник летописи Великой Отечественной войны. Пожелтевшие от времени треугольники, открытки со штемпелями полевой почты. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу.  Показываю, читаю их детям. Ещё никто из них не остался равнодушным. После этих бесед дети начинают расспрашивать своих родителей, о том, воевал ли кто-то из их семьи. Конечно же, воевали или ковали победу в тылу. Родители достают свои фотографические альбомы, предметы, оставшиеся со времён войны, встречаются со своими родителями и те делятся своими воспоминаниями

Всё дальше и дальше от нас грозные дни Великой Отечественной войны. Уже не одно поколение детей родилось под мирным небом России, поколений, узнающих о тяготах войны от очевидцев тех событий. Да и самих очевидцев всё меньше и меньше. Уходят от нас фронтовики, защитники тыла. Мы просим родителей приносить свои реликвии ненадолго в класс для просмотра, делаем выставки ко Дню Победы, просим родителей рассказать о подвиге своих предков.

После этих бесед при выборе темы проекта по информатике большинство из них, не сговариваясь, выбрали тему Великой Отечественной войны, где благодарили за победу своих дедушек и бабушек.

Так простые солдатские треугольники помогают наладить нравственную цепочку между поколениями, сохранить память о подвиге наших предков, задуматься о том, как мы живём сейчас, о ценности и смысле нашей жизни.

На следующем этапе работы мы изучаем родной край: чем знаменит наш аул, почему его так назвали и т.п. После посещения школьного музея, дети опять начинают искать, узнавать новые истории, легенды. С учителем истории организовали поездку на археологические раскопки. Посетили поселение меотов (предков адыгов I тыс. до нашей эры). Провел экскурсию ведущий специалист Национального музея РА Тов Аслан Ахмедович. Ребята с интересом слушали рассказы и легенды о своих предках, ведь история хранит в себе много чудес и загадок. Своей  фантазией  люди  погружаются  в  неё,  чтобы  хоть  на  минуту  представить,  каков  был  окружающий  мир  миллионы  лет  назад.  А  ведь  время  сохранило  для  нас  много  удивительного. После беседы ребята попробовали себя в роли археологов, и нашли обломки керамических сосудов, часто называемые просто "черепками". Поскольку керамика легко бьется и при этом почти не разрушается в грунте, черепки посуды составляют значительную долю археологических находок. Изучение по черепкам изменений в керамике превратилось в один из основных приемов, применяемых археологами в процессе выдления культур и хронологических этапов.

Приобщая детей к истокам духовной и художественной культуры, необходимо изучать фольклор во всем его многообразии, с элементами этнографии – истории материальной культуры – жилья, одежды, самых различных сторон народного быта, вплоть до кулинарных рецептов. Особенно важно обратить внимание на обрядовые традиции, бытовавшие  в регионе. Необходимо скрупулезно, через сито хорошего вкуса, отбирать все самое лучшее с эстетической точки зрения. При этом следует иметь в виду, что национальные ценности не должны быть противопоставлены ценностям общечеловеческим.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. – М.: Айрис-пресс, 2002.

2. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005. – № 4.

3. Белая К. Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания // Серия «От сентября до сентября». – М.: Республика, 1998.

4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. – 2005. – № 8.

5. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты уроков и занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура»). / Авторы-составители: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003.

6. Тисленкова, И.А. Гражданско – патриотическое воспитание в 6 – 7 классах. – Волгоград; 2006г.

7. Интернет – ресурсы: Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

8. http://www.school2100.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)

Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия

Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...

«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.

Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....

Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О

В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...

Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"

Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...

Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы

Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...