анализ воспитательной работы за 2014-15 учебный год
материал на тему

кабанова татьяна леонидовна

Материал содержит развёрнутый анализ воспитательной работы зв 2014-15 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_2014-15_god.doc229 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ воспитательной деятельности

МБОУ « Городецкая средняя общеобразовательная школа»

за 2014-15 учебный год.

     

             Закончился ещё один учебный год, который показал многогранность и активность школьной жизни. И снова встаёт вопрос, что было отправной точкой, что получилось, где были неудачи и как их отработать, чтобы с уверенностью сказать: мы не готовим к жизни, мы живём. Но всё же нужно признать, что пока мы всё делаем лишь для школы, а не для того, чтобы это стало нормой жизни. Следовательно, нам есть над чем работать. Возможно, мы мало уделяем времени деталям и мелочам, а ведь внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство – уже не мелочи. В начале учебного 2014-2015 года была выстроена Программа развития воспитательной компоненты, которая подразумевала укрепление и развитие воспитательного потенциала в социокультурном пространстве МБОУ  « Городецкая СОШ » на основе системного взаимодействия на различных уровнях.

         Целью воспитательной работы в школе является  - создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, личностных, творческих качеств учащихся, их социальной адаптации и интеграции в обществе на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода, организации коллективной внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.

         Концепция воспитательной системы МБОУ «Городецкая СОШ» выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и самое главное, эффективным. Воспитательная работа строилась на основе Устава школы, концепции воспитательной системы школы, плана работы школы, плана воспитательной работы.

       Воспитательная работа  осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкольную педагогическую работу. В связи с этим в  школе существует воспитательная система, которая позволяет грамотно спланировать и организовать воспитательную деятельность, как в школе, так и в классе.

            Воспитательная деятельность реализуется в 3 взаимосвязанных блоках:

1. Работа с ученическим коллективом

2. Работа с родителями

3. Работа с педагогическим коллективом

В этом учебном году были поставлены следующие воспитательные задачи:

  • На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и пожеланий создать максимум условий для физического, интеллектуально, нравственного и духовно развития детей.
  • Формировать у учащихся чувство гордости за богатую своеобразную историю родного края, вовлекать учащихся в историко-краеведческую деятельность.
  • Использовать в работе с родителями новые нетрадиционные формы, изучать воспитательные возможности семьи.
  • Совершенствовать работу органов ученического самоуправления в целях выполнения ими функции по реализации прав ребёнка в школе.

     Решение всех вышеперечисленных задач способствовало развитию воспитательной системы школы, в основе которой – совместная творческая деятельность учащихся и взрослых по различным направлениям.

   Для реализации поставленной задачи в школе   имеется необходимая нормативно-правовая база, соответствующие локальные акты и положения. В целях наиболее полного исполнения задач, планирования воспитательной работы  учитывается структура управления воспитательной работой в школе. В ней сохранены  Совет школы,  Совет по профилактике правонарушений, школьный методический совет, методическое объединение классных руководителей.

          Целью воспитательной системы, нашедшей отражение в программных документах школы, являлось:

  • воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности;
  • личности, обогащенной научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению;
  • самопознающей, самоопределяющейся, самоутверждающейся, самореализующейся,

саморегулирующей.

           Школа помогала ребенку на каждом возрастном этапе через различные формы и виды учебно-воспитательной деятельности реализовать концепцию, решая задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности: нашей школе является воспитание интеллектуальной, духовно и нравственно богатой, свободной, здоровой, культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками, с гибкой и быстрой ориентацией в различных жизненных ситуациях.

             Воспитание в целом и  воспитательную систему школы можно рассматривать как целенаправленную и педагогически управляемую деятельность по актуализации и мотивации потребностей ребёнка к саморазвитию, как деятельность педагогов и родителей по преобразованию среды жизнедеятельности ребёнка в среду, благоприятную для максимального развития его потенциала, индивидуализации и гражданского становления, В основе воспитательной системы школы лежат  следующие программы:   « Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования», « Программа развития воспитательной компоненты», « Программа духовно-нравственного воспитания» , «Обучение команды актива ученического самоуправления», « Программа экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся», «Социальное проектирование», « Бумагопластика», « Созвездие эрудитов», « разговор о здоровье и правильном питании», « Социокультурные истоки», « Здоровейка»

                                               

 Воспитательную работу в школе осуществляют заместитель  директора по ВР, заместитель по ГПВ, координатор ДОО, 9 классных руководителей, учителя-предметники, библиотекарь, преподаватель-организатор ОБЖ,  1 педагог дополнительного образования. Классные руководители строят свою работу с ученическим коллективом на основе коллективной, равноправной, творческой деятельности. Они используют в работе различные формы и методы воспитательной работы.

   Как и в предыдущие годы, в 2014-2015 учебном году воспитание осуществлялось с помощью:

  • Уроков общеобразовательного цикла;
  • Внеклассной деятельности;
  • Внешкольной деятельности.
  • Внеурочной деятельности

  Организация внеурочной деятельности.

         Внеурочная  деятельность  организуется по направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное
  • Социальное
  • Общеинтеллектуальное
  • Общекультурное

          В 2014-2015 учебном году   добавилось 9  ребят  в  1-й класс, всего в начальном звене  22 ребенка, количество часов 1-2 кл. 6 часов, во  3-4 кл. 5 часов, дети  обедали после занятий, совершали прогулку на свежем воздухе, а затем занимались в кружках  по интересам.

          Содержание внеурочной деятельности складывалось из пожеланий родителей и детей (выявление запросов родителей и интересов детей).  Для этого были проведены  родительские собрания.

       В ОУ составлена программа внеурочной деятельности, куда вошли программы кружков. Занятия проводились по  расписанию.

 Режим проведения внеурочной деятельности  среда - пятница с 1330 – 1430 ; 1500 – 1600 .

   Наполнение внеурочной деятельности начального общего образования МБОУ «Городецкая   СОШ» ( 1-4 классы )

Направление

Программа

Форма

 реализации

Кол-во часов

Учитель

Обязательные часы

Духовно-нравственное

Проектное

ЧО

« Бумагопластика»

« Созвездие эрудитов»

1

1

1

Коротченко М.А.

Юденко Л.И.

Юденко И.В.

Социальное

Общекультурное

Кружок

« Разговор о здоровье и правильном питании»

« Социокультурные истоки»

1

1

Юденко И.В.

Гирина С.В.

Спортивно-оздоровительное

« Здоровейка»

Кружок

1

Бондин  В.А.

Занятия все учащиеся посещают регулярно.  Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, конкурсы, соревнования, поисковые и проектные исследования, общественно-полезная практика.

Направление

Форма   организации   занятий

Учитель

Спортивно-оздоровительное

Разучивание игр - познавательная деятельность

Игровая деятельность – игры на перемене, часы активного отдыха, Дни здоровья, школьные спортивные соревнования

Беседы о правильном питании

Работа над Проектом о правильном питании

 Бондин В.А.

Общественно-полезное

Коллективная трудовая деятельность .

Поисковая деятельность.

Практическая работа: акции; трудовые дела;

праздники; беседы; конкурсы; выставки; экскурсии;

творческие дела.

Юденко Л.И.

Коротченко М.А.

Юденко И.В.

Художественно-эстетическое

Занятие  музыкой, пением - разучивание новых песен,  рисование,  праздники на уровне класса и школы.

Чтение, просмотр фильмов, беседы.

Юденко И.В.

Гирина С.В.

Научно - познавательное

Беседы о культуре поведения, общения, игры. Тренинги. Беседы, библиотечные часы

Юденко И.В.

        Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения программы. В первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся должны научиться действовать, чувствовать, принимать решения.  

        Также в рамках внеурочной деятельности ведется коррекционная работа с детьми, требующими особого внимания, психолого-педагогической коррекции. Это и индивидуальная работа по постановке устной речи, почерка, письменной речи.  Большая воспитательная работа проводится на базе школьной библиотеки, которую дети посещают ежедневно.

        Особое место в новой системе оценивая как на уроке, так и во внеурочной деятельности  уделено  Портфолио, в котором  ученики накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном  портфолио.    

 Информация о мерах и мероприятиях по реализации Программы воспитательной компоненты.

Цель Программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компоненты: целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Основными направлениями по реализации стали:

  Гражданско-патриотическое воспитание;

 Нравственное и духовное воспитание;

 Воспитание положительного отношения к труду и творчеству;

 Интеллектуальное воспитание;

  Здоровьесберегающее воспитание;

  Социо- и медиокультурное воспитание;

 Культуротворчество и эстетика;

 Правовое воспитание и культура безопасности;

 Воспитание семейных ценностей;

 Формирование коммуникативной культуры;

  Экологическое воспитание

       Воспитательная работа осуществлялась через организацию общешкольных мероприятий, работу кружков, организацию тематических недель, дежурств по школе, оформительскую и трудовую деятельность, проведение спортивных соревнований, работу ученического самоуправления и т.д. Вся деятельность учащихся и педагогов школы организована (что тоже уже стало системой) таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности. Самая главная работа по воспитанию учащихся в школе отводится классным руководителям. Именно они должны создавать условия для реализации способностей детей и создавать благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В прошедшем учебном году в школе было 11 классов, 9 классных руководителей.. Каждый классный руководитель моделирует свою воспитательную систему на базе школьной. Создана картотека воспитательных систем. Анализ выполнения планов воспитательной работы в классах показал, что учащиеся 1 классов получили необходимые знания по успешному сосуществованию в коллективе, учащиеся 5 успешно прошли период адаптации, учащиеся 2-8 классов пополнили знания по разным сферам развития за счет правильно выбранной тематики классных часов и общешкольных мероприятий. Можно сказать, что практически все классные коллективы сформированы. Однако следует отметить, что документация классных руководителей не всегда отвечает требованиям.

 Гражданско-патриотическое направление, инновационные формы работы.

 Развитие казачьего движения

         Гражданско-патриотическое воспитание российской молодежи является приоритетным направлением государственной политики Российской Федерации.

        В МБОУ «Городецкая СОШ» в 2014 – 2015 учебном году гражданско-патриотическое воспитание учащихся осуществлялось в соответствии с нормативно-правовыми документами, регулирующими данное направление: Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2011-2015 гг.», постановлением правительства  Оренбургской области от 2.07.2012 г. «Об утверждении областной целевой программы  поддержки  казачьих обществ Оренбургского отдельного казачьего общества «Первый отдел Оренбургского казачьего войска» и развития казачьих организаций  на 2013-2015 гг.  На основании данных документов в школе был разработан и осуществлен комплексно-целевой план по совершенствованию гражданско-патриотического воспитания учащихся на 2014 – 2015 учебный год.

       В МБОУ «Городецкая СОШ» гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных направлений деятельности.   Главной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России. Для достижения этой цели поставлены   основные задачи:

- утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений;

- уважение  к историческому и культурному прошлому России, к нашим славным традициям;

- повышение престижа государственной и военный службы;

- создание новой  эффективной системы гражданско-патриотического воспитания, обеспечивающей оптимальные условия развития у молодежи верности Отечеству, готовности к достойному служению обществу и государству, честному выполнению долга и служебных обязанностей;

- создание механизма, обеспечивающего функционирование системы гражданско-патриотического воспитания;

- пропаганда славных дел старших поколений, формирование чувства гордости за свой народ и страну, воспитание достойных тружеников и  защитников Родины.

       Основные направления гражданско-патриотического воспитания:

- духовно – нравственное  (традиции казачества Южного Урала как основа духовно-нравственного воспитания);

- историческое;

- политико-правовое;

- воспитание на воинских традициях.

       Все направления  взаимосвязаны между собой.

       Воспитание в школе реализуется через четыре  взаимосвязанных блока:

  1. воспитание в процессе обучения;
  2. воспитание во внеурочной деятельности;
  3. воспитание во взаимодействии  с социумом;
  4. воспитание через кадетско-казачье объединение.

       В нашей школе создана  система гражданско-патриотического воспитания, используется целый комплекс соответствующих форм работы.  В учебном плане школы есть предметы, которые способствуют формированию истинного гражданина своего Отечества, социально активной личности, воспитанию патриотизма, гордости за Россию, Оренбургский край.  На уроках идет приобщение детей к историко-культурному наследию, к нравственным и духовным ценностям казачества. Географическое краеведение, история, литература, история казачества Оренбургского края, обществознание, ОБЖ   воспитывают  любовь к родной земле, её славной истории.

       В программе ОБЖ, в образовательной программе казачьего кадетского объединения  особый раздел отводится военно-спортивной  подготовке юношей и девушек. Приобретению необходимых навыков будущего воина способствуют строевая, огневая подготовка, учебные сборы. В ноябре 2014 г.  состоялась поездка учащихся 5 - 6 классов в Президентское кадетское училище города Оренбурга. Учащиеся принимали активное участие в слёте военно-патриотических объединений «Отчизны верные сыны», в  районной военно-спортивной игре «Зарница»,  в районном фестивали военно-патриотической песни «Время выбрало нас» (3-е место), в военно-спортивной игре «Мы – наследники Великой Победы», в областном  этапе Всероссийской военно-спортивной игры «Казачий сполох» 2015 г.

       Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает внеурочная деятельность учащихся. За прошедший учебный год проведена определенная  работа.

       Вся система патриотического воспитания в школе осуществляется через  творческие объединения, волонтерское движение, школьный музей. В школе успешно продолжают функционировать творческое объединение «Сотрудничество» (Шерстюк Н. Г., Шерстюк А. В., Юденко И. В.), кадетско-казачье объединение «Казак» (руководители Бондин В.А., Шерстюк А.В., Гильмутдинова Л. М.),  волонтерское движение (руководитель Гильмутдинова Л. М.).  

       В  2014 - 2015 гг. учащиеся МБОУ «Городецкая СОШ»  участвовали в областной акции «Живые голоса истории» (посвящена 70-летию Победы в  Великой Отечественной войне, участник Юденко Е.В. (рук. Юденко И.В., Шерстюк А.В.), в областной поисковой акции «И помнит мир спасенный…» (рук. Шерстюк А.В.), в  районном и областном конкурсе сочинений   «Письмо потомка: Что я знаю о войне?» (рук. Шерстюк Н.Г., Кудобаева Е.Н.),  областной акции «Читаем детям о войне»  и др.

        Широко распространенной формой гражданско-патриотического воспитания учащихся в  МБОУ  «Городецкая СОШ» в 2014– 2015 уч. году были уроки мужества, уроки патриотизма, встречи с ветеранами, тружениками тыла, воинами – контрактниками. Цель этих уроков: показать школьникам беспримерный подвиг русского народа на войне и в тылу, тесную связь героического прошлого с современностью, отдать заслуженную дань великому подвигу народа.

        В течение ноября – января проводилась работа с родителями, учащимися 5 класса, педагогами по вступлению  в  кадетское  казачье объединение. Подано 12 заявлений от родителей и учащихся. Будущие  казаки  совместно с заместителем руководителя по ГПВ оформили стенд «Сила казачества в единстве», готовились к вступлению в объединение. Была проделана большая работа:   форма кадетов (Бондин В.А.), теоретическая подготовка  (Шерстюк А.В.),  строевая подготовка   (Бондин В. А.), история казачества  (Шерстюк А.В.), подготовка худ. номеров (Гильмутдинова Л. М.), оформление школы, выставки, спортивного зала (весь педагогический коллектив).  Всю  работу коллектива координировал директор школы Даньшов С. Н.

         Для казаков (юношей и девушек) были открыты дополнительные спортивные секции (ответственный Бондин В.А.).

       В течение сентября – мая 2014 – 2015 гг.  в МБОУ «Городецкая СОШ»

были проведены следующие мероприятия:

  1. Формирование  копилки методических разработок внеклассных мероприятий по патриотической тематике.
  2. Уроки,  посвященные  битве за Москву, Сталинградской и Курской  битве  (9,11 классы).
  3. Часы общения, посвященные Дню неизвестного солдата, Дню Героев Отечества (5, 10, 11 классы).
  4. Участие в акции «Красная гвоздика»  (http://pobedavov.jimdo.com/).
  5. Участие в акции «Родной Герой» (http://may9.ru/victory).
  6. Работа с сайтом http://may9.ru/ , группой в социальной сети BK https://vk.com/gorodkii (созданной учащимися).
  7. Подготовка к акции-шествию «Бессмертный полк».
  8. Просмотр художественных фильмов военной тематики (5-11 классы).
  9. Посещение школьного музея (5-11 классы).
  10. Анкетирование  «Что я знаю о Великой Отечественной войне» (инициатива 11 класса).
  11. Родительское собрание с показом видеофильма «Герои нашего времени» (https://vk.com/gorodkii?z=video88090480_164817748%2F6b0c14c2da24de4c90).
  12. Оформление информационного стенда «70 лет Великой Победы».
  13. Уроки мужества «Город-герой Ленинград» (8 класс), «Родина – мать» (заочное путешествие по мемориальному комплексу «Мамаев курган», 5 класс), «Мы с тобою выполняли приказ» (8, 10 – 11 классы).
  14. Часы общения, посвященные 23 февраля (1-11 классы).
  15. Оформление стендов «Битва за Москву», «Битва за Берлин», «Отчизны верные сыны», «Участники боевых действий».
  16. Конкурс  стихов, урок мужества  «Строки, опаленные войной» (5-6 классы).
  17. Урок  мужества  «Это наша с тобою война, это наша общая боль...»
    (посвящен погибшим на ржевских рубежах, 10-11 классы).

В рамках областной   акции «Читаем детям о войне» прошли чтения в 4 классе по книге Алексеева С.П. «Сто рассказов о войне», 10-11 классы по книге Кондратьева В. «Сашка», в 9-11 классах    «Рассказ о войне» (К.Симонов «Живые и мертвые»).

  1. Час общения «Гордимся, помним!» (5 – 6 класс).
  2. Урок мужества «В сердце ты у каждого – Победа» (5-11 классы).
  3. Урок  мужества  «Песни Победы»(10-11 классы).
  4. Часы общения в рамках всемирного дня Холокоста (5,9-11 класс).
  5. 18 апреля состоялась встреча учащихся 5-11 классов с представителями Оренбургского казачьего общества «Первое отделение ОКВ», участниками гуманитарного конвоя Российской Федерации на Донбасс.
  6.  Снят видеоролик об участнике Великой Отечественной войны Тиглеве П.Н.  
  7.  9 мая в селе Городки прошел митинг, посвященный Дню Победы.  В нем приняли участие учащиеся и учителя  МБОУ «Городецкая СОШ»,  жители и гости  села. После митинга возложили венки и цветы к памятнику односельчанам, погибшим и пропавшим без вести в годы войны

После митинга прошла акция «Бессмертный полк».  В  сельском Доме культуры состоялся праздничный концерт, посвященный Дню Победы. Торжественные мероприятия завершились вечером, когда в небо были запушены фонарики.

          С 26 января по  26 февраля  2015 г. прошел районный месячник  оборонно-массовой и спортивной работы. Завершением месячника стал семинар директоров, торжественное принятие  5 класса в кадетское казачье объединение и военно-спортивные соревнования между командами МБОУ «Городецкая СОШ», «Ташлинская СОШ» и «Разномойская  СОШ».

         В течение года в рамках областных и районных операций и акций «Рассвет», «Долг», «Забота», «Ветеран», «Обелиск» проведены следующие мероприятия:

 - в течение года оказывалась помощь участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла;

-  апреле – мае была организована уборка территории у братской могилы погибших в годы гражданской войны на гражданском кладбище, в центре села - Великой Отечественной войны, произведен косметический (покраска)  ремонт всех памятников на территории села;

- на День Победы для ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла были приготовлены   буклеты – поздравления.

            В июне на базе летнего лагеря дневного пребывания «Березка» продолжалась активная работа по гражданско-патриотическому воспитанию.

Для ребят были проведены мероприятия:

  1. Заочное путешествие по Золотому кольцу России.
  2. 5 июня учащиеся приняли участие в экологической акции «Зеленый мир вокруг нас», в конкурсе агитбригад «Береги природу», приуроченных к  Дню эколога. Регата «Алые паруса».
  3. 6 июня прошел «Пушкинский день».
  4. Акция «Мы мир украсим добрыми делами».
  5. Спортивные состязания «Веселый марафон».
  6. День туриста.
  7. День дружбы.
  8. День рождения киностудии «Союзмультфильм».
  9. День России.
  10. День народных традиций.
  11. День хлеба.
  12. День медицинского работника.
  13. День памяти и скорби (приурочен к 74-ой годовщине начала Великой Отечественной войны).
  14.  День казачат.
  15.  День дружбы и единения славян и др.

         С 16 по 19 июня на базе спортивно-восстановительного  центра «Ташла» ГБУ «ЦСП»  прошел областной этап Всероссийской  военно-спортивной игры «Казачий сполох»- 2015 г. В спортивной игре приняли участие команды  из Оренбурга, Орска, Беляевского, Домбаровского, Оренбургского и Тюльганского районов. Команду Тюльганского района представляли учащиеся  МБОУ «Городецкая СОШ».

        После трех соревновательных дней команда МБОУ «Городецкая СОШ» заняла 4-ое общекомандное место, уступив всего 5 баллов команде Беляевского района и опередив команды из Орска и Домбаровского района.

На церемонии закрытия «Казачьего сполоха» состоялось торжественное награждение команд  в общекомандном первенстве, в командном первенстве  по видам программы, в личном первенстве. Ребята были награждены грамотами, медалями и ценными призами.

Командное:

конкурс  казачьей песни «У походного костра» - 3 место;

легкоатлетический кросс 1 км. – 3 место;

конкурс на знание материальной части стрелкового оружия – 2 место;

ориентирование с элементами туризма – 2 место;

военизированная  эстафета «Казачья полоса препятствий» - 3 место.

Личный зачет:

Алехин Вячеслав - 1 место (конкурс на знание материальной части стрелкового оружия);

Шонин Сергей - 2 место (конкурс на знание материальной части стрелкового оружия);

Алимаханов Аселхан - 3 место (конкурс на знание материальной части стрелкового оружия);

Шонин Сергей - 3 место (легкоатлетический кросс 1 км.)

       Итак, одним из важнейших направлений деятельности МБОУ «Городецкая СОШ»  должно оставаться гражданско – патриотическое и духовно - нравственное воспитание учащихся, которое оказывает существенное влияние на состояние нашего  общества. Наиболее активный период развития и воспитания детей и молодежи происходит сегодня  в условиях затянувшейся  на годы экономической и политической нестабильности, повлекшей за собой  рост преступности, правонарушений, безнадзорности и беспризорности наших детей, социальное расслоение. Следствие этого – переоценка ценностей, безнравственность, бездуховность, жестокость и насилие в семье и обществе, в государстве в целом. Формирование нравственных основ для молодого человека в настоящее время является одной из главных задач процесса его восхождения в различные структуры жизни общества, и это интуитивно чувствуют старшеклассники. Поэтому в школах сейчас необходимо уделять первостепенное внимание нравственному воспитанию, особенно важно это для учащихся старших классов. Несомненно, утрата патриотизма и связанного с ним понятия национальной гордости и достоинства чревата потерей не только способности народа к великим свершениям, национальной самоидентификации, но и как следствие - разрушением государства (что сегодня происходит в Украине).

       Наша школа поддержала инициативу губернатора Ю. А. Берга о создании кадетских классов в Оренбургской области. Была разработана специальная программа по военно-патриотическому и духовно-нравственному  воспитанию учащихся  и выбраны направления деятельности кадетского движения.  Реализация данной программы позволит сформировать духовно – нравственную, здоровую, общественно активную личность,  сознательно относящуюся к труду, народному достоянию, верную боевым традициям России, преданную Отчизне, готовую к  защите её свободы и независимости.

Инновационные формы работы по патриотическому воспитанию детей и подростков

в МБОУ «Городецкая СОШ»

Направление

Инновационные формы

Историко-краеведческое

Заочные путешествия

 Уроки  мужества

 Акция «Красная гвоздика»

Акция «Родной Герой»

Поисковые работы

Викторины

Литературно-музыкальное

Участие в народных праздниках

 Вечер, посвященный годовщине вывода войск из Афганистана, Дню Победы

Конкурс «Угадай мелодию»,  «Забытая песня»

Конкурсное чтение стихотворений о войне

Физкультурно-оздоровительное

Интеллектуальные игры

Экологическое

Операция «Живи, родник»

 Озеленение школы

Трудовое

Организация выставки

Семейное

Конкурс «Наши корни»

Конкурс семейных проектов

Фотовыставка «Моя семья»

Встреча с семейными династиями

Героико-мемориальное

Акция «Памятники славы»

Акция «Обелиск»

Акция «Долг»

Акция  «Забота»

Акция  «Ветеран

Акция «Бессмертный полк»

Уроки мужества

Выпуск газет, посвященных Дню Победы

Выставка рисунков

Проведение выставок и обзоров книг по военной тематике

Поздравление открытками, буклеты ветеранов

Праздничный концерт, посвященный Дню Победы

Вахта памяти

Месячник  оборонно-массовой и спортивной работы

Дидактическое

Создание  видеопрезентаций

                   

Внеклассная деятельность  

         

Проблема над которой работает МО кл. руководителей « Организация творческой жизнедеятельности классного коллектива »

         Организационно-методическая работа реализуется через тематические семинары. В этом году проведено 3 тематических и 1 организационный семинара для классных руководителей: «Использование информационных технологий в работе учителя » форма проведения: проблемный семинар, «  Новые формы работы с родителями ( родители в жизни класса и школы) » форма проведения: семинар – практикум, «  Формирование социальных навыков учащихся » форма проведения: проблемный семинар, итоговое заседание.

Сильные стороны:

 Опыт работы лучших классных руководителей- Гильмутдиновой Л.М., Юденко Л.И.,Коротченко М.А. обобщен на МО.

 Открытый урок  ЧО по теме « В сердце ты у каждого Победа» в 9 классе  провела Гильмутдинова Л.М , был очень высоко оценен коллегами, родителями. Людмила Михайловна в своей работе с классным коллективом  использует направление « Инновационная форма работы с детьми и подростками». Приоритетным направлением в работе является создание социальных проектов. Опыт распространен на районном уровне, есть результаты областного уровня.

 Урок ЧО  по теме « Война и дети»  в 6 классе провела  на хорошем творческом уровне  классный руководитель  Кудобаева Е.Н. Первый год Елена Николаевна классный руководитель в нашей школе, сумела сплотить класс в  творческий, активный коллектив. Дети активно участвовали  в творческих, спортивных конкурсах, имеют хорошие результаты. Победители и дипломанты конкурсов: Рукописная книга, «Зеленая Планета» ????

Слабые стороны:

а) в работе классных руководителей нужно отметить некачественное проведение педагогического всеобуча для родителей;

б) слабо ведется работа по посещению классными руководителями семей обучающихся.

Выводы:

Исходя из вышесказанного, в будущем учебном году м/о классных руководителей следует решать следующие задачи:

  • более активно и полно обобщать передовой опыт классных руководителей, пропагандируя его через организацию открытых классных часов и мероприятий воспитательного характера;
  • внести в планы воспитательной работы проведение интересных тем по педагогизации родителей с использованием информационных технологий;
  • внедрять новые формы работы с родителями.

  Работа библиотекаря.

          Одной из задач работы является разработка библиотечных технологий и методики совместной деятельности педагогического коллектива и библиотекаря по развитию интересов и творческого развития учащихся. Реализация данной задачи началась с ряда воспитательных мероприятий: Организованы: 1) Книжные выставки по различным тематикам;  2)Литературные игры;  3) Литературные вечера;  4) Библиотечные уроки.

Хочется отметить положительную и эффективную работу школьного библиотекаря Гильмутдиновой Л.М.. в соответствии с планом работы были проведены все заявленные мероприятия.

 

    Общешкольные праздники.


        Особое внимание обращено на содержание внеурочной воспитательной работы, на понимание школьного воспитания в современных условиях как разумно и гуманно организованной жизни ребёнка, его активной разносторонней деятельности, которая формирует его отношение к людям, окружающей среде.
        Традиционно в школе успешно прошли общешкольные праздники, проведению которых предшествовало большая коллективная творческая работа учащихся и педагогического коллектива:
I четверть:   «День знаний» по теме «  Моя малая Родина», спортивный праздник «Тропа здоровья »,  «День учителя» - День самоуправления, День профориентации, концерт ко Дню учителя, «Осенний кросс»,  конкурс патриотической песни « Долг. Честь. Родина- 2 место в районе, «Кросс наций», «Осенний бал», акция « Живи - родник!»- 1 место в районе, участие на областном уровне.
II четверть: Акция « Исчезнувшие села », акция «Спорт как альтернатива вредным привычкам», Новогодние праздники.
III четверть: Вечер встречи выпускников – День школы, «Лыжня России», , День святого Валентина -День ученика), концерт, посвященный международному женскому дню 8 марта.
IV четверть: Вахта памяти ко Дню Победы,  День детства, легкоатлетическая эстафета, День  последнего звонка, День здоровья, День защиты детей, выпускной вечер, лагерь « Березка»

Доброй традицией стал праздник, посвященный чествованию победителей и призёров (учащихся и педагогов) различных учебных, спортивных, творческих конкурсов и состязаний.

Одной из самых распространенных форм воспитательной работы являются классные часы. В этом году классные руководители отошли от привычных бесед и значительно разнообразили формы классных часов, используя технологию развивающего диалога:  игра-практикум, КТД, устный журнал, диспут, дискуссия, тренинг и др. В этом году классные руководители  Коротченко М.А., Юденко Л.И.,  Гильмутдинова Л.М.,  более активно стали проводить открытые мероприятия, выступать на МО, педсоветах.

Высокие результаты участия в конкурсах у педагогов-классных руководителей:  Гильмутдиновой Л.М., Кудобаевой Е.Н., Шерстюк А.В.

Состояние здоровья и физического развития учащихся  

Состояние здоровья учащихся в 2014-2015 учебном году оценивалось по результатам изучения внутришкольной медицинской документации по следующим показателям:

 Количество практически здоровых детей;

 Количество учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья;

 Количество учащихся, имеющих наиболее распространенные заболевания.

Анализ данных показывает, что в школе  60 %   учащихся имеют заболевания. Эта цифра увеличилась  за последние два года.

Это связано прежде всего

 с повышенной утомляемостью;

 перегрузкой учебного процесса;

  • малым  подвижным образом жизни;
  • несоблюдением гигиены зрения (много времени дети находятся у экранов телевизоров и компьютеров)

Проводя анализ состояния здоровья по группам школьников, отмечается, что последние три года  было постоянным, а за два последних  года  увеличилось.

Уменьшается число детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и с заболеваниями органов пищеварения.Процент детей с заболеваниями органов зрения  увеличилось.

Выводы:

Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, с целью установления причин ухудшения их физического состояния позволяет сделать следующие выводы:

 Основная причина - объективная: воздействие неблагоприятной окружающей среды.

 Фиксируется  чрезмерное нервноэмоциональное  напряжение детей, обусловленное оцениванием деятельности учащихся, построенном на сравнении учащихся друг с другом по результатам выполненных заданий;

 Наблюдается недостаточная двигательная активность детей, вследствие чего снижается их работоспособность на уроках и происходит рост острой и хронической заболеваемости;

 Несоблюдением гигиены зрения (много времени дети находятся у экранов телевизоров и компьютеров;

 Методика преподавания отдельных предметов;

 Одинаковое обучение девочек и мальчиков;

  За прошедший учебный год в школе проводилась следующая спортивно-массовая, оздоровительная деятельность .(Анализ проводится по месяцам)

Сентябрь

Традиционно в школе проводился «Осенний кросс». Принимали участие практически все учащиеся (72 человека из 78).Были подведены итоги, лучшие бегуны были отмечены почетными грамотами. Они участвовали в районном кроссе (п.Тюльган). Итоги: из 7 уч-ся заняли 1-1м. 1-2м.,2-3м.Так-же учащиеся школы  сдавали к.у. по разделам кроссовой подготовки и легкой атлетике.-

Октябрь

Проведены внутришкольные соревнования по футболу среди команд 6,8,9 классов, а так-же сборной команды 10-11 классов со сборной командой 6-9 классов. Лучшей командой признана команда 8 класса.

Ноябрь

С воспитательной целью лучшие ребята из кадетского

объединения на осенних каникулах посещали Президентский кадетский корпус, с ними проведена познавательная  экскурсия, занятия.

Декабрь

Проведены спортивные соревнования «Спортивная семья». Участвовали 6 команд. Победители награждены грамотами и сладкими призами.

Январь-Февраль

С началом второго полугодия в школе учащиеся 1-11 классов сдавали к.у по «Президентским состязаниям». По итогам тестирования учащихся  9 кл-1м. ,10кл-2м.,11кл-3м.

В феврале  традиционно учащиеся школы принимали участие в лыжных гонках «Лыжня России». Участвовали 40 человек от общего кол-ва(78 человек),лучшие лыжники (12 уч-ся)награждены ценными подарками и грамотами. На День защитника Отечества проведены военно-спортивные состязания «Один день в армии». Приглашали команды кадетов из Ташлы, Разномойской школы. Победителями стали команда ГСОШ.

На мероприятии посвященному 23 февраля «Долг. Честь. Родина », который проходил в п.Тюльган, команда юношей старших классов заняла 4 место.

Март-Апрель

В течении 3 четверти сборная команда 6-8 классов (пять мальчиков и пять девочек) систематически проходила подготовку к 15 районным «Президентскими играм». Команда школы заняла 3 место из 8 команд. Так-же в апреле команда учащихся принимало участие в районных спортивных играх «Зарница». Выступили неудачно, результат 9 место из 12 команд.28 и 29  апреля  в школе учащихся 4,10,9 классов сдавали обязательный зачет физкультуре. Из общего количества учащихся (16 человек) на отлично сдал один, на хорошо сдали двенадцать, на удовлетворительно-трое .Средний балл-«4»

Май

Проведен контрольный прием зачетных упражнений упр.ст по л/а, бегу, кроссу в 1-11 классах .В основном справились все. Средний балл  «3,5».На «День детства», который проходил 16 мая  на спортивной базе «Солнечная страна» в Ташле, наши ребята участвовали в спортивных состязаниях в одной команде с ребятами из Ташлы .Выступили «хорошо» были награждены грамотой «За выносливость».

В конце мая(25 числа) уч-ся 6-8 классов в кол-ве 6 человек участвовали в сдаче норм ГТО по физической культуре в п. Тюльган. Неплохо справились с контрольным упражнением трое учащихся, один будет участвовать в  областных соревнованиях(Алехин Слава).

Июнь

В этот период учащиеся  младших классов и ребят среднего звена посещают пришкольный лагерь «Березка». Ежедневно  проводится утренняя зарядка до 30 минут и спортивный час. Ребята бегают кросс ,играют в футбол, волейбол ,пионербол. Команда мальчиков из 10 человек готовятся к областному мероприятию «Казачий сполох», который будет проходить с 16 по 19 июня в Ташле, в оздоровительном-спортивном комплексе.

Духовно-нравственное воспитание в школе

     Образование – это единый целостный процесс воспитания и обучения. И главное удержать эту целостность. Одной из важных проблем современного общества является проблема духовно – нравственного воспитания. С безнравственностью, равнодушием, хамством  молодежи мы сталкиваемся и на улице, и в быту, и даже в школе. Зажечь искру душевной чистоты, любви к ближнему, уважения к старшему, а через эту искру разжечь костер духовности, патриотизма, нравственности – вот приоритетная задача педагога и воспитателя нашей школы.

   Основной целью воспитательной работы является  личностно-ориентированное воспитание, направленное на раскрытие, развитие и реализацию интеллектуально-духовных свойств личности обучающихся.
 Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи воспитательной деятельности:
- активизировать и разнообразить формы воспитания учащихся;
- изучать личность каждого ребенка, его физическое и психическое развитие, его семью;
- способствовать сплочению коллектива через общие дела;
- активизировать работу классных руководителей и родителей путем привлечения в общешкольные мероприятия.
Приоритетными направлениями в работе педагогического коллектива являются:
- Спортивно - оздоровительное;
- Нравственное;
- Физическое;
- Патриотическое;
- Экологическое;
-Эстетическое;

-Трудовое

 В планах классных руководителей каждому направлению отводится определенное место, разработаны мероприятия.

   Большое внимание школа уделяет физическому воспитанию, основными задачами которого является просвещение в области физического здоровья, формирование здорового образа жизни учащихся. В связи с этим классные руководители планируют и проводят классные часы и беседы .
Для реализации данной задачи в школе  проводятся следующие мероприятия: Дни здоровья, спортивные праздники, соревнования по баскетболу, волейболу, пионерболу,  беседы «За здоровый образ жизни», лекции с привлечением работников ФАПа, врача-педиатора, конкурсы рисунков  «Остановись СПИД!», «Школа – территория здоровья». Ежегодно в ноябре-декабре проводится месячник «Школа – территория здоровья», цель месячника – формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни в условиях распространения алкоголизма, наркомании и ВИЧ-инфекции.
 Одним из важнейших звеньев в воспитательной работе является духовно –нравственное воспитание учащихся. Основной задачей является формирование гармонично-развитой личности.  Согласно плану работы, в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся, формирования системы духовно-нравственных ценностей, основанных на традициях русского народа, в школе была проведена Неделя православной культуры. В ходе Недели  обучающиеся школы, педагоги познакомились с выставкой литературы в школьной библиотеке, подготовили выставку рисунков «Мой любимый православный праздник». Классные руководители в рамках недели провели тематические кл.часы «Человек рожден для добра», «С верою в сердце» и др.    Еще одним направлением работы школы является профилактика правонарушений. Педагогическим коллективом школы  по профилактике правонарушений решались следующие задачи:
- повышение нравственного уровня воспитанности учащихся, снижение уровня правонарушений;

Нами проведены рейды в семьи всех учащихся, неоднократно были посещены неблагополучные семьи. Так же практикуются рейды с целью контроля занятости несовершеннолетних в вечернее время. Такие рейды показали, что несовершеннолетние учащиеся  в вечернее время находятся дома под присмотром родителей. С родителями и детьми во время рейда проводились профилактические беседы классными руководителями и администрацией школы.
 С целью сотрудничества педагогов, родителей и учащихся, формирования здорового образа жизни ежегодно проводятся соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья».
Вся работа с родителями направлена на повышение уровня воспитанности учащихся, предотвращению негативных явлений, тесное сотрудничество семьи и школы.
 Разработан план мероприятий по профилактике наркомании, алкоголя и табакокурения несовершеннолетних, проводятся лекционно-практические занятия с уч-ся 1-9 классов на тему: «Здоровый образ жизни». «Возраст, с которого наступает уголовная ответственность», «Профилактика правонарушений», «Профилактика ЗОЖ», беседы о вреде курения, алкоголя, наркотиков, «Азбука нравственности», « Мои вредные привычки», « Мое самочувствие».
По этим же проблемам перед учащимися школы выступал врач -нарколог. По вопросам правового воспитания учащихся в школу регулярно приглашались сотрудники правоохранительных органов.
В школьной библиотеке организована постоянно действующая выставка по антинаркотической и алкогольной пропаганде.

  В этом учебном году учащиеся начальных классов продолжали обучение по ФГОСТ.  В этих классах учитель через уклад школьной жизни вводит ребенка в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность  ребенок должен сам, через собственную деятельность. Поэтому педагогическая поддержка нравственного самоопределения младшего школьника есть одно из условий его духовно – нравственного развития.

Цель учителя формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села. Находить возможности для совместной общественно полезной деятельности.

На классных часах, уроках окружающий мир дети получают первоначальное представление о Конституции Российской Федерации, гербом и флагом. На уроках внеклассного чтения знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга.
Создание в школе условий для развития личности ребёнка - это процесс создания системы отношений, помогающих школьникам на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. Внеклассная работа отвечает разносторонним потребностям личности ребёнка, реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом.

   Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей и необходимость развития воспитательной системы школы  необходимо решать следующие воспитательные задачи: ·

 Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса;

- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся; ·

- Создание условий для самореализации личности каждого ученика;

- Формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга;

-Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности;

- Формирование у детей нравственной и правовой культуры;

- Усилить работу с трудными подростками.

Развитие ученического самоуправления  

     Поскольку  главная цель государства звучит, как построение правового государства и гражданского общества, то, следовательно, важнейшей воспитательной задачей для нашего педагогического коллектива является воспитание патриота и гражданина. Цель гражданского воспитания – формировать у учащегося систему гражданских качеств.

    Системообразующим компонентом воспитательной работы в школе является ученическое самоуправление, которое реализуется через программу « Школьная Республика», под девизом

« Готовимся к успеху в школе, и в жизни у нас все получится!»

Программа определяет задачи гражданского воспитания учащихся:

  1. Становление и поддержание активной жизненной позиции школьника.
  2. Формирование гражданского сознания.
  3.  Создание благоприятных условий для самореализации учащихся.
  4. Формирование у учащегося потребности к самосовершенствованию и саморазвитию.
  5. Формирование гуманистического отношения школьника к окружающему миру.
  6.  Поддержка общественно значимых инициатив школьников.
  7.  Формирование стремления к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных  ценностей.

       Решение всех перечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы школы, которая начала складываться в 2009 году. В ее основе  совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям, которая сконцентрирована вокруг школьных комитетов.                    

      Объединение усилий педагогического коллектива учащихся, родителей, администрации было направлено на создание благоприятных условий для развития личности ребенка и ее самореализации через воспитание. В нашей школе воспитательная система имеет свои отличительные особенности, свое « лицо», и о ней знают не только в районе, но и в области.

                   Воспитательная система нашей школы являясь открытой, расширяясь, охватывает все больше пространство. Опыт работы показывает, что  деятельность по моделированию воспитательной системы способствует укреплению существующих традиций и созданию новых. На сегодняшний день одни компоненты системы уже отработаны ( социальное проектирование, исследовательское  направление, коммунарские сборы), а некоторые будут совершенствоваться в ходе ее развития, но одно уже очевидно – наличие воспитательной системы позволяет более эффективно работать всей школе для достижения целей воспитания.


              Школьное, или ученическое, самоуправление - это движение, которое представляет собой особым образом организованную деятельность детей, социально обусловленную, общественно и личностно значимую.
          Цели ученического самоуправления – реализация интересов и потребностей учащихся в школе; формирование навыков управления образованием на уровне ученика, класса, школьного коллектива.  

   В 2014-15 учебном году продолжило свою работу  ученическое самоуправление Школьная Республика. В этом учебном году совершенствовали и развивали структуру ученического самоуправления. В состав Школьной Республики  входят представители 5 – 11-х классов.

     В воспитательном процессе большую роль играет ДО

    Задачами организации были:

- развитие детского движения

- защита прав и интересов детей и подростков

- развитие творческих способностей членов организации

- адаптация личности к жизни в обществе.

    Состав ДО - это клубы по интересам, работающие по различным направлениям: «Семицветик», «Знатоки», «Алые паруса», «Спортклуб», клуб старшеклассников «Юность».

    По итогам года ДО награждено районной грамотой за активное участие в жизни района,  и руководитель  ДО  Гильмутдинова Л.М. награждена грамотой  от ЦДОД. В работе детского самоуправления недостатком является, что слабо работает детская организация в начальном звене.  Слабая преемственность в самоуправлении, поэтому встречаются проблемы в организации ученического самоуправления. Не во всех классах развито самоуправление. Не все учащиеся понимают, как нужно управлять школой, что значит помогать учителю. В 2015-2016 учебном году следует продолжить поиск новых форм и методов работы.

Дополнительное образование.  

       Программа дополнительного образования велась  по  направлению социального проектирования. От ЦДОД  всего один кружок, это 2 часа в неделю, занималось  14 ребят. Руководитель кружка опытный педагог Гильмутдинова Л.М.  В своей работе Людмила Михайловна ориентируется на индивидуальные особенности учащихся, преследуя цели, не только обогатить детей дополнительными знаниями, но и сформировать умение работать коллективно.

      На данном этапе развития  школы дополнительное образование не только дополняет основное образование, но и нередко становится основной его частью, продолжая и расширяя культурное пространство школы.

     Анализируя работу педагога дополнительного образования, можно оценить её большое значение для гармоничного развития детей. Занятия детей в кружке дополнительного образования способствует развитию творчества, фантазии, активизирует, внимание, наблюдательность, самостоятельность мышления. В течение года выпускалась школьная газета « Сорока». Данный социальный проект принимал участие в муниципальном и региональном конкурсах. Начата работа над проектом « Парк отдыха».

     .

Профилактическая и социальная работа.  

       В школе создан банк данных всех учащихся , который в течение всего учебного года обновлялся  (80 учеников на начало 2014-2015 учебного года, на конец года 78). С этой целью были составлены социальные карты всех классов, проанализировав которые, были выделены следующие категории детей:

  -опекаемые дети -6 чел.

    -дети-инвалиды -нет

  -дети из неполных семей - 7 чел.;

  -дети из многодетных семей – 33 чел. ( 19 семей)

  -дети из малообеспеченных семей -  58 чел.,(20 семей)

  -дети из неблагополучных семей – 2 чел.

        За  всеми детьми перечисленной категории в школе организован постоянный контроль, учебная деятельность, внеурочное время, занятия по интересам, питание, посещение пришкольного летнего оздоровительного лагеря. Оказывалось содействие в выделении данной категории учащихся путевок  в санатории. Лагеря. Выделение материальной помощи органами соцзащиты. Для родителей данной категории учеников проводила нравственно-правовые встречи, на которых знакомила их со статьями закона, гарантирующие меры социальной помощи и защиты.

Выполняя закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на основании ст.14 п.1 (3-6), 2 (1-5), педколлектив совместно со специалистами района  проводил работу с подростками, особенно с "трудными":

  • составлен план работы на год;
  • вёлся учёт подростков, систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины;
  • проводились классные часы на темы законопослушного поведения и ведения здорового образа жизни;
  • классными руководителями ведутся дневники психолого-педагогических наблюдений (среднее и начальное звено), в которых отмечаются и доводятся до сведения родителей все случаи девиантного поведения подростков.
  •  ведутся индивидуальные карты занятости учащихся, в которые вносится информация на учащегося и его родителей, дата и причина постановки на учёт, занятость во внеурочное время; ведётся контроль над посещаемостью и успеваемостью,  имеются рекомендации классным руководителям, отмечается проводимая профилактическая работа с учащимися;
  • все дети из неблагополучных семей были охвачены кружковой и спортивной работой, с учётом интересов  и склонностей;

           Для работы  с детьми и родителями были использованы разнообразные методы работы: наблюдение за обучением и поведением ребят, отслеживание  их социальное окружение, беседы с детьми из группы «риска» не сами дети являются таковыми, а их семья, окружение (2 ученика – Максютов Максим, Кулик Захар и ученик 9кл. Шманенко Игорь состоящий на учете   по совершению преступления); проводились тесты и тренинги   детско-родительских отношений с «трудными» подростками, с детьми девиантного поведения и их родителями;  анализировалось (часто вмести с детьми) поведение, поступки, совершённые подростками.. Вместе с ребёнком искались ответы на вопрос: что толкает его на дезориентацию, какова причина сбегания с уроков, нежелания учиться, агрессивности, драк, конфликтов с родителями, учителями и одноклассниками и т.д.  С категорией данных детей велась большая воспитательная и разъяснительная работа.

      В течение учебного года классными руководителями были обследованы условия воспитания и проживания обучающихся (посещено 34 семьи, 23  из них неоднократно, составила  акты  жилищно-бытовых условий проживания). Были  выявлены семьи социального риска, т.е. неблагополучные и определены степень риска семей:

        -алкогольная зависимость одного из родителей, степень неблагополучия (1 семья);

         _мать состоит на учете у психиатора  ( 1 семья)

        -малообеспеченность семьи - (20 семей);

     В целях предупреждения правонарушений, безнадзорности и беспризорности среди учащихся нашей школы была разработана и сформирована система по профилактике негативных явлений среди подростков. Работа с детьми ведётся с 1 класса, но под особым контролем находятся ребята старшего звена, а также подростки, склонные к совершению правонарушения (другими словами, состоящие в «группе риска», на ВШК, в ПДН), семьи, в которых воспитываются эти дети; семьи, где сложилась трудная жизненная ситуация.

      Все дети из вышеперечисленных категорий посещают объединения дополнительного образования и спортивные секции, на «трудных» детей составлены диагностические карты, социального окружения, занятости, учёта.

     На протяжении многих лет функционирует  родительско -педагогический патруль ( дежурство на дискотеках ; рейды по семьям ; проверка режима школьника ; рейды по торговым точкам   с целью выявления продажи несовершеннолетним алкогольной и табачной продукции).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

    Организованы индивидуальные психолого-педагогические консультации  для родителей педагогически запущенных детей по вопросам воспитания, обучения и заполнения досуга ребёнка.

         В современных условиях решение социальных проблем детей рассматривается, прежде всего, в аспекте охраны и защиты их прав. Такие права предусмотрены Конвенцией ООН «О правах ребёнка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН. Именно на обеспечение и защиту прав ребёнка была направлена работа социального педагога  и педагога – психолога.
       Первой задачей было составление списков детей, требующих повышенного внимания со стороны педагогов, составление списков асоциальных семей и составление списков опекаемых детей. Обследовались условия жизни опекаемых детей, составлялись акты обследования. Все опекаемые дети живут в удовлетворительных или в хороших условиях и опекаются, в основном, бабушками, тетями, сестрами. Администрация и социальная служба школа работают в содействии с отделом по охране детства и социальной защиты по вопросам социальной защищенности учащихся, оказания материальной помощи, организацией бесплатного питания.

    Пятый год в школе работает Совет по профилактике правонарушений. Результаты работы Совета ощутимы: снизилось количество учащихся, которые относились к «группе риска», количество правонарушений, количество неуспевающих.
    На заседании Совета заслушиваются ученики, допускающие дисциплинарные проступки, уделяющие недостаточно внимание учёбе, допускающие пропуски уроков, замеченные в противоправном поведении. Такие ученики были поставлены  временно на внутришкольный учёт.
   В соответствии с распоряжением отдела по охране детства и в исполнении Федеральной целевой программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений» в сентябре была проведена операция «Всеобуч» по учёту детей в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях, и детей, не имеющих постоянного места жительства. Главной целью этого мероприятия являлось выявление неблагополучных семей.
      Также в нашей школе разработана система борьбы с вредными и негативными привычками ( курение, употребление алкогольных напитков, наркомания ). Были проведены : конкурсы; творческие вечера; тематические дискотеки; просмотры кинофильмов; спортивные праздники; конкурсы плакатов.

     По профилактике зависимых состояний (курение, употребление алкогольных напитков), формированию критического отношения к социальным вредностям проведены социально-психологические тренинги, беседы в группах и индивидуально. Был составлен план мероприятий, направленных против курения, призывающих к здоровому образу жизни.

 В течение всего времени ребята принимали активное участие не только в  классных, но и школьных и районных мероприятиях. Был проведен цикл классных часов, «Уроки культуры здоровья».

       В течение года проходят  акции «Интернет – урок» по профилактике наркомании.

В школе создана   Служба примирения.

Целями службы примирения являются:

- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

-помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
-организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
  Задачами службы примирения являются:

-  проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;

-обучение учащихся и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;

-организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации

 По результатам  социальной работы были сделаны следующие выводы, что:

  • Работа социальной службы позволяет отследить социальную ситуацию развития в школе, выявить основные проблемы и определить причины их возникновения, пути и средства их разрешения;
  • Оказывает помощь детям в определении своих возможностей, способностей, исходя из склонностей, интересов, состояния здоровья.
  • Содействует педагогическим работникам, родителям в воспитании и обучении детей.

    Работа с родителями.

    В этом году была организованы следующие виды деятельности  родителей и детей:

   -познавательная деятельность-участие в предметных неделях, турнире знатоков;

   -трудовая деятельность-оформление кабинетов, трудовые десанты;

   -досуг-участие в школьных праздниках, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях, семейных конкурсах.

   В работе с родителями были использованы коллективные, групповые, индивидуальные формы работы.

       В этом году активизировалась работа с родителями. Об этом говорит более высокая явка родителей на собрания, заинтересованность родителей делами школы, многие родители оказывали помощь школе в ремонте, в приобретении учебников, в организации питания. Больше родителей стало приходить на школьные праздники.

Работа с общественными объединениями.

    .

    В течение года организуется встреча с представителем  правоохранительных органов инспектором ПДН Степанюк  Г.А., прокурором района М.Г. Третъяковым, участковым Антошкиным А. С. специалистами соц.защиты.

       В рамках месячника по безопасности движения ЮИД организует конкурсы рисунков, плакатов, составляет для ребят тренировочные кроссворды, ребусы.  Для проведения таких мероприятий  в системе изучают ПДД, что дает им возможность объективно и грамотно оценивать работы учащихся, действия юных велосипедистов на соревнованиях «Безопасное колесо», да и самим успешно выступать на школьных соревнованиях.

           С уходом на  каникулы члены отряда выпускает  листовки-обращение о безопасности во время каникул.

       Во время работы летнего оздоровительного лагеря  отряда ЮИД продолжал свою работу. Проводились игры на площадках, беседы о правилах дорожного движения, помогали воспитателям в проведении экскурсий и походов.

Содержательная сторона воспитательного процесса строится по принципу:

1) сохранение и отработка всех удачных моментов;

2) учет и анализ неудачного опыта, внесение корректив;

3) поиск нового и варьирование знакомого

Внешкольная деятельность.

    В этом учебном году продолжалась плодотворная работа  с ДК , директором  Прохоренко С.В. и художественным руководителем  Бражниковой М.В. Совместно были проведены: концерт ко Дню Матери, празднование Масленицы, конкурсная программа ко Дню семьи, митинг и концерт ко Дню Победы, День детства, День защиты детей, смотр художественной самодеятельности Концерты, праздничные представления приносят радость не только родителям, но и жителям  села, которые с удовольствием ходят на них.

     

    Так же налажена работа с сельской врачебной амбулаторией. Совместно были разработаны родительские лектории и беседы с детьми, которые в течение года были проведены фельдшером

 Байчуриной Р.З., приглашался на встречу с ребятами, педколлективом участковый врач- терапевт Ташлинской больницы.  

Налажена работа с детским садиком. Учащиеся школы выступают перед детьми из детского сада на праздниках. И ребята из детского сада частые гости у нас, проводилась экскурсия  в школьном музее.

    Тесная связь налажена с РОВД, органами опеки и попечительства, с органами социальной защиты детей.

Контрольно-диагностическая функция в управлении воспитательным процессом в школе:

    При реализации данного вида деятельности были проведены следующие мероприятия:

  • собеседование при заместителе директора по воспитательной работе, классные руководители, педагоги дополнительного образования;
  • методические совещания по повышению уровня педагогических работников посвященных повышению уровня воспитанности учащихся;
  • диагностика психологическая и педагогическая, которая позволяет контролировать и планировать необходимые мероприятия по воспитательной работе;
  • контроль за проведением классных часов, круглых столов, бесед и т.д.

 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

         

            Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах—результативном и процессуальном. Воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателя  наблюдаемых признаках поведения и сознания. Можно сказать, что результативность  2014-2015 учебного года находится на уровне выше среднего. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности педагогического коллектива. О процессуальной оценке можно сказать, что она находится на уровне выше среднего.

    Все выше перечисленное дает право оценить воспитательную работу за  2014-2015 учебный год положительно.

Цель воспитательной работы на 2015-2016:

    Воспитание здоровой, психологически устойчивой  с высокой умственной  и физической  работоспособностью, богатой, духовно- нравственной личности путем творческого  мышления, общения с прекрасным, учитывая ее природные задатки, условия жизни и воспитание через социум.

Задачи воспитательной работы на 2015-2016 учебный год:

1.     Выявление  и развитие творческих способностей учащихся.        

2.     Развитие самоуправления.

3.     Совершенствование методического мастерства классных руководителей.

4.     Пропаганда ЗОЖ.

5.    Совершенствование патриотического и духовно-нравственного воспитания.

6.     Укрепление связи семья-школа.

 Выводы:

Подводя итоги за  2014-2015 учебный год, хочется отметить, что поставленные цели и      задачи реализованы и выполнены:

  • организация и проведение воспитательных мероприятий осуществлялись, исходя из интересов, интеллектуальных и физических возможностей учащихся, что обеспечивало реализацию личностно-ориентированного подхода при одновременном обеспечении массовости мероприятий;
  • Все аспекты воспитательной работы позволяли учащимся ярко и неординарно проявлять свои творческие способности;
  • Воспитательная работа школы основывалась на принципах сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Исполнители:

  Зам. руководителя по ВР Кабанова Т.Л.

  Зам. руководителя по ГПВ  Шерстюк А.В. тел. 89225460617



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы 2013-2014 учебный год

Анализ работы за2013-2014 учебный год. Задачи в новом учебном году....

Анализ воспитательной работы 2013-14 учебный год

Анализ воспитательной работы 2013-14 учебный год...

Анализ воспитательной работы за 2014-2015 год.

Анализ воспитательной работы за 2014-2015 год (отчёт методиста по ВР)....

Анализ воспитательной работы за 2014\2015 год

Анализ воспиттельной работы с классом...

Анализ воспитательной работы за 2014-2015 год

Анализ воспитательной работы...

Анализ воспитательной работы за 2014 - 2015 учебный год

В данной работе содержится анализ учебно - воспитательной работы  в 6 классе за 2014 - 2015 учебный год по всем основным направлениям . Указаны положительные  стороны и надостатки, а также...

Анализ воспитательной работы за 2014- 2015уч. года

Анализ воспитательной работы за 2014- 2015уч. года...