Классный час "Чтобы помнили"
классный час (8 класс) на тему

Классный час посвящен жизни и подвигам детей в годы Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl._chas_chtoby_pomnili.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Чтобы помнили»

8»Б» класс  

Кл. куководитель:  Эльсаева Т.А.

Цель: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  • активизировать учащихся, заострить внимание на драматических страницах в жизни страны; развивать дискуссионные умения ребят;
  • формировать навыки  патриота своей Родины, гордость за своих воинов;
  • воспитывать волевые качества на примерах героев войны; прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны

УчительТема нашего классного часа: “Чтобы помнили” и посвящен он жизни и подвигам ваших ровесников в годы Великой Отечественной войны.

 70 лет прошло с тех пор, как закончилась война, 

(Звучит песня “Журавли” ) 

Ведущий
. Это событие, над которым  время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится его величие.
В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось …

(звучит речь Левитана) 

Учитель:

Сорок первый! Июнь. 
Год и месяц борьбы всенародной. 
Даже пылью времен 
Затянуть эту дату нельзя. 
Поднималась страна 
И на фронт уходила поротно, 
Кумачовые звезды 
На полотнах знамен унося. 

Ведущий. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые .
Наши солдаты  тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится.
Учитель: “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз.

 А в тылу оставались женщины, старики, дети. Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы. Тяжело было. 

Ведущий: На фронтах и в партизанских отрядах наравне со взрослыми сражались совсем юные бойцы, наши ровесники, герои, отдавшие жизнь за победу, совершая подвиги

- Как вы понимаете слово - "подвиг"? (Учащиеся рассуждают)

(Примерный ответ: Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью).

Ученик1.

Вспомним их поименно...
Горем вспомним своим!
Это нужно не мертвым
Это нужно живым!

Зоя Космодемьянская 

Родилась 13 сентября 1923 года. После окончания 9 классов московской школы Зоя по собственному желанию отправилась на фронт в партизанский отряд. Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года в районе деревне Петрищево она была схвачена фашистами, которые её пытали. От неё требовали признания, кто и зачем ее послал. Мужественная девочка не ответила ни на один вопрос немцев. Она даже не назвала своего подлинного имени и фамилии. После долгих и мучительных истязаний Зою убили. 
Ей дали звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецкими фашистами. Существует много памятников. 
Ученик 2
Лёня Голиков (слайд 8)

Рос в деревне Лукино. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам. Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. 
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. 
Но вскоре Леня погиб. 
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звание Героя Советского Союза. 
Ученик 3
Валя Котик 

Родился 11 февраля 1930 года. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. После события доверили Вале быть разведчиком. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. 
Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. 
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. 
Ученик 1
Зина Портнова 

Война застала Зину в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы. Была создана подпольная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку. 
В декабре 1943 года девочку схватили фашисты и пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза. 
Ученик 2
Марат Казей  (слайд 11)

...Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свой дом. После смерти мамы Марат ушел к партизанам и стал разведчиком. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял ценные сведения. 
Мальчик участвовал в боях и проявлял отвагу. 
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя. 
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
 

Ученик 3

Тихон Баран

Ученик 6. А о подвиге этого 12-летнего белорусского мальчишки узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: «Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья - 6 детей и родители - ушла в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тихона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в свою деревню. Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей Деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, которые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда ты нас привел? - закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. - Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!

Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах. 

Учитель: . Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчиками и девчонками. Им очень хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели.  Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставляло их переступить через страх смерти?

 Примерные ответы :

- Они хотели отомстить за убитых родителей, за разоренный дом.

- Им было жалко людей, которых уничтожали фашисты.

- Они хотели быть свободными людьми, а не рабами немцев.

- Ими двигала ненависть к фашизму.

Учитель: Ребята, я хотела бы вам рассказать еще об одной судьбе девочки, Тани Савичевой, но прежде чем начать рассказ  об одиннадцатилетней ленинградской школьнице, я напомню о  судьбе города, в котором она жила. С сентября 1941 года по январь 1944, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налётов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день всего 250 г. хлеба, а служащим и детям 125 г. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.

Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!

Нет, Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи...

Большая, дружная семья Савичевой спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей...

  • “Женя умерла 28 декабря в 12.00 1941 г.”
  • “Бабушка умерла 25 января в 3. ч. дня 1942 г.”
  • “Лека умер 17 марта в 5 ч.утра 1942 г.”
  • “Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 г.”
  • “Дядя Лёша умер 10 мая 1942 г.”
  • “Мама умерла 13 мая 1942 г.”
  • “Савичевы умерли”.
  • “Умерли все”.
  • “Осталась одна Таня”.

Что же было дальше с Таней? Надолго ли она пережила родных? Одинокую девочку вместе с другими сиротами удалось отправить в относительно сытую и благополучную Горьковскую область. Но сильное истощение и нервное потрясение взяли своё. Она умерла 23 мая 1944 г.

Ведущий:

Свыше 26 млн. людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать более 38 лет.

(Минута молчания)

В девятый день ликующего мая, 
Когда легла на землю тишина, 
Промчалась весть от края и до края: 
Мир победил! Окончена война!

 
Звучит песня “День Победы”.

Подведение итогов (рефлексия)

Учитель:

 Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения - военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация?

( Примерные ответы: Начинаешь больше ценить мирную жизнь, наше безмятежное детство.)

Ведущий: В  этом году 70-й раз будет праздновать День Победы наша страна.

 Каждый год у нас  проходит акция “Георгиевская лента” .

Георгиевская лента - это многовековой символ, олицетворяющий подвиг русского воина на полях сражений, элемент награды, выдававшийся за подвиг. Цвет оранжевый и черный означают дым и пламень и являются знаком личной доблести солдата, проявленной в бою.

Цветы гвоздики являются символом отваги, а сирень – символ памяти, доброты и великодушия.

Все дальше в прошлое уходят годы страшной войны. Но подвиг людей, вставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. И закончить наше мероприятие мне хочется отрывком из поэмы Р. Рождественского «Помните»

Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханием
будьте достойны! 

Люди! Покуда сердца стучатся

Помните!

Какою ценой завоевано счастье

Пожалуйста, помните!
(Р.Рождественский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Помня о прошлом, веря в настоящее, строим историю будущего"

Классный час для учащихся 5 классов. Цель: воспитание патриотических качеств, любви и уважения к родной стране, малой родине, воспитание гражданственности, патриотизма, понимания учащимися их личной о...

Классный час "... помнит мир спасенный?"

Разработка классного часа по патриотическому воспитанию в 6 классе...

Классный час "Помни правила движения как таблицу умножения"

Классный час по правилам дорожного движения для учащихся 6-7 класса коррекционной школы....

Классный час" Помните, через года, через века ..."

Мероприятие посвящено Дню победы в Великой Отечественной войне.Звучат стихи и музыка известных советских поэтов и композиторов  о войне.Содержится информация о Набережных Челнах в годы войны....

Классный час "Помним,гордимся!"

Цель: содействие в духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся, российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважения к государственным Праздникам России.Задачи:- сод...

Классный час "Помним и скорбим"

Великая Отечесвенная война это - то событие, о котором должен знать каждый русский человек, потому что именно там, на войне, погибли наши предки, некоторые вернулись с полей сражений раненные......

Классный час: "Помним! Гордимся! Наследуем!"

Классный час в 8 классе на тему: "Помним! Гордимся! Наследуем!"...